Некоторые аспекты разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или К вопросу о локальном экологическом мониторинге
(Заславская Н. М.) ("Экологическое право", 2014, N 1) Текст документаНЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЛИ К ВОПРОСУ О ЛОКАЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
Н. М. ЗАСЛАВСКАЯ
Заславская Надежда Михайловна, ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.
Статья посвящена анализу локального экологического мониторинга - функции экологического управления, не получившей правового регулирования на уровне федерального законодательства, но активно развивающейся в законодательстве субъектов Российской Федерации. Употребление термина "мониторинг" в наименовании этой функции управления безоговорочно относит ее к разновидности (подвиду) экологического мониторинга. Однако детальное рассмотрение содержания локального экологического мониторинга заставляет усомниться в правильности такого подхода.
Ключевые слова: экологическое управление, локальный экологический мониторинг, государственный экологический контроль, производственный экологический контроль.
Some aspects of delimitation of competences of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation or on the issue on local environmental monitoring N. M. Zaslavskaya
Zaslavskaya Nadezhda Mikhajlovna, assistant of the chair of ecological and land law of the law faculty of M. V. Lomonosov Moscow state university, candidate of juridical sciences.
The article is devoted to local environmental monitoring. It is the function of environmental management, which did not obtain legal regulation at the federal legislative level, but which has been developing in legislation of RF constituent entities. Usage of the term "monitoring" in the name of this management function implicitly refers it to a variety (subtype) of environmental monitoring. However, a detailed consideration of the local environmental monitoring content makes us stumble at correctness of such approach.
Key words: environmental management, local environmental monitoring, state environmental supervision and production environmental control.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации <1> природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основные институты экологического права детально регулируются на уровне федерального законодательства, субъекты Российской Федерации хотя и вовлечены в этот процесс, но законодательные возможности их сильно ограничены. По предметам совместного ведения вне полномочий Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. -------------------------------- <1> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря.
Одним из наиболее ярких примеров такой "самостоятельности" субъектов Российской Федерации является локальный экологический мониторинг - функция экологического управления, не получившая правового регулирования на уровне федерального законодательства, но развивающаяся в законодательстве целого ряда субъектов Российской Федерации. В научной правовой литературе локальный экологический мониторинг также мало исследован. Употребление термина "мониторинг" в наименовании этой функции управления должно безоговорочно относить ее к разновидности (подвиду) экологического мониторинга. Однако детальное рассмотрение содержания локального экологического мониторинга заставляет усомниться в правильности такого подхода. Сопоставление государственного экологического мониторинга и локального экологического мониторинга иллюстрирует это наилучшим образом. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <2> (далее - Закон об охране окружающей среды) государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) представляет собой комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
В литературе очень часто можно встретить (с незначительными различиями) следующее определение экологического мониторинга: "...система регулярных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и во времени в соответствии с заранее составленной программой" <3>. -------------------------------- <3> Неразрушающий контроль. Справочник: В 8 т. / Под ред. чл.-кор. РАН В. В. Клюева. М.: Машиностроение, 2005. Т. 8. С. 457.
К подобным определениям возникает ряд замечаний. Во-первых. Следует отметить, что значение экологического мониторинга заключается не просто в регулярных наблюдениях, сборе данных о состоянии окружающей среды в целом или по отдельным ее элементам, но и в анализе и оценке данных, полученных в результате таких наблюдений. Именно эти стадии мониторинга, включающие сравнение, корреляцию и интерпретацию результатов наблюдения, являются его важнейшими этапами, кульминационными моментами <4>. -------------------------------- <4> См.: Шемшученко Ю. С. Комплексная экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды // Советское государство и право. 1978. N 10. С. 95.
Так, и в легальном определении термина "экологический мониторинг" используется не просто термин "наблюдение", а говорится о комплексной системе наблюдений, оценки и прогноза, что и составляет содержание экологического мониторинга <5>. -------------------------------- <5> Исходя из содержания, выделяются соответствующие основные стадии ("функции") экологического мониторинга: информационная (состоит в сборе в процессе наблюдения информации о фактическом состоянии природной среды, воздействии ее факторов на растительный и животный мир), экспертная (заключается в выдаче оценок возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия и определения природных резервов для использования их в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности) и прогностическая (состоит в прогнозе изменения интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможных в результате этого изменений в экосистемах). См.: Голиченков А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М., 1991. С. 167.
Во-вторых, под мониторингом окружающей среды следует понимать наблюдение, сбор, анализ и оценку данных не об объектах окружающей среды как таковых, а о загрязнениях, в первую очередь антропогенных. По названному критерию предполагалось появившимся в 70-х годах XX в. термином "мониторинг" обозначать не уже существующие к тому времени геофизические службы, осуществляющие учет природных объектов, а "систему, которая синтезируется для выявления антропогенных эффектов в окружающей среде с использованием информации и некоторых элементов существующих геофизических служб" <6>. -------------------------------- <6> В связи с чем изначально рядом ученых такую систему было предложено именовать "мониторинг состояния природной среды" (Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. С. 149 - 208).
Вразрез с положениями ст. 1 Закона об охране окружающей среды в части определения объекта экологического мониторинга идет п. 2 Положения о государственном мониторинге состояния и развития окружающей среды <7>, согласно которому объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство. -------------------------------- <7> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" // СЗ РФ. 2013. N 24. Ст. 3000.
Система государственного экологического мониторинга построена на определенных принципах <8>, к основным из которых можно отнести следующие. -------------------------------- <8> В Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году" к принципам проведения режимных наблюдений отнесены: комплексность и систематичность наблюдений, согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, определение показателей едиными методиками на всей территории страны. См.: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году". С. 398.
Первый принцип - иерархичность построения системы: локальные и региональные наблюдательные сети и информационные ресурсы передают информацию в комплексные пункты службы, государственный фонд данных. Субъектами, осуществляющими государственный экологический мониторинг, являются: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, однако значительная роль в организации и осуществлении государственного мониторинга принадлежит Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (п. 3 Положения о государственном мониторинге состояния и развития окружающей среды). Служба наблюдения состоит из нескольких ступеней. Первичная ступень - территориальные органы, лаборатории, обсерватории и пункты режимного наблюдения: стационарные пункты наблюдения, установленные в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках; комплекс лазерных и звуковых локаторов; передвижные (мобильные) наземные лаборатории; самолетные и вертолетные лаборатории; средства космического мониторинга. Средняя ступень - научно-исследовательские центры, где проводится анализ полученных данных. На основе накопленных данных от пунктов наблюдения на этой ступени формируются тематические экологические карты, вырабатываются рекомендации для снижения уровня загрязнения, выявляются виновники загрязнений и др. Верхняя ступень - главный центр, координирующий и планирующий работу всей системы наблюдений, проводящий обобщение и анализ переданной информации, а также оценку и прогноз состояния и изменения состояния окружающей среды и обеспечивающий органы государственной власти, хозяйственные организации и всех заинтересованных лиц систематической и экстренной информацией о состоянии окружающей среды, ее изменениях <9>. -------------------------------- <9> См.: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году". С. 398.
Второй принцип - комплексность наблюдения и исследования. Одновременно ведется мониторинг абиотической составляющей (атмосферы, вод, почв и геологической среды) и биотической составляющей (растительности, животного мира, экосистем). Состояние окружающей среды, ее изменение позволяют увидеть объединение и сопоставление данных метеорологических, гидрологических, геофизических, геохимических и биологических наблюдений и исследований <10>. -------------------------------- <10> Кроме сопоставления и объединения данных мониторинга по названным направлениям можно выделить классификацию экологического мониторинга в зависимости от масштабов обобщения информации. По масштабу обобщения информации экологический мониторинг подразделяется на: глобальный (осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды), межнациональный или международный (например, мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ), национальный (проводится в рамках одной страны с учетом экологических, экономических и социальных особенностей конкретного государства), региональный (это экологический мониторинг в пределах какого-либо региона, где, например, состояние окружающей среды отличается в силу определенных особенностей) и локальный (экологический мониторинг определенных зон и мест).
Модульность построения - третий принцип. Система государственного экологического мониторинга разделяется на блоки: мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, мониторинг исключительной экономической зоны Российской Федерации, мониторинг континентального шельфа Российской Федерации, мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал; государственный мониторинг земель, мониторинг объектов животного мира, мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания, лесопатологический мониторинг, мониторинг состояния недр, мониторинг водных объектов, мониторинг водных биологических ресурсов. Четвертый принцип - систематичность наблюдения. Так, например, наблюдение (по обязательным и дополнительным наблюдаемым элементам) за состоянием атмосферного воздуха проводится каждые сутки, за атмосферными осадками и их выпадением - каждую неделю (примерно 50 раз в год), за поверхностными водами - до 8 раз в год (3 раза в паводок и 1 раз в межень), за почвами и донными отложениями - 2 раза в год <11>. -------------------------------- <11> См.: Лаврик О. П., Лебедева А. Н. Природоохранное законодательство развитых стран. Защита окружающей среды от загрязнения: методы контроля и регулирования. Новосибирск, 1992. С. 27.
Пятый принцип - сопоставляемость измерений, оценки и прогноза, что обеспечивается применением единой международной системы измерений, эталонов, исходных средств и стандартных образцов. Шестой принцип системы государственного экологического мониторинга - оперативность (одновременность) диагностирования и анализа информации, полученной в результате наблюдений, и выработки рекомендаций и прогнозов: информация, полученная в процессе наблюдения, должна быть оперативно передана, проанализирована и предоставлена в качестве выводов и рекомендаций. Только при соблюдении максимально коротких сроков между названными тремя стадиями возможна действенная апробация результатов. В противном случае информация о состоянии окружающей среды уже не будет соответствовать действительности, так как за время анализа и выработки прогнозов оно могло существенным образом измениться. Задачей государственного экологического мониторинга является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды (ст. 63 Закона об охране окружающей среды). В научной литературе в зависимости от масштабов обобщения информации, полученной в рамках экологического мониторинга, он подразделяется на: глобальный (осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды), межнациональный или международный (например, мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ), национальный (проводится в рамках одной страны с учетом экологических, экономических и социальных особенностей конкретного государства), региональный (это экологический мониторинг в пределах какого-либо региона, где, например, состояние окружающей среды отличается в силу определенных особенностей) и локальный (экологический мониторинг определенных зон и мест) <12>. -------------------------------- <12> Существуют и иные классификации мониторинга. В зависимости от уровня измененности человеком окружающей среды выделяют фоновый и импактный экологический мониторинг, в зависимости от объекта мониторинг подразделяют на собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический. См.: Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный) / Отв. ред. О. Л. Дубовик // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2010.
В законодательстве субъектов Российской Федерации локальный экологический мониторинг понимается иным образом: это система непрерывных наблюдений за воздействием конкретного субъекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды <13>. -------------------------------- <13> См.: Закон Краснодарского края от 7 декабря 2010 г. N 2124-КЗ "Об экологическом мониторинге на территории Краснодарского края" // Кубанские новости. 2010. N 218.
Субъектами такого мониторинга выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую или способную оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды самостоятельно и (или) с привлечением специализированных организаций. Перечень субъектов локального экологического мониторинга определяется субъектом Российской Федерации. Например, в г. Москве основанием включения антропогенных объектов в перечень субъектов локального экологического мониторинга является наличие одного из следующих условий: 1) неоднократное нарушение антропогенным объектом нормативов допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (по заключению уполномоченного органа); 2) преобладающий вклад выбросов (сбросов) загрязняющих веществ от антропогенного объекта в окружающую среду либо физическое воздействие антропогенного объекта на окружающую среду с превышением установленных нормативов качества окружающей среды; 3) условия, определенные в заключении уполномоченного органа о соответствии предпроектной и проектной документации экологическим требованиям; 4) наличие на антропогенном объекте сверхнормативных (временно согласованных) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; 5) наличие на антропогенном объекте валовых выбросов в атмосферу, превышающих 100 тонн в год; 6) наличие на антропогенном объекте 10 и более единиц пылегазоочистного оборудования (ст. 14 Закона г. Москвы "Об экологическом мониторинге в городе Москве" <14>). -------------------------------- <14> См.: Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 64.
Объект локального экологического мониторинга - это деятельность его субъектов, оказывающая или способная оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды. Локальный экологический мониторинг осуществляется для целей своевременной, в полном объеме и по установленной форме передачи данных локального экологического мониторинга государственным органам. Эти данные, в отличие от данных государственного экологического мониторинга, не дают представления о состоянии того или иного компонента окружающей среды. Это информация только о деятельности конкретного хозяйствующего субъекта. Локальный экологический мониторинг осуществляется на постоянной основе, поэтому государственные органы непрерывно наблюдают за деятельностью хозяйствующих субъектов. Рассмотренные задачи, содержание, субъекты и объекты государственного экологического мониторинга и локального экологического мониторинга различны, что не позволяет соотносить эти виды деятельности как части одного целого. Локальный экологический мониторинг, государственный экологический надзор и производственный экологический контроль. Легальные определения этих терминов во многом схожи. Согласно ст. 65 Закона об охране окружающей среды в содержание государственного экологического надзора входит не только организация и проведение проверок поднадзорных субъектов, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, но и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Производственный экологический контроль осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности посредством организации экологических служб, назначения ответственных лиц, передачи соответствующей информации государственным органам в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Соотношение названных функций экологического управления для доктрины нетипично. Традиционно сопоставлению подлежали такие функции экологического управления, как государственный экологический надзор и государственный экологический мониторинг. Государственный экологический надзор и государственный экологический мониторинг всегда были тесно связанными функциями государственного экологического управления. Тесно связаны настолько, что, как было отмечено А. К. Голиченковым, и в литературе, и в законодательстве нет единства в подходах к пониманию экологического мониторинга в сопоставлении его с экологическим контролем <15>. -------------------------------- <15> См.: Голиченков А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. С. 163.
В самом общем виде можно выделить три основных подхода к вопросу соотношения названных функций государственного экологического управления. По мнению, например, И. П. Герасимова, мониторинг - это не только система наблюдения, но и система контроля и управления состоянием окружающей среды, осуществляемая в различных масштабах. И. П. Герасимов исходит из того, что "наблюдение", "контроль" и "управление" по отношению к окружающей среде должны быть целеустремленными, взаимосвязанными и эффективными (полноценными), что они не могут иметь своего строгого раздельного содержания. В содержание "наблюдения", пишет автор, должен обязательно входить в какой-то форме "контроль", так как наблюдение за чем-либо, производимое без всякого соотношения с контрольными показателями наблюдаемого явления, окажется беспредметным. Также и "контроль" любых явлений без тех или других "управленческих" выводов будет лишь "вещью в себе" <16>. -------------------------------- <16> Шемшученко Ю. С. Комплексная экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды // Советское государство и право. 1978. N 10. С. 94.
Согласно второму подходу государственный мониторинг окружающей среды - составной элемент системы экологического надзора. Так, по мнению В. В. Петрова, система экологического надзора "состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля" <17>. -------------------------------- <17> Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. С. 241.
Такая позиция ранее была отражена и в законодательстве. В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" <18> положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды были включены в раздел об экологическом контроле. -------------------------------- <18> См.: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457.
Третий подход - наиболее распространенный. Его представители рассматривают государственный экологический мониторинг и государственный экологический контроль как самостоятельные виды деятельности, функции государственного экологического управления, имеющие общие цели, но характеризующиеся самостоятельными задачами, функциями, содержанием, объектами <19>. -------------------------------- <19> См.: Голиченков А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. С. 173.
Однако необходимо отметить, что самостоятельность этих функций не должна исключать их взаимодействия, которое на современном этапе практически полностью отсутствует. Государственный экологический мониторинг - функция управления, с которой должно быть связано правильное и своевременное реагирование государства в лице его уполномоченных органов на происходящие в сфере "общество - природа" процессы, он может и должен служить необходимым условием информационного обеспечения. В настоящее время государственный экологический мониторинг дает обезличенные данные, которые являются результатом наблюдений за состоянием окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов. Несмотря на то что эта информация полезна органам государственного экологического надзора, она малоприменима в их практической деятельности. Решение этой задачи крайне важно и возможно в рамках локального экологического мониторинга, в котором оказались совмещены положительные черты государственного экологического надзора и производственного экологического контроля и нивелированы "слабые" стороны этих функций управления. Локальный экологический мониторинг, как и государственный экологический надзор, осуществляется в обязательном порядке. С тем отличием, что к отношениям в сфере локального экологического мониторинга не применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <20>. В частности, установленные названным Федеральным законом требования к порядку проведения государственного экологического надзора в части периодичности, оснований и сроков его проведения не относятся к осуществлению локального экологического мониторинга, что повышает эффективность проводимых мероприятий. Основания включения антропогенных объектов в перечень субъектов локального экологического мониторинга субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно. В силу этого субъекты локального экологического мониторинга в целом или в части могут совпадать с объектами федерального государственного экологического надзора. -------------------------------- <20> См.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
С производственным экологическим контролем локальный экологический мониторинг объединяет то, что эти виды деятельности проводятся самими хозяйствующими субъектами за счет собственных средств, своими силами или с привлечением специализированных организаций в отношении осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности и на постоянной основе. Но в отличие от производственного экологического контроля субъекты, проводящие локальный экологический мониторинг, поименованы, информация, которую они передают в государственные органы, четко определена. Локальный экологический мониторинг, в том виде, в котором он закреплен в законодательстве субъектов Российской Федерации, - это новая функция экологического управления, в рамках которой государство решает поставленные перед ним задачи за счет средств самих природопользователей.
Литература
1. Голиченков А. К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. С. 163. 2. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457. 3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря. 4. Лаврик О. Л., Лебедева А. Н. Природоохранное законодательство развитых стран. Защита окружающей среды от загрязнения: методы контроля и регулирования. Новосибирск, 1992. С. 27. 5. Неразрушающий контроль. Справочник: В 8 т. / Под ред. чл.-кор. РАН В. В. Клюева. М.: Машиностроение, 2005. Т. 8. С. 457. 6. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. С. 241. 7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. 8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249. 9. Шемшученко Ю. С. Комплексная экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды // Советское государство и право. 1978. N 10. С. 95.
Название документа