Субъекты и объекты земельных прав
(Галиева Р.)
("Российская юстиция", N 10, 2002)
Текст документа
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ
Р. ГАЛИЕВА
Р. Галиева, доцент УрГЮА, кандидат юридических наук.
Рассматривая землю как единый объект природы, хозяйствования и собственности, новый Земельный кодекс РФ (далее - ЗК) устанавливает приоритет ее охраны как объекта природы перед использованием земли как объекта недвижимости. Если недавно на вопрос - земельным или гражданским законодательством следует руководствоваться при совершении сделок с землей - ответ был неоднозначен, то теперь всеми признается приоритет за земельным законодательством, содержание которого раскрывается в ст. 2 ЗК. К нему отнесены не только федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Именно в этом, пожалуй, отличительная черта нового Кодекса - большинство земельных полномочий и функций, ранее сосредоточенных в центре, передаются непосредственно на места - субъектам Федерации и муниципальным образованиям. Анализируя ст. ст. 1 и 3 ЗК, ст. 8 Федерального закона о введении его в действие, видим, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними (купля - продажа, дарение, мена, ипотека) регулируются гражданским законодательством. Но гражданское законодательство применяется лишь в случае, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами, что в полной мере соответствует положениям Конституции РФ. Следовательно, нормы ГК (в какой-то мере и некоторых других кодексов) в части, касающейся прав на земельные участки, должны быть приведены в соответствие с ЗК. Например, ст. 270 ГК, разрешающая землепользователю с согласия собственника участка передавать земельный участок в аренду или безвозмездное пользование, отныне фактически прекратила свое действие, поскольку в ст. 20 ЗК содержится на то однозначный запрет.
Круг участников земельных отношений не изменился. Таковыми по-прежнему являются российские граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Тем самым они по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю - продажу. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т. п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность. Кстати, ст. 22 ЗК, посвященная вопросам аренды, начинается с правомочий иностранцев. Думается, такое построение не совсем корректно по отношению к нашим российским согражданам.
В зависимости от вида прав участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.
Среди перечисленных категорий отсутствуют лица, которым выданы свидетельства на право собственности на земельную долю. Они также выступают участниками земельных отношений, хотя и не располагают участком, выделенным в натуре в счет принадлежащей им земельной доли, поскольку этот участок входит в земельный массив, находящийся, как правило, в пользовании сельскохозяйственной организации (п. 5 ст. 79 ЗК). Но, несмотря на то что в п. 6 ст. 27 ЗК по поводу оборота земель сельскохозяйственного назначения сделана отсылка к соответствующему Федеральному закону, Кодекс все же содержит ряд правовых норм по данным землям. Другое дело, что они разбросаны по всему Кодексу, в то время как в ЗК 1991 года их расположение было более компактным. Прежде всего о данных землях упоминается в специальной гл. 14 "Земли сельскохозяйственного значения" и, кроме того, в отдельных статьях Кодекса. Так, в ст. 33 ведется речь об установлении предельных норм предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам. Нормы статей гл. 7 "Прекращение и ограничение прав на землю" распространяются на них в полном объеме. Статья Закона о введении в действие Земельного кодекса запрещает менять целевое назначение сельскохозяйственных угодий и предоставлять их иностранцам в собственность.
В качестве объектов земельных отношений установлены: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Если "земельные участки" и "части земельных участков" - объекты довольно распространенные и понятные для практических работников, то еще вчера было не вполне ясно, что подразумевал Кодекс под объектом "земля как природный объект и природный ресурс", хотя, безусловно, этот термин не является абсолютно новым для законодателя.
Понятие "природные ресурсы" используется в ст. ст. 9 и 72 Конституции РФ. При этом оно не отождествляется с объектами собственности. Назначение природных ресурсов намного шире и содержательнее: они используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В природных ресурсах могут выделяться предметы, способные быть объектами отношений собственности, а не наоборот. Не случайно в Федеральном законе от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" содержатся следующие определения: земля как природный объект есть естественная экологическая система, природный ландшафт, а как природный ресурс - это те компоненты природного объекта, что используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности.
Земельный участок с позиции нового ЗК - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6). Данная редакция совпадает со ст. 261 ГК. Между тем это не совсем точно. Дело в том, что не всегда понятия "земля" и "земельный участок" являются синонимами. Земля может представлять собой поверхность почвенного слоя, которую человек не огородил каким-либо образом. На земельном участке могут находиться произведенные людьми объекты (дороги, коммуникации, дренажные системы). Кроме того, ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. В ст. 1 ЗК речь идет о земле в том числе "как недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю". Более широкое определение сформулировано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре": земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено Федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом.
Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п. 2 ст. 6 ЗК). Делимым является "земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами". Правда, из этого текста трудно уяснить, что служит объективным критерием для отнесения земельного участка к категории делимого или к категории неделимого (его размер, площадь, месторасположение, конфигурация, ландшафт и др.), каким образом исключить субъективный подход при необходимости раздела земельного участка на части.
Земли разграничиваются по двум признакам: целевому назначению и в зависимости от уровня субъекта собственности. В вопросе целевого назначения сохраняется преемственность земель. Согласно ст. 7 ЗК они подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Перечисленные категории указываются: в актах уполномоченных органов (актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах органов местного самоуправления) о предоставлении земельных участков; в договорах, предметом которых являются земельные участки; в документах государственного земельного кадастра; в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации (п. 2 ст. 8 ЗК).
Название документа