Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства
(Романов В.)
("Российская юстиция", N 5, 1998)
Текст документа
АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В. РОМАНОВ
В. Романов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (Марийский филиал Московского открытого социального университета).
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит норм, непосредственно предусматривающих юридическую ответственность за лесные правонарушения. В нем сказано, что за нарушение лесного законодательства Российской Федерации виновные лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 110).
Административная ответственность. Основанием ее является административное правонарушение (проступок). Это виновное противоправное действие или бездействие, нарушающее установленный правопорядок в сфере лесных отношений, за которое законом предусмотрена административная ответственность.
Административное взыскание за лесонарушения наступает в виде денежного штрафа. Субъектами административной ответственности являются граждане, достигшие возраста 16 лет, и должностные лица.
Конкретные составы административных лесонарушений предусмотрены в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях в ст. ст. 48, 61 - 76. Указанные в них размеры штрафов (на граждан - до пятидесяти рублей, на должностных лиц - до ста рублей) подлежали перерасчету применительно к минимальному месячному размеру оплаты труда на основании Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О порядке перерасчета штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях". Перерасчет производился в следующем порядке: штраф в размере десяти рублей считался равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, тридцати рублей - одной третьей, пятидесяти рублей - одной второй, ста рублей - одному минимальному месячному размеру оплаты труда и т. д.
Основанием для возбуждения производства об административной ответственности является протокол о лесонарушении, лесном пожаре, составляемый должностным лицом государственной лесной охраны (лесником, объездчиком и т. д.). Протокол об обнаруженном лесонарушении вправе составлять также работники милиции, общественные лесные инспектора.
При невозможности установления личности правонарушителя на месте нарушения он может быть доставлен в сельскую, поселковую администрацию либо в отделение милиции для установления его личности и составления протокола (ч. 3 ст. 238 КоАП, ст. 77 ЛК).
Протокол должен содержать сведения о конкретном виде и объеме (размере) лесонарушения (например, при незаконной порубке деревьев указываются их порода, количество и кубатура, а также другие фактические данные, необходимые для исчисления размера ущерба). В протоколе указывается количество (объем) изъятой незаконно добытой лесной продукции, место ее хранения и лицо, ответственное за ее сохранность.
Лесхозы (лесничества) дела об административных правонарушениях передают для рассмотрения в административную комиссию при районной, городской администрации (ст. 199 КоАП), в отношении несовершеннолетних нарушителей в возрасте от 16 до 18 лет - в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних (ст. 14 КоАП). Дела о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах (ст. 76 КоАП) рассматривают сами органы лесного хозяйства в лице их руководителей и уполномоченных лиц (ст. 221 КоАП). Военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные лесонарушения по дисциплинарным уставам. Материал о лесонарушении, совершенном таким лицом, направляется соответствующему воинскому начальнику, руководителю органа МВД.
Надо заметить, что законодательство об административной ответственности за лесные правонарушения серьезно отстало в своем развитии, оказалось чрезвычайно консервативным, не отвечающим социально - экономическим изменениям, происходящим в обществе. Нельзя назвать положение нормальным, когда санкции ст. ст. 61 - 76 Кодекса об административных правонарушениях даже после принятия Закона от 14 июля 1992 г. о порядке перерасчета штрафов применительно к минимальному размеру заработной платы остались неоправданно низкими. В законе до сих пор нет нормы, предусматривающей ответственность юридических лиц за административные лесонарушения. Между тем в связи с переходом к рыночной экономике в лесных отношениях все чаще участвуют коммерческие организации. Они нередко нарушают условия договора аренды, правила лесопользования, но остаются вне административной ответственности.
В других сферах природопользования, например в землепользовании, недропользовании, охране окружающей природной среды, юридические лица являются субъектами такой ответственности.
Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1997 г., предусматривает уголовную ответственность за лесные правонарушения в ст. ст. 260, 261 и 262. Они включены в группу экологических преступлений, имеющих общий родовой объект посягательства - окружающую природную среду в целом. Составы экологических преступлений объединены в самостоятельной, 26-й главе, Кодекса.
Следует иметь в виду, что преступления в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи с административными правонарушениями, однако представляют более повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на особо режимные лесные объекты (леса первой группы защитности, заповедники, национальные парки и т. п.). Например, по объективной стороне ст. 63 КоАП и ст. 260 УК предусматривают ответственность за схожие правонарушения - незаконную порубку деревьев и кустарников. Если последствием этих действий стало наступление ущерба в значительном размере, то наступает уголовная ответственность, а не административная.
Статья 260 нового Уголовного кодекса состоит из двух частей, каждая из которых содержит отдельные составы преступлений. Общим признаком для обеих частей является способ преступного посягательства - незаконная порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан.
Различия между двумя составами преступлений Уголовный кодекс проводит в основном в зависимости от места совершения преступления, режима защитности предмета посягательства, размера причиненного экологического и имущественного вреда. Статья 260 УК говорит о незаконной порубке. Однако закон под этим подразумевает не только порубку (рубку) в буквальном смысле, но и валку дерева любым способом - спиливание, корчевание и т. п.
Действия эти совершаются умышленно.
Повреждением, подпадающим под действие настоящей статьи, считаются раздробление, смятие деревьев и кустарников, уничтожение кроны или корневой системы, вызвавшие прекращение их роста или гибель.
Происходит это, как правило, по вине в форме неосторожности (легкомыслию или небрежности) при лесозаготовках - валке, трелевке и вывозке леса.
Но есть случаи повреждения деревьев умышленно. Так, без выборки лесного билета (ордера) обдирают "живую" липу для добычи луба, делают "кольцевание" деревьев для вызывания их высыхания на корню. Лесонарушители осознают, что после таких "операций" деревья гибнут.
Предметом посягательства по ч. 1 ст. 260 УК являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также в лесах, не входящих в лесной фонд, если вред причинен в значительном размере. Понятие и состав лесов первой группы дается в ст. 56 Лесного кодекса РФ. К ним относятся леса с особым режимом защитности (берего - и почвозащитные участка леса вдоль берегов водных объектов; противоэрозийные леса; леса зеленых зон городов и поселений; заповедные лесные участки и т. д.).
Особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования могут находиться и в лесах второй и третьей групп, а также в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 55 ЛК). В них, как правило, запрещены рубки главного пользования. Решения о запрещении таких рубок принимаются органами государственной власти субъектов Федерации по предложениям органов лесного хозяйства.
Уничтожение или повреждение лесов на участках, не относящихся к названным группам и категориям защитности, может влечь уголовную ответственность лесонарушителя при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 261 УК: совершение преступления неоднократно; с использованием своего служебного положения; в крупном размере.
Под неоднократностью следует понимать совершение лесонарушителем повторно или более раз такого же преступления, т. е. незаконной порубки и повреждения леса. Совершение предыдущего преступления должно быть подтверждено приговором суда, по которому судимость не погашена и не снята (ст. ст. 16, 84, 85, 86 УК РФ).
Под лицами, совершившими преступление с использованием своего служебного положения, предполагаются должностные лица органов управления лесами и лесной охраны, а также должностные лица юридических лиц - лесопользователей.
Понятия значительности вреда и крупного размера даются в примечании к ст. 260 УК. К первому относятся действия, причинившие имущественный вред, исчисленный по таксовой стоимости, в двадцать раз превышающий месячный минимальный размер оплаты труда, ко второму - в двести раз.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, а по п. "б" ч. 2 ст. 260 УК - соответствующее должностное лицо.
В отличие от ст. 169 прежнего Уголовного кодекса ст. 260 нового УК не содержит указания о конфискации незаконно добытой продукции. Чем это объясняется и как теперь решается судьба такой продукции?
Санкции уголовного закона предусматривают меры уголовного наказания, подлежащие применению к лицу, виновному в преступлении. Изъятие (конфискация) незаконно добытой продукции не относится к мерам уголовного наказания (ст. 44 УК). Правонарушитель при этом не претерпевает никаких дополнительных лишений и страданий, а теряет только то, что незаконно приобрел. Это - гражданско - правовая санкция. Лицо, обогатившееся в результате противоправных действий, является незаконным владельцем, а потому все приобретенное имущество подлежит возврату потерпевшему (ст. ст. 1102, 1104, 1105 ГК).
Статья 261 УК состоит также из двух частей и предусматривает уголовную ответственность за уничтожение и повреждение лесов: ч. 1 - в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; ч. 2 - путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами и т. п.
В первом случае вина причинителя вреда может быть в форме косвенного умысла или неосторожности (легкомыслия либо небрежности), например, разведение костра в летнее время без принятия мер предосторожности или оставление его непотушенным, использование машин и механизмов с неисправными искрогасителями, что вызвало возникновение лесного пожара.
При поджоге вина предполагается в форме прямого умысла - лицо предвидело и желало наступления преступного результата. Загрязнение леса вредными веществами может происходить в процессе хозяйственной деятельности, вина проявляется в форме косвенного умысла (ч. 3 ст. 25 УК).
В случае загрязнения леса по неосторожной вине (легкомыслию, небрежности) уголовная ответственность по ч. 2 ст. 261 УК исключается, хотя результатом явилось уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, насаждений. Такой вывод вытекает из указания ч. 2 ст. 24 УК. В ней сказано, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. Как видим, ч. 2 ст. 261 УК не содержит такого указания. Если вредные вещества относятся к источникам повышенной опасности (радиоактивные, ядовитые), то действия виновного подлежат квалификации по ч. 1 ст. 260 УК.
Преступление по ст. 261 УК считается оконченным с момента наступления вредных последствий - уничтожения или повреждения лесов. При этом, в отличие от ст. 270 УК, закон не требует в качестве обязательного признака состава преступления наступление ущерба в значительном или крупном размерах. Объясняется это чрезвычайно общественно опасным характером деяния с использованием огня и других общеопасных способов.
Статья 262 УК является новеллой в российском уголовном законодательстве. Она предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима особо охраняемых территорий и природных ресурсов. К ним относятся государственные природные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, санаторные, курортные и другие особо охраняемые территории, изъятые из хозяйственного или иного общедоступного использования решениями органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.
Правовые режимы таких природных территорий и объектов установлены в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствующих положениях о заповедниках, национальных парках и т. п.
Значит, при решении вопроса об уголовной ответственности правонарушителя следует обратиться к нормативно - правовым актам, утвердившим правовой режим защитности названных территорий и объектов. Например, на территориях национальных парков запрещено размещение огородов, садоводческих и дачных участков, въезд и стоянка механизированных транспортных средств, если это не связано с обслуживанием парков.
Обязательным условием для данного преступления является наступление значительного ущерба. В отличие от ст. 260 УК значительность ущерба определяется не в денежном выражении, а в экологическом вреде: утере значения территории, природной ценности объекта, гибели ценных видов животных и растений и т. п. Преступление совершается в форме умысла - прямого или косвенного и считается оконченным с момента реального причинения такого ущерба.
Название документа