Из практики прокурорского надзора

(Редакционный материал)

("Законность", 1997, N 3)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

По требованию Волжского природоохранного прокурора Тверским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов приняты меры по устранению нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Проведенной Волжской природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что Тверской областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, его территориальные органы и управление экологической экспертизы, лицензирования и нормирования окружающей среды допускают нарушения Федерального закона "Об экологической экспертизе".

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Этот порядок проведения экспертизы на территории Тверской области соблюдается не всегда.

Так, председатель Кимрского районного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов 26 декабря 1995 г. единолично выдал положительное заключение Государственной экологической экспертизы АО "Пробуждение" на ввод в эксплуатацию молочного цеха.

В нарушение вышеназванных требований, без создания экспертных комиссий, назначения руководителей и ответственных секретарей областной экологической экспертизой также выданы положительные заключения по проектам строительства газопровода высокого давления пансионату "Верхний бор" Ржевского района, таможенного поста по ул. Привокзальной в г. Ржеве, реконструкции и перевода на газ котельной колхоза им. Ленина Ржевского района.

Положительное заключение по проекту строительства административно-бытового корпуса производственной базы ПМС-199 от 12 марта 1996 г. утверждено начальником отдела экологической экспертизы.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы, каковым является Тверской областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Вопреки п. 4.6 Положения о государственной экологической экспертизе в Тверской области ответственные исполнители экспертных комиссий должным образом не организовывают проведения экспертиз.

Практически во всех случаях не составляются календарные планы работы этих комиссий.

Несмотря на то, что с марта 1996 г. экологическая экспертиза проводится комиссионно, в ряде протоколов заседаний и заключений экспертизы не указаны члены комиссии.

С аналогичными нарушениями п. 2 ст. 15 Закона облкомитетом с марта про май 1996 г. изданы приказы об организации проведения экспертизы.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона не может быть дано положительное заключение, если при проведении экологической экспертизы проект вызывает замечания и предложения.

В нарушение этого экспертная комиссия в составе ведущего специалиста Лукьянова, специалистов Яковлевой и Пятковой заключением от 8 апреля 1996 г. рекомендовала к реализации проект строительства автозаправочной станции при выполнении условий по охране атмосферного воздуха, земель и других.

С подобными замечаниями и предложениями выданы положительные заключения по проектам газоснабжения колхоза "Пролетарское знамя" Кесовогорского района, размещения открытой автостоянки по проспекту Победы в Московском районе г. Твери, переработки нефтешлаков очистных сооружений локомотивного депо станции Калинин и других объектов.

Территориальные органы облкомитета не применяют весь комплекс мер, направленных на предупреждение и своевременное выявление нарушений законодательства об экологической экспертизе. Не сформированы банки данных о планируемой хозяйственной и иной деятельности, в связи с чем объекты, не имеющие положительного заключения государственной экологической экспертизы, обнаруживаются в ходе проверок случайно. Подобное положение сложилось в Конаковском, Кимрском, Старицком, Ржевском, Вышневолоцком, Осташковском районах и г. Твери.

Пансионатом "Верхний бор" Ржевского района на территории памятника природы в конце 1995 г. было начато строительство газопровода. Отсутствие положительного заключения по проекту газификации было установлено лишь в ходе проверки, проведенной Осташковской природоохранной прокуратурой.

Указанные нарушения в области неединичны. В течение последних нескольких лет, не имея положительного заключения, пристань "Осташков" производила добычу сапронеля, ТОО аграрная фирма "Ода" осуществляла строительство первой очереди жилого поселка в Кимрском районе.

При этом районные комитеты допускают случаи согласования законченных строительством объектов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Председатель Максатихинского райкомитета 29 декабря 1995 г. подписал акт приема четырех двухквартирных жилых домов, принадлежащих АО "Максатихинский комбикормовый завод". Ни генеральный план, совмещенный с проектом детальной планировки пос. Максатиха, ни проекты строительства сданных домов положительного заключения экологической экспертизы не имели.

Облкомприродой не организован должным образом предусмотренный п. 6 ст. 18 Закона контроль за реализацией решений, содержащихся в заключениях экологической экспертизы.

Проект разработки Красногорского месторождения силикатных песков 9 января 1996 г. получил отрицательное заключение экологической экспертизы. Несмотря на это, ТОО "Тверской комбинат строительных материалов" начал разработку карьера. Тверской городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, получив сообщение об отклонении проекта разработки, предусмотренные законом меры не принял. Вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, о приостановлении работ и прекращении финансирования не ставился.

О недостаточном контроле за исполнением законодательства об экологической экспертизе свидетельствует тот факт, что с начала 1996 г. за осуществление хозяйственной деятельности без положительного заключения экспертизы областным комитетом выдано только одно предписание о приостановлении финансирования строительства производства полиэтилентерфталата на АООТ "Тверское химволокно".

По результатам проверки Волжской природоохранной прокуратурой председателю Тверского областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов внесено представление, в котором предложено принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших.

Представление рассмотрено с привлечением работников государственной экологической экспертизы, районных комитетов. Председателям Кимрского и Максатихинского районных комитетов строго указано на недопустимость нарушений Закона РФ "Об экологической экспертизе".

Учитывая важность Закона "Об экологической экспертизе", областным комитетом значительно усилено управление экологической экспертизы, разработан ряд организационно-технических мероприятий, способствующих улучшению прохождения всех объектов государственной экологической экспертизы.

Название документа