Как взимаются платежи за пользование недрами?

(Веремеева М. В.)

("Журнал российского права", N 1, 2002)

Текст документа

КАК ВЗИМАЮТСЯ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ?

М. В. ВЕРЕМЕЕВА

Веремеева Мария Владимировна - юрист Государственного унитарного предприятия "Центр правовых проблем северных территорий".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст. 75 Конституции содержит положение о том, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года N 2118-1 (в редакции от 24 марта 2001 года) к федеральным налогам относит платежи за пользование недрами. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (в редакции от 2 января 2000 года) за пользование недрами взимаются: платежи за поиски, оценку, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах, за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации, не связанной с добычей полезных ископаемых.

Порядок и условия взимания таких платежей, критерии определения их ставок определены в Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна" от 28 октября 1992 года N 828, а также в Инструкции Министерства финансов Российской Федерации от 4 февраля 1993 года N 8 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами".

В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации плата за пользование недрами может взиматься в формах денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Данное положение частично противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.

Доходы бюджетов разных уровней формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговым законодательством Российской Федерации установлена исключительно денежная форма исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, а с физического лица - в судебном порядке.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации.

Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов.

Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, устанавливающим принципы бюджетной системы Российской Федерации, в России действует принцип единства бюджетной системы страны. Это означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

В письме Минфина РФ от 25 августа 2000 года N 83н, МНС РФ от 8 сентября 2000 года N БГ-6-09/723 "О неденежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов" определено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в неденежной форме не допускается, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, допускающие неденежные формы расчетов по уплате налогов и сборов, как противоречащие бюджетному и налоговому законодательству Российской Федерации.

В случае нарушения отдельными субъектами Российской Федерации установленного бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации порядка формирования доходов бюджетов разных уровней Министерством финансов Российской Федерации могут применяться меры принуждения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, а в соответствии со ст. 50 и 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" - приостанавливаться выделение средств из Федерального фонда финансовой поддержки, финансирование из федерального бюджета федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, и иные меры воздействия, предусмотренные указанным Законом.

Недропользование в Российской Федерации в соответствии с Законом "О недрах" и Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" осуществляется не только на лицензионной основе, но и на основе соглашений о разделе продукции. Режим соглашения о разделе продукции отличается от лицензионного главным образом системой налогообложения, а также возможностью договорного регулирования основных условий недропользования, в том числе формы взимания основных видов налогов.

Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов по ряду оснований. Порядок применения такого специального налогового режима устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах и в закрытых административно - территориальных образованиях, а также система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

С другой стороны, Закон Российской Федерации "О недрах" и Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ (в редакции от 7 января 1999 года) еще до принятия Налогового кодекса Российской Федерации закрепили особый порядок налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции. В соответствии с ними инвестор (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения) в течение срока действия соглашения освобождаются от взимания налогов, сборов, акцизов и иных платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами. Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции.

В соответствии со ст. 13 этого Федерального закона инвестор уплачивает государству за пользование недрами, помимо налога на прибыль, разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата, установленные согласно условиям соглашения; ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности данного участка и степени риска; регулярные платежи (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции и уплачиваемые инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья. От уплаты иных платежей за пользование недрами инвестор освобождается.

Режим соглашения о разделе продукции в соответствии со ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации относится к специальному налоговому режиму. Особенности налогообложения при нем будут определены в Особенной части Налогового кодекса. В частности, возможно, будет определена форма взимания отдельных видов платежей.

Действующие законодательные акты (Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") своими нормами определили возможность взимания отдельных налогов и платежей в натуральной форме. Однако налицо явное несоответствие норм законодательства о недропользовании и Общей части Налогового кодекса Российской Федерации, где налог определен как денежный платеж.

Эта проблема имеет не только научный и теоретический аспект, но и практический. Например, "Соглашение о разработке Южной части Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения в Ханты - Мансийском автономном округе на условиях о разделе продукции" определило, что платежом инвестора за право пользования недрами (роялти) является взимание государством части добытой нефти в натуральном выражении в соответствии с Соглашением. Но реализация данного условия Соглашения будет невозможна, так как натуральная форма взимания платежей не предусмотрена налоговым законодательством.

Несоответствие отдельных норм законодательства о недрах и законодательства, регулирующего соглашения о разделе продукции, требованиям налогового законодательства - одна из основных проблем снижения инвестиционной активности.

Название документа