Новое в земельном законодательстве (к вопросу о соотношении норм гражданского и земельного права в регулировании земельных отношений)

(Павлюченко М. В., Чуксин Д. В.)

("Современное право", NN 2, 3, 2002)

Текст документа

НОВОЕ В ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

(К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО И ЗЕМЕЛЬНОГО

ПРАВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

/"Современное право", N 2, 2002/

М. В. ПАВЛЮЧЕНКО, Д. В. ЧУКСИН

Павлюченко М. В., Чуксин Д. В., студенты юридического факультета Московского института - интерната для инвалидов с нарушением опорно - двигательной системы.

Земельные отношения в России на протяжении всей ее истории являлись важнейшим элементом жизни общества, основой социально - экономического развития и стабильности, приоритетным направлением политики государства. Необходимо отметить, что и в дореволюционной России, и при советском режиме, и на современном этапе развития нашего государства эта проблема всегда оставалась одной из наиболее сложных и острых в отношениях между личностью, обществом и государством. Общая тенденция свидетельствует о том, что на любом историческом этапе земельные преобразования, реформы всегда проходили в сложной социальной обстановке, вызывали раскол в обществе и серьезное сопротивление их проведению со стороны определенных социальных и политических сил и далеко не всегда приводили к положительным результатам (достаточно вспомнить аграрные реформы П. А. Столыпина, на советском этапе - раскулачивание и коллективизацию). В настоящее время наблюдается обратная тенденция: стремление государства вернуть человеку землю под законодательную гарантию права частной собственности на нее и тем самым достичь оздоровления социально - экономической ситуации в государстве. Исторический опыт свидетельствует о необходимости четкого и осторожного подхода к правовому регулированию земельных отношений, исключая непоследовательность и спешку в принятии законодательных актов, которые могут привести к крайне негативным последствиям.

Новый Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) имеет ярко выраженный либерально - рыночный характер, несмотря на то что в нем много позиций, отражающих значительную степень государственного регулирования земельных отношений с помощью норм административно - правового характера. Его отличает более высокий уровень юридической техники по сравнению с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. (далее - ЗК РСФСР). Структурно он также значительно отличается от старого Кодекса. Во-первых, законодатель отказался от размещения глав по разделам, как это было ранее. Во-вторых, структура ЗК РФ стала более четкой, позволяющей выделить общую и особенную части. ЗК РФ состоит из 18 глав и 103 статей: главы 1 - 13 составляют общую часть, а главы 14 - 18, касающиеся правового положения отдельных категорий земель, составляют особенную часть Кодекса.

Некоторые главы и статьи представляют собой новеллы, которых ранее не было в земельном законодательстве, в частности это глава 1 "Общие положения", глава 3 "Собственность на землю", глава 4, касающаяся иных прав на земельные участки, глава 9 "Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров" и т. д. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о ЗК РФ) признаны утратившими силу ЗК РСФСР, Закон РФ от 23.12.92 N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" и некоторые другие нормативно - правовые акты. Этим же Законом установлено, что нормативно - правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, не вошедшие в перечень утративших силу, принятые до ЗК РФ и регулирующие земельные отношения, действуют в части, не противоречащей новому Кодексу. Со дня введения в действие ЗК РФ законодательные акты СССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РФ, не применяются.

Теперь перейдем к более конкретному рассмотрению тех нововведений, которые установлены ЗК РФ. Прежде всего хотелось бы коснуться некоторых принципиально важных норм главы 1 ЗК РФ, которая регулирует общие положения земельного законодательства.

Во-первых, представляет интерес тот факт, что законодатель уже в ст. 1 ЗК РФ ставит вопрос о принципах земельного законодательства, отказываясь от формулирования его задач, как это было ранее. Вопрос о принципах важен потому, что они в концентрированном виде четко выражают те основные идеи, которые положены в основу правового регулирования земельных отношений.

Статья 1 ЗК РФ предусматривает 11 принципов, наиболее актуальными из которых, на наш взгляд, являются следующие: а) принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде; б) принцип участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на землю, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране. Этим же принципом определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить гражданам и общественным объединениям возможность такого участия; в) принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Кроме того, ст. 1 устанавливает принципы разграничения норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земли и государственного регулирования ее приватизации. Следует отметить, что перечень принципов, установленный ст. 1 ЗК РФ, является открытым, т. е. федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, которые однако не могут противоречить принципам, закрепленным ст. 1 ЗК РФ.

Во-вторых, важным является тот момент, что законодатель в п. 1 ст. 3 ЗК РФ четко определил, какие отношения являются предметом регулирования земельного законодательства, т. е. фактически дал определение земельным отношениям (которые в соответствии с этой нормой являются отношениями по использованию и охране земли в РФ) как основе жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Кроме того, в п. 3 ст. 3 установлено, какие отношения являются предметом регулирования гражданского законодательства. В ЗК РСФСР понятие земельных отношений не было определено, что создавало некоторые трудности в правоприменительной практике в связи с разграничением предмета регулирования земельного законодательства и смежных отраслей права. Теперь же данный пробел восполнен. Особое внимание следует обратить на ст. 6 ЗК РФ. В ней впервые четко определено, что является объектом земельных отношений.

Итак, в соответствии с п. 1 данной статьи "объектами земельных отношений являются: а) земля как природный объект и природный ресурс; б) земельные участки; в) части земельных участков". В п. 2 этой же статьи дается определение земельного участка как объекта земельных отношений: "часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке". Здесь же законодатель впервые приводит классификацию земельных участков на делимые и неделимые и дает определение делимого земельного участка.

Статья 7 ЗК РФ определяет состав земель в России, устанавливая их категории (всего предусмотрено 7 категорий земель) в соответствии с их целевым назначением, правовое положение которых установлено особенной частью ЗК РФ. Также существенное значение имеет тот момент, что статьи 9 - 11 четко определяют и разграничивают полномочия федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений. Эти нормы позволят всем органам государственной власти и органам местного самоуправления ясно определить объект своей компетенции в области земельных отношений, что существенно снизит возможность принятия незаконных управленческих решений.

Вопросы, связанные с собственностью на землю, регулирует глава 3 ЗК РФ. Необходимо отметить, что в ЗК РСФСР такой главы не было и вопросы собственности на земельные участки регулировались Гражданским кодексом РФ и некоторыми другими нормативно - правовыми актами как законодательного, так и подзаконного характера. Поэтому можно сказать, что данная глава является новацией для земельного законодательства Российской Федерации. В ней впервые появились нормы, касающиеся института собственности на землю.

Теперь кратко коснемся тех моментов, которые являются наиболее интересными. Представляется удачным то, что законодатель четко определил, какие земли являются частной собственностью, т. е. собственностью граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 15 ЗК РФ), а какие - государственной (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

В статьях 17 - 19 ЗК РФ законодатель определяет федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность на землю. Данные статьи дают понять, что право собственности на землю у этих субъектов земельных отношений может возникнуть при разграничении государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и по некоторым другим, предусмотренным непосредственно в этих статьях ЗК РФ). Принципиально важным является то, что п. 2 ст. 5 ЗК РФ впервые открывает возможность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности земельные участки на территории Российской Федерации.

Вместе с тем устанавливаются определенные ограничения этого права. Так, вышеуказанные лица (в соответствии с п. 3 ст. 15) не могут обладать на праве собственности земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и перечень которых должен быть установлен Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе России. Статья 8 Закона о ЗК РФ также определяет, что перечисленные выше лица могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. И наконец, установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не могут иметь право собственности на земельные участки на иных, особо определенных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Именно по данному вопросу при принятии Земельного кодекса были наиболее жаркие дебаты в Государственной думе РФ между противниками "продажи Родины" и сторонниками либеральных преобразований. Как видим, в итоге была учтена позиция либералов. Представляется, было бы разумнее в Законе о ЗК РФ установить, что до утверждения Президентом РФ перечня приграничных территорий Российской Федерации, до принятия закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации и других ограничительных норм земельные участки иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам на праве собственности не предоставлять. Это позволило бы избежать различных коллизий и нарушений.

Глава 4 ЗК РФ посвящена так называемым иным (помимо права собственности) правам на землю. Некоторые из них носят характер вещных прав, а некоторые - обязательственных прав. Данная глава в целом также является новацией для российского земельного законодательства (так как в ЗК РСФСР не было норм, которые устанавливали эти права), хотя все виды правовых титулов владения землей, которые теперь четко установлены ЗК РФ, ранее были закреплены главой 17 ГК РФ и некоторыми другими нормативно - правовыми актами, то есть в принципе были известны и использовались до принятия ЗК РФ.

Новым Земельным кодексом закреплено 5 видов правовых титулов владения земельными участками:

1) пожизненное наследуемое владение земельными участками - ст. 21;

2) постоянное (бессрочное) пользование земельными участками - ст. 20;

3) аренда земельных участков - ст. 22;

4) право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) - ст. 23;

5) безвозмездное срочное пользование земельными участками - ст. 24.

Рассмотрим каждый из них. Говоря о праве постоянного бессрочного пользования земельными участками, нужно обратить внимание на следующие моменты: со дня вступления в силу Земельного кодекса РФ это право предоставлено только узко ограниченному кругу субъектов, а именно:

- государственным и муниципальным учреждениям;

- федеральным казенным предприятиям;

- органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Статья 20 ЗК РФ устанавливает, что со дня вступления в силу Кодекса право постоянного бессрочного пользования земельными участками гражданам и юридическим лицам больше не предоставляется, но сохранено за ними: за гражданами бессрочно, а за юридическими лицами (в соответствии с Законом о ЗК РФ) - до 1 января 2004 г. То есть юридические лица, которые в соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ не могут быть субъектами права постоянного бессрочного пользования, обязаны до истечения указанного срока переоформить это право собственности (выкупить земельный участок) либо право аренды (заключить с собственником договор аренды).

В противном случае по истечении данного срока право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращается. Однако законодатель в п. 5 ст. 20 ЗК РФ ориентирует граждан на возможность одноразового бесплатного приобретения земельных участков, находящихся у них на праве постоянного бессрочного пользования, в собственность, рассчитывая, что в перспективе данный правовой титул владения земельным участком будет принадлежать только строго установленным законом субъектам, перечисленным выше.

Аналогично праву постоянного бессрочного пользования законодатель установил правила относительно права пожизненно наследуемого владения земельным участком (ст. 21 ЗК РФ). Теперь земельные участки на праве пожизненно наследуемого владения гражданам не предоставляются, однако это право сохраняется без ограничения срока, пока обладатель права пожизненно наследуемого владения земельным участком имеет наследников по закону или по завещанию. Однако законодатель, так же как и с правом постоянного бессрочного пользования, ориентирует субъектов права пожизненно наследуемого владения земельными участками на возможность однократного бесплатного приобретения такого земельного участка в собственность, рассчитывая в будущем полностью избавиться от данного правового титула владения землей.

Что касается права аренды земельного участка, то оно носит обязательственный характер и устанавливается на основании договора аренды. Данное право регулируется как главой 17 ГК РФ, так и общими положениями об аренде, установленными гражданским законодательством, а также теми дополнениями, которые сформулированы в ст. 22 ЗК РФ. Также в п. 11 данной статьи четко определено, что изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду (перечень таких земель установлен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ).

Каких-либо принципиально важных изменений в регулирование арендных отношений новый Земельный кодекс не внес. Однако следует отметить, что если ГК РФ устанавливает разрешительный порядок определенных действий арендатора по распоряжению своим правом аренды земельным участком (т. е. только при согласии собственника), то ЗК РФ устанавливает уведомительный порядок совершения таких действий (т. е. при уведомлении собственника). Разрешения собственника на совершение сделок арендатору не требуется. Однако данная коллизия, по всей видимости, будет разрешаться исходя из примата специального закона над общим: будут применяться нормы ЗК РФ.

/"Современное право", N 3, 2002/

Впервые в Земельном кодексе РФ (ЗК РФ) введена статья, которая касается сервитута, то есть права ограниченного пользования чужим земельным участком. Это относительно новый институт российского законодательства, необходимость введения которого стала ясна после отмены монополии государства на землю как объект права собственности. Ранее частные земельные сервитуты были установлены Гражданским кодексом РФ, а публичный земельный сервитут - нормативно - правовыми актами в основном подзаконного характера.

Новшества, содержащиеся в ст. 23 ЗК РФ, таковы. Частный сервитут регулируется гражданским законодательством. Пункт 2 ст. 23 определяет, на основании каких нормативно - правовых актов может быть установлен публичный сервитут и цели его установления. Также законодатель впервые упоминает, что публичный сервитут может быть определен с учетом результата общественных слушаний. Пункт 3 этой же статьи четко устанавливает виды публичного земельного сервитута (всего их десять). Земельный кодекс РФ определяет, что земельные сервитуты могут быть как срочными, так и постоянными. Кроме того, частные сервитуты носят возмездный характер, а публичный сервитут, как правило, безвозмездный, кроме случаев когда его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Тогда собственник сервитута имеет право требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерной платы за использование его земли. Если же установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник вправе требовать либо изъятия, путем выкупа у него, данного земельного участка с возмещением органами государственной власти и органами местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков, либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Что касается права безвозмездного срочного пользования земельным участком, то оно закреплено в ст. 24 ЗК РФ.

Устанавливаются 3 способа предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (то есть юридическим лицам, которые по закону могут быть субъектами права безвозмездного срочного пользования) на срок не более одного года;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, - иным гражданам или юридическим лицам на основании договора. Эта форма предоставления земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования носит обязательственный (как договор) безвозмездный характер и регулируется нормами гражданского законодательства. Стороны в договоре о предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование свободны в установлении своих прав и обязанностей, в том числе и в определении срока такого пользования;

3) из земель организаций определенных отраслей экономики - гражданам в виде служебного надела.

Ничего более принципиально нового в регулировании данного правового титула владения землей в ЗК РФ не содержится.

Конституция РФ закрепила положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются для государства обязанностью, и государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется (ст. 45 Конституции РФ). Также ст. 46 Конституции РФ определяет, что каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. В развитие этих положений Конституции в ЗК РФ законодатель предусмотрел нормы, которые регулируют отношения, связанные с защитой прав на землю и рассмотрением земельных споров.

Эти нормы в таком варианте ранее не были зафиксированы ни в одном нормативно - правовом акте. Правда, в ЗК РСФСР существовали положения, касающиеся разрешения земельных споров, но в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2287 "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" (далее - Указ N 2287) они были признаны недействующими.

Главой IX ЗК РФ предусмотрены следующие способы защиты прав человека и гражданина на землю: 1) признание права на земельный участок; 2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; 3) признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления; 4) возмещение убытков.

Все перечисленные способы защиты прав были ранее зафиксированы в статьях ГК РФ, но в Земельном кодексе они отражены впервые. В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 12.04.2001).

В соответствии с п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) иных предусмотренных федеральными законами случаях. Из пп. 3 п. 1 ст. 60 ЗК РФ вытекает вывод о том, что перечень оснований, по которым нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, не является ограниченным.

Действия, нарушающие права на землю гражданских и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены: а) путем признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) приостановлением исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; в) приостановлением промышленного, гражданско - жилищного и другого строительства, разработок месторождений полезных ископаемых и торфоэксплуатационных объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ; г) путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 2 ст. 60 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 61 ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а в предусмотренных законом случаях также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Причиненные в таких случаях убытки подлежат возмещению органом исполнительной власти, издавшим такой акт.

В соответствии со ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе и упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Данная статья отсылает к ст. 15 ГК РФ, которая устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, т. е. доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статья 15 ГК РФ также определяет, что если нарушившее право лицо получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Помимо этого, п. 2 ст. 62 ЗК РФ установил, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (например, восстановить плодородие почв, земельные участки в прежних границах, возвести снесенные здания, строения, сооружения, восстановить межевые и информационные знаки и т. п.).

Кроме способов защиты прав граждан на землю, ст. 63 ЗК РФ установлены гарантии таких прав при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных строений, зданий, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; 3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственнику может быть оплачена рыночная стоимость земельного участка, если ему бесплатно не предоставлен равноценный участок.

Кроме того, ст. 64 главы IX ЗК РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Таким образом, споры, возникшие у субъектов земельных правоотношений в процессе использования и охраны земель и связанные с определением права собственности, арендных отношений, сервитутов и т. д., решаются судами общей юрисдикции в порядке, установленном ГПК РСФСР, а также арбитражными судами в порядке, установленном АПК РФ. Согласно п. 2 ст. 64 до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами для разрешения в третейский суд, порядок образования и полномочия которого определены в Положении о третейском суде.

Статья 9 Конституции РФ содержит норму о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в ред. от 29.12.1998, с изм. от 30.12.2001) устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным и формами платы считаются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Новый Земельный кодекс повторил это положение, уточнив только, что формами платы за землю могут быть земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Видимо, после вступления в силу ЗК РФ будут внесены изменения в ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" и будет исключено положение о нормативной цене земли.

Что касается ЗК РСФСР, то в нем существовала глава 8 - "Земельный налог, арендная плата за землю, плата за приобретение земли в собственность". Указом N 2287 нормы о плате за приобретение земли в собственность из этой главы были признаны недействующими. Нормы ЗК РФ, касающиеся платы за землю и оценки земли, носят общий характер, отсылая в основном к другим законам РФ. В частности, в ст. 65 определяется, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (п. 2); для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5).

Пункт 1 ст. 66 ЗК РФ определяет, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения ее определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости участка (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера, условия и сроки внесения платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или в муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

Нормы ЗК РФ, устанавливающие контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль), значительно расширили положения о контроле за использованием и охраной земель, которые были в ЗК РСФСР: ЗК РСФСР включал только нормы, регулирующие государственный земельный контроль. Законодатель в новом Земельном кодексе впервые закрепил положения о муниципальном и общественном контроле, а также о производственном земельном контроле.

Следует сказать о видах земельного контроля, установленных в ЗК РФ. Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляется специально уполномоченными государственными органами (ст. 71 ЗК РФ), которыми сейчас являются Федеральная служба земельного кадастра РФ и Министерство природных ресурсов РФ. В п. 2 ст. 71 ЗК РФ законодатель использовал отсылочно - бланкетную норму, устанавливающую, что государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с российским законодательством в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 1 ст. 72 ЗК РФ определен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Так же, как и в п. 2 данной статьи, законодатель вновь использует отсылочно - бланкетную норму, определив, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями) и гражданами. Контролируется соблюдение установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдение требований использования и охраны земель (п. 3 ст. 72 ЗК РФ).

Производственный земельный контроль, регулируемый ст. 73 ЗК РФ, производится собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке (п. 1 ст. 73 ЗК РФ). При этом лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ст. 73 ЗК РФ).

Глава XIII ЗК РФ включает в себя нормы об ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. В ней урегулированы вопросы об административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско - правовой ответственности.

В отличие от ЗК РСФСР, который включал в себя ряд составов и санкций, применявшихся в административном порядке, в ЗК РФ законодатель использовал общую норму, касающуюся административной и уголовной ответственности, которая отсылает к другим законодательным актам, устанавливающим таковые виды ответственности. Так, в ст. 74 ЗК РФ определено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством, причем лицо не освобождается от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

В ЗК РФ внесена норма, устанавливающая дисциплинарную ответственность за земельные правонарушения. В соответствии со ст. 75 ЗК РФ должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Нормы гражданско - правовой ответственности о возмещении вреда, причиненного земельным правонарушением (установленные ст. 76 ЗК РФ), ничего принципиально нового не внесли.

Особенной частью ЗК РФ определены категории земель и их правовое положение. В этой области законодатель также ничего существенно нового не предусмотрел, за исключением того, что выделил земли энергетики.

В целом можно сказать, что многие положения Земельного кодекса РФ носят, скорее, общий характер, так как законодатель в большинстве статей использовал отсылочно - бланкетные нормы, переадресовывая тем самым к другим нормативно - правовым актам. Помимо этого в развитие некоторых норм нового Земельного кодекса должны будут приниматься другие законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Название документа