Формы юридической ответственности при разработке континентального шельфа
(Краюшкина Е. Г.) ("Журнал российского права", N 10-11, 1998) Текст документаФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА
Е. Г. КРАЮШКИНА
Краюшкина Елена Германовна - научный сотрудник отдела природоресурсного, аграрного и экологического законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. На шельфе, как и в территориальном море, имеются богатые запасы минеральных и живых ресурсов. Территория континентального шельфа используется для прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов, сооружения искусственных островов и установок, для судоходства. Согласно российскому законодательству (п. 2 ст. 67 Конституции РФ; ст. 5 Закона РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации") на территории континентального шельфа Россия осуществляет исключительную юрисдикцию. Отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, промысла живых ресурсов, регулируются нормами Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ <*>. -------------------------------- <*> См.: СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
Регулирование отношений недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством о недрах (Закон РФ "О недрах" от 3 марта 1995 года, Положение о порядке лицензирования пользования недрами от 1992 года). Лицензии на поиск, добычу полезных ископаемых континентального шельфа выдаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченными на то федеральным органом по обороне, федеральным органом по рыболовству, федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов, федеральным органом по оборонным отраслям промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то федерального органа по пограничной службе, федерального органа по науке и технической политике, федерального органа по таможенному делу, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Права и обязанности пользователя возникают с момента получения лицензии. Кроме того, Закон РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Закон РФ "О недрах" предусматривают конкретные виды ответственности за несоблюдение законодательства. В Законе РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" указывается, что нарушение пределов компетенции и установленного порядка управления в сфере использования минеральных и живых ресурсов континентального шельфа влечет за собой административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 46 Закона). Кроме того, физические и юридические лица привлекаются к административной или уголовной ответственности за: проведение без разрешения или с нарушением установленных правил геологического изучения континентального шельфа; незаконное региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разработку минеральных ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью, установленных законодательством о континентальном шельфе; передачу минеральных ресурсов иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам, если это не отражено в соответствующей лицензии (разрешении); нарушение действующих стандартов по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, а также требований защиты минеральных ресурсов; загрязнение в результате буровых работ; незаконную прокладку подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов. Одним из оснований привлечения к административной ответственности является несоблюдение требований природоохранного законодательства. Соответствующие виды экологических правонарушений закреплены в нормах Закона РФ "Об охране окружающей природной среды". В число этих правонарушений входят: невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы (как известно, деятельность по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе подлежит государственной экологической экспертизе); загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц; невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов. Данная форма юридической ответственности предусматривает наложение штрафа на лицо, виновное в совершении экологического правонарушения. Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф. Как известно, форма юридической ответственности за совершенное экологическое правонарушение зависит от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Соответственно, если совершенное правонарушение не повлекло за собой наступления последствий, носящих тяжкий характер и причинивших значительный ущерб здоровью и имуществу граждан, то правоохранительными и контрольными органами применяются такие формы юридической ответственности, как дисциплинарная, материальная, административная, гражданско - правовая. В иных ситуациях применяется уголовная ответственность. Дисциплинарная ответственность наступает в случае невыполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов при добыче полезных ископаемых, нарушения нормативов качества окружающей природной среды. Закон РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" не освобождает физических и юридических лиц, привлеченных к ответственности за экологические правонарушения, от возмещения нанесенного ущерба. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед этими предприятием, учреждением, организацией. Такая форма юридической ответственности за экологическое правонарушение при разработке континентального шельфа, как гражданско - правовая, предусматривает обязанность виновных лиц возместить нанесенный ими ущерб окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству в полном объеме (ст. 86 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"). Возмещение вреда осуществляется либо добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба. Если такие методики отсутствуют, то возмещение ущерба производится по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций (ст. 87 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"). С согласия сторон по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Необходимо отметить, что в последнее время намечаются тенденции применения гражданско - правового регулирования отношений в сфере недропользования. Особенно это заметно в вопросах, касающихся возмещения вреда. Согласно Закону РФ "О недрах" они находятся в государственной собственности и полностью исключены из гражданского оборота. Соответственно законодателем предусмотрен административно - правовой порядок регулирования этой группы отношений. Однако комплексный характер отношений недропользования позволяет в определенной мере применять гражданско - правовые методы при решении вопросов возмещения вреда, причиненного континентальному шельфу деятельностью горнодобывающих предприятий. Нормы, касающиеся уголовной ответственности за экологические правонарушения, также предусмотренной в законодательстве о континентальном шельфе, содержатся в Уголовном кодексе РФ. Согласно ст. 253 УК РФ незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасного морского судоходства наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. А исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Таким образом, в российском законодательстве о континентальном шельфе имеются нормы, касающиеся форм юридической ответственности за экологические правонарушения, совершенные при использовании континентального шельфа. Кроме того, в Законе РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" не только определяются формы юридической ответственности, но и приводится классификация видов экологических правонарушений. Нормы о юридической ответственности за экологические правонарушения, совершенные на континентальном шельфе, содержатся и в других нормативных актах, например в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", Уголовном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Законе РФ "Об экологической экспертизе". Проблемы правового урегулирования отношений, возникающих при добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе, разработки норм о соблюдении экологической безопасности при проведении работ на континентальном шельфе стали решаться сравнительно недавно. В настоящее время не накоплен достаточный опыт для успешной реализации норм законодательства о континентальном шельфе, в законодательном регулировании этой группы общественных отношений имеются определенные пробелы. В сложившейся ситуации обращает на себя внимание богатейший опыт законотворчества и правоприменения норм об экологической безопасности работ на континентальном шельфе, имеющийся в таких странах, как США, Норвегия, Канада. Необходимо изучать и в дальнейшем творчески использовать этот опыт для успешного сотрудничества России с зарубежными странами в обеспечении экологической безопасности работ на континентальном шельфе, для развития и совершенствования законодательства об экологической безопасности таких работ в Российской Федерации.
Название документа