Проблемы страхования гражданско-правовой ответственности предприятий
(Исмаилова Г. М.) ("Юрист", N 5, 2003) Текст документаПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Г. М. ИСМАИЛОВА
Три качества помогают добиться успеха в политике: страсть, чувство ответственности, глазомер. Последнее означает чувство дистанции по отношению к вещам и людям. М. Вебер
Известно, что предприятия осуществляют промышленно-хозяйственную, оборонную и иные виды деятельности и активно взаимодействуют при этом с окружающей средой. Очень важно иметь в виду, что предприятие - это источник техногенной опасности для окружающей среды и объект воздействия источников экологической опасности (загрязненных природных объектов). Предприятие при осуществлении основного вида деятельности, имеющей целью выпуск продукции, проведение работ (услуг), обязано обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды. Негативное воздействие загрязненной окружающей среды может проявиться в виде прямого воздействия опасных факторов на здоровье персонала предприятия, на состояние производственных сооружений и строений, механизмов и приспособлений, на ход технологических процессов. Однако перебои в поставках сырья, материалов, а особенно снижение их качества (водозабор из загрязненного водного объекта, использование загрязненного атмосферного воздуха, загрязненных щебня, песка, глины, торфа, сапропеля и т. д.), приведут не только к экономическим потерям предприятия, но могут сделать его продукцию опасной для окружающих и окружающей среды (например, изготовление радиоактивно загрязненных строительных блоков, выпуск продуктов питания с повышенным содержанием вредных для здоровья человека веществ и т. д.). Масштаб и вид воздействия предприятия на окружающую среду и, напротив, его устойчивость по отношению к воздействию со стороны загрязненного природного объекта существенно зависят от основного вида деятельности предприятия, от степени опасности ее для окружающей среды. Думается, что главное назначение экологической функции государства при этом состоит в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечить необходимые условия для осуществления промышленно-хозяйственной и иных видов деятельности. Конечно, решение этой задачи достигается в процессе взаимодействия общества и природы в формах природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Безусловно, участниками этого взаимодействия являются предприятия. Природопользование - деятельность предприятия, связанная с извлечением полезных свойств природных объектов и использованием их для обеспечения технологического процесса и всей деятельности предприятия с целью выпуска продукции, оказания работ и услуг. Организуя природопользование в рамках действующего законодательства, предприятие стремится придать ему рациональный комплексный характер и ограничить техногенное воздействие на окружающую среду. Охрана окружающей среды в процессе техногенной деятельности - это проведение комплексных мер по недопущению негативных техногенных воздействий на природные объекты и по сохранению естественных условий их существования. Охрана окружающей среды, в частности, предполагает обеспечение состояния защищенности природных объектов от угроз, возникающих при осуществлении техногенной деятельности, и в этом смысле термины "охрана окружающей среды" и "обеспечение техногенной безопасности природных объектов" тождественны. Обеспечение экологической безопасности предприятия - это деятельность по нейтрализации угроз его жизненно важным интересам со стороны природных объектов, загрязненных в результате длительной техногенной деятельности, техногенных аварий и катастроф, природных явлений и стихийных бедствий, имеющих экологические последствия, а также от угрозы нехватки природных ресурсов. Одним из негативных экологических результатов деятельности предприятия может явиться причинение вреда здоровью и имущественным интересам физических лиц и имущественным интересам юридических лиц либо экологическим правонарушением, либо при правомерном длительном осуществлении деятельности, либо вследствие аварии и катастроф. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 86 Закона "Об охране окружающей природной среды" констатируется обязанность причинителя вреда возместить вред в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Если вред причинен субъектами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды и окружающих (ст. 1079 ГК РФ, ст. 88 Закона "Об охране окружающей природной среды"), то ответственность наступает вне зависимости от наличия вины причинителя вреда. Лица, совместно причинившие вред, в соответствии со ст. 1080 ГК РФ несут солидарную ответственность перед потерпевшим. Обязанности возмещения вреда вследствие загрязнения окружающей среды при осуществлении промышленной, оборонной и иных видов деятельности установлены: Федеральными законами "Об использовании атомной энергии" (ст. 2); "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О космической деятельности" (ст. 18), Воздушным кодексом РФ (ст. 135); Законами "О федеральном железнодорожном транспорте" (ст. 20 п. 4), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55); проектом федерального закона "Об экологической безопасности" (ст. 22 - "...лица, виновные в причинении вреда гражданам и окружающей среде в результате создания экологически опасных ситуаций, обязаны возместить причиненный им ущерб"). Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба природным объектам и обязанность его возмещения предусмотрены ст. 131 Водного кодекса РФ; ст. 56 Федерального закона "О животном мире"; ст. 46 Федерального закона "О континентальном шельфе РФ"; ст. ст. 83, 85, 111 Лесного кодекса РФ; ст. 51 Закона "О недрах"; ст. 125 Земельного кодекса РСФСР. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.93 N С-13/ОСЗ-241 разъяснены некоторые особенности применения лесного законодательства при рассмотрении споров в области охраны природы. Предусмотрено, что право предъявлять в арбитражном суде иск о возмещении причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами-предпринимателями ущерба лесному хозяйству имеют работники государственной лесной охраны, перечень которых утверждается государственным органом управления лесным хозяйством РФ. Законом "Об охране окружающей природной среды" (ст. 11) установлено право каждого гражданина как на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на окружающую среду (вызванного хозяйственной или иной деятельностью), аварий, катастроф, так и на возмещение вреда в полном объеме, причиненного имуществу граждан (ст. 90). Кроме того, установлено, что "...военные органы обязаны возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью человека" (ст. 55). ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" утратил силу в связи с принятием Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". ------------------------------------------------------------------ Право граждан обеспечивается возмещением вреда в судебном или административном порядке. Возмещение причиненного вреда может осуществляться на основании решения суда в связи с предъявлением иска к субъектам деятельности по поводу загрязнения природного объекта: при правомерном длительном осуществлении деятельности, вследствие аварии, катастрофы, в связи с экологическим правонарушением, повлекшим причинение вреда. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" разъяснено: на основании ч. 4 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного экологическим правонарушением, суд вправе решать самостоятельно, независимо от предъявления иска. Применительно к военной деятельности следует отметить, что загрязнителями окружающей среды являются воинские части, однако законодательство не отвечает на вопрос о том, какие "военные органы" обязаны возместить вред. Возникают вопросы, связанные с юридическим статусом воинской части - загрязнителя окружающей среды, с возложением ответственности на соответчиков - предприятия и организации, выполнявшие работы, услуги или представлявшие какие-либо изделия по договорам с Минобороны РФ, ненадлежащее исполнение которых в той или иной мере способствовало загрязнению окружающей среды; с правоотношениями между территориальными комитетами Госкомэкологии России, органами исполнительной власти, органами власти местного самоуправления и воинскими частями как природопользователями, загрязнителями окружающей среды. В условиях проведения правовой, военной, экономической реформ, когда различные структуры Минобороны РФ и войск становятся субъектами гражданско-правовых отношений наряду с "гражданскими" предприятиями и организациями, решение этих вопросов имеет принципиальное значение для регулирования повседневной деятельности Вооруженных Сил РФ <*>. -------------------------------- <*> Серов Г. П. Экологический аудит. М., 2000.
Соответствующие правовые механизмы привлечения к ответственности за ранее нанесенный экологический ущерб в настоящее время апробируются прежде всего в практике арбитражных дел. В связи с вышеизложенным возникают вопросы не только о механизме возмещения вреда, причиненного при осуществлении оборонной деятельности, но и о перераспределении ответственности между субъектами оборонной деятельности, собственниками природных объектов, государством, финансовыми посредниками (банками, страховыми организациями, инвестиционными, паевыми, пенсионными фондами), а также участниками работ по выполнению государственного оборонного заказа. Думается, что в зависимости от решения указанных вопросов устанавливается степень ответственности за причиненный вред субъектов военной и оборонной деятельности, а также собственников природных объектов. Кроме того, определяются возможности применения правовых и эколого-экономических механизмов обеспечения прав граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, прежде всего таких механизмов, как экологическое страхование (страхование ответственности субъектов оборонной деятельности), экологический аудит, образование или привлечение существующих государственных фондов и резервов, использование возможностей финансовых посредников и финансово-промышленных структур и т. д. Представляется, что перераспределение бремени ответственности за причиненный вред преследует не только обеспечение прав граждан и юридических лиц на возмещение вреда, но и способствует обеспечению финансовой устойчивости субъектов оборонной деятельности. При этом следует иметь в виду нормы страхового законодательства и опыт экологического страхования в России: страхованию не подлежат риски, связанные с осуществлением деятельности, негативные последствия которой были известны страхователю (например, последствия загрязнения окружающей среды, обусловленные "разрешенным" загрязнением при соблюдении установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения производственных отходов); страховая организация не осуществляет страхового возмещения (обеспечения), если страховой случай произошел вследствие экологических правонарушений. Основные процессуальные действия по возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей среды при осуществлении промышленной, оборонной и иной деятельности, рассматриваются в комплексе неотложных мер по защите экологических прав граждан и по обеспечению финансовой устойчивости участников деятельности. Основные процедуры и варианты их применения сводятся к следующим: 1) страхование предприятием ответственности за вред, причиненный имущественным интересам собственника природного объекта загрязнением этого объекта в результате аварии, катастрофы; 2) страхование предприятием ответственности за вред, причиненный здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование как страхование ответственности предприятия); 3) экологический аудит предприятия, организации, учреждения на этапе подготовки проекта договора страхования; 4) в случае загрязнения природного объекта вследствие аварий и катастроф на объекте-страхователе (событие А) собственник природного объекта обращается к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта, либо обращается в суд с иском к предприятию-загрязнителю. М. М. Бринчук обратил внимание на то, что по конструкции ст. 86 Закона "Об охране окружающей природной среды" потерпевшей стороной выступает природная среда, конкретнее - природный объект, являющийся не субъектом, а объектом права. Вред возмещается обладателю права собственности на природный объект; 5) в случае негативного воздействия загрязненных природных объектов с причинением вреда имуществу и нематериальным благам (жизни и здоровью) физических лиц и имуществу юридических лиц (событие Б) физические и/или юридические лица обращаются к собственнику природного объекта с требованием о возмещении вреда, причиненного им загрязненным природным объектом. Основанием для обращения к собственнику служат нормы ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды" и ст. 210 Гражданского кодекса РФ о бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества. Основываясь на указанных нормах, полагаем, что противоправное деяние собственника природного объекта состоит в бездействии, результатом чего явилось загрязнение природного объекта и негативное его воздействие на население и территорию. При отказе собственника природного объекта от возмещения вреда заинтересованные лица имеют право обращаться в суд с иском. М. М. Бринчуком отмечено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате... бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов... подлежит возмещению (за счет казны РФ, либо казны субъекта РФ, либо казны муниципального образования); 6) обращение физических и/или юридических лиц к предприятию-загрязнителю с требованием о возмещении вреда, причиненного воздействием загрязненного природного объекта (если лицо, которому причинен вред, ранее не обратилось к собственнику природного объекта с требованием о возмещении вреда). Основанием для обращения служат нормы ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 86 - 90 Закона "Об охране окружающей природной среды", если нарушение прав потерпевшего вызвано экологическим правонарушением; ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" утратил силу в связи с принятием Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". ------------------------------------------------------------------ 7) обращение собственника загрязненного природного объекта в суд с иском к предприятию-загрязнителю в соответствии с правом регресса в случае, если собственник возместил вред, причиненный загрязненным природным объектом физическим или юридическим лицам; 8) основанием для обращения является норма ст. 1081 ГК РФ; 9) обращение физических и/или юридических лиц к специально уполномоченным органам в области охраны окружающей среды или в природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав (если они ранее не обращались к собственнику загрязненного природного объекта или к предприятию-загрязнителю); 10) обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику загрязненного природного объекта; 11) обращение специально уполномоченных органов или природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических и юридических лиц; основаниями для обращения служат норма Федерального закона "О прокуратуре РФ" и положение о специально уполномоченных органах в области охраны окружающей природной среды; 12) обращение страхователя в соответствии с правилами страховой деятельности к страховой организации о возмещении причиненного вреда в соответствии с наступившим страховым случаем. Процессуальные действия в случае удовлетворения требований истца о возмещении вреда сводятся к следующим: I. Собственник загрязненного природного объекта возмещает причиненный вред в натуре или возмещает причиненные убытки добровольно (ст. 1082 ГК РФ); в возмещении причиненного вреда возможно участие экологического фонда (ст. 89 п. 4 Закона "Об охране окружающей природной среды"). ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" утратил силу в связи с принятием Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". ------------------------------------------------------------------ II. Предприятие-загрязнитель (причинитель вреда) возмещает вред в натуре или возмещает причиненные убытки добровольно (ст. 1082 ГК РФ). III. Страховая организация осуществляет страховое возмещение (страховое обеспечение) в пределах своей лимитированной ответственности (гл. 48 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона "Об организации страхового дела в РФ"). Страховая организация, произведя страховое возмещение (обеспечение), может обратиться в суд по поводу оценки причиненного вреда (убытков) третьим лицам (возможно, с регрессным иском к предприятию-загрязнителю). IV. В случае недостаточности страхового возмещения для полного возмещения причиненного вреда лицо, застраховавшее свою ответственность в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 1072 Гражданского кодекса РФ с отсылкой к ст. ст. 931, 935 п. 1). V. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда (ст. 1064 п. 1 ГК РФ). В связи с тем что возмещение причиненного вреда может привести к финансовому банкротству предприятия-загрязнителя, ст. 55 ФЗ "Об использовании атомной энергии" установлена лимитированная ответственность предприятий, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. VI. В связи с тем что убытки и вред, ответственность за которые несет предприятие, могут превышать предел его ответственности, ст. 57 ФЗ "Об использовании атомной энергии" предусмотрено участие государства в возмещении убытков и вреда до полного их возмещения (субсидиарная ответственность государства). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.97 по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отмечено, что существенное нарушение прав граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства вытекает из положений статей 2, 18, 53 Конституции РФ. Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая, согласно пункту "и" части первой ст. 71 Конституции РФ, находится в ведении РФ и объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Данная конституционно-правовая обязанность государства конкретизируется в Федеральных законах "Об использовании атомной энергии", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О радиационной безопасности населения". Как видно из сделанных отсылок к статьям ряда федеральных законов, в природоохранном законодательстве и проекте ФЗ "Об экологической безопасности" не предусмотрены нормы о лимитированной ответственности предприятия-страхователя и о субсидиарной ответственности государства. Между тем результаты негативного воздействия загрязненных природных объектов на население и территории вполне сопоставимы с последствиями аварий и катастроф на АЭС. Отмеченное является предпосылкой для дальнейшего развития законодательства о безопасности при осуществлении промышленно-хозяйственной, оборонной и иных видов деятельности.
Страхование гражданско-правовой ответственности предприятий
Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами. Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему, т. е. третьему лицу. Через заключение договора страхования гражданской ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность, т. е. преследоваться по закону за свои противоправные действия по отношению к третьему лицу. Однако возмещение имущественного вреда, причиненного третьему лицу, переключается на страховщика. Специфика гражданской ответственности предприятий - владельцев источников повышенной опасности (т. е. тех, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. д.) заключается в том, что они всегда несут ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невозможно ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств). Причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица, виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных благ (объектом которых являются жизнь, достоинство личности). В силу установленного законодательством права потерпевшего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие возникновения у причинителя вреда обязанности его возмещения у владельца источника повышенной опасности естественным образом появляется имущественный интерес. Следовательно, объектом страхования гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности служит имущественный интерес, связанный с обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства возместить возможный вред, причиненный третьим лицам. Субъектами страхового правоотношения здесь являются: страхователь - юридическое лицо - владелец источника повышенной опасности; страховщик - юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, зарегистрированное в установленном порядке и обладающее лицензией на право проведения страхования гражданской ответственности предприятия - источника повышенной опасности. Эти субъекты страхования являются сторонами страхового обязательства, т. е. сторонами договора страхования. Договор страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в пользу третьего лица - потерпевшего. По договору страхования потерпевшему возмещаются убытки, связанные с причинением вреда: повреждение или уничтожение его имущества; упущенная выгода; моральный вред; затраты страхователя на ликвидацию прямых последствий аварии, - и другим страховым случаем здесь является установленный факт возникновения обязательства у владельца источника повышенной опасности возместить вред, причиненный потерпевшему в результате использования источника повышенной опасности. Размер страховой премии по договору зависит от объема, принимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков, лимитов страховой ответственности, срока страхования. Таким образом, в данном виде страхования под ответственностью понимается установленное законом каждой страны обязательство по возмещению ущерба (вреда), причиненного владельцами предприятий и их работниками третьим лицам. В ряде зарубежных стран это страхование проводится в обязательной форме (например, в Великобритании), в Германии в обязательном порядке страхуется только гражданская ответственность авиапредприятий, ядерных энергетических установок и предприятий по производству лекарств. Договор страхования заключается после детального изучения каждого конкретного риска. Например, от предприятий энергетического снабжения и нефтеочистительных заводов исходит больше опасности. Поэтому страхователь должен заполнить бланк заявления по специальной форме с изложением всех необходимых сведений о предмете страхования (степень риска; вид предприятия; его расположение; численность персонала и т. д.). Итак, объектом страхования гражданской ответственности предприятий являются случаи причинения вреда личности: смерть, увечье и другие телесные повреждения (например, заболевание вследствие производственного шума), а также ущерб, причиненный повреждением или уничтожением имущества. Из этого страхования исключаются риски, связанные с использованием предприятиями автомашин, а также средств водного транспорта, которые могут быть застрахованы по отдельным видам страхования. Также не подпадают под это страхование авиационные и некоторые другие риски. Тарифы по страхованию гражданской ответственности предприятий каждый страховщик устанавливает самостоятельно. Тарифный период - 6 - 8 лет. При единой ставке премии могут применяться соответствующие скидки с учетом уровня расходов по отдельным договорам. Следует отметить, что для обеспечения экологической безопасности населения очень важно страхование ответственности предприятий. Организуя природопользование в рамках действующего законодательства, предприятие стремится придать ему рациональный комплексный характер и ограничить техногенное воздействие на окружающую среду. В то же время необходимо обеспечение экологической безопасности предприятия - это деятельность по нейтрализации угроз его жизненно важным интересам со стороны природных объектов, загрязненных в результате длительной техногенной деятельности, техногенных аварий и катастроф, природных явлений и стихийных бедствий, имеющих экологические последствия, а также угрозы нехватки природных ресурсов. Чаще всего на практике деятельность предприятия является потенциальным источником техногенной опасности для окружающей среды. Показателями негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности предприятия могут являться: риск; ранее нанесенный экологический ущерб; выбросы и сбросы загрязняющих веществ; ущерб, причиненный предприятием вследствие загрязнения окружающей среды. Некоторые предприятия, как указано выше, получают воздействие от загрязненных природных объектов. Например, предприятия, расположенные в зоне загрязненных природных объектов (воздействие на персонал предприятия; на технологические устройства и оборудование; на режим работы предприятия; на продукцию, выпускаемую предприятием). Представляется необходимым обязать предприятия заключать договора с рядом страховых компаний о страховании предприятиями ответственности за вред. Это может быть вред, причиненный предприятием имущественным интересам собственника природного объекта загрязнением этого объекта в результате аварии, катастрофы, а также вред, причиненный здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов. Например, предприятие, заключая соглашение с рядом страховых компаний, освобождает себя от огромных единовременных выплат за вред при наступлении страхового случая, даже при превышении величины лимитированной ответственности. При этом в договоре должны быть оговорены обязанность и срок выплаты страхователем разницы между страховым возмещением компанией и суммой, оговоренной в договоре страхования. Ввиду того что на предприятиях могут возникнуть особые ситуации со страховым возмещением в случае превышения его величины лимитированной ответственности одной страховой организации, а предприятия, где производятся, хранятся химические вещества определенного класса и определенного количества, и предприятия, где перерабатываются термоядерные отходы, являются особо экологически опасными объектами и государство несет субсидиарную ответственность при превышении предела ответственности только за предприятия, использующие атомную энергию (ст. 57 ФЗ "Об использовании атомной энергии), представляется целесообразным государству нести субсидиарную ответственность за вышеназванные предприятия. Это освободит предприятия от огромных выплат за вред при наступлении страхового случая, даже при превышении величины лимитированной ответственности. При условии образования государственного экологического страхового фонда, создаваемого за счет коллективных средств потенциальных причинителей вреда, а именно за счет их взносов по обязательному страхованию, обязанность компенсации в случае неустановления ответчика переходит с внебюджетных экологических фондов на эти страховые фонды. Представляется, что экологическое страхование возможно только при наличии адекватного правового обеспечения, и потому экологическая общественность должна приложить свои усилия для скорейшего принятия новых нормативных актов в этом перспективном для защиты прав граждан направлении. Важность страховых отношений в сфере экологии очевидна, их роль в системе возмещения экологического вреда здоровью и имуществу населения будет возрастать. Сегодня также настораживает проблема новизны страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, которая, несомненно, возникнет после вступления в силу 1 июля 2003 года Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств". Безусловно, страхование - правовая мера охраны окружающей среды и элемент экономико-правового регулирования и, несомненно, проблема не только экологии, но и всего общества, государства и мирового сообщества.
Список использованной литературы
1. Норкин К. Б. Механизмы власти и экология Москвы // Экология и жизнь. 1997. N 2-3. С. 50 - 53. 2. Общие вопросы охраны окружающей среды, экологической опасности и природопользования: Сборник нормативных актов. М., 1996. Т. 3. 3. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник. М., 1993. 4. Основные экологические проблемы России // Экология и жизнь. 1999. N 2. 5. Панфилов А. А., Сосунова И. А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования // Социально-политический журнал. 1997. N 6. С. 28 - 37. 6. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник. М., 1995. 7. Полянков И. Н. Ответственность по обязательствам вследствие причиненного вреда. М., 1998.
Название документа