Основы интеграции правового регулирования экологических отношений: реалии и перспективы

(Голиченков А. К.) ("Экологическое право", 2012, N 4) Текст документа

ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ <*>

А. К. ГОЛИЧЕНКОВ

Голиченков А. К., декан, заведующий кафедрой экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Статья посвящена основам интеграции правового регулирования экологических отношений, анализируются их состояние и перспективы развития. Особо подчеркивается необходимость изменения (экологизации) мышления: преодоление принципа овеществления природы, признание принципа приоритета экологии. В качестве юридической основы развития правового регулирования на уровне Российской Федерации предлагается межотраслевая кодификация экологического законодательства с разработкой Экологического кодекса Российской Федерации; в качестве организационной - создание при Президенте Российской Федерации Совета по кодификации и совершенствованию экологического законодательства <1>. -------------------------------- <1> В основу статьи положены тезисы доклада, сделанного автором на шестой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса "Правовые формы интеграционных процессов в современном мире: реальность и перспективы" (Екатеринбург, 7 - 8 июня 2012 г.).

Ключевые слова: интеграция, правовое регулирование, государственная экологическая политика, кодификация экологического законодательства, Экологический кодекс.

The article is devoted to fundamentals of integration of legal regulation of environmental relations, analyses the state and perspectives of development thereof. The author stresses the necessity of change (ecologization) of thinking: negotiation of principle of embodiment of nature, recognition of principle of priority of ecology. As a judicial basis of development of legal regulation at the level of the Russian Federation the article suggests inter-branch codification of environmental legislation alongside with elaboration of the Environmental Code of the Russian Federation; as an organizational one - creation of the Council on Codification and Improvement of Environmental Legislation attached to the President of the Russian Federation.

Key words: integration, legal regulation, state ecological policy, codification of the ecological legislation, ecological code.

Постановка проблемы. Все мы - свидетели процессов интеграции <2>, ее интенсивной формы - глобализации <3> во всех сферах жизни и деятельности. В то же время право, являясь мощнейшим социальным регулятором, во многом продолжает оставаться дифференцированным по национальным, национально-блоковым, мировым <4> системам ("семьям") права. В полной мере, если не в первую очередь, это проявляется в правовом регулировании экологических отношений <5>. Сложились (формируются) методологическая, идеологическая, политическая, экономическая, юридическая (юридико-техническая), организационная основы интеграции их правового регулирования. -------------------------------- <2> Интеграция (от лат. Integration - "восстановление, восполнение", от integer - "целый") - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей или элементов; понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. См.: Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред.: И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М.-СПб.-Н.-Й.: ИЦ "ЕЛИМА", ИД "Питер", 2006. С. 361. <3> Глобализация - интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капитала (определение Международного валютного фонда: Globalization - intensive integration of markets for goods and services, and capital (IMF). См.: Kegley Ch. and Wittkopf E. World Politics. Trend and Transition. New York: Worth Publichers, 1999. P. 246). <4> См. подр.: Герасимов Ю. Е. Направления интегрирования мировых правовых семей современности // Международное публичное и частное право. 2010. N 5. <5> В настоящей статье они понимаются в широком смысле как общественные отношения по охране окружающей природной среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности человека и других объектов (общества, государства).

1. Методологической основой правовой интеграции, в том числе в названной сфере, является определение структуры, логической организации, методов и средств этой деятельности, исходя из понимания того, что она является (должна стать) ответной реакцией на глобальные вызовы современности <6>. -------------------------------- <6> "Глобальные вызовы современности - совокупность экологических, демографических, экономических, технологических, культурных и др. острейших проблем, стоящих перед мировой цивилизацией в начале XXI века". См.: Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. С. 220. Для целей настоящей статьи данный термин и термины "глобальные вызовы", "вызовы глобализации", "глобальные угрозы" используются как взаимозаменяемые.

Мы являемся свидетелями таких вызовов, как увеличение числа и интенсивности международных конфликтов и войн, международный терроризм, транснациональная организованная преступность, глобальные финансово-экономические кризисы. Среди них и экологические проблемы, угроза разрушения природной среды. Обострение этих глобальных угроз означает, что в соответствующих сферах жизни происходят глубокие деформации правового регулирования и системные нарушения права, поскольку именно право является необходимой и универсальной формой социальной жизни и поведения людей <7>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Д. Зорькина "Вызовы глобализации и правовая концепция мироустройства" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал конституционного правосудия", 2010, N 5. ------------------------------------------------------------------ <7> См. подр.: Зорькин В. Д. Вызовы глобализации и правовая концепция мироустройства // Российская газета. N 204. 10.09.2010. С. 11.

При этом глобальные экологические проблемы (которые зачастую воспринимаются как некие абстрактные, отдаленные, непосредственно нас не касающиеся) имеют и четкий национальный аспект: они "...затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан" <8>. -------------------------------- <8> Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. П. 1. Документ официально опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".

Происходящие в правовом регулировании процессы зачастую исключают друг друга. С одной стороны, очевидны стремление и конкретные шаги по интеграции правовых норм на уровне межгосударственных блоков и союзов. С другой - общеизвестна проблема "борьбы суверенитетов", когда те или иные государства определяют свои интересы как безусловно приоритетные, что соответствующим образом отражается и в их правовых системах. Формируется и еще один подход: налаживание и развитие внутри блока, союза государств партнерских, а не блоковых отношений, что составляет, например, суть новой концепции сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) <9>. -------------------------------- <9> См.: Абулахтин М. Развивать сотрудничество и партнерство. Руководитель Китая о ШОС как важном факторе обеспечения мира и стабильности (интервью председателя КНР Ху Дзинь Тао "Российской газете" и ИТАР-ТАСС) // Российская газета. N 127. 2012.

Необходима взаимная адаптация национальных и регионально-блоковых норм, превращение их в международные. Это предполагает соответствующее совершенствование национального законодательства и законоисполнения <10>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Д. Зорькина "Вызовы глобализации и правовая концепция мироустройства" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал конституционного правосудия", 2010, N 5. ------------------------------------------------------------------ <10> См.: Зорькин В. Д. Указ. соч.

Те же процессы и задачи в целом характерны и для правового регулирования экологических отношений. 2. Идеологической основой правовой интеграции в экологической сфере является осознание двух идей, сформулированных классиком советского, российского экологического права О. С. Колбасовым <11>. -------------------------------- <11> Колбасов Олег Степанович (1927 - 2000), юрист, член-кор. РАН (1991). См.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. С. 547.

Первая: "...природа (природная среда, природные богатства) воспринималась как один из материальных атрибутов имущества, как объект для наживы, для умножения частной, групповой или национальной собственности. Все остальные достоинства, полезности природы затушевывались, отодвигались на второй план или вообще не замечались. Право никогда не воспринимало природу всесторонне, в полной и полезной ценности, полном объеме, в ее целостности. Это, можно сказать, принцип права... И этот принцип продолжает действовать в наши дни, хотя многое изменилось в мире..." <12>. Назовем его условно принципом овеществления природы. -------------------------------- <12> Колбасов О. С. Завещание экологам // Экологическое право. 2001. N 3. С. 11.

Вторая идея: "Если признать, что окружающая среда - это природная среда и что от качества данной среды зависит, быть или не быть человечеству, то мир, экономика, общество, демократия становятся ступенькой ниже" <13>. Назовем это принципом приоритета экологии. -------------------------------- <13> Колбасов О. С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. N 10. С. 35.

Понятно, что приятие этих идей-принципов предполагает не только изменение привычной иерархии социальных ценностей, но и столь же привычной, столетиями отработанной иерархии правовых норм, институтов, отраслей, а равно приоритетов образовательных программ, научных исследований и законотворческих работ. Сложно, болезненно, долго осознавать, например, что главными являются не нормы, регулирующие имущественные отношения людей, их отношения к вещам и по их поводу, а нормы по охране и разумному использованию природной среды, которая является естественным источником этого имущества, вещей! Однако неприятие этих идей потенциально гораздо болезненнее. Реалии таковы (только за последние 2 - 3 года!): извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии (2010 г.) и вызванный этим беспрецедентный мировой коллапс воздушных перевозок, перед которым оказались бессильны мощнейшие экономики ведущих стран мира; авария на буровой платформе Deepwater Horizon компании "Бритиш Петролеум" (BP) в Мексиканском заливе (2010 г.) и вызванное ею обширное загрязнение морской среды, предотвратить, быстро прекратить которое не помогли ни новейшие технологии и оборудование, ни деньги; лесные пожары в России, в Европе (например, в Подмосковье в 2010 г., в Испании в 2012 г.), наводнения (например, в г. Крымске в 2012 г.), нанесшие ущерб здоровью тысяч людей, унесшие сотни жизней... Воистину, "право никогда не воспринимало природу всесторонне... в ее целостности" и поэтому вкупе с экономикой, менеджментом и пр. оказалось не готово к этим и подобным им экологическим вызовам. Перспективы еще более тревожные. Так, согласно новому докладу разведслужбы США, климатические изменения и связанные с ними засуха, наводнения, нехватка пресной воды могут привести в ближайшее десятилетие к "новому для человечества типу региональных войн - войн за ресурсы" <14>. По мнению британских исследователей из International Alert, которое они изложили в докладе "Климат конфликта" (Climate of Conflict), более 2,7 млрд. человек из 46 стран рискуют погибнуть в вооруженных конфликтах и войнах, вызванных изменением климата. Еще 56 государств находятся под угрозой политической дестабилизации. К новым вспышкам военных действий и социальных потрясений в большей части Африки, Азии и Южной Америки (даже Европа находится в зоне риска) могут привести вызываемые изменением климата эрозия почв, повышение уровня Мирового океана, таяние ледников и усиление штормов. В зону риска попала и Россия <15>. -------------------------------- <14> Разведка США: Возможные причины новых войн - засуха, наводнения и нехватка пресной воды // PanARMENIAN. Net/ 2012. 23 марта. <15> См. подр.: URL: http://survincity. ru/2012/01/klimaticheskie-vojny-i-vojny-za-resursy.

3. Политической основой правовой интеграции в экологической сфере на национальном уровне является национальная экологическая политика. Можно утверждать, что в России с 2008 г. и по настоящее время происходит формирование новой внутренней (а вслед за этим неизбежно и внешней) экологической политики. Ее основу составляют положения, сформулированные и публично изложенные Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации (2008 г.) и Государственного Совета Российской Федерации (2010 - 2012 гг.), международных форумах, встречах с общественностью. В соответствии с ними задача нынешнего этапа развития - "создать действенную систему экологической безопасности в стране" <16> (В. В. Путин, 2008 г.); "...серьезно пересмотреть отношение государства к "грязным производствам", которые "не только затратны и ресурсоемки, но крайне опасны для людей, а в перспективе абсолютно неконкурентоспособны" <17> (Д. А. Медведев, 2008 г.). Для их решения предложено совершенствовать экологическую экспертизу и экологический контроль, завершить процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере экологии (2008 г.); усовершенствовать систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду, перейти на так называемые принципы НСТ - наилучших существующих технологий; максимально заинтересовать бизнес, определив баланс преимуществ и санкций; ввести реальные механизмы возмещения вреда окружающей среде и оперативной ликвидации загрязнений, в том числе нефтяных (подчеркнуто, что "Россия осознает свою ответственность и сегодня делает все, чтобы работы на арктическом шельфе, в Каспийском море, в Охотском море, в других местах осуществлялись в строгом соответствии с международным правом и международными экологическими стандартами") <18> (2010 г.). -------------------------------- <16> Стенограмма выступления В. В. Путина (30 января 2008 г.). URL: http://www. premier. gov. ru. <17> Стенограмма выступления Д. А. Медведева (30 января 2008 г.). URL: http://www. kremlin. ru. <18> Стенографический отчет о заседании Президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. 27 мая 2010 г. URL: http://www. kremlin. ru.

В качестве одной из самостоятельных задач, решение которой одновременно является необходимым условием достижения результатов по всем указанным направлениям, определено изменение правовой базы природоохранной деятельности, законодательно закрепив при этом надлежащее качество окружающей среды как "необходимый элемент социальных стандартов жизни в стране" <19> (Д. А. Медведев, 2008 г.), совершенствование, завершение кодификации экологического законодательства (Д. А. Медведев, 2010 <20>, 2011, 2012 гг. <21>), включая необходимость рассмотрения вопроса о разработке Экологического кодекса (2012 г.) <22>. -------------------------------- <19> Там же. <20> См.: Там же. <21> См.: Приветствие Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева участникам Пятого Невского международного экологического конгресса. URL: http://www. ecocongress. info. <22> См.: РИА "Новости". 15.03.2012.

Ряд этих положений учтены в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. В частности, принципами такой политики провозглашены: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности; обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности (п. 8). В числе основных задач государственной политики в области экологического развития Российской Федерации предусмотрены: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти; совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности (п. 9). В то же время, по мнению отдельных экспертов, некоторые поручения руководителей страны в области экологии не выполняются. "Не выполнены, - считает директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Е. Шварц, - два поручения президента 2010 и 2011 гг. и премьера 2009 г. по восстановлению государственной экологической экспертизы особо опасных объектов. Также, несмотря на прямое поручение президента, предлагаемые Минприроды поправки в законодательство по охране морей от загрязнения нефтью не учитывают необходимые механизмы (обязательное страхование рисков, фонд для быстрого реагирования, публичные обсуждения планов ликвидации аварийных разливов нефти и другие), которые на основе негативного опыта катастрофы в Керченском проливе в 2007 г. были включены в альтернативный проект Закона "О предотвращении загрязнения морей нефтью", подготовленный профильным комитетом Госдумы совместно с неправительственными организациями" <23>. -------------------------------- <23> Там же.

Сам Д. А. Медведев в 2011 г. констатировал, что работа по укреплению экологической безопасности в стране сорвана в результате неисполнения его поручений 2010 г., в частности, по нормотворческой деятельности, по вине правительства и отдельных министерств <24>. -------------------------------- <24> См.: Кузьмин В. Разговор начистоту // Российская газета. 10.06.2011. С. 2.

Как это возможно?! Ничего удивительного, если помнить один из классических постулатов: "Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества" <25>. -------------------------------- <25> Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 18.

4. Экономическая основа правовой интеграции в экологической сфере. В основе интеграции в любой сфере лежат экономические причины (процессы объединения рынков, капитала и др.). Очевидно, что интеграционные процессы будут зависеть от характера и темпов развития мировой и национальных экономик. Для России стратегия экономического и социального развития базируется на двух основаниях - новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста необходима, поскольку исчерпала себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Без новой модели роста невозможна и новая социальная политика. России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5% в год <26>. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью <27>. -------------------------------- <26> В Республике Казахстан, например, поставлена задача обеспечить иные, более высокие ежегодные темпы роста экономики - не менее 7%. См.: Основные направления социально-экономической политики по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 - 2015 гг. Одобрены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июня 2011 г. N 699; с изм., внесенными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2012 г. N 617. URL: http://online. zakon. kz. <27> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Но должно быть и обратное влияние права на процессы, происходящие в экономико-социальной сфере. Попробуем показать это на примере одной из глобальных тенденций экономического и социального развития, на которую указывает (через призму ее правового регулирования) В. Д. Зорькин. Он пишет "...можно, по-видимому, сделать вывод, что слишком многое в нынешнем кризисном мире говорит уже даже не о наступлении богатых на права бедных, а о противостоянии сверхбогатых всему остальному миру...", "...примерно 150 транснациональных финансовых корпораций прямо или косвенно контролируют более 40% мирового богатства", а "...деятельность этой системы лишь частично регулируется национальными юрисдикциями стран регистрации и в еще меньшей степени - наднациональными институтами в виде Всемирной торговой организации, Банка международных расчетов в Базеле и т. д." <28>. -------------------------------- <28> Зорькин В. Правовое регулирование экономики: глобальные тенденции и российский опыт // Российская газета. N 124. 01.06.2012. С. 18. Согласно рейтингу, опубликованному в журнале Forbes, российский концерн "Газпром" получил в 2011 г. прибыль в размере $44,46 млрд., опередив по этому показателю лидера 2010 г. американскую ExxonMobil, заработавшую в прошлом году $41,60 млрд. Третью позицию рейтинга занял китайский банк Industrial and Commercial Bank of China с прибылью $32,20 млрд. См.: Григорьева И., Дроздов П., Чижикова В. Новости компаний. "Газпром" завалило деньгами // МК. 31.07.2012. N 23. С. 5.

Российский опыт показывает, что ведущие отечественные корпорации ("Газпром", "Роснефть", "Лукойл") эту проблему отлично понимают. Они настойчиво и все более широко позиционируют себя как "всеобщее достояние", "национальную компанию" и т. п., акцентируя внимание общества на свои социальные и спонсорские программы (например, Олимпийские игры, чемпионат России по футболу), на большие суммы налоговых отчислений в государственную казну. Задача сложная: от осознания проблемы перейти к использованию возможностей этого "неявного сообщества" в обеспечении интеграционных процессов в экологической сфере, в том числе путем соразмерного правового регулирования. 5. Собственно юридической (в том числе технико-юридической) основой правовой интеграции в экологической сфере является развитие законодательства. На международном уровне оно должно осуществляться в целях сближения правовых систем и обеспечения приоритета норм и принципов международного права, о чем уже говорилось выше. На национальном уровне в Российской Федерации задачей является новая кодификация экологического законодательства. Речь идет о межотраслевой кодификации экологического законодательства с разработкой Экологического кодекса Российской Федерации. При этом предметом кодификации должны стать как природоохранительные нормы (ныне содержатся в законодательстве об охране окружающей среды), так и нормы, регулирующие использование природных ресурсов (ныне установлены в земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом законодательстве), а кроме того, нормы, регулирующие отношения по обеспечению экологической безопасности человека и других объектов. Таким образом, предлагаемый Кодекс видится не как акт привычной для России отраслевой кодификации (по основным природным объектам), а новой - межотраслевой кодификации. Он не должен встать в ряд имеющихся законодательных актов отраслевой кодификации (Закон об охране окружающей среды, Земельный, Водный, Лесной кодексы, Законы о недрах и животном мире и др.), а заменить их <29>. -------------------------------- <29> См. подр.: Голиченков А. К. Экологический кодекс Российской Федерации: основные элементы концепции проекта // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995 - 2004 гг. / Сост.: А. К. Голиченков, И. А. Игнатьева, А. О. Миняев; Под ред. А. К. Голиченкова. М.: ТИССО, 2004: В 3 т. Т. 1. С. 628 - 636; Голиченков А. К. В поисках методологии экологического права // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995 - 2004 гг. / Сост. А. К. Голиченков, И. А. Игнатьева, А. О. Миняев; Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: ТИССО, 2004: В 3 т. Т. 3. С. 257 - 287; Голиченков А. К. Концепция экологического права как отрасли права, науки и учебной дисциплины. Стендовый доклад и тезисы выступления на секции философии, социологии, психологии и права ООН РАН 23 ноября 2011 г. М.: ЮФ МГУ, 2011. С. 10 - 12.

Опыт создания подобных кодификаций (с известными оговорками) имеется в ряде европейских стран (Германия, Франция, Швеция) <30>. Его учет и использование могут привести к интеграции ряда институтов экологического права разных стран. Это был бы серьезный шаг к взаимной адаптации национальных и регионально-блоковых эколого-правовых норм, к превращению их в нормы международного права для регулирования международного сотрудничества в экологической сфере. -------------------------------- <30> См.: Винтер Г. Экологический кодекс - обзор и оценка // Экологическое право. 2010. N 6; Калиниченко В. Т. Экологический кодекс Франции // Экологическое право. 2010. N 6; Бринчук М. М., Редникова Т. В. Кодекс окружающей среды Швеции // Экологическое право. 2010. N 6.

В настоящее время российские власти инициировали обсуждение возможности создания Экологического кодекса Российской Федерации; проработка этого вопроса включена в перечень поручений Президента Российской Федерации <31>. -------------------------------- <31> См., напр.: письмо статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. N 09/32693-ДК на имя ректора МГУ им. М. В. Ломоносова о мнении МГУ по данному вопросу.

6. Организационная основа правовой интеграции в экологической сфере. На международном уровне ею должны стать соответствующие международные организации и конференции, развитие международного сотрудничества. Причем "развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности" является одним из принципов, на которых строится реализация Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. <32>. -------------------------------- <32> См.: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Пункт 8 "р".

На национальном, Российской Федерации, уровне задача представляется двуединой. Во-первых, необходимо реорганизовать систему и структуру органов федеральной исполнительной власти в экологической сфере. Нужно изменить приоритеты в задачах и функциях (соответственно, и в названии) Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР). Ныне оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, прежде всего в сфере использования природных ресурсов, и только затем ("а также" - так в Положении об МПР) - по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды <33>. Альтернатива - создание (восстановление) самостоятельного федерального Министерства охраны окружающей среды. -------------------------------- <33> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.

Во-вторых, нужно подумать о создании при Президенте Российской Федерации органа по кодификации и совершенствованию экологического законодательства по типу Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства <34>. В противном случае разговоры о создании современной правовой базы экологической, экологически ориентированной экономики (дело не в терминах, была бы суть понятна: обеспечение качества окружающей природной среды и разумного природопользования как условие развития экономики и с учетом ее реальных возможностей) так и останутся разговорами. Для решения задачи такого калибра нужна политическая воля в сочетании с мобилизацией возможностей лучших специалистов - ученых и практиков. -------------------------------- <34> См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1338 "О Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства" (вместе с Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства) // СЗ РФ. 1999. N 41. Ст. 4904.

Таковы основы интеграции правового регулирования экологических отношений с точки зрения существующих реалий и перспектив.

Название документа