Из практики прокурорского надзора
(Редакционный материал)
("Законность", 1993, N 9)
Текст документа
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
По требованию прокурора Томской области устранены нарушения законодательства об охране и использовании животного мира при издании правовых актов.
Проверками, проведенными Томской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены грубые нарушения действующего законодательства об охране и использовании животного мира при издании правовых актов главами администрации районов и области.
Так, постановлением главы администрации Верхнекетского района N 39 от 12 февраля 1992 г. "Об организации приписного охотничьего участка при Клюквенском сельском Совете" за создаваемым участком закреплена территория, отведенная ранее решением облисполкома от 20 октября 1988 г. N 215 Верхнекетскому коопзверпромхозу. Вопрос об изъятии этой территории в установленном порядке не решен. Распоряжением главы администрации этого района N 262 от 13 мая 1992 г. разрешена весенняя охота на территории заказника "Кеть-Касский". Глава администрации района не вправе решать вопросы о разрешении охоты в государственном заказнике.
Глава администрации Асиновского района издал постановление N 313 от 9 июня 1992 г. "Об организации муниципального комплексного Мало-Юксинского заказника", согласно которому этот заказник областного управления охотничьего хозяйства объявлен муниципальным. Закон же "Об охране окружающей природной среды" (ст. 62) относит образование заказников местного значения к компетенции областного Совета народных депутатов. В данном случае глава администрации превысил свои полномочия.
При издании постановления N 387 от 7 сентября 1992 г. "О добыче бурых медведей в сезоне охоты 1992 - 1993 гг." глава администрации области также допустил нарушения действующего законодательства. В нарушение ст. ст. 9, 18 Закона "Об охране и использовании животного мира" и п. п. 10, 14, 15 "Инструкции о порядке добычи бурых медведей по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР", ст. ст. 9 и 20 Закона "Об охране окружающей природной среды" необоснованно увеличена квота на добычу медведей с 50 до 100 и разрешена охота в Александровском, Тегульдетском, Верхнекетском и Кривошеинском районах.
В соответствии с названной инструкцией хозяйства, не проводившие учета численности медведей, права охоты на них лишаются. Такой учет в названных районах не проводился, и в предложенном проекте постановления они обоснованно были лишены права охоты. Предложение природоохранных служб о добыче только 50 медведей основано на данных проведенного учета численности и возможностей воспроизводства животных. Без законных оснований в постановлении определен резерв лицензий - 19 и установлена их стоимость в 1000 руб. за лицензию. Ни названными нормативными актами, ни Законом "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" при организации охоты создание резерва лицензий и право установления платы за них областной администрацией не предусмотрено. В соответствии со ст. 20 Закона "Об охране окружающей природной среды" установление платы за пользование природными ресурсами относится к компетенции правительства республики.
Аналогичное разъяснение дано и Министерством юстиции 26 марта 1992 г. N 1-4/50.
Глава администрации области допустил нарушения и при издании постановления N 409 от 28 сентября 1992 г. "О добыче диких копытных животных и лицензионных видов пушных зверей в сезоне охоты 1992 - 1993 гг.". В нарушение ст. ст. 9, 18 Закона "Об охране и использовании животного мира" и п. 15 Инструкции Главохоты "О порядке добычи диких копытных животных по разрешениям (лицензиям) на территории РСФСР" распределение лицензий по районам и между охотопользователями произведено с оставлением резерва в 200 лицензий, не установлен лимит добычи лосей и их распределение по районам для управления охотничьего хозяйства, необоснованно введена плата за лицензии, хотя ее может устанавливать, согласно приведенным нормативным актам, только правительство республики.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 3 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" областная администрация обеспечивает исполнение на местах законов Российской Федерации, актов Президента и Правительства и не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и управления.
Прокурор Томской области внес главе администрации области представление, в котором предложил отменить постановление глав администраций Верхнекетского и Асиновского районов, а несколько указанных в представлении постановлений главы администрации области привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Постановлением главы администрации Томской области незаконные решения глав администраций названных районов отменены. Замечания прокурора области в отношении постановлений главы администрации области учтены.
Название документа