Из практики прокурорского надзора

(Редакционный материал)

("Законность", 1997, N 4)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Постановления главы администрации, принятые в нарушение требований Конституции РФ и действующего законодательства, признаны недействительными.

Постановлением главы администрации Владимирской области от 12 февраля 1996 г. "О региональном центре технического захоронения промышленных и твердых бытовых отходов" утвержден акт выбора земельного участка площадью 50 га под размещение регионального центра технического захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в Ставровском лесничестве Собинского района.

Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением к администрации Владимирской области о признании недействительными постановления главы администрации области и постановления и. о. главы администрации области от 13 августа 1996 г. о внесении изменений в п. 1 постановления главы администрации области.

Прокурор указал, что постановления вынесены с нарушением ст. 4 Конституции РФ, ст. ст. 36, 37, 41, 42, 54 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Закона "Об экологической экспертизе" и ст. 22 Основ лесного законодательства РФ.

По данным Владимирского управления лесами, квартал площадью 114 га Ставровского лесничества Собинского лесхоза на основании постановления СМ СССР от 29 сентября 1948 г. и приказа Главлесоохраны при СНК СССР от 11 октября 1948 г. отнесен к лесам первой группы, как запретные полосы лесов по берегам р. Клязьмы. Согласно ст. 140 Основ лесного законодательства РФ этот квартал относится к водоохранной запретной полосе.

Согласно ст. 54 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (комментарий) полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов нельзя размещать в заболоченных местах, на территориях зеленых зон городов, на землях, занятых лесами или предназначенных для лесоразведения.

Согласно ст. 22 указанных выше Основ перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства РФ. Правительство такого разрешения не давало.

Несмотря на это, администрацией области 2 июня 1995 г. была образована комиссия для выбора земельного участка под размещение полигона бытовых отходов; выработана программа проектирования и проведения изыскательских работ для строительства полигона; утвержден акт выбора земельного участка под размещение технического центра промышленных и твердых бытовых отходов; составлено архитектурно-планировочное задание на проектирование центра и технические условия; проведены инженерно-геодезические изыскания.

29 января 1996 г. заключено соглашение с акционерным обществом "Ловаль Сервис" (Франция) о создании совместного предприятия в форме акционерного общества для сбора бытовых и промышленных отходов, их обработки, а также для проектирования, строительства и эксплуатации центра технического захоронения твердых бытовых отходов.

На проведение проектных работ выделено 15 млн. руб. Указанные мероприятия свидетельствуют о том, что администрацией области и администрацией г. Владимира, являющейся заказчиком, проведены предплановые, предпроектные работы и проводятся проектные работы.

В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения и референдума (ч. 2 ст. 41 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"). Протоколы схода жителей Собинского района свидетельствуют о том, что население района категорически против строительства центра.

Согласно ст. 54 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического надзора. Органы местного самоуправления возражали против строительства центра технического захоронения промышленных и твердых бытовых отходов на территории Куриловского сельского округа. 6 марта 1996 г. Собинский городской Совет народных депутатов принял решение "О протесте на строительство на территории Собинского района регионального центра технического захоронения твердых бытовых и промышленных отходов". Главой местного самоуправления района 7 мая 1996 г. издано постановление о приостановлении действия постановлений главы местного самоуправления района от 8 апреля 1994 г. и от 30 января 1996 г., согласно которому действия указанных постановлений приостанавливаются до выяснения и разъяснения жителям Собинского района технологии захоронения отходов и проведения экспертизы независимой комиссией.

Кроме того, государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Экологическая экспертиза не была проведена, тем самым нарушены требования ст. ст. 36, 37, 42 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

Необоснованными являются доводы представителей администрации области о том, что не было оснований для решения вопроса о переводе лесных земель в нелесные, поскольку не разработана проектная документация. Согласно п. п. 7 - 11 положения "О порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом", утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29 марта 1994 г., заинтересованные лица с заявлением о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы должны обратиться в органы местного самоуправления.

Ссылка представителей администрации области на то, что участок для размещения полигона был согласован с администрацией Собинского района и тем самым выполнены требования ст. 28 Земельного кодекса, является несостоятельной.

При таких обстоятельствах Владимирский областной суд признал постановление главы администрации области от 12 февраля 1996 г. и постановление и. о. главы администрации области от 13 августа 1996 г. незаконными и недействующими с момента издания.

Название документа