О переходе права пользования участками недр
(Дудиков М. В.)
("Экологическое право", N 3, 2003)
Текст документа
О ПЕРЕХОДЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР
М. В. ДУДИКОВ
Дудиков М. В., начальник Юридического отдела Центра "СРП-Недра" МПР России.
Отношения, возникающие в связи с переходом права пользования участками недр и переоформлением лицензии на пользование участками недр, регулируются статьей 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
В соответствии с нормами этой статьи право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях.
- Реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы.
- Реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр.
- Прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного ведения работ.
- Юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
- Приобретение субъектом предпринимательской деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации.
При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд.
При этом право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах" или иными федеральными законами.
Статья 17.1, являясь материальной нормой, закрепляет юридические основания получения права пользования участками недр при правопреемстве.
Процедурно-процессуальный порядок реализации этой нормы достаточно подробно изложен в Инструкции о порядке переоформления лицензий на пользование недрами, утвержденной Приказом Роскомнедр от 18.05.95 N 65.
Норма статьи 17.1, а также нормы упомянутой Инструкции, как и законодательство о недрах в целом, призваны, согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О недрах", обеспечить правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, а также защиту интересов государства и граждан Российской Федерации.
Однако реализация положений статьи, регулирующей отношения, возникающие в связи с переходом права пользования участками недр и переоформлением лицензии на пользование участками недр, не способствуют решению задач по обеспечению правовых и экономических основ комплексного рационального использования и охраны недр, а также защите интересов государства и граждан Российской Федерации.
В подтверждение этого необходимо более подробно рассмотреть ряд норм, регулирующих эти отношения.
Итак, в соответствии с абзацем пятым статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица.
Реализация положений этой нормы, допускающей переход права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности, в ряде случаев может позволить пользователю недр избежать проведения, как правило, дорогостоящих мероприятий по охране недр и окружающей природной среды.
Например, в процессе эксплуатации месторождений остаются участки недр, дальнейшая разработка которых нерентабельна. На этих участках у пользователя недр на балансе имеются скважины, шахты и другие горные выработки, инженерные сооружения, а также их отдельные элементы (крепежные и дренажные системы, откачивающие насосы и другое энергоемкое оборудование), которые требуют значительных капитальных вложений в их содержание. До тех пор, пока эти выработки и сооружения приносят пользователю недр доход, содержание их выгодно. Но при изменении конъюнктуры рынка или при устойчивой нулевой рентабельности участка недр пользователь этим участком постарается избавиться от капиталоемкого оборудования вместе с таким участком недр, применив упомянутую норму статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Решение с минимальными затратами избавиться от права пользования таким участком недр обусловлено установленной частью второй статьи 22 и статьями 21 и 26 Закона Российской Федерации "О недрах" обязанностью недропользователя осуществить достаточно дорогостоящие мероприятия по ликвидации или консервации горного оборудования. Как известно, в соответствии с частью шестой статьи 26 консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.
Схема реализации решения избавиться от капиталоемкого оборудования выглядит следующим образом. Как правило, недропользователь является владельцем лицензий на право пользования несколькими участками недр (по одной лицензии на участок). Применяя статью 17.1 упомянутого Закона, пользователь этими участками недр реорганизуется путем разделения или выделения из него другого юридического лица.
Затем реорганизуемое юридическое лицо передает право пользования нерентабельными участками недр вместе с расположенным на этом участке фактически ненужным, часто отслужившим свой срок оборудованием другому субъекту предпринимательской деятельности.
В результате реорганизуемое юридическое лицо, будучи свободным от обязательств нести расходы на ликвидацию или консервацию горного оборудования, продолжает работу и получение прибыли на рентабельных участках недр. В то же время другой субъект предпринимательской деятельности "бросает" нерентабельное месторождение без уведомления органов, предоставивших лицензию, либо проводит процедуру банкротства.
Примеры использования нормы статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах", в соответствии с которой право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица, для того чтобы избавиться от нерентабельных участков недр и от ненужного капиталоемкого технологического оборудования, уже имеются. Такие случаи были неоднократно отмечены при эксплуатации россыпных месторождений на северо-востоке страны.
Те же действия, с целью избежать выполнения обязательств, применяются также с использованием нормы абзаца шестого той же статьи Закона Российской Федерации "О недрах". В соответствии с положениями этой нормы, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в случае если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, что доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
Кроме этого, такая норма позволяет фактически бесконтрольно передавать право пользования недрами практически любому субъекту предпринимательской деятельности по следующей схеме.
Например, юридическое лицо, имея лицензию на право пользования участком недр и долю в уставном капитале в 51%, учредило совместно с другим юридическим лицом, имеющим долю в 49%, новое юридическое лицо. В соответствии с упомянутой нормой статьи 17.1 юридическое лицо - владелец лицензии имеет право передать новому юридическому лицу право пользования участком недр.
Затем, после передачи такого права, в учредительные документы вносятся изменения, согласно которым происходит смена учредителя - бывшего владельца лицензии на другого учредителя.
Из этого следует, что произошла передача права пользования участком недр от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому юридическому лицу, в котором прежний владелец лицензии уже не является учредителем.
Такая схема позволяет обойти требования статьи 14 этого Закона, которая устанавливает случаи отказа в приеме заявки на получение права пользования недрами. Действительно, смена учредителя - бывшего владельца лицензией на пользование недрами происходит после передачи права пользования недрами.
Таким образом, смена учредителя (или учредителей), а также выход субъекта предпринимательской деятельности, являющегося владельцем лицензии, из состава учредителей позволяет бесконтрольно передавать право пользования участками недр. При этом в результате реализации описанной схемы пользователем участков недр может стать субъект предпринимательской деятельности, который в принципе не будет удовлетворять требованиям, установленным законодательством о недрах.
Указанные случаи отмечены в районе Кузнецкого бассейна.
Не является также ограничением требование, установленное статьей 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах", в соответствии с которым право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности при условии, если доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
Это связано с тем, что пользователь участков недр при учреждении нового юридического лица осуществляет перераспределение такого капитала в два этапа.
На первом этапе пользователь участков недр при учреждении нового юридического лица передает ему долю, которая будет составлять, в соответствии с требованием статьи 17.1, не менее половины уставного капитала нового юридического лица.
Затем, после передачи права пользования этими участками недр и переоформления лицензии, наступает второй этап, на котором денежные средства будут распределяться в любом порядке. При этом в обоих указанных случаях, согласно упомянутой части третьей статьи 36 Закона Российской Федерации "О недрах", федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Следовательно, федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут влиять на перераспределение денежных средств.
В конечном счете долевое содержание уставного капитала учредителей в процессе дальнейшей деятельности нового юридического лица после перехода права пользования недрами и переоформления лицензии может быть любым.
Это связано с тем, что в настоящее время, с момента вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" от 02.01.2000 N 20-ФЗ, получить право пользования недрами можно без конкурса или аукциона при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения (пункты 2 и 4 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах").
В развитие этих норм Приказом МПР России от 10.04.2000 N 93 была утверждена Инструкция "О порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых", которая регламентирует порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр.
Такие нормы служат серьезным стимулом для вложения негосударственных средств в целях укрепления минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Тем более что на сегодняшний день в стране отмечен дефицит таких средств на поиски месторождений полезных ископаемых. И предоставление участков недр для целей разведки и разработки месторождений в настоящее время осуществляется в основном за счет ранее открытых месторождений полезных ископаемых.
Понятно, насколько существенным фактором является для инвестора получение права разработки месторождения полезного ископаемого без конкурса или аукциона в случае вложения средств в поиски и открытие такого месторождения. Однако предприятие - пользователь участков недр, являясь собственником технологического оборудования, часто не имеет необходимых денежных средств на содержание и обновление основных фондов, а также на приобретение новых технологий и иных необходимых для рационального пользования недрами средств.
В то же время кредитные и инвестиционные учреждения требуют от пользователя недр достаточно твердых гарантий возврата вложенных средств на стадиях поиска и разведки, с тем чтобы компенсировать вложенные средства и получить прибыль в случае открытия месторождения полезных ископаемых на стадии его разработки. А как показывает практика, единственной такой гарантией у недропользователя может быть только лицензия, которая, согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах", является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр.
Таким образом, в этом случае кредитная организация, являясь учредителем и фактически одним из владельцев лицензии на пользование недрами, сводит риски, связанные с размещением своих средств, к минимуму.
В связи с этим достаточно нормы, чтобы новое юридическое лицо удовлетворяло требованиям статей 9 и 14 Закона Российской Федерации "О недрах", а также пункта 11.4 Положения "О порядке лицензирования пользования недрами", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3314-1 от 15 июля 1992 года.
Следует отметить, что наиболее важными элементами этих требований являются наличие доказательств того, что пользователь обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, а также наличие разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности либо должны быть заключены договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
Следовательно, учет отмеченных замечаний позволит в полной мере использовать положительные качества норм, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
В то же время сдерживающим фактором, связанным с получением права пользования недрами пользователем недр, который не в состоянии проводить горные работы, является перечень случаев отказа в приеме заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона.
Такой перечень установлен в статье 14 Закона "О недрах", в соответствии с которой отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Следующая норма статьи 17.1, указывающая на передачу права пользования участками недр в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), практически неприменима.
Данное утверждение базируется на том, что приобретатель такого имущественного комплекса должен, во-первых, отвечать упомянутым квалификационным требованиям, предъявляемым недропользователю законодательством о недрах Российской Федерации.
Во-вторых, толкование статьи 17.1 дает возможность предполагать, что прежний пользователь недр, по-видимому, может и не передать лицензии. Это связано с тем, что часть первая статьи 17.1, перечисляя случаи перехода права пользования участками недр, содержит прежде всего нормы диспозитивного характера. Следовательно, передача права пользования участками недр является правом прежнего пользователя недр, а не его обязанностью.
Итак, анализ некоторых норм статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах", регулирующих отношения по переходу права пользования недрами и переоформление лицензий на пользование участками недр, позволяет сделать следующие выводы.
Применение ряда норм этой статьи может позволить пользователю недр избежать проведения, как правило, дорогостоящих мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, а именно не выполнять установленных законодательством о недрах и об охране окружающей среды обязательств.
Другая норма статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" позволяет фактически бесконтрольно передавать право пользования участками недр.
Норма статьи 17.1, указывающая на передачу права пользования участками недр в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), неприменима.
Однако нередко пользователь недр использует саму процедуру банкротства в целях ухода от платежей, связанных с пользованием недрами, а также вложения средств в природоохранные мероприятия.
Следует отметить, что в статью 17.1 постоянно вносились поправки, цель которых - предусмотреть все возможные ситуации перехода права пользования участками недр и переоформления лицензии на пользование недрами. Однако практика применения норм этой статьи показала, что количество таких ситуаций, по мере увеличения лицензируемых участков недр, постоянно увеличивается. Следовательно, предусмотренная частью второй статьи 15 Закона Российской Федерации "О недрах" задача государственной системы лицензирования на практике не выполняется.
Следует напомнить, что в соответствии с этой статьей задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:
1) практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации;
2) социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;
3) равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;
4) развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
5) необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.
При этом без обоснований не дозволено (фактически запрещено) производить переоформление лицензии даже в тех случаях, когда это выгодно не только субъекту предпринимательской деятельности, но и государству как собственнику недр. То есть государство лишается возможности получать доходы в виде налогов и рентных платежей от своей собственности, а также ее рационального и комплексного использования, включая природоохранные мероприятия.
Следовательно, необходимо изменить тип правового регулирования перехода права пользования недрами. То есть разрешительный тип правового регулирования, при котором субъекты предпринимательской деятельности - пользователи недр вправе осуществлять только те действия, которые разрешены, следует заменить на общедозволительное правовое регулирование. Как известно, при общедозволительном правовом регулировании лицо вправе совершать любые действия, за исключением тех, в отношении которых законодательством установлен запрет.
А именно в этих нормах необходимо устанавливать не перечень случаев перехода права пользования недрами и переоформления лицензии, а перечень требований к субъектам предпринимательской деятельности, которым возможна переуступка такого права. Законодательно установленный перечень таких требований позволит допустить к пользованию участками недр только те субъекты предпринимательской деятельности, возможности которых будут способствовать рациональному и комплексному использованию таких участков.
При этом очевидно, что порядок и условия перехода права пользования недрами и переоформление лицензии должны оставаться в рамках административной юрисдикции.
По мнению автора, законодательство о недрах должно устанавливать следующие условия, соблюдение которых в совокупности позволит передать право пользования участками недр другому субъекту предпринимательской деятельности:
- субъект предпринимательской деятельности образован в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- субъект предпринимательской деятельности представил доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
- у него имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или заключены договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. Ответственность за нарушение условий пользования недрами при этом возлагается на владельца лицензии на пользование недрами.
Кроме этого, должны быть гарантии обеспечения обязательств, установленных частью второй статьи 22 и статьей 23 Закона Российской Федерации "О недрах". А именно в законодательстве о недрах необходимо предусмотреть комплекс норм, имеющих побудительное значение для пользователя недр, с целью накопления финансовых средств, необходимых для осуществления работ по консервации и ликвидации горных выработок и всех видов скважин, по демонтажу оборудования и иных сооружений (платформ, металлоконструкций, объектов обустройства и др.), связанных с пользованием недрами, а также для рекультивации территорий, использованных при проведении работ.
Круг случаев перехода права пользования недрами значительно расширится, но при этом условия пользования участками недр, установленные в лицензии, могут быть пересмотрены в случае взаимного согласия органов, предоставивших право пользования недрами, и недропользователя. Следовательно, не только права, но и обязанности переходят к другому пользователю недр. Для государства при этом не имеет значения "личность" пользователя недр. Для государства как собственника имеют значение, во-первых, получение средств в бюджеты различных уровней от использования своей собственности; во-вторых, сохранение экологической системы, в том числе и геосреды, вследствие рационального комплексного использования и охраны недр на основании соблюдения условий пользования недрами.
Название документа