Правовое регулирование организации и проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами

(Толстых Н. И.) ("Право и экономика", NN 3, 5, 2000) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ (АУКЦИОНОВ) НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

/"Право и экономика", N 3, 2000/

Н. И. ТОЛСТЫХ

Толстых Наталия Иосифовна Специалист по правовому регулированию проведения конкурсов (аукционов) при предоставлении недр в пользование. Родилась 21 июня 1976 г. в Москве. В 1998 г. с отличием окончила факультет экономики, управления и права Государственной академии нефти и газа им. И. М. Губкина. Свою трудовую деятельность начала в 1996 г. секретарем - референтом, в настоящее время - юрист государственного унитарного предприятия Ханты - Мансийского автономного округа "Центр правовых проблем северных территорий". С 1998 г. работает по совместительству научным сотрудником Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству право пользования недрами для целей разведки и разработки месторождений полезных ископаемых (в том числе и на условиях раздела продукции) по общему правилу предоставляется по результатам конкурсов и аукционов. Такой подход вытекает из принципа состязательности при выборе недропользователя, закрепленного Федеральным законом "О недрах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ). Случаи предоставления права пользования недрами (в том числе на условиях раздела продукции), минуя конкурсный порядок, определяются федеральным законодательством (в настоящее время ст. 10-1 Федерального закона "О недрах" и ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"). Особый порядок может быть установлен представительными органами субъектов Российской Федерации при предоставлении недр в пользование для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В данной статье также не анализируются случаи проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами в границах континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ законодательство о недрах относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем проведение конкурсов (аукционов) на право пользования недрами регулируется федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. В связи с противоречивостью федерального законодательства в данной сфере (в частности, в определении полномочий органов государственной власти и управления, принимающих участие в конкурсных процедурах при предоставлении недр в пользование), а также неурегулированностью многих принципиальных положений при проведении конкурсов (аукционов) на право пользования недрами более детальное правовое регулирование конкурсного механизма предоставления недр в пользование осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Например: Закон Хабаровского края от 28 мая 1997 г. N 20 "О порядке проведения международных коммерческих конкурсов (тендеров) на право пользования природными ресурсами в Хабаровском крае", Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 февраля 1996 г. N 78 "Об утверждении положения о конкурсах и аукционах на право геологического изучения и эксплуатации не разрабатываемых ранее месторождений полезных ископаемых на территории Республики Татарстан".

Конкурсная (аукционная) система предоставления недр в пользование является частью государственной системы лицензирования (т. е. разрешительной системы предоставления недр в пользование), которая в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О недрах" включает в себя единый порядок предоставления и изъятия на территории Российской Федерации прав пользования недрами, порядок и условия выдачи, оформления и государственной регистрации лицензий, оформляющих право пользования недрами (включая информационную, научно - аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов при оформлении лицензий), а также закрепляет единую систему органов государственной власти, обеспечивающих лицензирование недропользования. Одним из основных принципов государственной системы лицензирования пользования недрами является принцип состязательности при выборе недропользователя. Данный принцип был закреплен еще в Российской империи Горным уставом 1893 г. <*>. По результатам конкурсных процедур в пользование предоставлялись нефтеносные земли, расположенные на казенных землях, закрытых для частных заявок. Конкурсный механизм по Горному уставу реализовывался в двух формах: в виде торгов (т. е. аукционов) и в виде соревнований (т. е. конкурсов). Различие между торгами и соревнованиями заключалось в предмете конкурсной процедуры. Предметом торга (в соответствии со ст. 781 Горного устава) назначалась условная цена нефти. На арендатора (по условиям торгов) возлагалась обязанность поставлять в казну сырую нефть в количествах, предусмотренных "торговыми кондициями" (т. е. условиями торгов). Поставленная нефть оплачивалась арендатору по условной цене (даже если рыночная цена нефти превышала условную цену). В случае непоставки (или несвоевременной поставки) обязательного объема сырой нефти в казну такой объем нефти мог быть приобретен казной в ином месте за счет арендатора. В случае продажи арендатором нефти по рыночной цене (не казне) арендатор уплачивал в казну разницу между стоимостью обязательного для добычи количества нефти по рыночной цене и ее стоимостью по условной цене. Нефть, добытая сверх обязательной нормы, подлежала оплате по рыночной цене (в том числе и в случае ее покупки казной). -------------------------------- <*> См.: Устав Горный с разъяснениями, циркулярами, инструкциями, решениями Правительствующего Сената, новейшими узаконениями и алфавитным указателем.- Петроград. 1914.

Соревнования при предоставлении нефтеносных земель, находящихся в распоряжении казны, в аренду в Российской империи были менее распространены. В соответствии с Горным уставом нефтеносные участки земли могли быть предоставлены частным лицам на условиях аренды для добычи нефти по результатам проведенных соревнований только при наличии следующих условий: - при необходимости проведения капитальных работ (за исключением горных), связанных с добычей нефти для освоения нефтяного промысла; - при сдаче участка земли, уже бывшего в разработке; - при расположении выставляемого на соревнование участка земли в местности с неразвитой нефтяной промышленностью. Основными условиями соревнований были предусмотрены размеры буровых и иных горных работ. Горный устав различал открытые и закрытые соревнования. В открытых соревнованиях могли принимать участие все желающие, не ограниченные законами в правах на занятие горным промыслом. Закрытые соревнования проводились для круга лиц, определенного законом или условиями соревнований. Победителем соревнований признавался участник, предложивший условия, наиболее соответствующие целям соревнования. Нефтеносные участки земли, находящиеся в распоряжении казны и закрытые для частных заявок на нефть, могли быть переданы под добычу нефти на условиях аренды без проведения торгов или соревнований только после трехкратного назначения и признания торгов (соревнований) несостоявшимися. Советское законодательство о недрах не предусматривало проведения конкурсных процедур при предоставлении прав пользования недрами. Предоставление недр в пользование осуществлялось на основании акта органов государственной власти, удостоверяющего горный (геологический) отвод <*>. -------------------------------- <*> Основы законодательства Союза ССР о недрах от 9 июля 1975 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1975. N 29. Ст. 435.

Вновь конкурсные процедуры при предоставлении недр в пользование были введены Федеральным законом от 21 февраля 1992 г. "О недрах". Применение положений Гражданского кодекса в конкурсной (аукционной) системе предоставления недр в пользование В последнее время в печати часто высказывается мнение, что проведение конкурсов (аукционов) на право пользования недрами должно регулироваться Гражданским кодексом РФ. На взгляд автора, природоресурсная сфера имеет свои специфические (по отношению к другим отраслям законодательства) требования, которые не могут быть отражены в ГК РФ. Тем не менее некоторые положения ГК РФ, регулирующие механизм проведения торгов, должны распространяться также на конкурсы (аукционы), проводимые при предоставлении недр в пользование. В частности, ГК РФ предусмотрено внесение участниками торгов задатка, размер, сроки и порядок предоставления которого указаны в извещении о проведении торгов. Задаток в соответствии со ст. 380 ГК РФ является одной из форм обеспечения обязательств, в соответствии с которой одна из договаривающихся сторон выплачивает определенную соглашением сторон сумму другой стороне в счет причитающихся с нее платежей для обеспечения своих обязательств перед данной стороной. Подобный механизм обеспечения обязательств недропользователя перед государством был предусмотрен также Горным уставом 1893 г. В настоящее время при проведении конкурсов (аукционов) на право пользования недрами в некоторых субъектах Российской Федерации также используется внесение задатка претендентами на участие в конкурсе (аукционе) в счет бонуса подписания, уплачиваемого победителем конкурса (аукциона). Например, условиями шестого раунда лицензирования пользования недр (при проведении открытого конкурса) в Ханты - Мансийском автономном округе предусматривалась уплата задатка при подаче заявки на участие в конкурсе в размере 50% стартового значения разового платежа (бонуса подписания), предусмотренного в официальной публикации о проведении конкурса. На взгляд автора, правила ГК РФ о внесении задатка должны в обязательной мере распространяться на процедуру внесения задатка при подаче заявки на участие в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами. При этом в федеральном законодательстве о недрах должно быть предусмотрено в качестве обязательного требования к процедуре проведения конкурса (аукциона) на право пользования недрами внесение задатка при подаче заявки на участие в таком конкурсе (аукционе). Возможно, целесообразно также закрепление в природоресурсном законодательстве возможности применения процедуры обеспечения конкурсных обязательств победителя конкурса (аукциона) на право пользования недрами (недропользователя) путем внесения им определяемой на стадии конкурса (аукциона) залоговой суммы, которая может быть возвращена недропользователю после истечения срока пользования недрами. Также федеральным законодательством должен быть предусмотрен механизм обращения взыскания в период пользования недрами на данную сумму со стороны государства в случае неисполнения недропользователем своих обязательств (налоговых, обязательств недропользователя по инвестированию, иных финансовых обязательств) перед государством, послуживших основанием для победы в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами и закрепленных в лицензионном соглашении, а также в случае причинения недропользователем ущерба окружающей природной среде. Таким образом, при регулировании конкурсов (аукционов) на право пользования недрами должны учитываться нормы гражданского законодательства о способах обеспечения обязательств недропользователя перед государством, о возмещении ущерба и т. д. при сохранении специального регулирования (законодательством о недрах) механизма проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О недрах" возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр (его территориальные подразделения), функции которого в настоящее время выполняет Министерство природных ресурсов РФ. Как уже говорилось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ недропользование, а также законодательство о недрах находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, представляется неправомерным осуществление организационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами без участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых располагается участок недр, предполагаемый к предоставлению в пользование. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в лицензировании пользования недрами (совместно с федеральными органами государственной власти) предусмотрено также ст. 2, 4 Федерального закона "О недрах". Кроме того, участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации на стадии подготовительной работы, связанной с проведением конкурсов (аукционов) на право пользования недрами и предоставлением лицензий на право пользования недрами, более эффективно обеспечивает соблюдение баланса интересов Российской Федерации в целом и субъекта Российской Федерации с учетом его географических, климатических и демографических особенностей. ГК РФ предоставляет также возможность выступать от имени организатора торгов (собственника вещи или обладателя имущественного права) специализированной организации, действующей на основании договора с организатором конкурса (аукциона). Такое положение также должно быть закреплено в федеральном законодательстве о недрах, тем более что в большинстве субъектов Российской Федерации организация проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами осуществляется специализированными организациями - операторами конкурсов (аукционов). (В Ханты - Мансийском автономном округе, например, функции оператора конкурсов (аукционов) на право пользования недрами выполняет окружное государственное унитарное предприятие "Тендерресурс".) Законодательное закрепление статуса оператора конкурса (аукциона) обеспечило бы более четкое регулирование организационного обеспечения государственной системы лицензирования.

/"Право и экономика", N 5, 2000/

Согласно статье 13.1 Закона РФ "О недрах" различают две формы проведения конкурсных процедур при предоставлении недр в пользование - конкурсы и аукционы. В соответствии с природоресурсным законодательством РФ предметом конкурса по освоению выставляемого участка недр являются технико - экономические предложения его участников по системе критериев, установленных условиями конкурса. Предметом аукциона является размер разового платежа (бонуса подписания). ГК РФ аналогично определяет предметы конкурсов и аукционов, проводимых в соответствии с гражданско - правовыми нормами. В связи с более упрощенной процедурой проверки соответствия намечаемой деятельности недропользователя экономическим интересам Российской Федерации и ее субъекта, а также экологическим требованиям и стандартам безопасного ведения работ, например в Ханты - Мансийском автономном округе, на аукцион выставляются те участки недр, в состав которых входят небольшие части осваиваемых месторождений либо их поисковые блоки <*>. При проведении аукционов заявителю передается более сжатая (по сравнению с конкурсными пакетами) геолого - геофизическая информация, на основании которой от претендента не требуется составления технико - экономического обоснования проводимых работ. Но при этом органами государственной власти РФ, как следует из опыта проведения аукционов в Ханты - Мансийском автономном округе, могут разрабатываться основные технико - экономические показатели для каждого аукционного участка недр, утверждаемые совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальным подразделением) и органа государственной исполнительной власти субъекта РФ. Эти показатели содержат перечень обязательных видов и объемов работ, а также других требований, которые победитель аукциона обязуется выполнить после получения лицензии на право пользования недрами. При этом к участию в аукционе допускаются только те претенденты, которые представили свое письменное согласие на выполнение указанных требований, заверенное печатью. Названные условия при заключении с победителем аукциона лицензионного соглашения должны быть включены в него в качестве обязательных, послуживших основанием для победы на аукционе. -------------------------------- <*> Сергеева Н. Особенности национальной нефтедобычи (на примере Ханты - Мансийского автономного округа) // Рынок нефтегазового оборудования СНГ. 1997. N 9.

Конкурсы и аукционы могут проводиться в закрытой и открытой форме. Открытый конкурс (аукцион) на право пользования недрами проводится без каких-либо ограничений по численности и категориям претендентов, т. е. предложение организатора конкурса (аукциона) обращено к неопределенному кругу лиц. При этом возможно ограничение числа участников конкурса (аукциона), что обычно связано с квалификационными требованиями к участникам, закрепленными действующим законодательством. Закрытый конкурс (аукцион) проводится для определенных категорий недропользователей, т. е. круг возможных участников ограничен и заранее определен законодательно или условиями конкурса (аукциона). Например, природоресурсное законодательство предусматривает проведение закрытых конкурсов только для государственных предприятий РФ в случае разработки месторождений радиоактивных руд или комплексных месторождений, содержащих указанные руды в существенных количествах. Аукционная система выдачи лицензий в этих случаях не допускается. Проведение закрытых конкурсов (аукционов) возможно также для малых предприятий (типа старательских артелей), оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии, и т. д. На конкурс (аукцион) могут быть выставлены только те участки недр, которые включены в перечень объектов лицензирования, подготовленный территориальными подразделениями федерального органа управления государственным фондом недр, по согласованию с заинтересованными органами государственной власти и управления РФ, которые принимают участие в процессе лицензирования пользования недрами в соответствии со своей компетенцией, а также с лицами, чьи законные права и интересы могут быть нарушены в процессе вовлечения в освоение названных в перечне объектов лицензирования. В перечень не могут быть включены объекты лицензирования, по которым имеются разногласия между федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственной исполнительной власти субъектов РФ, до устранения таких разногласий. К сожалению, подобная норма закреплена только в Основных требованиях к проведению конкурсов (аукционов) на право пользования недрами, утвержденных письмом Роскомнедр от 7 июня 1994 г. N ВЩ-61/1539, т. е. на уровне подзаконного акта. Подобную норму целесообразно также включить и в Закон РФ "О недрах". В соответствии со ст. 72 Конституции РФ о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в области недропользования согласование вовлечения в освоение объектов лицензирования проходит на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ, на территории которого расположен лицензируемый участок недр. На федеральном уровне необходимо провести согласование с Минэкономики России, Минтопэнерго России, Государственным комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Госкомэкологией России, органами Госгортехнадзора России, Минфином России, Минздравом России (по минеральным подземным водам и полезным ископаемым, отнесенным к категории лечебных), а также с другими органами государственной власти РФ. Порядок согласования и отнесение вопросов согласования к компетенции федеральных органов государственной власти (их территориальных подразделений) устанавливаются по взаимной договоренности между федеральным органом управления государственным фондом недр и заинтересованными органами государственной власти. При вовлечении в освоение участков недр (особенно расположенных в границах родовых угодий коренных малочисленных народов Севера) необходимо также заключение государственной экологической экспертизы (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ) <*>. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

На уровне субъектов РФ согласование порядка и условий вовлечения в освоение объектов лицензирования проводится территориальными подразделениями федерального органа управления государственным фондом недр либо специализированными организациями, получившими на это полномочия от органов государственной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии с законодательством Ханты - Мансийского автономного округа для того чтобы выставить определенный участок недр на конкурс (аукцион) на право пользования недрами, необходимо получить письменное разрешение комитета по земельным ресурсам и землеустройству и комитета по охране окружающей природной среды администрации Ханты - Мансийского автономного округа, а также согласие администрации муниципальных образований на территории автономного округа. Администрация муниципальных образований, в свою очередь, согласовывает вовлечение в освоение определенных участков недр с владельцами родовых угодий. В соответствии с письмом Госкомэкологии России от 12 января 1998 г. N 02-13/17-06 "О практике проведения конкурсов и выдаче лицензий на право пользования недрами" <*> на этапе разработки предложений по вовлечению в освоение объектов лицензирования из их числа должны быть исключены охраняемые природные объекты, заповедные зоны, водоохранные зоны, участки недр, где осуществляется водозабор для питьевого водоснабжения, особо ценные земельные участки для обитания и воспроизводства биоресурсов, а также территории с экологическими ограничениями на какие-либо виды деятельности (например, на бурение). -------------------------------- <*> Документ опубликован не был.

Решение о проведении конкурса (аукциона), а также о его видах и сроках принимается совместно федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственной исполнительной власти субъектов РФ. Односторонние решения о проведении конкурсов (аукционов) на право пользования недрами вышеуказанных органов не могут иметь юридической силы. В соответствии с п. 11.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1, информация о выносимых на конкурс (аукцион) объектах подлежит опубликованию в официальных федеральных и региональных органах печати <*> не позднее чем за три, а для крупных объектов не позднее чем за шесть месяцев до даты их проведения. Извещения в печати должны содержать описание участков недр, предоставляемых в пользование, основные условия конкурса (аукциона), в том числе стартовые размеры платежей за право пользования недрами, стоимость пакета геолого - геофизической информации, размер регистрационного взноса, срок и место подачи заявок. Основные условия конкурса (аукциона) на право пользования недрами после их опубликования в официальных органах печати изменению не подлежат. -------------------------------- <*> Одним из таких официальных изданий, публикующих информацию о конкурсах (аукционах) на право пользования недрами, является бюллетень "Экономические и правовые вопросы недропользования в России" (официальное издание Министерства природных ресурсов РФ). В Ханты - Мансийском автономном округе таким органом является газета "Новости Югры".

Дополнительная информация об участках недр, а также об условиях конкурсов (аукционов) может быть получена в федеральном органе управления государственным фондом недр (его территориальном подразделении) или в специализированной организации, выступающей в качестве оператора проводимого конкурса (аукциона). Для всех заинтересованных лиц оператор организует платную презентацию, на которой участники получают брошюру с условиями конкурса (аукциона) и могут приобрести рекламный пакет. Информация, содержащаяся в данном пакете, предоставляется в объеме, достаточном для принятия заинтересованным лицом решения о целесообразности дальнейшего участия в объявленном конкурсе (аукционе). Предприятия, претендующие на получение лицензии на право пользования недрами, в установленный срок подают в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение либо в специализированное предприятие, выполняющее функции оператора конкурса (аукциона), заявку, которая в соответствии с законодательством РФ должна содержать: данные о заявителе, включая сведения о месте его основной деятельности, его хозяйственных отношениях с финансовыми и производственными партнерами; данные о финансовых, технических и технологических возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ по использованию недр; данные о технических и технологических возможностях предприятий, привлекаемых заявителем в качестве подрядчиков; информацию о предыдущей деятельности заявителя, включая список государств, в которых он осуществлял свою деятельность последние пять лет. Представленные заявителем документы учитываются федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальными подразделениями) или оператором и после проведения конкурса (аукциона) сдаются в геологические фонды. Видимо, требования, предъявляемые к материалам заявителей, должны быть гораздо шире. Претенденты должны в установленный срок представлять оператору конкурсов (аукционов) нотариально заверенные копии учредительных документов (в случае участия в конкурсе (аукционе) юридического лица) или нотариально заверенное свидетельство о регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также копии имеющихся у заявителя лицензий на выполнение определенных видов деятельности. Кроме того, по требованию оператора заявитель должен представить: данные о собственнике (собственниках) предприятия - заявителя; данные об организационно - правовой форме предприятия, об участии государства в уставном капитале предприятия и обязательствах предприятия перед его учредителями; данные о наличии лицензий на пользование участками недр и справку от территориальных органов управления государственным фондом недр о выполнении условий этих лицензий; сведения об осуществлении аналогичных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых за последние годы; данные по основным видам оборудования, имеющегося в распоряжении (пользовании) ко времени проведения конкурса (аукциона) или к началу реализации проекта (включая данные по амортизации оборудования); данные о заложенных основных производственных фондах; данные о ежегодном финансовом обороте за последние пять лет; данные о текущих и ожидаемых финансовых поступлениях; данные о соотношении собственных и заемных средств, необходимых для реализации проекта; условия предполагаемых кредитов, необходимых для реализации проекта, и данные о финансирующих банках и иных кредиторах; данные о задолженностях перед федеральным, региональным и местными бюджетами; данные о структуре управления на предприятии (включая данные об общем количестве занятого персонала, в том числе инженерно - техническом и управленческом составе); данные об операторе проекта, который предполагается реализовать; данные по законченным и находящимся в производстве судебным разбирательствам, которые имели (имеют) место по его контрактам за последние пять лет; данные аудиторских проверок его деятельности за последние пять лет; иную информацию, имеющую существенное значение для оценки его квалификации. Требования к материалам, представляемым на конкурс (аукцион) на право пользования недрами, целесообразно было бы зафиксировать в специальном нормативном акте, регулирующем проведение таких конкурсов (аукционов), а в Законе РФ "О недрах" должно быть закреплено следующее: федеральный орган управления государственным фондом недр (его территориальные подразделения) или оператор конкурса (аукциона) вправе требовать от заявителей материалы, имеющие существенное значение для оценки его квалификации. Их примерный перечень устанавливается Положением о конкурсах (аукционах) на право пользования недрами, утверждаемым указом Президента РФ либо постановлением Правительства РФ; основание для отстранения от участия в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами - непредставление материалов, требуемых федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальными подразделениями) или оператором конкурса (аукциона) в соответствии с законодательством РФ; органы государственной власти, а также юридические и физические лица, имеющие доступ к конфиденциальной информации, не должны ее распространять, а виновные в этом должны нести ответственность в соответствии с законодательством РФ; заявитель вправе обжаловать в судебном порядке решения федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальных подразделений) или оператора конкурса (аукциона) о представлении материалов, не имеющих значения для оценки его квалификации при выполнении данного проекта. Подобные законодательные изменения помогут урегулировать отношения, возникающие в процессе подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе), и отсеять уже на этой стадии претендентов, не обладающих достаточной квалификацией, финансовыми, техническими и технологическим ресурсами. После подачи заявки заявитель обязан уплатить сбор за участие в конкурсе (аукционе) и внести задаток в размере, определяемом его условиями. Размер задатка, как правило, определяется в процентах от стартового значения разового платежа (бонуса подписания). После представления в федеральный орган управления государственным фондом недр (его территориальное подразделение) или в специализированную организацию, выполняющую функции оператора конкурса (аукциона), копии платежного поручения об уплате сбора и задатка бонуса подписания заявка (со всеми прилагающимися к ней документами) отправляется на квалификационную экспертизу с целью проверки технического, юридического и финансового состояния заявителя по представленным сведениям и документам. На стадии квалификационного отбора проверяется также соблюдение требований антимонопольного законодательства при создании юридического лица - заявителя. Федеральное законодательство о недрах не содержит требований, предъявляемых к участникам конкурса (аукциона) на право пользования недрами. Такие требования содержатся в нормативных актах некоторых субъектов РФ, регулирующих отношения, возникающие в процессе предоставления недр в пользование. В соответствии со ст. 36 Закона Ханты - Мансийского автономного округа "О недропользовании" к участию в конкурсах (аукционах) на право пользования недрами допускаются лица, имеющие опыт поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, обладающие лицензиями на проведение работ, связанных с пользованием недрами, а также соответствующими финансовыми, трудовыми и производственными ресурсами. Лица, не удовлетворяющие данным требованиям, могут быть допущены к участию в конкурсах (аукционах) на право заключения соглашения о разделе продукции только в качестве инвесторов - совместно с предприятиями (компаниями), имеющими опыт поиска, разведки и добычи и соответствующие ресурсы, на основании договора о совместной деятельности с образованием либо без образования юридического лица. Условиями конкурса (аукциона) на право пользования недрами могут быть предусмотрены дополнительные критерии отбора претендентов. Их квалификационный отбор осуществляет оператор конкурсов (аукционов) или экспертная комиссия. О результатах экспертизы и возможности участия в конкурсе (аукционе) заявитель извещается в течение 15 - 30 дней со дня подачи заявки в зависимости от конкретных условий. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О недрах" основаниями для отказа в приеме заявки на участие в конкурсе (аукционе) являются: подача заявки на участие в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует условиям конкурса (аукциона); умышленное представление заявителем неверных сведений о себе; непредставление заявителем доказательств того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; представление федеральным антимонопольным органом заключения об ограничении общего числа лицензий, предоставляемых одному предприятию, или об иных нарушениях антимонопольного законодательства. В качестве дополнительных причин для отказа целесообразно было бы закрепить: непредставление заявителем лицензий на право проведения соответствующего вида работ, связанных с пользованием недрами; отсутствие у претендента профессиональных навыков разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, если таковые будут требоваться по условиям конкурса (аукциона) или по законодательству РФ; неуплата единовременного взноса (сбора) за участие в конкурсе в сроки, установленные условиями конкурса (аукциона). После получения заключения предварительной экспертизы претендент обязан приобрести информационный пакет геолого - геофизической информации, который содержит: характеристику выставляемого на конкурс (аукцион) участка недр, включая степень его геолого - геофизической изученности, данные о выявленных запасах полезных ископаемых и т. д.; сведения о наличии инфраструктуры; предполагаемые условия землепользования и законодательные ограничения на природопользование в районе лицензионного участка недр; ориентировочные сведения об уровне загрязнения окружающей природной среды на момент предоставления участка недр в пользование; ориентировочные технико - экономические условия освоения участка недр. При проведении конкурсов (аукционов) на право пользования недрами в Ханты - Мансийском автономном округе между специализированным предприятием, являющимся оператором, и заявителем заключается договор об использовании сведений, содержащихся в пакете геолого - геофизической информации, по которому заявитель обязуется не распространять содержащуюся в названном пакете информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и договором. Кроме того, в федеральном законодательстве должны быть предусмотрены случаи наступления ответственности органов государственной власти, организующих сбор и подготовку геологической информации, за предоставление одному или нескольким участникам конкурса (аукциона) определенных преимуществ перед другими. На основании данных, представленных в информационном пакете геолого - геофизической информации, участники конкурса составляют технико - экономические предложения, назначение которых - указать основные параметры освоения конкурсного участка недр. При этом лицензионное соглашение, заключаемое с победителем конкурса, не может содержать показателей более низких (ухудшающих условия пользования недрами для государства), чем те, которые содержались в технико - экономических предложениях и с которыми недропользователь выиграл конкурс. Представляемые на конкурс технико - экономические предложения должны отображать технологические методы, обеспечивающие рентабельное освоение лицензионного участка недр при обеспечении максимально полного извлечения полезных ископаемых. Технико - экономические предложения не могут быть допущены ко второму этапу конкурса, если компания не нашла методов (в том числе за счет внедрения новых технологий, обоснования налоговых льгот и т. д.) рентабельного освоения участка. Главными показателями для оценки технико - экономических предложений являются: предполагаемые доходы, которые получит компания и государство за первые годы, за определенное количество лет добычи полезных ископаемых, а также за весь срок освоения месторождения; текущий коэффициент извлечения нефти за эти же периоды; объемы геологоразведочных работ, производимых предприятием за свой счет; условия земле - и природопользования и т. д. При составлении технико - экономических показателей претендент не имеет права изменять границы выставляемых на конкурс участков недр, наименование залежей, пластов, месторождений, величину и категорию геологических запасов полезных ископаемых. В технико - экономических предложениях не рекомендуется повторять информацию, содержащуюся в пакетах геолого - геофизической информации, если это не делается в порядке возражений и дискуссии. Опыт проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами на территории Российской Федерации свидетельствует о неоправданно усложненной структуре технико - экономических обоснований, в связи с чем представляемые на конкурс (аукцион) материалы содержат много лишней информации. Поэтому представляется целесообразным выбрать более упрощенный и одновременно более жесткий по показателям вариант: основные цели и задачи реализации проекта; возможные при реализации проекта мероприятия, в том числе по охране окружающей природной среды (включая оценку ее загрязнения на момент проведения конкурса); этапы и ориентировочные сроки реализации проекта; примерные объемы затрат, необходимых для реализации проекта; обоснование потребности в дополнительных (по отношению к имеющимся у заявителя) финансовых, материальных и трудовых ресурсах; технико - экономические расчеты ожидаемой экономической эффективности реализации проекта при имеющихся (предполагаемых) условиях и источниках финансирования; предложения по основным условиям конкурса; предложения по социально - экономическому развитию субъекта РФ. Кроме того, заявитель на участие в конкурсе (аукционе) на право пользования недрами должен представить минимальную программу геологоразведочных работ. Одновременно с представлением технико - экономических предложений и минимальной программы геологоразведочных работ подается запечатанный конверт с указанием предполагаемой величины разового платежа (бонуса подписания). Данное условие не является общеобязательным, но оно может предусматриваться в зависимости от утвержденной совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной государственной власти субъекта Федерации процедуры проведения конкурсов (аукционов). Действующее в настоящее время федеральное законодательство о недрах весьма противоречиво в вопросе о том, к компетенции каких органов государственной власти относятся разработка и согласование условий конкурсов (аукционов) на право пользования недрами, в связи с чем их регулирование осуществляется законодательством субъектов Федерации. Но в любом случае условия конкурсов (аукционов) устанавливаются по каждому объекту лицензирования или по группе однотипных объектов и после их опубликования изменению не подлежат. Если достижение экономической рентабельности возможно только при совместной разработке группы расположенных рядом месторождений, а также если добываемое из двух и более месторождений сырье может использоваться только совместно, разрабатываются единые условия конкурса (аукциона) для такой группы месторождений. Основные условия конкурсов (аукционов) в зависимости от вида полезных ископаемых, способа пользования недрами и условий разработки месторождений устанавливаются законами и иными нормативными актами РФ, в том числе инструкциями по применению Основных требований к проведению конкурсов и аукционов на право пользования недрами. В настоящее время такими условиями в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации могут быть: 1. Общие условия конкурса (аукциона): составление необходимых проектов работ и согласование их с органами государственной власти РФ в соответствии с их компетенцией; сроки реализации программы работ и ликвидационные мероприятия. 2. Условия по предоставлению земельного отвода для целей недропользования. 3. Технические условия производства работ: объемы, виды и сроки проведения работ по геологическому изучению недр (в том числе объемы и виды поисково - оценочных и разведочных работ); научно - технический уровень программ по геологическому изучению и использованию недр; сроки ввода месторождения в разработку, сроки выхода на проектную мощность и уровень добычи минерального сырья по годам в течение срока действия лицензии; степень полноты извлечения выявленных и оцененных запасов основных и попутных полезных ископаемых, а также иных ценных компонентов. 4. Требования к охране недр и окружающей природной среды: перечень и эффективность природоохранных мероприятий, в том числе по проведению экологического мониторинга; методики подсчета ущерба, наносимого окружающей природной среде, и механизм его возмещения; обязательства по использованию экологически чистых технологий, характеристики оборудования; прогнозная оценка воздействия проведения работ на состояние окружающей природной среды; мероприятия по рекультивации, консервации и ликвидации установок и сооружений при завершении работ; мероприятия по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций; программа страхования от риска нанесения ущерба окружающей природной среде. 5. Требования к соблюдению государственных стандартов по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. 6. Требования к проведению социально - экономических мероприятий для населения, проживающего в районе осваиваемого месторождения полезных ископаемых (с учетом интересов коренных малочисленных народов Севера - при разработке месторождений полезных ископаемых в границах родовых угодий или мест традиционного природопользования). Сроки реализации соответствующих программ. Максимальное привлечение к работам местного населения и российских специалистов. 7. Требования по финансированию и порядку использования объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций. 8. Виды и размеры систематических платежей за право пользования недрами и размер начального разового платежа, а также размеры иных платежей. В случае выставления на конкурс (аукцион) на право добычи полезных ископаемых участка недр, на территории которого произведены геологоразведочные работы, в качестве дополнительного условия конкурса (аукциона) может быть установлено обязательное участие в разработке месторождения предприятий и организаций, ранее участвовавших в геологическом изучении и оценке этого месторождения и иных работах по его освоению, или возмещение данному предприятию понесенных им затрат. Если речь идет об участке недр, ранее находившемся в пользовании лица, права которого прекращены в законном порядке, возмещение затрат прежнего предпринимателя (в том числе на геологическую информацию и объекты инфраструктуры) также может быть включено в условия вторичного конкурса (аукциона). Законодательством субъектов Федерации могут быть предусмотрены дополнительные условия, предъявляемые к претенденту на право пользования недрами. Базовые условия конкурса (аукциона), а также условия, предложенные претендентом на право пользования недрами и послужившие основанием для его победы, подлежат включению в лицензионное (иное) соглашение, заключаемое с победителем конкурса (аукциона), в части условий, устанавливаемых государством, если только более выгодные для государства условия не будут определены сторонами при заключении таких соглашений. В процессе проведения конкурсов (аукционов) устанавливаются (по каждому объекту лицензирования) конкретные размеры и условия платежей, а также применяемые скидки, которые также фиксируются в лицензионном соглашении. Условия, уточненные впоследствии в процессе переговоров между государством и победителем конкурса, не должны противоречить обязательным условиям конкурса (аукциона). К сожалению, вышеназванные требования закреплены в различных нормативных правовых актах в основном подзаконного характера или в нормативных правовых актах субъектов РФ. Учитывая значимость природных ресурсов для экономики РФ, необходимо более четко закрепить в законодательстве о недрах обязательные условия конкурсов (аукционов), которые должны быть включены в этом качестве в условия каждого конкурса (аукциона) на право пользования недрами. Действующим законодательством о недрах (и федеральным, и законодательством субъектов РФ) процедура проведения конкурсов (аукционов) не урегулирована. Анализ показывает, что регулируется она в основном условиями конкретных конкурсов (аукционов) на право пользования недрами, утверждаемыми совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального подразделения) и органа государственной исполнительной власти субъекта Федерации. В Ханты - Мансийском автономном округе после шести раундов конкурсов и аукционов на право пользования недрами сложилась двухэтапная процедура их проведения. На первом этапе экспертная конкурсная комиссия анализирует технико - экономические предложения заявителей и оценивает их соответствие стартовым условиям конкурса с учетом технико - экономической надежности предлагаемых проектных решений, их соответствия основным принципам недропользования, экологической безопасности и предусматриваемых природоохранных мероприятий на территории автономного округа, экономическую эффективность проекта, соответствие основных проектных решений и технологических показателей разработки современным требованиям, прежде всего обоснование коэффициентов извлечения углеводородов, привлечение новых технических решений, вклад в социально - экономическое развитие автономного округа и территории, где расположен лицензионный участок недр. К началу первого этапа проведения конкурса (аукциона) экспертной комиссией должны быть получены заключения государственных (экологической, технологической, геологической, финансовой и т. д.) экспертиз, проводимых в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами. К сожалению, в настоящее время федеральное законодательство регулирует организацию и обязательное проведение только экологической экспертизы. В качестве одного из основных направлений внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о недрах должно быть закреплено проведение комплексной (технологической, геологической и финансовой) экспертизы материалов участников конкурса (аукциона) на право пользования недрами. Результатом проведения такой экспертизы должно быть экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы о возможности реализации проекта. В случае положительного заключения государственной экспертизы в материалы, представляемые на конкурс (аукцион) на право пользования недрами, не должны вноситься никакие изменения и дополнения. Если заключение отрицательное, претенденту может быть предоставлено время (в течение определенного законодательством количества дней после получения сообщения о результатах государственной экспертизы) для внесения изменений и дополнений и представления исправленных материалов на повторную (другому эксперту) государственную экспертизу. Повторное отрицательное заключение государственной комплексной экспертизы должно являться основанием для экспертной комиссии (или для оператора конкурса (аукциона) на право пользования недрами) отстранить данного претендента от дальнейшего участия в торгах. Несоблюдение требования обязательного проведения комплексной государственной экспертизы должно являться основанием для признания выданной лицензии на право пользования недрами недействительной. В законодательстве должна быть также закреплена ответственность государственных экспертов за правильность и обоснованность экспертных оценок. По результатам первого этапа конкурса на право пользования недрами экспертная конкурсная комиссия отклоняет проекты, не отвечающие вышеперечисленным критериям. На втором этапе конкурса экспертная конкурсная комиссия по отобранным проектам публично, в присутствии представителей компаний - участников, вскрывает пакеты, в которых конкурсанты предлагают величину разового платежа (бонуса подписания). Победителем по конкретному участку недр объявляется участник, предложивший наибольшую величину бонуса подписания. В случае если несколько участников конкурса по одному участку недр предложили одинаковую величину бонуса подписания, между этими конкурсантами проводятся открытые аукционные торги. К участию в аукционных торгах допускаются первые руководители компаний - участников или лица, имеющие доверенности на участие в торгах и право предлагать максимальную величину бонуса, чья заявка прошла квалификационную экспертизу и которые представили свое письменное согласие на выполнение обязательных требований (если такие условия предусматриваются условиями аукциона). Победителем объявляется участник, предложивший в процессе аукционного торга наибольшую величину бонуса подписания. Непосредственное проведение конкурса на право пользования недрами осуществляется экспертными конкурсными комиссиями. Задачей экспертных конкурсных комиссий является оценка соответствия представленных участниками конкурса материалов условиям конкурса и определение на основе этого победителя (победителей) конкурса. При проведении аукциона на право пользования недрами в полномочия экспертных аукционных комиссий могут также входить обязанности по непосредственному проведению аукциона, а если оно поручено специализированной организации, в полномочия экспертной аукционной комиссии входит контроль за соблюдением установленного законодательством и условиями аукциона порядка. В состав экспертных комиссий входят уполномоченные представители федеральных органов государственной власти, в том числе федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальных подразделений), органов государственной власти субъектов Федерации, а также высококвалифицированные специалисты различного профиля. Персональный состав и сопредседатели экспертных конкурсных (аукционных) комиссий назначаются совместным решением органа исполнительной государственной власти субъектов Федерации и федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального подразделения). Сопредседатели (представители от федерального органа управления государственным фондом недр и органа государственной исполнительной власти субъекта Федерации) экспертной конкурсной (аукционной) комиссии могут также привлекать для решения отдельных вопросов, возникающих в ходе проведения конкурсов (аукционов), или консультаций квалифицированных специалистов, в том числе из зарубежных стран. Не могут входить в состав экспертных конкурсных (аукционных) комиссий представители предприятий - недропользователей или предприятий, претендующих на это пользование. Комиссия формируется отдельно для каждого конкурса (аукциона) и прекращает свою деятельность после его завершения. Деятельность экспертных комиссий регулируется действующим законодательством, а также утвержденными условиями. Органы, принявшие решение о проведении конкурса (аукциона) и определившие условия его проведения, могут также утвердить положение, регламентирующее процедуру работы экспертной комиссии при явке более половины членов от списочного состава на заседаниях, руководство которыми осуществляют поочередно ее сопредседатели. Решение экспертной конкурсной (аукционной) комиссии считается принятым, если оно подписано большинством от ее списочного состава. Итоги каждого совещания оформляются протоколом, подписываемым сопредседателями экспертной комиссии. Итоговый протокол деятельности комиссии, в котором фиксируются результаты проведенного конкурса (аукциона), подписывается всеми членами комиссии, согласными с принятыми решениями. Члены экспертной комиссии, не согласные с принятым решением, письменно мотивируют свою позицию в приложении к подписанному протоколу. При наличии двух претендентов, в равной степени удовлетворяющих условиям конкурса, решение об определении победителя принимается по дополнительным условиям конкурса (например, по результатам аукциона). Такие претенденты могут внести предложения о совместном пользовании недрами, которые рассматриваются с учетом норм действующего законодательства РФ. Если на конкурс подана одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. Победителем аукциона на право пользования недрами признается заявитель, отвечающий объявленным условиям аукциона, обязующийся выполнить минимальный объем закрепленных в условиях аукциона работ и предложивший наибольшую величину разового платежа (бонуса подписания). В случае внесения задатка бонуса подписания по условиям аукциона он возвращается проигравшим участникам в течение определенного законодательством (или условиями конкурса) срока после объявления победителя. Победитель в течение определенного условиями конкурса (аукциона) периода вносит на указанный в публикации расчетный счет разницу между внесенным задатком бонуса подписания и предложенной величиной бонуса. Если на лицензионном участке недр зарегистрировано родовое угодье, в обязанность победителя входит также заключение соглашения с владельцами о социально - экономических условиях пользования частью земельного участка, расположенного в границах родового угодья. Решения, принятые экспертными комиссиями, подлежат утверждению федеральным органом управления государственным фондом недр и органом государственной исполнительной власти субъекта Федерации. В действующем законодательстве остается неурегулированным вопрос, все ли решения экспертных конкурсных (аукционных) комиссий подлежат утверждению в названном выше порядке. Не вызывает сомнений необходимость утверждения решения об определении победителя. Но вряд ли целесообразно утверждать каждое организационное решение комиссии. Остается также неурегулированным вопрос, может ли федеральный орган управления территориальным фондом недр (его территориальное подразделение) или орган государственной власти субъекта Федерации не утвердить решение экспертной комиссии, касающееся определения победителя конкурса (аукциона). Исходя из правового статуса органов государственной власти РФ такая ситуация может иметь место. Поэтому в законодательстве должны быть закреплены: случаи и последствия, когда решения экспертной комиссии не утверждаются органами государственной власти РФ; механизм повторного проведения конкурса (аукциона) на право пользования недрами; возможность обжаловать действия органов государственной власти РФ в случае необоснованного отказа утвердить решение экспертной конкурсной (аукционной) комиссии. Более детальное регулирование полномочий органов государственной власти и организаций, участвующих в проведении конкурсов (аукционов), а также законодательное закрепление юридической силы решений таких органов и организаций значительно упростило бы правовое регулирование. Утвержденное решение экспертной конкурсной (аукционной) комиссии является основанием для подготовки лицензии. Лицензия направляется в федеральный или территориальный геологический фонд на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления, и вступает в силу после регистрации. Условия конкурса (аукциона) подлежат обязательному включению в лицензионное соглашение или соглашение о разделе продукции, заключаемое с победителем конкурса (аукциона). Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение обязаны не позднее 30 дней со дня принятия решений по итогам конкурса опубликовывать в официальных федеральных и региональных органах печати списки всех предприятий, участвовавших в конкурсе (аукционе) и получивших лицензию на право пользования недрами, а также условия, на которых лицензии были предоставлены. Финансирование проведения конкурсов (аукционов) осуществляется за счет сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, а также иных средств, предоставляемых федеральным органом управления государственным фондом недр и его территориальными подразделениями. Перед началом проведения конкурса (аукциона) на право пользования недрами федеральным органом управления государственным фондом недр (его территориальными подразделениями) или специализированной организацией, выполняющей функции оператора, составляется примерная смета расходов, необходимых для проведения конкурса (аукциона). Исходя из этих расчетов указанные организации определяют размер платежа за участие в конкурсе (аукционе), размер платежа за участие в презентации, стоимость информационного пакета геолого - геофизической информации, размер разового платежа (бонуса подписания). Смета предполагаемых расходов на проведение конкурса (аукциона) на право пользования недрами, а также размеры названных платежей утверждаются совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной государственной власти субъекта РФ. За счет средств, получаемых из вышеназванных источников, финансируются деятельность экспертных комиссий, привлекаемых на основе договоров подряда экспертов и иных специалистов. Федеральное законодательство о недрах предусматривает случаи признания конкурса (аукциона) на право пользования недрами несостоявшимся по решению федерального органа управления государственным фондом недр и органа государственной исполнительной власти субъекта РФ. Такими случаями в соответствии с федеральным законодательством являются: проведение конкурса (аукциона) на право пользования недрами с нарушениями действующего законодательства, которые привели к необоснованным выводам экспертной комиссии; несоответствие всех претендентов условиям конкурса (аукциона) на право пользования недрами. В данном случае затраты, понесенные участниками, не компенсируются. При признании конкурса несостоявшимся в месячный срок проводится повторный, с новым составом экспертной комиссии. Ранее объявленные условия конкурса (аукциона) не меняются. Дополнительная плата с претендентов, участвовавших в первом конкурсе (аукционе), не взимается. При грубом нарушении правил организации и проведения конкурса (аукциона), предоставлении претенденту на право пользования недрами незаконных преимуществ перед другими, отказе претендента от внесения платежа, связанного с предоставлением лицензии, нарушении требований антимонопольного законодательства РФ, установлении факта сговора между должностными лицами, участвующими в предоставлении лицензии, и претендентом на приобретение лицензии с целью либерализации ее условий и снижения размера платежей, связанных с пользованием недрами, а также при иных нарушениях действующего законодательства лицензия на право пользования недрами может быть признана недействительной. Споры о признании сделок недействительными рассматриваются в суде или арбитражном суде. Материалы о проведенных конкурсах (аукционах) хранятся вместе с копиями лицензий, выданных на их основании, в федеральном геологическом фонде, территориальном геологическом фонде и в соответствующем подразделении органа власти субъекта РФ. Анализ федерального законодательства и законодательства Ханты - Мансийского автономного округа (как одного из субъектов РФ, обладающего наибольшими запасами природных ресурсов и наиболее эффективной системой управления ими), регулирующего организацию и проведение конкурсов (аукционов), которые являются частью государственной системы лицензирования пользования недрами, позволяет сделать следующие выводы: 1. Организация и проведение конкурсов (аукционов) на право пользования недрами на федеральном уровне регулируются преимущественно подзаконными актами (постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также инструкциями федерального органа управления государственным фондом недр). Закон РФ "О недрах" в основном содержит общие положения о конкурсном предоставлении недр в пользование, не приводя исчерпывающего перечня предоставления недр в пользование в бесконкурсном порядке. 2. В законодательстве о недрах (и на федеральном, и на региональном уровнях) отсутствует четкое разграничение компетенции органов исполнительной и законодательной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по вопросам регулирования проведения конкретных конкурсов. Не закреплены также полномочия иных организаций, участвующих в проведении конкурсов (аукционов) на право пользования недрами. 3. Даже на уровне федеральных подзаконных актов остаются неурегулированными многие конкретные вопросы, в связи с чем предлагается дополнить Закон РФ "О недрах" правовыми нормами, закрепляющими: единые для всей территории РФ принципы недропользования, что позволит обеспечить единое правовое регулирование отношений недропользования, не лишая субъекты РФ права самостоятельного правового регулирования этих отношений в рамках совместного ведения, закрепленного ст. 72 Конституции РФ; исчерпывающий перечень случаев предоставления недр в пользование без проведения конкурсов и аукционов; случаи и особенности проведения закрытых конкурсов (аукционов); полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию решения о проведении конкурса (аукциона) и выбору конкурсного (аукционного) или бесконкурсного порядка предоставления недр в пользование; правовой статус специализированных организаций, выполняющих функции оператора конкурсов (аукционов) на право пользования недрами; правовой статус экспертных конкурсных (аукционных) комиссий и юридическую силу принимаемых ими решений; квалификационные требования к претенденту на право пользования недрами, а также полномочия экспертных конкурсных (аукционных) комиссий по квалификационному отбору претендентов и проведению предварительной проверки фактических данных о потенциальном недропользователе; виды государственных экспертиз технико - экономических показателей, проведение которых необходимо до принятия экспертными конкурсными (аукционными) комиссиями решения о победителе, а также ответственность государственных экспертов за экспертные заключения, повлекшие необоснованные выводы экспертных конкурсных (аукционных) комиссий; основные условия конкурса (аукциона) и необходимость их включения в лицензионное (иное) соглашение, заключаемое с победителем; исчерпывающий перечень случаев признания конкурса (аукциона) несостоявшимся, а также случаи неутверждения или признания недействительными решений экспертных конкурсных комиссий. 4. Для более детального регулирования проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами и восполнения указанных в настоящей статье правовых пробелов необходимо также утверждение (указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ) специального положения, регулирующего условия и порядок организации и проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами. 5. При проведении конкурсов (аукционов) на право пользования недрами на условиях раздела продукции должны соблюдаться общие требования законодательства с учетом специфики условий пользования недрами (т. е. раздела продукции). Проведение конкурсов (аукционов) на право выступать инвестором у недропользователя при заключении соглашения о разделе продукции, а также на право выполнения подрядных работ по данному соглашению должно регулироваться специальными нормативными правовыми актами с учетом требований законодательства РФ о недрах.

Название документа