Из практики прокурорского надзора

(Редакционный материал)

("Законность", 1994, N 9)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

По требованию Челябинского межрайонного природоохранного прокурора устранены нарушения природоохранного законодательства в деятельности исполнительно-распорядительных органов власти Челябинска.

Проведенной Челябинской природоохранной прокуратурой проверкой исполнения законов об охране окружающей природной среды в Челябинске установлено, что три работника департамента по экологии и природопользованию состояли в штате городской администрации, их деятельность финансировалась за счет городского бюджета. Остальные пять работников департамента получали заработную плату за счет средств городского внебюджетного экологического фонда.

В соответствии с решением малого Совета Челябинского горсовета народных депутатов N 6 от 14 января 1993 г. "О департаменте экологии и природопользования" департамент образован в составе городской администрации, т. е. является ее структурной единицей. В ст. 32 Закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации" закреплено положение о том, что органы и структурные подразделения местной администрации состоят на соответствующем бюджете. Таким образом, финансирование деятельности большей части работников департамента из средств внебюджетного экологического фонда противоречило законодательству. Соответственно, незаконным был п. 3.1 Положения о внебюджетном экологическом фонде Челябинска, предусматривающий расходование средств фонда на оплату труда и премирование работников департамента экологии и природопользования.

Устав департамента экологии и природопользования был утвержден 4 января 1991 г. (еще до введения в действие Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"), в связи с чем отдельные статьи Устава не соответствовали этому Закону, а также некоторым другим законодательным актам. В частности, в п. п. 17, 18 Устава предусмотрено, что за департаментом закрепляется финансовый источник - плата за воду и за аренду земли предприятиями, организациями в водоохранной зоне. Согласно же действующему законодательству арендная плата за землю должна поступать в соответствующий бюджет, а плата за воду - на внебюджетный экологический счет. Поступившие деньги могут быть израсходованы только на специальные цели, предусмотренные законом. Финансовое содержание работников органов самоуправления за счет платы за воду и землю природоохранным законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 12 Устава департаменту подчинялись аналогичные структуры в районных администрациях города. Однако, в силу п. 2 ст. 29 Закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", местная администрация подотчетна вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Следовательно, комитеты экологии и природопользования при районных администрациях города подотчетны департаменту, но не находятся в его подчинении. Понятия "подотчетность" и "подчинение" неидентичны.

В нарушение действующего законодательства департамент не осуществлял контрольных функций по отношению к подотчетным районным исполнительно - распорядительным органам по вопросам экологии. Не проводилась работа по проверке законности актов районных администраций, хотя в адрес администраций Советского и Ленинского районов Челябинска, где проводились проверки, прокуратурой принесено по два протеста на противоречащие законам постановления глав администраций. От подотчетных районных комитетов экологии и природопользования не истребовались отчеты об использовании средств внебюджетных экологических фондов. Расходование же этих средств не по целевому назначению наносило вред экологической обстановке в целом по городу.

Отсутствие контроля со стороны департамента повлекло необоснованный расход денежных средств, выделяемых из городского внебюджетного экологического фонда. Так, перечисленные средней школе N 94 деньги в сумме 2 млн. руб. были израсходованы на приобретение приборов и оборудования; областное общество охраны природы потратило 150 тыс. руб. на мероприятия, связанные с агитацией и пропагандой, а главное управление народного образования - на участие в конкурсе детского творчества. Отчетов или смет расходов, подтверждающих использование средств по назначению, в департаменте не представлено. Договоры с бюджетными организациями о представлении финансовой помощи не заключались. В договорах на выполнение подрядных работ, связанных с природоохранными мероприятиями, не была предусмотрена ответственность подрядчика за использование авансированных средств не по целевому назначению. Все это могло стать причиной различных нарушений законодательства и создать почву для злоупотреблений.

На экологическую обстановку в городе отрицательно повлияли отношения между департаментом по экологии и природопользованию и Челябинским комитетом по экологии и природопользованию, сложившиеся из-за выяснения приоритетности этих органов в области охраны природы. В результате нескоординированности, неувязанности действий органа при местной администрации и специально уполномоченного государственного природоохранного органа ими выполнялась одна и та же, дублирующая работа. В частности, глава администрации города 27 июля 1993 г. утвердил программу ликвидации неорганизованных свалок в Челябинске. Комитет по экологии и природопользованию без учета этой программы провел инвентаризацию несанкционированных свалок с составлением картографического материала. Департамент намеревался продолжать утверждение лимитов на природопользование, установленных комитетом по экологии, и разрешений, выдаваемых комитетом, на выбросы и сбросы вредных веществ.

Дублирование функций приводило к дополнительным затратам материальных средств и создавало ненужные трудности для природопользователей. Результатом "состязательности" стало то, что комитет по экологии и природопользованию в нарушение действующего природоохранного законодательства был отстранен департаментом экологии и природопользования от участия в распределении денежных средств городского внебюджетного экологического фонда и, следовательно, лишен возможности реализовать мероприятия, предусмотренные экологическими программами. Он также не принимал участия в корректировке платежей за загрязнение окружающей природной среды, что непосредственно противоречило п. 3.9 положения о Челябинском городском комитете по экологии и природопользованию.

Комитеты по экологии при районных администрациях не представляли в горкомитет Минприроды РФ материалы о выявленных экологических правонарушениях для применения к виновным мер административного воздействия, что позволяло нарушителям оставаться безнаказанными.

Такая обстановка способствовала нарушениям природоохранного законодательства как со стороны предприятий, организаций, так и отдельных граждан, снижала эффективность мероприятий и мешала экологическому оздоровлению города. А ведь в конечном итоге это - единая цель как для органов местной власти, так и для специально уполномоченных государственных природоохранных органов.

По результатам проверки Челябинский межрайонный прокурор внес главе администрации Челябинска представление, в котором предложено принять меры для устранения выявленных нарушений.

Представление прокурора рассмотрено. Постановлением главы администрации Челябинска от 17 ноября 1993 г. департамент экологии и природопользования ликвидирован.

Название документа