Информация о деле

(Редакционный материал)

("Законность", 1995, N 9)

Текст документа

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ

27 декабря 1994 г. коллегия Ульяновского областного комитета по охране природы приняла решение "Об освобождении от оформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и порядке осуществления платы за загрязнение окружающей среды малыми предприятиями". Согласно этому решению малые предприятия освобождались от оформления разрешений на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и от разработки экологических паспортов предприятий.

Решение коллегии противоречит действующему законодательству в области охраны природы по следующим основаниям.

Статьей 15 Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" и ст. 45 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" установлено, что выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным на то государственным органом. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками устанавливается Советом Министров РФ.

Указание Госкомгидромета СССР от 18 июля 1986 г. N 250-160 "О порядке выдачи и продления разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу" не предусматривает случаев освобождения предприятий от обязанности в каждом случае иметь разрешение на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников.

Разрешению на выбросы в атмосферу вредных веществ законодательство отводит важную роль в работе по улучшению экологической обстановки. Предусматривается, что установленные в разрешении годовые лимиты по выбросам в последующем должны уменьшаться, что заставит природопользователей принимать меры к уменьшению выбросов, внедрению пылегазоочистного оборудования. Кроме того, при выдаче разрешения специалисты в области экологии знакомятся с производством на предприятии, указывают условия и требования, дают рекомендации по снижению загрязнений в каждом конкретном случае.

Действующим до настоящего времени Постановлением Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. "О неотложных мерах экологического оздоровления страны" намечено проведение экологической паспортизации всех действующих предприятий. ГОСТом 17.0.0.04-90 "Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия", введенным в действие с 15 октября 1990 г., устанавливается, что экологический паспорт предприятия является обязательным нормативно - техническим документом, отражающим сведения об использовании предприятием природных ресурсов и свидетельствующим о влиянии его производства на окружающую среду. Методические рекомендации по заполнению и ведению экологического паспорта промышленного предприятия от 2 апреля 1990 г. не содержат исключений, освобождающих предприятия от обязанностей по разработке экологического паспорта предприятия.

Пункт 2 указанного решения коллегии не соответствует и "Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, согласно которому в случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на выброс вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Вопреки этому нормативному акту коллегия областного комитета решила при отсутствии у предприятий разрешения на выбросы расчет платы за загрязнение атмосферы производить как за предельно допустимые выбросы. Тем самым незаконное решение коллегии приводит к необоснованному непоступлению в бюджет значительных дежурных сумм с предприятий - нарушителей природоохранного законодательства.

Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой решение коллегии Ульяновского областного комитета по охране природы опротестовано. Коллегия отменила свое решение.

Название документа