Ответственность экологических аудиторов в Российской Федерации

(Чхутиашвили Л. В.) ("Экологическое право", 2013, N 2) Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АУДИТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Л. В. ЧХУТИАШВИЛИ

Чхутиашвили Л. В., старший преподаватель кафедры экономики Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат экономических наук.

Статья посвящена ответственности экологических аудиторов при организации и проведении экологического аудирования в Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение закона возможно в отношении недобросовестных экоаудиторов на основании постановления уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Ключевые слова: экологический аудит, проверка, ответственность, охрана окружающей среды.

Article is devoted to responsibility at ecological audit in the Russian Federation. Today accountability for violation of the law of unfair ecological auditor is possible. And collecting penalties is made in a judicial order on the basis of the resolution of authorized federal body on accountability for offenses.

Key words: ecological audit, penalty, responsibility, environmental protection.

Согласно действующему российскому законодательству организация обязана обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала, на состояние производственных сооружений, на ход технологических процессов. При сохранении существующих темпов потребления природных ресурсов они могут быть истощены в ближайшее время. Особую обеспокоенность вызывает наиболее быстрое исчерпание запасов пресной воды, атмосферного воздуха, почвенного плодородия и биоресурсов, потребление и рациональное использование которых в организациях контролируются путем проведения экологического аудита. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <1> экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" <2> ужесточил ответственность аудитора за нарушение установленных требований. Сегодня имеется возможность привлечения недобросовестных аудиторов к ответственности за нарушение закона на основании постановления уполномоченного федерального органа исполнительной власти. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

Ответственность при аудите можно подразделить на: 1) гражданскую ответственность перед клиентами; 2) гражданскую ответственность перед третьими лицами; 3) уголовную ответственность. В отношении всех этих видов ответственности аудиторов применяется несколько правовых принципов: принцип благоразумия, принцип ответственности за чужие поступки и принцип отсутствия привилегированной информации <3>. -------------------------------- <3> См.: Аудит / Под ред. Я. В. Соколова. М., 1995. С. 35 - 37.

Ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований - это ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Принцип благоразумия заключается в том, что аудитор не может являться гарантом надежности экологической отчетности. От аудитора ожидают только того, что он будет проводить аудит с должной тщательностью. Но в этом отношении нельзя ожидать, что все действия аудитора будут образцом совершенства. Стандарт тщательности, честности и добросовестности, который аудитор должен соблюдать, часто называют принципом благоразумия. Принцип ответственности за чужие поступки состоит в том, что партнеры или акционеры аудиторской организации несут солидарную ответственность по всем гражданским делам против любого из партнеров. Партнеры могут также нести ответственность за работу других лиц, на чью деятельность они полагаются, например членов группы экоаудита, служащих аудиторской организации, других аудиторских организаций, выполняющих часть работы, а также специалистов, к которым они обращаются за технической информацией <4>. -------------------------------- <4> Комментарий редактора. Изложенный принцип "ответственности за чужие поступки" в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" не закреплен. В нем предусмотрено лишь обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов как условие для включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов (п. 3 ч. 3 ст. 17).

Принцип отсутствия привилегированной информации связан с тем, что в соответствии с законом аудитор не может отказываться от предоставления суду той или иной информации, мотивируя отказ требованиями конфиденциальности. Суд всегда сможет востребовать информацию, содержащуюся в рабочей документации аудитора. Все основополагающие принципы проведения экологического аудита направлены только на одно: в случае существования каких-либо недочетов в работе аудируемого лица-природопользователя помочь обнаружить и устранить их. Условие об ответственности сторон договора на оказание экоаудиторских услуг предусматривает различные меры имущественного характера, которые вправе применить одна из сторон в случае нарушения договора другой стороной. Такие меры применяются добросовестной стороной с целью восстановления ее нарушенного права или компенсации имущественного ущерба. Договором может быть установлено, что со стороны, нарушившей определенное обязательство, взыскиваются (п. 1 ст. 394 Гражданского кодекса Российской Федерации): - неустойка и убытки в сумме, не покрытой неустойкой. В этом случае взыскиваемая неустойка называется зачетной; - только неустойка - исключительная неустойка; - убытки либо неустойка по выбору стороны, требующей уплаты, - альтернативная неустойка; - установленная договором неустойка и убытки в полном размере. В этом случае взыскиваемая неустойка называется штрафной. Аудитор отвечает за нарушение договора, невыполнение требований договора одной или обеими сторонами, за небрежность - неспособность одной из сторон выполнить свои общественные или профессиональные обязательства по договору оказания экоаудиторских услуг, всякого рода обман и злоупотребление, важными признаком которых является как умышленный, так и неумышленный характер действий. Чаще всего аудиторов привлекают к ответственности, которую они несут перед клиентами за невыполнение своих обязанностей с должной тщательностью. Эти судебные дела во многих случаях касаются тех растрат, которые аудитор не смог выявить. Клиент в таких ситуациях утверждает, что аудитор обнаружил бы эти растраты, если бы не его небрежность. Никто не застрахован от ошибок, даже профессионал в своей области, в большинстве случаев существенные ошибки или неточно выраженное мнение аудитора создают почву, по крайней мере для подозрения в небрежности. Аудиторская фирма обычно использует один из трех методов защиты или комбинации всех методов, когда клиенты начинают против нее судебные разбирательства. Они ссылаются на отсутствие обязанности оказывать такую услугу, на то, что не было небрежности при оказании услуги, и на взаимную (спровоцированную) небрежность. Отсутствие обязанности оказать какую-либо услугу указывает на утверждение аудиторской организацией, что не существовало и не подразумевалось существование такого договора, по которому эта услуга должна была бы быть оказана. Аудиторская организация может нести ответственность перед третьими лицами, если потенциальные акционеры, торговцы, банкиры и другие кредиторы, служащие и клиенты потерпели убытки в результате того, что она положилась на вводящую в заблуждение экологическую отчетность. Аудитор отвечает перед каждым, кто полагается на результаты его работы, если эта работа была выполнена небрежно. Аудитор несет ответственность наравне с любым другим за фактический обман третьей стороны - небрежность или безответственность, что является юридическим эквивалентом злоупотребления. Существуют два основных вида защиты, имеющихся в распоряжении аудиторов, когда им приходится отвечать перед третьими лицами: доказательство отсутствия небрежности при выполнении работы и доказательство отсутствия договорных отношений. Первый аргумент предпочтительнее, поскольку если аудитор провел аудит в соответствии с общепринятыми стандартами, то ссылка на отсутствие надлежаще оформленного договора может быть не принята. Аудитор может быть субъектом преступления. Уголовная ответственность может распространяться как на партнеров, так и на работников аудиторской организации. Признаком уголовного преступления является осознанное совершение обмана другого лица при помощи необъективной экоотчетности. К счастью, количество уголовных разбирательств по этому вопросу с участием аудиторов невелико. Реакция общественности на многочисленные уголовные разбирательства нанесла бы огромный ущерб престижу профессии. Потенциальная вероятность привлечения к уголовной ответственности также оказала бы отрицательное воздействие на профессиональные организации, которые вряд ли смогли бы в этом случае привлекать в свои ряды большое число блестящих специалистов. С другой стороны, имеющаяся вероятность привлечения к уголовной ответственности может способствовать тому, чтобы аудиторы проявляли в своей работе высокую тщательность и безукоризненную добросовестность, используя все имеющиеся для этого средства. Принимая решение относительно того, достаточно ли объективно экоотчетность представляет реальное состояние дел компании, нельзя полагаться только на общепринятые аудиторские принципы. Необходимо определить содержание отчетности, принимая во внимание все факты. По мнению Л. З. Шнейдмана, рынок аудиторских услуг оценивает те аудиторские компании, тех аудиторов, которые следуют Кодексу профессиональной этики <5>. -------------------------------- <5> См.: Шнейдман Л. З. Глобальный пересмотр стандартов аудиторской деятельности не планируется // Российский налоговый курьер. 2004. N 21. С. 16.

Сравнивая молодые российские аудиторские организации с компаниями "Большой четверки", можно отметить их конкурентное преимущество в применении Кодекса профессиональной этики. Чаще они имеют собственные кодексы, которые основываются на международно признанном Кодексе профессиональной этики. Таким образом, к аудитору должны предъявляться требования, соответствующие сегодняшним задачам и условиям рыночного хозяйствования. С этой точки зрения требования, которые выдвигает рыночная экономика, действительно более жесткие, чем те, которые существовали на заре становления аудита. Лицам, пользующимся услугами экоаудиторов, необходима уверенность в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами <6>. -------------------------------- <6> См.: Кодекс этики аудиторов России. Одобрен Минфином России 31 мая 2007 г. Протокол N 56 // Бухгалтерский учет. 2007. N 16. Утратил силу. См.: Кодекс профессиональной этики аудиторов. Одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. Протокол N 4.

Один из вопросов аудиторской профессии на сегодня - соблюдение норм профессиональной этики, поскольку профессия не позволяет все зафиксировать в законах и регулировать их с помощью нормативных актов. Огромную роль в ней должен играть Кодекс профессиональной этики, созданный профессиональным сообществом, Советом по аудиторской деятельности. Однако практика и состояние рынка аудиторских услуг показывают, что пока Кодекс не стал "настольной книгой" аудитора. Каждая российская аудиторская организация (аудитор), являющаяся членом профессионального объединения, обязана соблюдать и правила этики, предусмотренные Кодексом этики аудиторов России. Основные принципы аудита остаются в силе независимо от того, где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может отличаться по: - целям (принимается во внимание соответствие хозяйственной деятельности требованиям положений, постановлений и предписаний министерств); - объему (проверяется дополнительная документация, которую составляют субъекты госсектора); - полномочиям аудитора (они могут носить специфический характер, учитывать вопросы национальной безопасности, требования разных положений при установлении уровня существенности); - подходу и стилю экологического аудита; - форме аудиторского заключения. В ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка деятельности субъекта хозяйственной и иной деятельности в части соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований стандартов, в том числе международных, и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. В 2010 г. Минприроды России был разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов осуществления экологического аудита)", которым предусматривается, что экологический аудит проводится членами саморегулируемых организаций в области экоаудита - экоаудиторами. В настоящее время законопроект дорабатывается министерством по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации в части отношений, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций в области экологического аудита. Представляется, что государственный контроль за экоаудиторскими организациями и экоаудиторами необходимо вводить прежде всего применительно к обязательному экологическому аудиту либо также к добровольному экологическому аудиту, в случае если в результате проведения добровольного экологического аудита государство будет предоставлять природопользователю определенные преференции. Вызывает возражение предложение законопроекта о введении саморегулирования аудиторских организаций. По нашему мнению, деятельность юридических лиц, осуществляющих экологический аудит, как экспертная деятельность должна подлежать регулированию и контролю со стороны государства или иных субъектов. Вместе с тем внедрение саморегулирования на данном этапе развития экологического аудита считаем преждевременным шагом. Саморегулирование может быть введено на следующем этапе развития экологического аудита. Вместе с тем представляется, что в настоящее время и введение лицензирования деятельности в области экологического аудита не соответствует тенденциям развития законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, поскольку сфера лицензирования неуклонно сужается и постепенно замещается саморегулированием. Необходимым шагом, на наш взгляд, является введение государственной аккредитации аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для того, чтобы они могли осуществлять экологический аудит. На Росприроднадзор могут быть возложены полномочия по организационному обеспечению государственной аккредитации аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих экологический аудит, а именно по ведению реестра аккредитованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Название документа