Прибрежные воды

(Чайка К.)

("Законность", N 12, 2000)

Текст документа

ПРИБРЕЖНЫЕ ВОДЫ

К. ЧАЙКА

К. Чайка, Заместитель Генерального прокурора РФ.

Одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Дальневосточного региона - надзор за соблюдением законодательства об охране рыбных запасов.

Общая оценка обстановки на промысле биоресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа, прилегающего к Тихоокеанскому побережью России, и состояние экспорта морепродуктов дают основание сделать вывод о том, что правоохранительные и контролирующие органы действуют сегодня в условиях широкомасштабного сверхлимитного вылова наиболее валютоемких объектов морского промысла и неконтролируемого их вывоза.

Стремление рыбодобывающих предприятий получить сверхприбыль от реализации незаконно добытой продукции приводит не только к подрыву природных ресурсов, но и к насыщению, в основном зарубежных рынков, всеми видами морепродуктов, сбываемых, как правило, по заниженным ценам, что позволяет осуществлять политику диктата цен на эту продукцию со стороны иностранных партнеров.

Ситуация требует решительных действий правоохранительных и контролирующих органов, направленных на защиту экономических интересов страны.

Совершенствованию этой деятельности в Дальневосточном регионе в значительной степени способствовали документы координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ в феврале 1998 г.

Многие вопросы из поставленных на этом совещании перед органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, прокуратуры в настоящее время разрешены. Введена спутниковая система контроля за деятельностью промысловых судов, в региональные рыбопромысловые советы включены представители правоохранительных органов, распределение квот на вылов производится на конкурсной основе. Укрепилось взаимодействие органов рыбоохраны, региональных инспекций охраны морских биоресурсов ФПС РФ, внутренних дел и прокуратуры в части передачи и разрешения материалов о нарушениях Правил рыболовства, в том числе при проведении первоначальных следственных действий.

Итоги совместной работы за последние полтора года свидетельствуют о росте ее результативности. Обеспечен прокурорский надзор за законностью актов органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований по вопросам природопользования. Возросло количество выявленных нарушений Правил рыболовства, лиц, привлеченных к административной ответственности, а также реально взысканных с виновных сумм штрафов и причиненного ущерба. Более активно применялись такие виды взысканий, как конфискация и изъятие рыбопродукции незаконного промысла, орудий лова.

После принятия соответствующих мер прокурорского реагирования все большую активность в этом вопросе стали проявлять органы рыбоохраны. Так, по Камчатскому региону в сопоставимые периоды 1998 - 1999 гг. и текущего года суммы взысканного ущерба возросли соответственно в 4,9 и 6,2 раза. Положительные результаты по пресечению нарушений на промысле и выявлению преступлений дают оперативно - инспекторские рейды органов рыбоохраны совместно с сотрудниками ФСБ, УВД и ФПС.

Влекущими наиболее серьезные последствия являются такие нарушения, как ведение промысла без разрешения, превышение квоты вылова, сокрытие улова.

В связи с этим заслуживает положительной оценки организация работы Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры по активному применению уголовно - правовых мер в борьбе с незаконной добычей морских биоресурсов на шельфе и в исключительной экономзоне России. За последние два года в производстве прокуратуры находилось 17 уголовных дел указанной категории. По всем рассмотренным судом делам постановлены обвинительные приговоры в отношении капитанов промысловых судов, в том числе граждан Японии, Китая и Кореи. Осуждено 8 человек, реально возвращено государству денежных средств и имущества на 79 млн. 520 тыс. руб., что в 2,6 раза больше ущерба, предъявленного к возмещению всеми рыбоохранными органами охотско - камчатского региона.

На стадии предварительного следствия постановлениями следователей удовлетворены ходатайства гражданских ответчиков - японской фирмы "Анье Суйсан Ко., ЛТД" о добровольном поэтапном возмещении ущерба на сумму 17500359 руб. и южно - корейской фирмы "Шилла Ко., ЛТД" на сумму 146609823 руб. По двум уголовным делам добровольно возмещен ущерб российской рыбопромысловой фирмой "Марина Ич" на сумму 4,3 млн. руб.

В стадии исполнительного производства находятся решения судов по уголовным делам в отношении капитана компании "Интай" КНР на сумму 4230214 долларов США, взыскание обращено на рыболовный траулер "Зонги Хин - 37" и капитанов российской фирмы ООО "Форт" на сумму 66149505 руб.

Достижению успехов во многом способствовала специализация следователей прокуратуры по расследованию фактически новой категории уголовных дел, требующих специальных знаний в области экологии, природопользования, большого количества ведомственных актов. Специализация позволила следователям более глубоко изучить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, принять меры по их пресечению и, в большинстве случаев, добровольному возмещению причиненного государству ущерба уже в ходе предварительного следствия.

Практика следствия показала, что действия виновных лиц не охватываются составами экологических преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 253 ч. 2 и 256 УК РФ. Причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и тяжкие последствия во всех случаях влекли уголовное преследование капитанов рыбопромысловых судов по ст. 201 УК за злоупотребление полномочиями в коммерческой организации.

В ходе расследования по четырем уголовным делам установлено, что продукция, приобретенная капитанами в свое оперативное управление заведомо незаконным путем, направлена на внешний рынок и поступила в распоряжение иностранных фирм. Такие действия квалифицированы по ч. 3 ст. 174 УК РФ как совершение операций с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, лицом с использованием своего служебного положения в крупном размере (легализация имущества).

Предварительным следствием выяснялись обстоятельства невозвращения в Россию валютных средств в крупных размерах и уменьшения для предприятия - судовладельца налогооблагаемой базы. Однако объективная сторона составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 201 и ч. 2 ст. 253 УК РФ, полностью охватывала действия капитанов рыбопромысловых судов и вопрос квалификации по ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) или ст. 199 (уклонение от уплаты налогов) УК РФ не ставился.

Такие обстоятельства влекут для государства существенные потери. Только по одному из уголовных дел по обвинению капитана камчатской фирмы "Марина Ич" в адрес американской фирмы была нелегально направлена крабовая продукция незаконного промысла на сумму свыше 1,9 млн. долларов США, в связи с чем недоплата налогов составила 763760 долларов США.

Принципиально иным был бы ход расследования при наличии уголовной ответственности юридических лиц, как это было предусмотрено проектом Общей части Уголовного кодекса РФ.

Юридические лица, по заданию и под контролем которых капитаны ведут промысел биоресурсов, при наступлении определенных последствий должны нести уголовную ответственность с применением к ним санкций в виде штрафов, конфискации всего или части имущества, запрещения заниматься определенной деятельностью, принудительного и обязательного возвращения материального и морального вреда потерпевшему, вплоть до ликвидации юридического лица по приговору суда.

На борьбу с нарушениями в этой сфере отрицательно влияют просчеты в координации и взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. В большинстве случаев такое взаимодействие ограничивается созданием оперативно - следственных групп по раскрытию и расследованию конкретных преступлений. Не преодолен синдром ведомственности, в связи с чем не единичны случаи, когда руководители контролирующих органов отказывают друг другу в предоставлении информации о ходе промысла биоресурсов.

Одна из серьезных проблем, требующая принятия мер как правового, так и организационного характера, - научный промысел, особенно валютоемких объектов - краба и некоторых видов лосося. Ряд научных программ реализуется с серьезными отступлениями от заключений государственных экологических экспертиз, проводимых на федеральном уровне, и научный промысел практически носит промышленный характер.

Обозначенные проблемы в основном могут и должны быть разрешены на местах, в том числе в результате принятия дополнительных мер органами охраны биоресурсов моря и правоохранительных органов субъектов Федерации. Этому будет посвящено одно из ближайших координационных совещаний руководителей правоохранительных и контролирующих органов Дальнего Востока.

Однако большая часть проблем может быть решена только на федеральном уровне.

До настоящего времени не нашли своего разрешения, в частности, вопросы, поставленные перед Правительством РФ в упомянутом постановлении координационного совещания, касающиеся законодательного распространения на морепродукцию исключительной экономической зоны и континентального шельфа статуса "Российские товары" и введение их обязательного декларирования; введение особого правового статуса Охотского моря; заключение межправительственного соглашения со странами бассейна морей Дальнего Востока об обмене информацией о вылове морепродуктов.

Более эффективной охране биоресурсов исключительной экономзоны и континентального шельфа РФ могло бы способствовать внесение изменений и дополнений в действующее законодательство:

1. Включение в санкции ст. ст. 253 и 256 УК РФ мер экономического характера в виде конфискации судов, объектов и орудий незаконного промысла и устранение диспропорции в санкциях соответствующих статей КоАП; введение уголовной ответственности юридических лиц.

2. Внесение изменений в ст. 117 УПК, направленных на расширение полномочий органов федеральной пограничной службы по производству дознания по делам о преступлениях, совершенных в экономзоне, внутренних морских водоемах и территориальном море. Эти изменения позволят оперативно выполнять следственные действия в районах промысла, в т. ч. по наложению ареста на суда и иное имущество в обеспечение возмещения ущерба.

3. Внести изменения в ст. ст. 91 - 92 проекта Федерального закона "О рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов", устанавливающие порядок формирования и использования Федерального целевого бюджетного фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов, приведя их в соответствие со ст. 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" в целях сохранения существующего порядка направления средств экологического фонда на реализацию природоохранных проектов непосредственно в регионах, где имеет место интенсивное и все возрастающее воздействие на природную среду.

Название документа