Информация о деле

(Редакционный материал)

("Законность", 1994, N 1)

Текст документа

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ

В ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего формирование внебюджетных экологических фондов и законности использования их средств, выяснилось, что в нарушение ст. 46 Закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и п. 3 ст. 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" органы местного самоуправления г. Кемерова, Тисульского и Чебулинского районов не образовали внебюджетных экологических фондов, не открыли специальных счетов в банковских учреждениях, а зачисляли средства, поступающие от нарушивших природоохранное законодательство, на общий счет внебюджетных фондов.

Согласно ст. 20 Закона "Об охране окружающей природной среды" - о плате за природопользование - предприятия, учреждения, организации обязаны в бесспорном порядке перечислять плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ. Однако в отдельных городах и районах природопользователи уклонялись от этого, а природоохранные органы редко использовали свое право, предоставленное им Постановлением Совета Министров РФ "Об утверждении нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения" от 9 января 1991 г. N 13, на принудительное взыскание соответствующей суммы платежей и пени через арбитражный суд.

В нарушение п. 2 ст. 21 Закона "Об охране окружающей природной среды" в экологические фонды, образующие единую систему таких государственных фондов, не зачислялись средства от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытой с их помощью продукции. Эти средства поступали на счет п/о "Кемеровопромохота".

Не выполнялись требования названного закона о распределении средств экологических фондов на реализацию природоохранительных мероприятий местного, областного и федерального значения.

В течение 1992 г. из местных экологических фондов перечислялось в областной лишь по 10% средств вместо 30, как предусмотрено ст. 21 Закона.

В отдельных случаях администрации вообще не перечисляли средств для решения природоохранительных мероприятий областного значения. Не отчислялись и 10% средств из областного фонда в федеральный.

Некоторыми Советами не приняты Положения о внебюджетных фондах, в соответствии с которыми местные администрации вправе расходовать средства экологических фондов, в связи с чем такие расходы проводились нецеленаправленно, без учета приоритетности финансирования природоохранных мероприятий и проектов.

Так, из 900 тыс. руб., поступивших в Топкинский экологический фонд, 850 тыс. израсходовано на благоустройство улиц, 48 тыс. на оплату экологических паспортов предприятий, хотя эти расходы должны оплачиваться природопользователями. В то же время в городе острая проблема с очисткой стоков, сбрасываемых в природную среду, так как строительство очистных сооружений затянулось на несколько лет. Для окончания строительства средства из экологического фонда в 1992 г. не выделялись.

Распространены факты расходования экологических фондов без решений Советов и не по сметам, утвержденным ими.

Аналогично расходовались средства городских и районных экологических фондов. Некоторые главы администраций, их заместители, другие должностные лица единолично, без учета мнения правления фонда, нередко принимали решения о выделении средств на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью.

По указанию бывшего заместителя главы администрации г. Осинники В. Смирнова был выделен 1 млн. руб. тресту "Осинникишахтострой", по 200 тыс. руб. - комитету по управлению муниципальным имуществом и кооперативу "Вита". Эти средства израсходованы на выплату заработной платы, ремонт магазина и столовой.

По распоряжению главы администрации г. Киселевска М. Минязова средства экологического фонда шли на отделочные работы Киселевского дома творчества, ремонт дорог и на организацию соревнований в честь Дня шахтера.

В г. Прокопьевске около полумиллиона рублей перечислено на содержание санитарного подразделения муниципальной милиции.

В соответствии со ст. 24 Закона в целях экономического стимулирования охраны окружающей природной среды допускается передача части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по снижению выбросов загрязняющих веществ.

В нарушение этого требования Закона средства экологического фонда передавались в беспроцентные займы на цели, не связанные с охраной природы, в том числе и коммерческим структурам.

Из Юргинского экологического фонда в виде беспроцентного займа передано 1,5 млн. руб. малому предприятию "Дорожник" на оплату выполненных работ по строительству и ремонту дорог, 1,5 млн. руб. - УКСу администрации города для погашения долгов по выполненным строительно-монтажным работам. На момент проверки эти средства в экологический фонд не были возвращены.

Более полумиллиона рублей выделено коммерческому предприятию "Меркурий" и 200 тыс. руб. обществу "Деметра" из Тяжинского экологического фонда; 2 млн. руб. - фирме "Тандем" в г. Калтане, 300 тыс. руб. - коммерческому строительному предприятию "МАКСП" из Анжеро-Судженского городского экологического фонда; 350 тыс. руб. - ассоциации "Горная Шория - Тур" и 100 тыс. руб. - малому предприятию "Содружество" из Таштагольского городского экологического фонда.

Нарушения законности при формировании и использовании внебюджетных экологических фондов стали возможны из-за отсутствия контроля со стороны: местных Советов народных депутатов, которые в соответствии с п. 2 ст. ст. 55, 66 Закона "О местном самоуправлении..." должны утверждать отчеты об использовании этих средств; комитетов по экологии и природным ресурсам, являющихся специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды; областного Совета и областной администрации, не принимающих мер к отмене противоречащих законодательству решений местных Советов и актов местной администрации согласно ст. ст. 46 и 48 Закона "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации".

По результатам проверок и в целях устранения выявленных нарушений закона прокуроры внесли 25 представлений в органы местного самоуправления, опротестовали 2 незаконных распоряжения глав администраций.

Прокурор области внес представления в Кемеровский областной Совет народных депутатов, главе областной администрации и председателю областного комитета по экологии и природным ресурсам.

По представлениям прокуроров виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. В ходе прокурорских проверок приняты меры к возврату в экологические фонды более 13 млн. руб., которые были отпущены на цели, не связанные с охраной природы.

В арбитражный суд прокурор области направил иск к смешанному товариществу "Содружество" о возврате 100 тыс. руб. в Таштагольский внебюджетный экологический фонд.

Название документа