Из практики прокурорского надзора по гражданским делам
(Редакционный материал)
("Законность", 1998, N 5)
Текст документа
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Принимаемые субъектами Российской Федерации правовые акты о взимании налогов и сборов не должны противоречить федеральному законодательству.
Решением коллегии Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области от 1 августа 1995 г. утверждено "Положение о кадастровом бюро в составе городского, районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области", пунктами которого 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 предусмотрено оказание платных услуг при осуществлении бюро возложенных на него государственных функций с правом расхождения полученных средств на цели, связанные с выполнением работ по землеустройству, а также на социальное и материальное обеспечение трудового коллектива.
Первый заместитель прокурора области обратился в суд с заявлением о признании названных пунктов "Положения..." недействительными по тем основаниям, что приняты они областным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (облкомземом) с превышением полномочий и в нарушение действующего законодательства, предусматривающего ведение государственного земельного кадастра Госкомитетом по земельным ресурсам и землеустройству РФ и его органам на местах за счет средств федерального бюджета, а также средств, полученных в виде земельного налога и арендной платы за землю. Правом оказания населению платных услуг, связанных с выполнением возложенных на них государственных функций и обязанностей, эти органы не наделены.
Кемеровский областной суд, приняв дело к своему производству по первой инстанции, заявление прокурора удовлетворил, опротестованное им в части "Положение..." признал недействительным со дня его принятия.
Председатель областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в кассационной жалобе просил об отмене решения по тем основаниям, что утвержденное облкомземом "Положение о кадастровом бюро..." соответствует аналогичному "Положению...", утвержденному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомземом) от 26 ноября 1992 г. "О создании кадастровых бюро и проведении инвентаризации земель населенных пунктов", которое действует до настоящего времени.
Запрета в оказании платных услуг коммерческими организациями не существует. При рассмотрении заявления судом неправильно применены нормы материального права.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ, проверив дело и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для отмены решения не усмотрела.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы" взиманию подлежат законно установленные налоги и сборы.
Обсуждая вопрос о незаконности указанных прокурором пунктов "Положения о кадастровом бюро в составе городского, районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области", суд на основе анализа этого нормативного правового акта и федерального законодательства пришел к правильному выводу о том, что п. п. 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 "Положения..." приняты областным комитетом с превышением своих полномочий и вопреки требованиям закона.
Исходя из положений п. 1 ст. 72 и п. 2 ст. 76 Конституции РФ о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам установления общих принципов налогообложения в Российской Федерации и приоритете федерального законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, принимаемые последним нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов не должны противоречить федеральному законодательству.
Предусматривающим общие принципы налогообложения и сборов в РФ и определяющим, в частности, местные налоги, а также органы, их устанавливающие, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) сбор за осуществление земельным комитетом и кадастровым бюро государственных функций не установлен.
Утвержденное же приказом первого заместителя председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 26 ноября 1992 г. "Положение о кадастровом бюро в составе районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам", которым предусматривается (п. 5) оказание платных услуг, судом на основании ч. 5 ст. 76 Конституции РФ обоснованно не принято во внимание, как противоречащее Федеральному закону "Об основах налоговой системы".
Таким образом, вывод суда о незаконности "Положения о кадастровом бюро в составе гор(рай)комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области" в названной части является правильным, решение суда о признании его в этой части недействительным - законным. Оснований для отмены решения суда по доводам, указанным в кассационной жалобе, нет.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определением от 5 сентября 1997 г. решение Кемеровского областного суда от 30 июня 1997 г. оставила без изменения, кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области - без удовлетворения.
Название документа