Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование

(Боголюбов С. А., Жариков Ю. Г.)

("Право и экономика", N 6, 2000)

Текст документа

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА

В ПОЛЬЗОВАНИЕ

С. А. БОГОЛЮБОВ, Ю. Г. ЖАРИКОВ

Боголюбов Сергей Александрович

Доктор юридических наук, профессор. Специалист по аграрному и экологическому праву.

Родился в 1936 г. В настоящее время работает в Институте законодательства и сравнительного правоведения руководителем отдела аграрного и экологического законодательства.

Автор многочисленных трудов в области экологического законодательства, земельного права, правовых аспектов охраны окружающей природной среды, политической социологии, руководитель авторского коллектива "Комментария к Лесному кодексу Российской Федерации".

Жариков Юрий Георгиевич

Специалист по земельному праву и охране природы. Доктор юридических наук, профессор. И. о. главного научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Заслуженный юрист РФ.

Родился 10 декабря 1925 г. в деревне Заболотье Людиновского района Калужской области. В 1951 г. окончил Московский государственный юридический институт. В 1951 - 1960 гг. работал в Государственном юридическом издательстве г. Москвы. С 1960 г. работает в ИЗиСП.

Участвовал в работе над Земельным кодексом Российской Федерации и другими земельно - правовыми актами, законами об охране природы.

Автор свыше 200 научных публикаций, в том числе книг: "Право сельскохозяйственного землепользования", 1969; "Охрана права землепользования", 1974; "Имущественные споры землепользователей", 1980; "Закон на страже землепользования", 1985; "Недвижимое имущество: правовое регулирование" (в соавт.), 1997.

Каким лесопользователям на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются участки лесного фонда в краткосрочное пользование для удовлетворения потребностей учреждений, финансируемых за счет соответствующего бюджета?

Следует ли понимать под "лесопользователем" (ч. 2 ст. 43 Лесного кодекса РФ) любого лесопользователя, который будет удовлетворять потребности бюджетного учреждения, или это некий специфический лесопользователь, к которому действующее законодательство предъявляет дополнительные требования?

Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) дает единое понятие лесопользователя, раскрытое не в ст. 43, а в ст. 17. Эта статья относит к лесопользователям граждан и юридических лиц, круг которых не ограничен законом. Конкретные права лесопользователей определены ст. 22, а также другими статьями Кодекса, смысл которых следует толковать и уяснять в совокупности с другими статьями, имеющими отношение к конкретному виду и целям лесопользования (ст. 80 и др.).

Лесопользователем, осуществляющим лесопользование в интересах удовлетворения потребностей учреждения, финансируемого за счет соответствующего бюджета, может быть любой гражданин или юридическое лицо, оформившее право лесопользования в установленном законом порядке. В рассматриваемом случае право лесопользования возникает в силу ч. 1 ст. 23 ЛК РФ из акта государственного органа субъекта РФ (на основании решения органа государственной власти субъектов РФ). Никаких специфических требований к статусу лесопользователя, осуществляющего краткосрочное лесопользование, законодательство не предъявляет, кроме одного, речь о котором пойдет далее.

Только ли учреждениям, финансируемым за счет соответствующего бюджета, могут предоставляться в краткосрочное пользование участки лесного фонда, или эти участки могут также предоставляться иным лесопользователям с целью удовлетворения потребностей этих бюджетных учреждений?

Каков круг (перечень) лесопользователей, имеющих право на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации получить в краткосрочное пользование участки лесного фонда для удовлетворения потребностей бюджетных учреждений?

Лесопользователем в точном смысле ч. 2 ст. 43 ЛК РФ может быть не только само учреждение, финансируемое за счет бюджета, но и любое юридическое лицо, которое в силу своей уставной деятельности может выполнять функции лесопользователя. И это вполне логично, поскольку бюджетные учреждения, как правило, не имеют возможности самостоятельно осуществлять лесопользование, поэтому законодатель и предусмотрел альтернативу.

Таким образом, не существует законодательных ограничений по субъектному составу лесопользователей, имеющих право на получение участков лесного фонда в краткосрочное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ для удовлетворения потребностей бюджетных организаций. Важно лишь (на что прямо указывает ст. 43 ЛК РФ), чтобы целевое использование лесных участков соответствовало указанному в ст. 43, а именно: "удовлетворение потребностей учреждений, финансируемых за счет соответствующего бюджета". При этом необходимо, чтобы устав (положение) организации, осуществляющей краткосрочное лесопользование в интересах бюджетных учреждений, позволял выполнять функции лесопользователя.

Название документа