К вопросу о землях железнодорожного транспорта
(Борзыкин М. В.)
("Вестник ВАС РФ", N 4, 2001)
Текст документа
К ВОПРОСУ О ЗЕМЛЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
М. В. БОРЗЫКИН
М. В. Борзыкин, Главный консультант судебной коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Вопрос о том, в какой мере предприятия, учреждения железнодорожного транспорта самостоятельны в использовании предоставленных им земель, достаточно активно обсуждался в юридической литературе после утверждения в 1981 году Положения о землях транспорта.
Сомнения в правомочности предприятий, учреждений железнодорожного транспорта самим определять порядок использования предоставленных земель, очевидно, предполагалось устранить в Федеральном законе Российской Федерации от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон), статья 5 которого посвящена землям железнодорожного транспорта. Эта норма содержит ряд важнейших положений и заслуживает самого пристального внимания.
Так, в пункте 1 статьи 5 названного Закона земли железнодорожного транспорта определяются как земли федерального значения, предоставленные безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
В пункте 2 статьи 5 говорится о том, что порядок использования земель железнодорожного транспорта определяется с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, как известно, является Министерство путей сообщения Российской Федерации, утвердившее своим Приказом от 15.05.99 N 26Ц Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (далее - Положение).
Однако ни Закон, ни упомянутое Положение не убедили противников самостоятельности предприятий, учреждений железнодорожного транспорта в использовании предоставленных им земель в правильности такого подхода, и давние споры по этой проблеме со страниц юридических изданий переместились в залы судебных заседаний.
Наиболее распространенными являются споры о признании недействительными или о расторжении договоров, заключенных на аренду земельных участков, занятых строениями или иными сооружениями, используемыми предприятиями, учреждениями железнодорожного транспорта. Такие требования, если они предъявлены предприятиями МПС России, обоснованы ссылкой на статью 5 Закона.
Судебные решения могут быть различны, но упрекать арбитражные суды в отсутствии единых подходов к рассмотрению названных споров было бы несправедливо. Дело в том, что у судов нет разногласий в толковании и применении статьи 5 Закона. Исход же того или иного спора во многом зависит от имеющих свою специфику фактических обстоятельств конкретного дела.
Например, отделение железной дороги (далее - отделение) обратилось в арбитражный суд с иском к местной администрации о расторжении договора аренды земельного участка, занятого магазином, специализирующимся на продаже форменной одежды и иных принадлежностей работникам железнодорожного транспорта.
Требование основано на том, что названным строением земельный участок занят с июня 1995 года, а в августе того же года принят Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте", в соответствии с которым, по мнению отделения, все земли, находившиеся в пользовании предприятий, учреждений железнодорожного транспорта, следует считать землями этого вида транспорта.
Суд, отказывая в иске, исходил из того, что спорный земельный участок относится к муниципальным землям и в установленном порядке отделению не передавался. Факт наличия на земельном участке специализированного магазина не относится к обстоятельствам, влияющим на правовой режим земельного участка.
В другом случае требование отделения о признании недействительным договора аренды мотивировано тем, что земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги и занят строением, в котором размещено железнодорожное оборудование, предназначенное для осуществления отделением возложенных на него специальных задач.
Иск удовлетворен судом по следующим основаниям. До заключения договора аренды земельный участок был выделен отделению и находился в его пользовании с 1920 года, что подтверждено соответствующими доказательствами и местной администрацией не опровергнуто. Поэтому он в силу пункта 1 статьи 5 Закона относится к землям железнодорожного транспорта и местная администрация не вправе им распоряжаться. В 1999 году договор аренды представителем отделения дороги подписан ошибочно.
По результатам рассмотрения этих дел хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства.
Первое. Предприятиям, учреждениям железнодорожного транспорта для целей, носящих временный характер, земли согласно пункту 1 статьи 5 Закона могут быть предоставлены на условиях аренды, что и имело место в первом деле. Кроме того, у арбитражных судов нет расхождений в вопросе о том, что Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте", определяющий режим использования ранее предоставленных земель и предписывающий выдачу соответствующих документов, не предусматривает перераспределение или закрепление земельных участков, находящихся в пользовании предприятий, учреждений железнодорожного транспорта по иным основаниям, в том числе и на момент принятия названного Закона.
Второе. Если исходить из буквального значения слов, содержащихся в пункте 1 статьи 5 Закона, то землями железнодорожного транспорта могут быть только те земли федерального значения, которые его предприятиям, учреждениям предоставлены в соответствии с законодательством. Кроме того, не все земли под железнодорожными путями и станциями (включая полосу отвода), а также под защитными и укрепительными насаждениями, строениями, зданиями, сооружениями и иными объектами, необходимыми для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития, относятся к землям железнодорожного транспорта, а лишь те, которые им отведены.
Следовательно, для того, чтобы правильно определить земли железнодорожного транспорта, судам приходится устанавливать, что предприятию, учреждению железнодорожного транспорта земли предоставлены собственником в установленном законодательством порядке для осуществления возложенных на них специальных задач. Однако при этом учитывается то обстоятельство, что земли в пользовании предприятий, учреждений железнодорожного транспорта находятся свыше ста лет. В течение этого времени не только существовали различные правоустанавливающие документы, но и изменялся порядок их выдачи. Поэтому у суда возникает необходимость в определении законодательства, подлежащего применению при разрешении конкретного земельного спора. Несомненно, что собирание и оценка доказательств по таким делам весьма затруднены.
Вторая, не менее многочисленная группа дел, рассматриваемых арбитражными судами, представляет собой споры о том, кто вправе распоряжаться землями железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
Например, распространенной является ситуация, когда орган местного самоуправления, оспаривая правомерность передачи предприятием МПС России в аренду другому юридическому лицу земельного участка в пределах полосы отвода железной дороги, ссылается на то, что договор аренды заключен без его согласия.
При разрешении таких споров суды исходят из того, что в соответствии со статьей 2 Закона под полосой отвода следует понимать земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно - путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами. Арендодателями согласно статье 608 ГК РФ могут быть лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. МПС России, утвердив в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона упомянутое Положение, управомочило предприятия, учреждения железнодорожного транспорта предоставлять в аренду свободные участки земли в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта. При этом получение согласия органа местного самоуправления на передачу таких земель в аренду Положением не предусмотрено.
Полагая, что их компетенция в вопросе распоряжения землями железнодорожного транспорта ущемлена, местные администрации обращаются за защитой своих прав не только в арбитражные суды, но и в суды общей юрисдикции.
Так, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев требование городского комитета по управлению имуществом Санкт - Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга о признании недействительными отдельных пунктов названного Положения, решением от 09.11.2000 в иске отказал со ссылкой на статью 5 Закона.
Таким образом, расхождений в подходах к применению статьи 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог у арбитражных судов и судов общей юрисдикции нет.
И последнее. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что если предприятие, учреждение железнодорожного транспорта арендует земельный участок, то в соответствии со статьей 615 ГК РФ оно не вправе без согласия арендодателя передавать земельный участок в субаренду.
Название документа