О выборе надлежащего способа защиты прав природопользователей

(Никишин В. В.) ("Экологическое право", 2014, N 1) Текст документа

О ВЫБОРЕ НАДЛЕЖАЩЕГО СПОСОБА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

В. В. НИКИШИН

Никишин Владислав Васильевич, профессор кафедры правовой охраны окружающей среды Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук.

Статья посвящена выбору надлежащих способов защиты прав природопользователей. Анализируется процесс оценки отношений природопользования, осуществляемый при выборе способа защиты субъективных прав и законных интересов лиц, использующих природные ресурсы. Выявлены составы отношений природопользования, особенности их возникновения, изменения и прекращения.

Ключевые слова: правоотношение, субъективное право, природный ресурс, право природопользования, способ защиты.

On the choice of due methods of protection of rights of natural resource users V. V. Nikishin

Nikishin Vladislav Vasil'evich, professor of the chair of legal protection of environment of St. Petersburg state university, doctor of juridical sciences.

The article is devoted to the choosing of corresponding methods of protection of nature user's rights. The process of evaluation of relations of nature using is analyzed, which takes place when we choose methods of protection of subject's rights and legal interests of persons, which use nature resources. The composition of relations of nature using are revealed, and peculiarities their appearing, their changing and stopping.

Key words: legal relation, subject's law, nature resource, right of nature-using, method of defense.

Право природопользования рассматривается как объективное право, состоящее из системы правовых норм, регулирующих отношения природопользования, и субъективное право на использование природного ресурса. В случаях нарушения субъективного права лица, использующего природные ресурсы на законном основании, ему предоставляется право на защиту. Условия защиты субъективных прав опираются на основания их возникновения, объем такой защиты осуществляется в пределах, установленных законодательством, а при их отсутствии определяется волеизъявлением правообладателей <1>. При этом субъект права может выбирать один или одновременно использовать для защиты несколько способов в сочетании. В отдельных же случаях нормы права предусматривают для защиты интересов в конкретном правоотношении применять только определенный способ, указанный в законе. -------------------------------- <1> См.: Лихачев Г. Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. М., 2005. С. 145.

Если в качестве средств судебной защиты прав и охраняемых законом интересов, как правило, выступают исковые требования об отправлении правосудия и обращенные к ответчикам требования о выполнении обязанностей или о признании наличия или отсутствия правоотношения, то под способами защиты субъективных прав (законных интересов) понимаются закрепленные законом "материально-правовые меры принудительного характера", посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав (интересов) и соответствующее воздействие на правонарушителя <2>. В качестве предмета судебной защиты выступают охраняемые исковыми притязаниями права и законные интересы природопользователей. -------------------------------- <2> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М., 2006. С. 340 - 341.

Рассматривая споры, связанные с применением законодательства об охране окружающей среды, суды признают, что определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителей, в том числе природопользователей, входит в их компетенцию в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу <3>. Истцы, в свою очередь, обладая правом выбора способа защиты, должны указывать, каким образом будет восстановлено нарушенное, по их мнению, право, в случае удовлетворения исковых требований <4>. Следовательно, в процессе выбора способа защиты нарушенных прав и законных интересов природопользователь должен знать их характерные и специфические черты, для чего требуется оценить состав (объект, субъекты, содержание) складывающихся отношений природопользования; учесть особенности их возникновения, изменения и прекращения. -------------------------------- <3> См.: решение Арбитражного суда Мурманской области от 5 августа 2009 г. по делу N А42-4240/2009; решение Арбитражного суда Мурманской области от 5 августа 2009 г. по делу N А42-4241/2009; решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 августа 2013 г. по делу N А78-4789/2013. URL: http://arbitr. ru/. <4> См.: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 15951/09; решение Арбитражного суда Тульской области от 15 февраля 2012 г. по делу N А68-10060/11; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2013 г. по делу N А55-7831/2013. URL: http://arbitr. ru/.

Статья 36 Конституции Российской Федерации установила право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Подтверждена обязанность законодателя исходить из приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории <5>. Тем не менее владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, что предопределяет наличие экологических ограничений прав природопользователей. -------------------------------- <5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы" // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

Необходимые условия для достойной жизни человека создает совокупное количество и качество природных объектов - находящихся в процессе использования, неиспользуемых, предполагаемых к использованию в обозримой перспективе. Наличием такой совокупности определяются возможности реализации естественного права каждого пользоваться объектами природы. Для понимания сущностной природы права природопользования важно признание объектов отношений природопользования - природных ресурсов как компонентов окружающей среды, обладающих уникальными природными характеристиками, и признание природных объектов в качестве объектов недвижимого имущества, поскольку именно объекты такого рода обусловливают особенности вещных прав с бременем особого содержания, которое не сопровождает вещные права на любое иное имущество <6>. Кроме того, значение имеет обязательность государственной регистрации природных объектов в качестве объектов недвижимого имущества и, как следствие, обязательность государственной регистрации вещных прав природопользователей на них, в том числе обременений этих прав. Напомним, что российское законодательство предусматривает использование природных ресурсов с изъятием и без изъятия их из окружающей среды. В связи с этим права природопользования, не связанные с извлечением ресурсов, могут существовать и в форме ограниченных прав - сервитутов природопользования. -------------------------------- <6> См.: Степанов С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004 // СПС "КонсультантПлюс: Высшая школа".

Количество же природных объектов, относимых к недвижимому имуществу, сокращается: из перечня недвижимых вещей (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ)) были исключены обособленные водные объекты, а затем и леса, многолетние насаждения. Законодатель счел нужным оставить в их числе земельные участки и участки недр, сделав оговорку о возможности отнесения к недвижимости иного имущества. -------------------------------- <7> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Статья 261 ГК РФ, определяя земельный участок как объект права собственности, установила, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не предусмотрено законом <8>. Земельным же участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации <9>). -------------------------------- <8> Это правило нашло подтверждение в судебной практике по спорам, связанным с использованием природных ресурсов. См.: решение Арбитражного суда Самарской области от 18 января 2013 г. по делу N А55-27229/2012; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-27229/2012. URL: http://arbitr. ru/. <9> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

У водных объектов признаки недвижимого имущества, имеющиеся в законодательстве (прочная связь с землей, невозможность перемещения объектов без несоразмерного ущерба их назначению), наличествуют с оговоркой о "прочности" такой связи в силу природных свойств воды. Речь о соответствующих земельных участках идет при определении пруда, обводненного карьера как объектов права собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физических и юридических лиц. Очевидна разница между растениями, находящимися на земельном участке, и лесными участками, которые могут находиться в составе земель лесного фонда и соответственно в федеральной собственности либо в составе земель иных категорий. Природопользователями являются не только юридические, но и физические лица, правовой статус которых имеет несомненную специфику. Считается, что "аксиологическая характеристика права граждан на доступ к природным ресурсам позволяет включать в его содержание право на равный и справедливый доступ к природным ресурсам как природному капиталу и право свободного доступа к природным ресурсам для удовлетворения личных потребностей граждан" <10>. Эта позиция находит подтверждение и в российском природоресурсном законодательстве. Так, ст. 19 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрела право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов по своему усмотрению в границах таких участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения <11>. Статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации <12> закрепила право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Лица же, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. -------------------------------- <10> См.: Васильева М. И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 6 - 14. <11> См.: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834. <12> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

Более рельефно право доступа к природным ресурсам отражено в Земельном и Водном кодексах Российской Федерации: граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность; равный доступ не только физических, но и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами и приобретению их в собственность (при условии, что водные объекты могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц) является основным принципом водного законодательства <13>. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, если иное не предусмотрено федеральными законами <14>. -------------------------------- <13> О применении судами принципа равного доступа к природным ресурсам см.: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 мая 2013 г. по делу N А32-36955/2012. URL: http://arbitr. ru/. <14> См.: решение Арбитражного суда Пермского края от 25 ноября 2013 г. по делу N А50-15961/2013. URL: http://arbitr. ru/.

Публичные образования, как правило, фактически не осуществляют правомочия по использованию природных ресурсов. Являясь в большинстве случаев их собственниками, они реализуют правомочия владения и распоряжения ими, предоставляя их в пользование иным субъектам природоресурсного права. В законе отражена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не предусмотрено законом (граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки). Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением установленных законом случаев (изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд). Думается, что подобные правоположения были бы не лишними и для других природоресурсных законодательных актов и послужили бы повышению эффективности защиты прав природопользователей. Основания возникновения права природопользования во многом определяются особенностями предоставляемых в пользование природных объектов, служащих публичным и частным интересам. Одни природные объекты являются общедоступными в силу своих природных свойств (атмосферный воздух), другие признаются таковыми для обеспечения личных и бытовых нужд, если соответствующие исключения не предусмотрены законом (водные объекты общего пользования, леса). В большинстве же случаев право природопользования возникает посредством особых разрешительных процедур (законом предусматриваются основания и специальный порядок возникновения). Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Основаниями возникновения права пользования участками недр являются соответствующие решения: Правительства Российской Федерации; федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа; комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр; конкурсной или аукционной комиссии; органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В числе иных оснований названы: переход права пользования участками недр; вступившее в силу соглашение о разделе продукции; государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления на основании: договоров водопользования; решений о предоставлении водного объекта в пользование. Установлен закрытый перечень случаев водопользования, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта не требуется. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, безвозмездное срочное пользование; юридическим лицам - еще и на праве постоянного (бессрочного) пользования. Предусмотрено и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. Право на доступ к природным ресурсам, реализуемое в предоставлении их в пользование на том или ином титульном праве (собственность; аренда; безвозмездное срочное пользование; постоянное (бессрочное) пользование; сервитут), требует индивидуализации объекта природопользования. Заметим, что не только предоставление земельных участков требует определения границ части земной поверхности, но и возникновение прав природопользования при оформлении лицензии на пользование недрами, заключении договора водопользования, принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование предусматривает материалы в графической форме, позволяющие идентифицировать объект права. Отсутствие подобных правил в отношении лесного участка может быть объяснено тем, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Лесным же участком признается земельный участок, индивидуализированный в процессе лесоустройства. Сложности возникают с формализацией участков недр в качестве объектов недвижимого имущества. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государственный же фонд недр составляют в том числе неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона "О недрах"). Представляется весьма затруднительным придать индивидуальную определенность, качество единого самостоятельного объекта гражданского права неиспользуемым частям недр, расположенным ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающимся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Более того, являясь недвижимым имуществом, участки недр сегодня не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, хотя права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому лишь в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Отражены в актах российского природоресурсного законодательства и ограничения права природопользования, с установлением которых меняется объем прав лиц, использующих природные ресурсы. Права на природные ресурсы могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами <15>. Если Закон "О недрах" ограничился общими формулировками (пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды), то Земельный, Водный и Лесной кодексы содержат перечни таких ограничений либо случаи их установления. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда. Заметим, что лишь Водный кодекс Российской Федерации говорит о нормативности актов исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это немаловажное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку ограничение прав природопользователей может быть обжаловано в судебном порядке. -------------------------------- <15> О применении судами правовых положений об ограничениях права природопользования см.: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2013 г. по делу N А27-9219/2013; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 ноября 2013 г. по делу N А32-38636/2012; решение Федерального арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2013 г. по делу N А75-8122/2013; решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 ноября 2013 г. по делу N А32-28109/2013. URL: http://arbitr. ru/.

Наиболее подробно в законодательстве изложены принудительные основания и порядок прекращения прав на землю: если право собственности на земельный участок и частный земельный сервитут прекращаются в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством, то аренда земельного участка прекращается как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, так и по инициативе арендодателя. Решение же о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком в предусмотренных федеральными законами случаях (в том числе предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации) принимается судом <16>. Публичный земельный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. При обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. -------------------------------- <16> См.: решение Арбитражного суда Пермского края от 28 октября 2013 г. по делу N А50-12887/2013; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2013 г. по делу N А15-987/2013; решение Арбитражного суда Ростовской области от 23 сентября 2013 г. по делу N А53-15305/13. URL: http://arbitr. ru/.

Закон "О недрах" предусматривает свой перечень оснований досрочного прекращения, приостановления права недропользования органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, в том числе и при нарушении требований по рациональному использованию и охране недр. Такое право может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением о разделе продукции. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и Водным кодексом Российской Федерации, предусматривающим основания принудительного прекращения права водопользования <17>, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. -------------------------------- <17> См.: решение Арбитражного суда Кемеровской области от 5 ноября 2013 г. по делу N А27-11970/2013. URL: http://arbitr. ru/.

Согласно ст. 24, 61 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком является невыполнение лесопользователями лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов <18>. Приостановление использования лесов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В судебном порядке осуществляется приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. В судебном порядке осуществляется и принудительное прекращение права пользования животным миром <19>. -------------------------------- <18> См.: решение Федерального арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 апреля 2012 г. по делу N А75-1599/2012; решение Арбитражного суда Владимирской области от 16 июня 2011 г. по делу N А11-1780/2011. URL: http://arbitr. ru/. <19> См.: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 г. по делу N А38-375/2012; Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 августа 2013 г. по делу N А38-375/2012; решение Арбитражного суда Курской области от 7 августа 2013 г. по делу N А35-7572/2012. URL: http://arbitr. ru/.

Не последнюю роль в процессе способа защиты нарушенных прав и законных интересов природопользователей играет определение приоритетов законодательного регулирования соответствующих отношений, что представляется сложным ввиду неоднозначности законодательных формулировок: - земельное законодательство регулирует земельные отношения - в том числе отношения по использованию земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К отношениям по использованию недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, специальные федеральные законы, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации); - имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом РФ (ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации); - если формы собственности на лесные участки определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации), то имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Приоритеты законодательного регулирования установлены и в части возникновения права природопользования. Так, земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и Законом "О недрах". К договорам же водопользования, аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений применяются соответственно положения об аренде и купле-продаже, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным и Лесным кодексами Российской Федерации. Однако при предоставлении лесных участков на иных правах применяются нормы Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации. Характеристика соответствующих отношений по использованию природных ресурсов в качестве отношений имущественного характера позволяет природопользователю обосновать выбор надлежащего способа устранения нарушения его прав и законных интересов из числа мер, перечень которых содержит ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Литература

1. Васильева М. И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 6 - 14. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. 3. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М., 2006. С. 340 - 341. 4. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834. 5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147. 6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278. 7. Лихачев Г. Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. М., 2005. С. 145. 8. Степанов С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004 // СПС "КонсультантПлюс: Высшая школа".

Название документа