Водные ресурсы как часть казны

(Козырин А. Н.) ("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2014, N 1) Текст документа

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЧАСТЬ КАЗНЫ <1>

А. Н. КОЗЫРИН

Природные ресурсы занимают особое место в составе российской казны. В свою очередь, водные ресурсы представляют собой одно из основных природных богатств России. Вода, подобно земле и лесу, - это особый многофункциональный ресурс, который представляет собой не только экономическое благо, но и необходимое условие поддержания жизни и экологического равновесия. Вода представляет собой основу, субстрат жизни на земле. Этот очевидный научный факт нашел свое отражение в системе прав человека, составляющей сердцевину современного международного права. "Хотя вода не признается прямо как самостоятельное право человека в международных договорах, международное право в области прав человека связано с конкретными обязанностями, относящимися к доступу к безопасной питьевой воде. Эти обязанности требуют от государств обеспечения доступа всех к достаточному количеству безопасной питьевой воды для личных и бытовых нужд" <2>. -------------------------------- <2> Право на воду. Серия "Права человек: изложение фактов". Вып. 35. Женева: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (ISSN 1014-5575). С. 4.

Концепция базовых потребностей в воде для удовлетворения основных нужд человека была впервые выдвинута на Конференции ООН по водным ресурсам в Мар-дель-Плате (Аргентина). Впоследствии право всех народов на доступ к питьевой воде было подтверждено в Повестке дня на XXI век, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году. Признание воды и санитарных услуг в качестве составной части права на достойный образ жизни закреплено в Программе действий Международной конференции по народонаселению и развитию 1994 года и в итоговых документах Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), принятых в 1996 году. В документах ООН право на воду трактуется как включающее в себя: а) ряд свобод, обеспечивающих защиту от произвольного и незаконного отключения; запрещение незаконного загрязнения водных ресурсов; недискриминацию в доступе к безопасной питьевой воде и санитарным услугам; невмешательство в доступ к существующему водоснабжению, особенно к традиционным источникам воды; б) материальные права, подразумевающие доступ к минимальному количеству безопасной питьевой воды для поддержания жизни и здоровья; доступ к безопасной питьевой воде и санитарным услугам в условиях лишения свободы, а также принятие решений, связанных с водой и санитарными услугами, на национальном и местном уровнях <3>. -------------------------------- <3> Право на воду. Серия "Права человек: изложение фактов". Вып. 35. Женева: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (ISSN 1014-5575). С. 11.

Право на воду предусматривает, что водоснабжение для каждого человека должно быть достаточным и непрерывным, с тем чтобы удовлетворять личные и бытовые нужды <4>. -------------------------------- <4> Под водой, необходимой для личных и бытовых нужд, понимается вода для питья, стирки одежды, приготовления пищи, а также для личной и бытовой гигиены. Другие виды бытового использования воды (садоводство, плавательные бассейны и т. д.) не включаются в содержание права на воду.

Право на воду гарантирует доступ к воде для жизнеобеспечения, здоровья и удовлетворения основных потребностей <5>, но не наделяет никого правами на неограниченное количество воды. -------------------------------- <5> По данным Всемирной организации здравоохранения, для удовлетворения самых основных потребностей необходимо от 50 до 100 литров воды в сутки. Доступ к 20 - 25 литрам на человека в сутки представляет собой минимальный уровень. См.: G. Howard and J. Bertram. Domestic water quantity, service level and health. World Health Organization, 2003. P. 22.

При этом вода для личных и бытовых нужд должна быть безопасной (то есть должна быть защищена от заражения микробами и паразитами, химическими и радиологическими веществами) <6> и приемлемой (приемлемого цвета, запаха и вкуса). -------------------------------- <6> По статистике, в любой отдельно взятый момент времени половину больничных коек в мире занимают пациенты, пораженные инфекциями, которые передаются через воду. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www. un. org/waterforlifedecade (дата обращения: 17.02.2014).

Право на воду предполагает, что вода и санитарные услуги должны быть физически доступны и находиться в пределах безопасной досягаемости для всех групп населения (в том числе инвалидов, женщин, детей и пожилых людей). Наконец, право на воду требует, чтобы водоснабжение было экономически доступным для всех <7> и чтобы никто не лишался доступа к безопасной питьевой воде по причине того, что он не в состоянии оплачивать услуги водоснабжения. При этом запрет на ограничение доступа к воде по причине неплатежеспособности не означает установления права на бесплатную воду. -------------------------------- <7> Программа развития ООН (ПРООН) предлагает в качестве ориентира потолок в 3% от дохода домашних хозяйств.

С функцией воды как субстрата жизни самым тесным образом связана и экологическая функция водных ресурсов, и, соответственно, их особая ценность. Водные ресурсы представляют собой важнейшую и неотъемлемую часть мировой экологической системы. В уже упоминавшейся Повестке дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, всем государствам рекомендовано осуществлять защиту и сохранение водных ресурсов, водных экосистем, содействовать разработке и применению экологически чистых технологий и т. д. <8>. -------------------------------- <8> Режим доступа: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 17.02.2014).

Обеспечение равновесия экологической системы возможно только через установление надлежащего баланса публичных и частных интересов при водопользовании и водоохране и установление приоритета охраны водных ресурсов перед их использованием. Положение водных ресурсов в составе российской казны определяется свойствами воды как экономического блага <9>. Долгое время вода оставалась в России недооцененным природным ресурсом. Однако нерациональное использование водных ресурсов, их загрязнение, а иногда и просто варварское, хищническое использование сделали проблему рационального водопользования и водоохраны актуальной и для российской экономики. -------------------------------- <9> Характеризуя воду как экономическое благо, исследователи отмечают, что ее источниками являются, во-первых, как возобновляемые, так и истощаемые ресурсы, а во-вторых, как природные ресурсы, так и ресурсы, искусственно создаваемые с помощью современных технологий опреснения (см., например: Фридман А. А. Модели экономического управления водными ресурсами. М., 2012. С. 10).

Вода повсеместно используется в народном хозяйстве. Помимо ее использования как питьевого ресурса и потребления в составе пищевого рациона, она востребована в коммунально-бытовых и рекреационных целях. Без воды невозможно представить функционирование современной промышленности, энергетики и транспорта. Крупнейшим потребителем водных ресурсов остается аграрный сектор экономики. От обеспеченности водой сельского хозяйства напрямую зависит продовольственная безопасность России. В процессе использования водных ресурсов народным хозяйством различают водопотребителей, которыми являются отрасли народного хозяйства, использующие водные ресурсы вне водных источников (забор воды коммунальным хозяйством <10>, промышленностью, сельским хозяйством и ирригационными системами, санаторно-курортным хозяйством и т. д.), и водопользователей - отрасли народного хозяйства, использующие водные ресурсы без изъятия их из водных источников (гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство и т. д.) <11>. -------------------------------- <10> К водопотреблению коммунальным хозяйством относится также потребление воды предприятиями городской промышленности и инфраструктуры, городским транспортом, строительными организациями и т. д. <11> Подробнее см.: Использование воды в народном хозяйстве. В серии "Библиотека "Гидротехника и гидроэнергетика". Вып. 35. М., 1973. С. 16 - 44.

Водопотребление промышленностью связано с использованием воды в самых разных качествах - как составной части промышленной продукции, теплоносителя, растворителя, средства транспортировки и т. д. Источниками промышленного водоснабжения являются преимущественно речные воды. В относительно небольших объемах используются подземные воды и опресненные морские воды. Крупными водопользователями в народном хозяйстве являются гидроэлектростанции. Использование ими водных ресурсов представляет собой транзитное проточное водопользование. В отличие от гидроэлектростанций, которые являются водопользователями, тепловые и атомные электростанции выступают в качестве водопотребителей. Таким образом, вся энергетическая отрасль напрямую зависит от использования и потребления водных ресурсов. В аграрном секторе экономики вода используется в целях сельскохозяйственного водоснабжения (бытовые и хозяйственные потребности в воде сельских населенных пунктов, потребление воды животноводством и т. д.), обводнения пастбищ (систематическое улучшение пастбищ водными ресурсами) и орошения земель, являющегося непременным условием сельскохозяйственного производства в крайне засушливых районах <12>. -------------------------------- <12> Отметим, что уже упоминавшееся право на воду не распространяется на воду, используемую в целях растениеводства и животноводства. Однако можно утверждать, что право на воду предусматривает приоритетность водопользования в растениеводстве и животноводстве, когда это необходимо для предупреждения голода (Право на воду. С. 17).

Реки, озера, водохранилища, внутренние моря и иные водные объекты, которые используются для добычи и разведения рыбы и иных водных биологических ресурсов, становятся рыбохозяйственными водоемами. Водные пути речных систем используются внутренним водным транспортом - важным элементом единой общероссийской транспортной системы, на который приходятся перевозки преимущественно массовых грузов - строительных материалов, угля, руды и т. д. Нельзя не отметить также, что внутренние водные пути широко используются для лесосплава (к водным артериям тяготеет 98% запасов страны <13>). -------------------------------- <13> Использование воды в народном хозяйстве. С. 39.

В свете стоящей перед Россией задачи диверсификации экспортных поставок водные ресурсы, по мнению Министерства экономического развития Российской Федерации, могут вскоре стать важной статьей российского экспорта. "Россия в перспективе до 2030 года может начать поставлять на мировой рынок пресную воду, т. к. располагает 10% всех мировых запасов этого ресурса, занимая второе место после Бразилии" <14>. -------------------------------- <14> Россия может стать экспортером пресной воды, считают в МЭР // РИА Новости, 24.12.2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://news. mail. ra/economics/16254705/?frommail=1 (дата обращения: 17.02.2014).

Характеризуя количественные параметры водных ресурсов как актива российской казны, остановимся на параметрах водного фонда Российской Федерации <15>, под которым понимается совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации. -------------------------------- <15> Следует отметить, что, наряду с собственно водными ресурсами (водным фондом), водно-ресурсную компоненту национального богатства России составляет также водохозяйственный комплекс, включающий гидроэлектростанции, системы территориального перераспределения стока, гидроузлы и сооружения для регулирования стока рек, системы и сооружения для водообеспечения орошаемого земледелия, комплексные сооружения очистки сточных вод, защитные сооружения от вредного воздействия вод и т. д. Объекты водохозяйственного комплекса, находящиеся в государственной собственности, также являются активами российской казны. Поскольку в настоящей главе рассматриваются лишь водные ресурсы, составляющие часть российской казны, объекты водохозяйственного комплекса остаются за рамками предмета нашего исследования.

Водный кодекс Российской Федерации, в котором дается легальное определение водного фонда, содержит также дефиницию базового элемента водного фонда - водного объекта, которым считается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (характеризуется изменением во времени уровней, расхода и объема воды). В состав водного фонда входят: а) поверхностные водные объекты, состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии: - моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); - водотоки (реки, ручьи, каналы); - водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); - болота; - природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); - ледники, снежники; б) подземные водные объекты, границы которых определяются в соответствии с законодательством о недрах: - бассейны подземных вод; - водоносные горизонты. При этом природные запасы воды, которые не выступают в качестве самостоятельных водных объектов, а являются компонентом растительных и животных организмов, горных пород, атмосферного воздуха, а также вода, добытая из природной среды и находящаяся в водопроводных системах, сосудах и резервуарах, в водный фонд не входят. Российская Федерация относится к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. В Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р <16>, содержится информация о том, что среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10% мирового речного стока (второе место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. куб. км в год. В целом же по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. м на человека в год <17>. -------------------------------- <16> Собрание законодательства РФ. 2009. N 36. Ст. 4362. <17> Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70% населения и производственного потенциала, приходится не более 10% водных ресурсов. В маловодные годы дефицит воды наблюдается в районах интенсивной хозяйственной деятельности в бассейнах рек Дона, Урала, Кубани, Иртыша, а также на западном побережье Каспийского моря.

Ресурсный потенциал подземных вод на территории Российской Федерации составляет почти 400 куб. км в год. Общее количество запасов подземных вод, пригодных для использования (питьевого и хозяйственно-бытового, производственно-технического водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ), составляет около 34 куб. км в год. Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год, из них 62,5 куб. км воды используется в экономике. Учитывая особое, уникальное значение водных ресурсов в Российской Федерации, формируется самостоятельная отрасль законодательства, регулирующая водные отношения. Водное законодательство включает в себя Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ <18> (далее - Водный кодекс РФ), иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <18> Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

Двухуровневая система водного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральной составляющей (Водной кодекс РФ и иные федеральные законы), так и регионального водного законодательства, обусловлена установленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию водных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. К ведению Российской Федерации в этой области относятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду, федеральная государственная собственность на водные объекты и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране водных объектов и т. д. Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, включая водные ресурсы; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральная составляющая водного законодательства включает наряду с Водным кодексом РФ и другие федеральные законы, принятые в соответствии с Водным кодексом РФ. Например, Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" <19>, содержащий, помимо организационных норм и переходных положений, ряд важных материальных норм (ст. 6.1 - 6.4, 7 и др.). -------------------------------- <19> Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

Следует отметить, что, наряду с нормами собственно водного законодательства, статус водных объектов и отдельные аспекты водных правоотношений могут определяться нормами, содержащимися в Конституции РФ и иных законодательных актах - Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <20>, Федеральном законе от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" <21>, Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <22>, Федеральном законе от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <23>, Федеральном законе от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" <24> и т. д. -------------------------------- <20> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3833. <21> Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7358. <22> Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст. 1024. <23> Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 713. <24> Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.

Водное законодательство субъектов Российской Федерации (региональное водное законодательство) формируется в соответствии с Конституцией РФ, Водным кодексом РФ и с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений, закрепленных в ст. 25 и 26 Водного кодекса РФ. Во многих субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о регулировании водных отношений: Закон Московской области от 11 января 2007 года N 5/2007-ОЗ "О регулировании водных отношений на территории Московской области" <25>, Закон Республики Коми от 3 апреля 2006 года N 22-РЗ "О регулировании водных отношений в Республике Коми" <26>, Закон Республики Башкортостан от 1 марта 2007 года N 412-З "О регулировании водных отношений в Республике Башкортостан" <27>, Закон Республики Дагестан от 1 ноября 2007 года N 52 "О регулировании водных отношений в Республике Дагестан" <28> и т. д. -------------------------------- <25> Ежедневные новости. Подмосковье. 19.01.2007. N 9. <26> Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2006. N 11. Ст. 4595. <27> Республика Башкортостан. 06.03.2007. N 43(26276). <28> Собрание законодательства Республики Дагестан. 2007. N 17. Ст. 806.

Значительно реже встречаются случаи объединения законодательного регулирования на региональном уровне водных и иных природоресурсных отношений (например, лесных, земельных отношений, отношений по недропользованию): Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2006 года N 148-оз "О регулировании отдельных вопросов в области водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" <29>, Закон Республики Адыгея от 7 июля 2008 года N 194 "О разграничении полномочий между органами государственной власти Республики Адыгея в сфере водных отношений, а также в сфере регулирования отношений недропользования" <30>. -------------------------------- <29> Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2006. N 12 (ч. I). Ст. 1491. <30> Собрание законодательства Республики Адыгея. Июль, 2008. N 7.

Субъектами Российской Федерации принимаются законы, регулирующие вопросы распределения полномочий в сфере использования и охраны водных объектов между: а) Российской Федерацией и ее субъектами (Закон Псковской области от 5 марта 2007 года 643-оз "О реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на территории Псковской области" <31>); -------------------------------- <31> Псковская правда. 13.03.2007. N 47.

б) отдельными государственными органами субъекта Российской Федерации (Закон Санкт-Петербурга от 15 февраля 2007 года N 60-13 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области водных отношений на территории Санкт-Петербурга" <32>, Закон Смоленской области от 25 июня 2007 года N 62-з "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере водных отношений" <33>); -------------------------------- <32> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 26.02.2007. N 6. <33> Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 27.06.2007. N 6. Часть III.

в) государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (Закон Корякского автономного округа от 7 февраля 2007 года N 263-оз "О разграничении полномочий между органами государственной власти Корякского автономного округа и органами местного самоуправления в области водных отношений" <34>). -------------------------------- <34> Народовластие. 15.02.2007. N 17.

Особое место в системе источников регионального водного законодательства занимают законы о питьевой воде: Закон Алтайского края от 8 декабря 2003 года N 74-ЗС "О питьевом водоснабжении" <35>, Закон Липецкой области от 11 июня 2002 года N 3-ОЗ "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" <36>, Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 103-З N 209-III "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" <37> и т. д. -------------------------------- <35> Сборник законодательства Алтайского края. 2003. Ч. 1. N 92. <36> Липецкая газета. 15.06.2002. N 116. <37> Якутские ведомости. 17.01.2004. N 4.

Нормы водного права могут содержаться в региональных природоохранных законах (например, в Законе Волгоградской области от 28 февраля 2000 года N 379-ОД "Об охране озера Эльтон" <38> установлен водный режим озера Эльтон (ст. 6 и др.)). -------------------------------- <38> Волгоградская правда. 21.03.2000. N 49.

Федеральная и региональная составляющие водного законодательства Российской Федерации насчитывают десятки законодательных актов. Для обеспечения единства, целостности и непротиворечивости законодательства в Водном кодексе, во-первых, закреплены основные принципы водного законодательства, а во-вторых, основные начала субординации нормативных правовых актов в зависимости от юридической силы. Водное законодательство и все иные принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, должны основываться на принципах, перечисленных в ст. 3 Водного кодекса РФ, которые условно можно сгруппировать следующим образом: а) принципы, регулирующие вопросы общей части водного права, включая права собственности на водные объекты: - регулирование водных отношений должно осуществляться исходя из значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; - участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов; - равный доступ физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с водным законодательством могут находиться в собственности физических или юридических лиц; б) принципы правового регулирования водоохраны: - приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; - сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами; - экономическое стимулирование охраны водных объектов; в) принципы правового регулирования водопользования: - целевое использование водных объектов; водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей; - приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования; предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов; - равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами; - гласность осуществления водопользования; - комплексное использование водных объектов; - платность использования водных объектов; - использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования; г) правовые принципы управления водными ресурсами: - регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход); - регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей; - регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. В ст. 2 Водного кодекса РФ установлены основные начала субординации между нормативными правовыми актами, регулирующими водные отношения, в зависимости от их вида и юридической силы. Во-первых, нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу РФ. Во-вторых, принимаемые в развитие водного законодательства подзаконные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти также не должны противоречить федеральным актам водного законодательства. В-третьих, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, при условии, что такие акты принимаются на основании и во исполнение Водного кодекса РФ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации. В-четвертых, правотворческие полномочия органов местного самоуправления, связанные с регулированием водных отношений, могут быть реализованы только при условии, что принимаемые ими нормативные правовые акты соответствуют федеральным и региональным источникам водного права. В основе водного права лежит право собственности на водные ресурсы, правовой режим водопользования и водоохраны. Российское водное право исходит из того базового положения, что все водные объекты в России находятся в федеральной собственности. Нахождение водных ресурсов в собственности государства - распространенная мировая практика. Она обусловлена особой значимостью водных ресурсов для реализации основных прав человек, и прежде всего - права на жизнь и благоприятную окружающую среду, а также свойствами самой воды (например, текучестью), создающими объективные затруднения для фиксации права собственности. Государственная собственность на воду дополняется в некоторых государствах иными моделями права на водные ресурсы: в Великобритании, Канаде, Австралии, отдельных штатах США и др. применяется рипарианская система прав на воду (riparian water rights), возникшая в английском общем праве и предполагающая, что каждый собственник земли, на которой находится водный объект, может пользоваться соответствующими водными ресурсами наряду с другими субъектами <39>; в большинстве штатов США действует апроприативная система прав на воду (известная также как доктрина Colorado), суть которой непосредственно связана с юридической максимой "first in time, first in right" - право использования водного ресурса принадлежит его первооткрывателю или тому, кто его начал раньше использовать <40>. -------------------------------- <39> Подробнее см., например: 1) http://corporate. findlaw. com/business-operations/water-rights-law-prior-appropriation. html; 2) http://en. wikipedia. org/wiki/Riparian_water_rights; 3) Фридман А. А. Модели экономического управления водными ресурсами. М., 2012. С. 16 - 17. <40> А. А. Фридман, сравнивая две системы прав на воду, отмечает, что рипарианская система подходит при использовании водных ресурсов для рыболовства, судоходства, в электроэнергетике, то есть там, где использование воды не сокращает количество водных ресурсов (то есть там, где вода выступает в качестве общественного блага). Апроприативная система уместна в тех случаях, где использование воды связано с водозабором и влечет безвозвратное водопотребление (там, где вода выступает как частное благо) - в промышленности, сельском хозяйстве, ЖКХ и т. д. (Фридман А. А. Модели экономического управления водными ресурсами. М., 2012. С. 17).

Отметим, что в современном российском водном законодательстве право собственности на воду не является более исключительным правом. В соответствии с п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ "пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами". В отличие от поверхностных вод, подземные воды создают меньше технических и юридических проблем для установления права собственности. Чаще всего в мировой практике право собственности на подземные источники определяется в увязке с правом собственности на землю, где эти источники расположены. Так, в п. 6 ст. 8 Водного кодекса РФ установлено, что формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. В свою очередь, Законом Российской Федерации от 21 февраля 2012 года N 2395-1 "О недрах" <41> (ст. 1.2) предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. -------------------------------- <41> Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

По общему правилу, сформулированному в ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в публичной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ и другими федеральными законами. На водных объектах общего пользования могут быть установлены запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (запрещены забор водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой и т. д.).

Библиографический список:

1. Использование воды в народном хозяйстве. В серии "Библиотека "Гидротехника и гидроэнергетика". Вып. 35. М., 1973. 2. Право на воду. Серия "Права человек: изложение фактов". Вып. 35. Женева: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (ISSN 1014-5575). 3. Фридман А. А. Модели экономического управления водными ресурсами. М., 2012. 4. G. Howard and J. Bertram. Domestic water quantity, service level and health. World Health Organization, 2003.

(Продолжение следует)

Название документа