Смысл жизни человека в государственно-организованном обществе
(Перевалов В. Д.) ("Российский юридический журнал", 2013, N 2) Текст документаСМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ГОСУДАРСТВЕННО-ОРГАНИЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ
В. Д. ПЕРЕВАЛОВ
Перевалов Виктор Дмитриевич, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, президент Уральской государственной юридической академии, заведующий кафедрой теории государства и права (Екатеринбург).
Автор акцентирует внимание на философско-юридических проблемах определения смысла жизни человека в условиях его государственно-организованной жизнедеятельности. Характеризуются четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента смысла жизни: познание и мышление, взаимодействие и творчество.
Ключевые слова: философия права, теория государства и права, государственно-организованное общество, глобальные проблемы современности, смысл жизни.
The meaning of human life in the state-organized society V. D. Perevalov
The author focuses attention on the philosophical and legal problems of determining the meaning of human life in terms of its state-organized activity. Four interrelated and interdependent components of the meaning of life: knowledge and thinking, collaboration and creativity - are described.
Key words: philosophy of law, theory of state and law, state-organized society, global problems of modernity, meaning of life.
Смысл жизни человека - один из самых уникальных, вечных и непостижимых феноменов человеческой истории. В научной, публицистической, художественной литературе и повседневной жизни существует множество различного рода высказываний на этот счет. Приведем несколько примеров. В обыденном понимании смысл жизни состоит в том, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить сына, или искать и получать удовольствия, или просто жить, ни о чем не задумываясь. У верующих смысл жизни - в обретении Бога, сострадании и заботе о ближних, исполнении библейских заповедей. Эпикурейцы высшим благом считали познание счастья и блаженства. У стоиков идеалом мудрого человека признавался тот, кто живет по законам природы. Близок к этой позиции Конфуций, учение которого емко выражено в толстовской фразе: "Достигнув спокойствия и постоянства, следовать своей природе". Для представителей экзистенциализма главное заключается в самоопределении, во внутренней свободе и активности человека; в социокультурной "деятельностной" философской традиции в качестве смысловых составляющих называются потребности человека как члена общества, значение идеалов, ценностей и норм социума. Заслуживает внимания тезис о том, что "общее понятие смысла жизни конкретизируется народной идеей, выраженной в формуле "Труд, семья, Отечество" <1>. В каждом из приведенных положений содержатся рациональные зерна (мысли), опосредованные реальным бытием. Эти мысли можно использовать в зависимости от поставленной цели и собственной позиции. -------------------------------- <1> Косарев А. И. Смысл жизни в природе, обществе, назначении государства и права // Российский юридический журнал. 2010. N 2. С. 11.
Новейшие философские, антропологические, биолого-психологические исследования позволяют предположить, что смысл жизни состоит прежде всего в продолжении рода, накоплении и передаче новым поколениям личного и социального опыта и знаний, в общении и отношениях сотрудничества, дружбы, любви. Ни в одном из приведенных высказываний не говорится о том, что смысл жизни людей - ненавидеть и убивать друг друга, уничтожать природу, удовлетворять низменные потребности, руководствоваться сиюминутными эмоциями и т. п. Почему? Ведь история знает все это, нередко негативные ориентиры становятся преобладающими на жизненном пути конкретного человека. Это происходит в первую очередь потому, что некоторые люди в силу разных причин не постигают смысла своего существования. Человек, не определивший смысл своей жизни, находится в "экзистенциальной фрустрации - глубинном чувстве утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты" <1>. Естественно, что опустошенные люди ищут удовлетворения в аномальных и антисоциальных явлениях: в курении, алкоголизме, наркомании, преступности и ее крайнем проявлении - терроризме. Что же касается совсем молодых людей, у которых еще отсутствуют механизм самозащиты и мотивация к постоянному самосовершенствованию, то нередко для них эти поиски заканчиваются суицидом или насилием по отношению к другим. Говорить о том, что здесь есть какой-то смысл, не представляется возможным. Скорее это бессмысленное времяпрепровождение и поступки, обусловленные ущербностью разума, социальными болезнями, идеологическими и религиозными спекуляциями и в конечном счете дефицитом знаний. -------------------------------- <1> Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М., 1990. С. 24.
Тот факт, что человеческое действие основано на знании, может рассматриваться как антропологическая константа. Социальные группы, социальные ситуации, социальные взаимодействия и социальные роли зависят от знания и опосредуются им. Отношения между индивидами основаны на знании ими друг друга. Власть также нередко основывается на знаниях, а не на физической силе. Наконец, социальное воспроизводство не есть только физическое воспроизводство - оно всегда имеет и культурное измерение, т. е. включает воспроизводство знания <1>. -------------------------------- <1> Бехманн Г. Общество знания - краткий обзор теоретических поисков // Вопр. философии. 2010. N 2. С. 125.
В связи с этим одну из определяющих граней смысла жизни человека в государственно-правовом обществе можно постигать через юридические знания. Последние по своему назначению выступают той внутренней интеллектуальной составляющей современного человека, благодаря которой у него появляется стержень и ориентир для поведения. Причем не только в смысле соблюдения норм права, а главным образом с точки зрения активных действий по совершенствованию государственного и общественного устройства, формированию внутреннего мира человека. Разумеется, само наличие юридических знаний - это не гарантия, а только условие для активной деятельности, для саморазвития человека. Смыслообразующий потенциал юридического знания выявляется уже при обозначении места и роли самого понятия и явления "жизнь" в системе правовых категорий. С позиции объективного права жизнь рассматривается, во-первых, как юридический факт (событие), выступающее основанием возникновения, изменения и прекращения правовых отношений; во-вторых, как длящееся правоотношение, временные рамки которого ограничены зачатием, рождением и смертью человека; в-третьих, как система фактических и правовых связей, арена реализации норм права; в-четвертых, как осмысленная человеческая матрица процесса правообразования и правотворчества. Субъективное правовое восприятие жизни аккумулируется в праве на жизнь. Это основополагающее субъективное право человека, которое закрепляется в Конституции и отраслевом законодательстве. Оно охватывает все аспекты жизнедеятельности человека, которые могут быть урегулированы нормами права. Это право на достойное существование, право на защиту личности от посягательств на жизнь и здоровье, право на труд, свободу передвижения, безопасные условия проживания и др. Жизнь - это одна из форм существования и движения материи. Поэтому полагаем, что в плане динамики, развития, перспективы человека разумного, не умаляя аксиологического значения жизни, можно утверждать, что человек живет для того, чтобы познавать и мыслить, взаимодействовать и творить. Эти четыре тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента необходимо рассматривать через государственно-правовую призму на индивидуальном и общественном уровнях. При этом следует иметь в виду, что по мере развития человека и его государственно-правовой и социальной среды основные составляющие смысла жизни также трансформируются, меняются их значение, степень взаимопроникновения, ракурсы соприкосновения с материальными и идеальными объектами. Познавать - значит приобретать знания о живой и неживой природе, социальной действительности, в том числе о государстве, праве. Такая возможность у человека появилась уже на первой стадии его темпорального бытия, когда он начал осознавать свое внутреннее время, т. е. прошлое, которое, как оказалось, обладает способностью накапливаться. С этого момента до настоящего времени накопился огромный массив знаний о государственно-правовых и общесоциальных явлениях, который и необходимо использовать при модернизации современной политической, правовой системы и гражданского общества. Видимо, на этой же стадии происходил сознательный выбор человеком чего-то из накопленных элементов (по Аристотелю). С определенным допуском можно предполагать, что из социально обусловленных форм своего существования человек выбрал государство, а из средств регулирования - право. Мыслить, рассуждать человек может только на основе накопленных знаний и благодаря разуму. Мышление - высшая ступень человеческого познания, позволяющая не только изучать явления объективной действительности, но и познавать самого себя. Мерилом самопознания выступает индивидуальная идентичность как последовательность психической жизни, она помогает человеку понять, кто он в той или иной системе связей, отношений и ситуаций. Например, россиянин в качестве гражданина находится в правовой связи с государством. Для последнего важно знать, осознает ли себя человек гражданином России. По данным социологических исследований, часть населения нашей страны не идентифицирует себя в этом качестве, а это означает, что интеллектуальный, экономический, нравственно-психологический потенциал отдельного человека или коллектива если и реализуется, то вне рамок правового регулирования, вне реальных средств и способов его защиты. Можно говорить и об идентичности государства и правовой системы общества. Особое значение эта проблема имеет для России, расположенной между западом и востоком и характеризующейся многообразием национальных, культурных и религиозных идентификаций своих народов. Человек как существо общественное "обречен" взаимодействовать с себе подобными, с различными социальными и политическими учреждениями, организациями. Но суть заключается в том, что ему нравится взаимодействовать, что общение с другими людьми обогащает его внутренний мир, позволяет проявлять его оригинальность, а принадлежность к государственно-правовому сообществу придает уверенность в себе, других и в завтрашнем дне. Взаимодействие - универсальная форма движения и развития, инициативы и активности. Внешними формами выражения этих смысловых универсалий выступают ритуалы, процедуры, переговоры, дискуссии, различного рода форумы, демонстрации и другие гражданские инициативы. На определенной стадии развития человека и социума надежными гарантиями достижения поставленных человеком целей в рамках взаимодействия являются государство и право. При этом надо иметь в виду, что взаимодействие может носить естественно-стихийный и целенаправленный, дву - и многосторонний характер. В частности, правовую активность, социально активное правомерное поведение можно рассматривать как целенаправленное двустороннее движение правовых ценностей от человека к государственно-правовой действительности и обратно. В качестве основных ценностей выступают права и свободы человека и гражданина, отражающие гуманистическое содержание государства и права. Человек - живое существо, обладающее уникальной способностью творить, что характеризует его как единственного субъекта инновационной, преобразовательной деятельности, имеющей интровертивную, планетарную и космическую направленность. Можно сказать, что смыслы жизни человека и "жизни" государства и права в основном совпадают. Но речь должна идти о человеке не как о винтике государственно-правовой машины и не как о налогоплательщике, просителе, избирателе, а как о думающей, творческой личности, осознающей необходимость государства и права, освоившей эти явления применительно к себе, пытающейся совершенствовать при помощи юридических знаний свою жизнь и государственно-правовые институты. Таким образом, можно убедиться в том, что мы говорим не об отвлеченных теоретических понятиях, а о смысле человеческой жизни. На входе данной "квартетной" конструкции ("познавать и мыслить, взаимодействовать и творить") находится человек как разумная и активная личность, а на выходе - самоорганизующееся и самосовершенствующееся гражданское общество. Смыслообразующее значение юридических знаний с позиций индивида можно обнаружить через анализ экзистенциально-феноменологического понятия "жизненный мир" человека, отражающего ту часть реальности, которая как бы предшествует субъектно-объектному отношению в его классическом понимании, ибо "субъект и условия его бытия здесь взаимопроникают друг в друга" <1>. Жизненный мир - это пространство самоопределения и внутренней активности человека, в этом плане он изначально есть смысловой мир, который при помощи знаний "конституирует индивид в процессе опыта" <2>. -------------------------------- <1> Чупина Г. А. Человек в мире смыслов. Екатеринбург, 2009. С. 21. <2> Кожевников С. Б. Эвристические горизонты концепции жизненного мира // Вопр. философии. 2008. N 11. С. 130 - 139.
Главное свойство разума проявляется в смыслополагании, в способности конституировать собственные предметы. Находясь в познавательной ситуации, человек жизненно заинтересован в тех предметах, с которыми он имеет дело и которые он "примеряет на себя" в процессе взаимодействия с ними <1>. В соответствии со своими потребностями и интересами человек может "примерить" и освоить государственно-правовые одежды только при помощи юридических знаний. -------------------------------- <1> Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 51 - 72.
Человек, познавая мир и самого себя, сам создает или выбирает различные организационные формы своей жизнедеятельности вплоть до государства, делегируя ему часть своих прав и обязанностей, сознательно ограничивая свою свободу в надежде на защиту с его стороны всего комплекса жизненно важных интересов. Разумеется, не всегда это зависит от субъективного желания индивида, не всегда его удовлетворяет сложившееся положение и у него есть два выхода: или смириться с существующим порядком вещей, или пытаться изменить ситуацию. В любом случае в основе тех или иных действий всегда лежит интерес. При этом следует иметь в виду, что интерес изначально не является правовой категорией. В основе интереса могут лежать биологические, психологические, экономические, политические и иные потребности. Правовым интерес становится тогда, когда для его обозначения и реализации необходимы соответствующие юридические формы и средства. Для выявления смыслообразующего значения юридических знаний с позиции социума можно использовать синергетический подход, применяемый при характеристике системных образований. Человеческое общество как живой организм представляет собой устойчиво неравновесную систему, для сохранения которой необходима постоянная работа, направленная против разрушительного давления среды. Монотонное наращивание антиэнтропийной активности (например, увеличение биологической популяции, потребления ресурсов) ведет к накапливанию разрушительных эффектов в среде, рано или поздно прежние механизмы жизнеобеспечения становятся контрпродуктивными. Закон эволюционной дисфункционализации гласит, что такая фаза обязательно наступает, дальнейшая судьба неравновесной системы зависит от того, насколько она готова к изменениям. Если при обострении эндоэкзогенного кризиса система не имеет возможности сменить среду обитания, то она либо разрушается, либо вырабатывает антиэнтропийные механизмы с более высокой удельной продуктивностью (величиной полезного эффекта на единицу разрушений). Последнее всегда требует радикального роста организационной сложности и "интеллектуальности" <1>. -------------------------------- <1> Назаретян А. П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопр. философии. 2009. N 5. С. 4.
Человек и общество неоднократно испытывали такие кризисы на пути своего развития и в конечном счете выработали такие сложнейшие антиэнтропийные механизмы, как государство и право. Интеллектуальной составляющей этих механизмов, несомненно, являются юридические знания. Смыслообразующее значение юридических знаний заключается в том, что они сыграли решающую роль в формировании государственных и правовых институтов, выступающих гарантами сохранения рода человеческого и общекультурных достижений. Смыслообразующее значение юридических знаний обусловлено и законом техно-гуманитарного баланса, т. е. системной зависимости между технологическим потенциалом, качеством культурных регуляторов и внутренней устойчивостью общества. Правовые нормы регулирования деятельности людей приводились в соответствие с новыми технологическими процедурами и инструментами через механизмы организованного (регулируемого) поведения, ментальные программы которого содержат опыт разрешения прежних конфликтов. Прошлые юридические знания, заложенные, к примеру, в международные договоры, снижали уровень опасности (военной, экологической) до "приемлемого" уровня. Следует обратить внимание также на одно остроумное замечание: век оружия массового поражения сменяется веком знаний массового поражения. С одной стороны, разрабатываются все более изощренные и дешевые виды оружия, связанные с ядерными минизарядами, нанотехнологиями, робототехникой и генной инженерией. С другой стороны, доступ к информации и образованию во всем мире необычайно облегчается и расширяется <1>. Разрешение данной ситуации возможно, в частности, путем установления правовых ограничений и создания международных органов контроля за вооружением, сохранением природы. Примером в этом отношении могут служить Договор о запрещении ядерных испытаний, Киотский протокол, деятельность Совбеза ООН, МАГАТЭ. -------------------------------- <1> Назаретян А. П. Указ. соч. С. 11.
Нужно отметить также, что в этом плане все большее влияние на развитие техники оказывают скоординированные действия общественности. Вспомним предотвращение затопления буровой платформы "Brent Spa" в Атлантическом океане посредством мобилизации по инициативе "Гринпис" клиентов заправок акционерного общества "Шелл"; серию распоряжений и законодательных мер, приведших в 80-е гг. к серийной установке катализаторов на моторы персональных автомобилей, и др. <1>. Знания, научные рекомендации, детерминированные общественными требованиями и воплощенные в правовых нормах внутригосударственного и международного права, становятся юридическими знаниями, значение которых состоит в сохранении общечеловеческих ценностей. -------------------------------- <1> Грунвальд А. Роль социально-гуманитарного познания в междисциплинарной оценке научно-технического развития // Вопр. философии. 2011. N 2. С. 117.
Смыслообразующее значение юридического знания и образования состоит и в том, что с их помощью в обществе создается механизм, защищающий его от волюнтаризма и произвола. Еще Платон говорил, что государство не есть произвольное учреждение, существующее только для защиты имущества и взаимной помощи, но это есть необходимая форма для развития всей высшей духовной или разумной жизни. И. А. Ильин полагал, что люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру. Политика должна не поглощать их досуг и отрывать от работы, а обеспечивать им порядок, свободу, законность, справедливость, технические и хозяйственные удобства жизни. Человек и смысл его жизни не могут оставаться неизменными. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. Сегодня человек должен переосмыслить свою творческую роль в мире, оставить претензии на господство над природой. Эволюцию рода человеческого необходимо вернуть в прежнее русло всемирной коэволюции, т. е. слитого, совместного, согласованного развития человека и всего, что его окружает <1>. Как личность, обладающая сознанием, человек обращен к социальному бытию с его специфическими культурными и технологическими закономерностями. Признавая значение для развития человека, его комфортного существования достижений современной науки и техники, нельзя не видеть в то же время различного рода риски, вызванные теми же факторами. -------------------------------- <1> Мальцев Г. В. В поисках новой рациональности // История. Право. Политика. 2011. N 1. С. 13.
В условиях глобальных изменений (климатических, информационных, экономических и др.) человек, его разум, менталитет и, соответственно, смысл жизни становятся одной из главных проблем цивилизации, требующих принятия кардинальных решений уже сегодня, так как результаты этого решения могут быть обнаружены лишь через десятки и сотни лет, даже с учетом все убыстряющегося времени. Причем здесь следует учитывать не только экологические и энергетические проблемы, неуправляемые процессы в киберпространстве, коммерциализацию науки, образования, масс-медиа, но и, как предупреждает Н. П. Бехтерева, возможность деградации человеческого мышления <1>. Добавим к этому и возможности потери смысла жизни. -------------------------------- <1> Бехтерева Н. П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб., 1997.
Еще более определенно об этих рисках говорит В. А. Лекторский, анализируя проблемы развития науки, становления общества знания. Он подчеркивает, что наука меняется в направлении сращивания со своими техническими приложениями, что новые информационные технологии, а затем так называемые конвергирующие технологии (био-, нано-, информационные и когнитивные) создают новую жизненную среду человека и ставят под вопрос многие привычные способы ориентации в мире и традиционные человеческие ценности <1>. -------------------------------- <1> Лекторский В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопр. философии. 2010. N 8. С. 32.
Современное общество знания пытается выйти за пределы природных ограничений. Речь идет о конструировании самого человека, как его психики, так и телесности. Например, с помощью Интернета можно манипулировать психикой, фабриковать знание о реальности, создавать виртуальное пространство и т. п. К конструированию человеческой телесности стремятся представители так называемого трансгуманизма и имморализма, которые считают, что, воздействуя на человека с помощью генной инженерии, нанотехнологий, компьютерных и информационных технологий, заменяя ряд органов на искусственные, можно сначала колоссально удлинить человеческую жизнь, а затем вообще сделать человека бессмертным. В этом случае проблема жизни и смерти потеряет смысл. Если достижение бессмертия пока выглядит очередной утопией, то возможность вмешательства в биологическую природу человека существует. Министерство обороны США, например, финансирует исследования по созданию "идеального солдата", который будет обладать расширенными возможностями получения сенсорной информации, увеличенной быстротой ее переработки, возросшими физическими возможностями, меньшими потребностями во сне и отдыхе. Но это только начало подобных экспериментов по выходу за пределы человека. Если ставить вопрос о смысле жизни человека не как индивида, а как человека, то "трансгуманисты" видят его в создании условий для замены человека "постчеловеком". Представляется весьма своевременным предостережение известного философа об опасности вмешательства в сложнейшие генные и нервные структуры человека. Его результаты могут быть похожи на ту экологическую катастрофу, которая возникла вследствие технологического преобразования природы. Вместо более физически и психически здорового существа можно породить монстра. Но даже если удастся разобраться во всех генных и нервных структурах и точно предвидеть результаты воздействия на них (от чего мы очень далеки сегодня), то нет никакой уверенности в том, что возникший "постчеловек" не разрушит полностью ту культуру с ее представлениями о человеческих возможностях, о допустимом и недопустимом, о правах и обязанностях, которая и делает человека человеком. Если раньше люди мечтали о более гуманном обществе, то общество "постлюдей" будет антигуманным. Если бы удалось пойти еще дальше и сделать "постлюдей" бессмертными (а об этом тоже мечтают "трансгуманисты"), то это имело бы ряд роковых последствий. Отпала бы необходимость в рождении новых людей, так как определенного количества бессмертных "постчеловеков" было бы достаточно для решения тех проблем, которые стояли бы перед таким обществом. Бесконечная жизнь одних и тех же существ свела бы к минимуму возможность социальных и культурных обновлений (правда, вряд ли в таком нечеловеческом обществе существовала бы культура). Исчезли бы такие главнейшие смыслоопределяющие ценности человеческой жизни, как забота о детях и стариках (ведь не было бы ни тех, ни других), понимание другого человека и его проблем (ибо этих проблем тоже не было бы), любовь к другому человеку, которая включает заботу и понимание любимого, осознание хрупкости человеческой жизни; потеряли бы смысл такие добродетели, как мужество, героизм, потому что они предполагают самопожертвование и возможность потерять жизнь. Словом, исчезновение смерти означает исчезновение смысла человеческой жизни. Переход к "постчеловеку" - это не ликвидация смерти, а наоборот, коллективное самоубийство человечества, ибо "постчеловек" и есть убийца человека <1>. -------------------------------- <1> Лекторский В. А. Указ. соч. С. 33 - 34.
Все здравомыслящие люди надеются, что человечество не пойдет по этому пути. Но надеяться мало, необходимо изучать, анализировать всевозможные пути развития науки и техники, выявлять их ценностные ориентиры, а главное - принимать на основе научных данных экономические, правовые, политические решения в пользу человека. Немаловажная роль здесь пр-------------------------------------------
Название документа