Охрана и использование животного мира

(Романов В.)

("Российская юстиция", N 9, 2001)

Текст документа

ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНОГО МИРА

В. РОМАНОВ

В. Романов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ (г. Йошкар - Ола).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, а также сохранения и восстановления среды его обитания, является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (далее - Закон от 24 апреля 1995 г.). Как сказано в ст. 2 этого Закона, целью правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания является обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создание условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Помимо Закона от 24 апреля 1995 г. отношения в области охраны и использования животного мира регулируются иным законодательством России и субъектов Федерации. Правовое регулирование этих отношений согласно ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательство в области охраны и использования животного мира и среды его обитания базируется на положениях ст. ст. 9, 36, 42 Конституции РФ.

Полномочия субъектов Федерации в данной сфере довольно обширны. К их ведению, в частности, отнесены: установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира в пределах своей компетенции; предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к их собственности; согласование интересов пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными ресурсами (например, запрещение или ограничение лесопользования и водопользования в местах обитания редких зверей и птиц, рыбы ценных видов); организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства; создание государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий и акваторий в пределах своей компетенции; организация и ведение государственного учета численности объектов животного мира и их использования, ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира.

Надо сказать, что субъекты Федерации активно пользуются своими правами в области охраны и использования животного мира, принимая по этим вопросам свои законы и другие нормативные правовые акты. Например, в Республике Марий Эл приняты Правила производства охоты на территории Республики Марий Эл, утверждены шкала и таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный государственному охотничьему фонду, размеры платы за пользование дикими животными по лицензии. Постановлениями правительства в республике созданы и функционируют 10 государственных природных заказников, в том числе биологических: "Емешевский" (по охране сурка - байбака); "Пекшеевский" (по охране и воспроизводству глухаря); "Васильсурские дубравы" (по охране ценных охотничье - промысловых животных) и т. д. В целях охраны и сохранения численности охотничье - промысловых видов животных правительством принимались постановления об ограничении, а в некоторые годы и о полном запрете добычи их на территории республики. Принимаемые меры привели к некоторой стабилизации численности ряда животных: лося, медведя, зайца - беляка.

Животный мир является составной частью природной среды, неотъемлемым звеном в цепи экологических систем. В ст. 1 Закона от 24 апреля 1995 г. дано следующее определение животного мира: это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением животных в неволе либо в полувольных условиях, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно - ветеринарные и зоологические требования по их содержанию. Несоблюдение этих требований влечет административную и уголовную ответственность, животные подлежат конфискации в судебном порядке.

Животный мир на территории России является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Как сказано в ст. 4 Закона от 24 апреля 1995 г., к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения (заповедниках, заказниках, национальных парках и т. д.); населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов Федерации. Такими видами животных являются лоси, олени, кабаны и ряд других, которые нередко меняют места обитания, покрывая значительные расстояния в поисках кормовых угодий и переходя административные границы областей, краев, республик. Мигрирующими объектами животного мира являются птицы, а также некоторые виды проходных и полупроходных рыб и ряд видов водных животных. К ним, в частности, относятся осетровые, лососевые рыбы, угорь, сазан, судак и другие, морские млекопитающие - киты, дельфины, каланы, тюлени.

В целях охраны и сохранения устойчивого биологического разнообразия животного мира Правительство РФ по согласованию с субъектами Федерации вправе относить определенные виды животных к федеральной собственности и по другим критериям.

Объекты животного мира могут предоставляться: юридическим лицам - в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и договора (законом срок не определен), гражданам - в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

Пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания предоставляется за плату в размерах, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ. Так, в отношении наземных животных, отнесенных к объектам охоты, в настоящее время действуют предельные размеры платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания". Размеры платы определены относительно минимального размера оплаты труда (например, за лицензию на добычу лося - 3 - 6 минимальных размеров оплаты труда, кабана - 1 - 2, медведя - 3 - 6 минимальных размеров оплаты труда за одно животное). Указанные размеры конкретизируются в нормативных правовых актах субъектов Федерации (Правилах охоты и других). Они могут быть дифференцированы отдельно для граждан и для общественных объединений охотников (для последних, как правило, в меньших размерах). Региональные размеры платы не могут превышать предельных размеров, установленных Правительством РФ.

КонсультантПлюс: примечание.

Предельные размеры платы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.02.1999 N 138 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с изъятием их из среды обитания", утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.01.2000 N 1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено", установившего новые предельные размеры данной платы.

За некоторые виды животных (например, зайцев, белок, ондатр, гусей, глухарей, уток и других) размеры оплаты устанавливаются не за число изъятых животных, а за дни охоты. Плата за изъятие молодняка (возраст до 1 года) диких копытных животных и медведей может устанавливаться в пределах 30 - 50% платы за одно взрослое животное соответствующего вида.

Платное пользование установлено также для добычи водных животных и вылова рыбы.

Правом охоты с применением охотничьего огнестрельного оружия пользуются граждане, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членами общества охотников, в районах Севера - лица из числа коренного населения с 14-летнего возраста.

В случаях, предусмотренных законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, пользование животным миром осуществляется бесплатно (например, в научных, культурно - просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях).

Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам, ранее осуществлявшим разрешенное пользование на данной территории, акватории, собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда.

Название документа