Обзор судебной практики по вопросу платы за размещение отходов производства и потребления

(Зиновкин Н. С.) ("Актуальные проблемы российского права", 2014, N 2) Текст документа

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСУ ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Н. С. ЗИНОВКИН

Зиновкин Никита Сергеевич, аспирант кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Предмет исследования данной статьи составляет плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. Актуальность исследуемого вопроса подтверждается обширной судебной практикой, характеризующейся чрезвычайной противоречивостью вкупе с несовершенством законодательства в данной сфере. Главным образом проблематика заключается в определении субъекта, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. На данный момент параллельно существуют две основные позиции: платит производитель отходов; платит специализированная организация, занимающаяся их размещением. В статье анализируются несколько подходов к вопросу определения субъектов, обязанных вносить платежи: с точки зрения общих принципов экологического законодательства и его духа и с точки зрения перехода права собственности на отходы. На основе этих подходов автором предлагаются соответствующие изменения в ФЗ "Об отходах производства и потребления", подразумевающие указание на собственника отходов в качестве плательщика; и в ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливающие плату за производство, а не размещение отходов.

Ключевые слова: отходы, размещение отходов, негативное воздействие, экология, плата, окружающая среда, судебная практика, экологическое право, природопользование, загрязнитель.

Overview of judicial practice on payment for the emplacement of industrial and consumption waste N. S. Zinovkin

Zinovkin Nikita Sergeevich - postgraduate student of the Department of Environmental and Natural Resources Law of the Kutafin Moscow State Law University.

The object of studies in this article includes payment for the negative influence on the environment in part of emplacement of industrial and consumption waste. Topicality of the issue is proven by the vast judicial practice, which is quite contradictory, and legislative imperfections in this sphere. The topicality mainly has to do with defining the subject, who is obliged to pay for the negative influence on the environment. Currently, there are two leading positions: either the producer of waste should pay, or a specialized organization arranging its emplacement. The article analyzes several approaches towards defining the subjects obligated to make payments: from the standpoint of the principles of environmental legislation and its spirit, and from the point of view of the transfer of the proprietary right to waste. Based upon these approaches the author offers to amend the Federal Law "On Industrial and Consumption Waste", providing for the reference to the owner of waste as the party, who has to make the payment, and the amendments should be made into the Federal Law "On Environmental Protection", referring to payment for production and not the emplacement of waste.

Key words: waste, emplacement of waste, negative influence, ecology, payment, environment, judicial practice, environmental law, nature management, pollutant.

Образование отходов производства и потребления - это неизбежное следствие жизнедеятельности общества на современном этапе, обратная сторона производства материальных благ. К сожалению, проблема утилизации отходов, их использования или уничтожения безвредным для окружающей среды способом остается открытой, поэтому огромные массы отходов чаще всего подлежат размещению, то есть хранению и захоронению на специальных объектах размещения отходов, куда входят и печально известные полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). Согласно докладу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) <1>, ежегодно в России образуется около 35 - 40 млн. тонн твердых бытовых отходов, из которых только 4 - 5% вовлекается в переработку. А по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) <2>, общий объем отходов с каждым годом увеличивается, и это обстоятельство само по себе делает чрезвычайно актуальным любой вопрос, с ними связанный. -------------------------------- <1> Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Малышевский А. Ф. Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России (последнее посещение - 10 октября 2013 г.). <2> Федеральная служба государственной статистики; Охрана окружающей среды в России (последнее посещение - 10 октября 2013 г.).

Поэтому особое значение приобретают проблемы правоприменительной практики, которые, будучи отстраненными от непосредственной, технической деятельности по размещению отходов, тем не менее могут сильно усложнить ее реализацию. Размещение отходов производства и потребления, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <3> (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды"), является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается соответствующая плата. Стоит отметить, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) сама по себе не имеет четко обозначенного юридического статуса в нормативных правовых актах. Ее легального определения в законодательстве не существует, но вместе с тем есть противоречащие друг другу акты Верховного <4> и Конституционного Судов <5>. Причем решение Верховного Суда, в котором признается налоговый характер ПНВОС, фактически нивелируется последующим определением Конституционного Суда, где дается не встречающаяся в законодательстве формулировка платы как особого "фискального сбора". Это означает, что на данный момент ПНВОС, в том числе и за размещение отходов, фактически выведена за рамки правового поля. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. <4> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N ГКПИ2002-178 "О признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в редакции от 14.06.2001" // Налоговый вестник. 2002. N 12. <5> Определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 2.

Кроме того, в последние годы сложилась противоречивая практика, касающаяся вопроса субъектов, обязанных вносить платежи за образование отходов (их размещение), которые неизбежно образуются в процессе любой хозяйственной деятельности, при наличии у этих субъектов договора на вывоз (размещение) отходов со специализированной организацией. Здесь можно выделить 2 подхода: согласно первому платить должен тот, кто произвел отходы (любая организация), согласно второму - платит только специализированное предприятие, которое непосредственно занимается размещением отходов. Если руководствоваться принципом платности природопользования <6> и возмещения вреда окружающей среде, то логично возложить бремя уплаты на того, кто этот вред приносит, то есть на субъект, создающий отходы. Вопреки этому ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает плату именно за размещение отходов, а не за их создание. В Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <7> (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") в статье 1 четко указано, что под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Таким образом, если исходить только из буквального трактования этого Закона, то платить за отходы тем, кто их производит, не обязательно. Одним из первых судебных актов, закрепляющих это положение, стало Определение ВАС РФ от 22.01.2009 N 14561/08 <8>, из которого следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, что освобождает даже "офисный" бизнес от соответствующих платежей. -------------------------------- <6> В российском законодательстве этот принцип находит свое отражение в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". <7> СЗ РФ. N 26. 1998. Ст. 3009. <8> Определение ВАС РФ от 22 января 2009 г. N 14561/08 по делу N А32-330/2008-13/3-3АЖ "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 года N 8672/08 изложено иное мнение, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались отходы. Стоит отметить, что именно такая позиция соответствует принципу платности природопользования и духу законодательства об охране окружающей среды. Однако следующее Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 14561/08, повторяющее основные положения Определения ВАС N 14561/08, делает судебную практику взимания платежей с организаций, размещающих отходы, общепринятой. В результате количество дел, связанных с "возвратом излишне уплаченных платежей", резко увеличилось. В качестве истцов в таких делах выступали субъекты хозяйственной деятельности - производители отходов, вносившие соответствующие платежи. Они стали использовать сложившуюся ситуацию для того, чтобы снять с себя это бремя и попытаться вернуть уже внесенные платежи. Логика же судов, прежде всего арбитражных, в решении данной категории дел базируется на следующем положении: "деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах". Другая часто встречающаяся формулировка - это то, что хозяйственный субъект не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ "Об отходах производства и потребления". Суть проблемы кроется в противоречии духа и буквы экологического законодательства, прежде всего Федерального закона "Об охране окружающей среды". Наравне с положением о платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде в нем отсутствует указание на то, что платит загрязнитель, как нет и самого определения загрязнителя. Статья 3 данного Закона лишь указывает на презумпцию опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающих любое воздействие на окружающую среду. При этом статья 1 вводит понятие "загрязнение окружающей среды" в отсутствие определения субъекта-загрязнителя. Возможно, это связано с недостаточным внедрением в российское законодательство принципа "платит загрязнитель", который был разработан еще в 1972 году Международной организацией экономического сотрудничества и развития <9>. И в дальнейшем закреплен в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года <10>, где в статье 16 упоминается, что "...загрязнитель должен в принципе покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы...". Стоит отметить, что данное положение признается одним из основополагающих в системе международного экологического права <11>, однако его имплементация в российскую систему права, по всей видимости, еще не закончена. В этом смысле платность негативного воздействия, установленная статьей 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", нуждается в дополнении посредством включения в Закон указания на субъекта-загрязнителя, обязанного покрывать соответствующие издержки <12>. -------------------------------- <9> Environment and Economics: Guiding Principles Concerning International Economic Aspects of Environmental Policies, Annex 1, OECD Doc. C(72)128, (May 26, 1972), available at 1972 WL 24710. <10> Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3 - 14 июня 1992 года. Организация Объединенных Наций (последнее посещение - 10 октября 2013 г.). <11> Например, Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года напрямую учитывает принцип "загрязнитель платит" в качестве общего принципа международного права по окружающей среде (заключена в г. Лондоне 30.11.1990) // Бюллетень международных договоров. 2010. N 10. С. 3 - 14. <12> Наиболее целесообразно включить определение субъекта-загрязнителя в статью 1 ФЗ "Об охране окружающей среды", где содержатся все основные понятия, используемые в данном Законе.

Отсутствие такого указания является особо острой проблемой в контексте отходов производства и потребления в силу наличия множества субъектов, деятельность которых с ними связана <13>. Образование отходов, которым обременен каждый субъект хозяйственной деятельности и их размещение, - это разные вещи. Определение размещения уже приводилось выше, к нему можно добавить то, что объектом размещения отходов является специально оборудованное для этого сооружение (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Также стоит подчеркнуть, что статьей 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к таким объектам установлены особые требования: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. -------------------------------- <13> Например, при выбросах в атмосферный воздух производитель и загрязнитель - это одно лицо. Когда же речь идет об отходах, к производителю добавляется и лицо, отходы размещающее, а также субъект, занимающийся их вывозом.

Кроме того, размещение отходов - деятельность лицензируемая и получить лицензию можно только при соответствии предъявляемым требованиям, в числе которых и наличие у соискателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, а также оборудования установок, необходимых для выполнения заявленных работ по размещению отходов <14>. -------------------------------- <14> Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности") // СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1781.

В 2013 году вопрос о субъектах, обязанных вносить платежи за размещение отходов, получил свое развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П <15>. Фабула этого дела заключалась в следующем: заявитель, оказывающий услуги по сбору, транспортировке и размещению на арендуемом земельном участке твердых бытовых отходов, обратился в суд, оспаривая удовлетворенное требование управления Росприроднадзора о взыскании с него платы за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере (так как отсутствовал разработанный документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение). Арбитражные суды первой апелляционной и кассационной инстанций в этом деле руководствовались общепринятой практикой возложения бремени платы за отходы исключительно на специализированную организацию. Поэтому заявителю ничего не оставалось, кроме как обратиться в Конституционный Суд РФ, оспаривая положения статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды". -------------------------------- <15> Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" // СЗ РФ. 2013. N 11. Ст. 1164.

В данном Постановлении Конституционный Суд РФ в очередной раз выразил довольно неоднозначный взгляд на существующую проблему регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, в частности за размещение отходов: 1. Суд признает, что в отношении правового регулирования ПНВОС действует требование определенности, исключающее абстрактные формулировки, не позволяющие определить плательщиков данного публично-правового платежа. Причем подчеркивается, что такое требование неравнозначно такому же, но в отношении правового регулирования налогов. Содержание данной "неравнозначности" суд не раскрывает. 2. ПНВОС взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Данное положение является повторением правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 10 декабря 2002 года N 284-О. 3. Применительно к плате за размещение отходов производства и потребления действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии. 4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, дав истолкование нормативных положений <16>, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, осуществил интерпретацию действующего законодательства. В результате ряд организаций-природопользователей, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, фактически оказались исключенными из числа плательщиков публично-правового платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой. -------------------------------- <16> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 14561/08 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 6.

5. Суды общей юрисдикции придерживаются позиции, согласно которой хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие от предусмотренной законом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Из всего вышесказанного главным приоритетом для Конституционного Суда по каким-то причинам является четвертый пункт. Признавая, что платить за негативное воздействие на окружающую среду должен субъект, непосредственно создающий это воздействие, то есть создающий отходы, а не размещающий, Суд вместе с тем считает конституционным Постановление ВАС, в котором изложена диаметрально противоположная позиция. При этом указывая, что законодательство в данной сфере несовершенно, а судебная практика чрезвычайно противоречива, Суд оставляет без внимания возможные последствия данной ситуации, которые могут выражаться в нарушении конституционных прав некоторых хозяйствующих субъектов. Подчеркивая, что ПНВОС превращается "из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности", Конституционный Суд РФ однозначно признает неконституционными положения Постановления Правительства РФ N 632 <17> в части применения пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении организаций, оказывающих услуги по размещению чужих отходов. Но вопрос субъекта, обязанного вносить платежи, так и остается открытым, поскольку Суд, опираясь на принятое в 2009 году Постановление ВАС, признает не соответствующими Конституции нормы статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" лишь в отношении платежей, внесенных в 2009 году. Это связано с тем, что до принятия Постановления ВАС хозяйствующие субъекты исходили из позиции, согласно которой платит только тот, кто фактически произвел отходы. А поскольку иное "истолкование нормативных положений" Президиумом Высшего Арбитражного Суда спрогнозировать было невозможно, невнесение ПНВОС специализированной организацией в 2009 году нельзя считать правонарушением. -------------------------------- <17> Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 10. Ст. 726.

Таким образом, получается, что бремя по плате за негативное воздействие на окружающую среду ложится исключительно на организации, с которыми хозяйствующие субъекты заключают договоры на вывоз мусора и последующее размещение. В дополнение к этому стоит особо отметить, что важную роль в решении этой проблемы играет вопрос собственности. Если право собственности на отходы переходит по заключенному договору к специализированной организации, то никаких проблем с ПНВОС не возникает, так как стоимость услуги в таком случае соразмерна и платежи вносит сама организация, к которой переходят соответствующие обязательства. Но благодаря арбитражной судебной практике "мусорные" платежи де-факто всегда должна вносить организация, занимающаяся непосредственным размещением отходов. Причем вопросы собственности в судебных делах поднимаются, однако особой роли они не играют. Вот, например, позиция Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14600/2010 <18>: "...по мнению Управления (Управления Ростехнадзора, выступающего в данном деле ответчиком. - Прим. автора), договор на вывоз твердых бытовых отходов не является свидетельством того, что ОАО "ТрансКредитБанк" (истец. - Прим. автора) не надлежит вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку указанный договор регулирует лишь деятельность по перемещению отходов, но не передачу обществом каких-либо вещных прав на отходы. Доказательства передачи права собственности на отходы третьим лицам ОАО "ТрансКредитБанк" не представило, поэтому оснований для освобождения его от внесения соответствующей платы не имеется. -------------------------------- <18> Данное решение оставлено без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2011 г. по делу N А55-14600/2010 // Документ опубликован не был.

Данные доводы судом также отклоняются, поскольку в силу ст. 236 Гражданского кодекса РФ <19> юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, совершив действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Поэтому, помещая канцелярские отходы и отходы, связанные с использованием оргтехники, в специально предусмотренный договором со специализированной организацией контейнер, общество фактически отказалось от права собственности на эти отходы". -------------------------------- <19> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Что значит на практике такая странная логика в возложении бремени уплаты платежей за отходы производства и потребления? Прежде всего - это потери бюджета. Пока организации, занимающиеся размещением отходов, не откажутся от схемы заключения договоров, по которым право собственности на отходы к ним не переходит (то есть пока не включат плату в обязательном порядке в стоимость своих услуг), субъекты хозяйственной деятельности будут подавать иски о возврате излишне или ошибочно уплаченных платежей. Так как потери бюджета необходимо восполнять, встает вопрос - с кого государству взыскивать возвращенную плату за негативное воздействие? Как уже было сказано выше, если руководствоваться духом природоохранного законодательства, а также принципом возмещения вреда окружающей среде, то платить должен тот, кто причинил вред (это указал и Конституционный Суд РФ в своем Определении N 284-О, говоря о компенсационном характере платы за негативное воздействие на окружающую среду). Этот вред окружающей среде причиняют хозяйствующие субъекты, которые создают отходы, но они оказываются недосягаемы благодаря судебной защите. В результате остаются специализированные организации, но возникает противоречие: само их существование выступает вынужденной необходимостью для всякой хозяйственной деятельности, потому что от отходов неизбежно нужно избавляться. Эти организации созданы для оказания услуг по размещению и без них никак обойтись нельзя, а вносить ПНВОС они должны только за свои собственные отходы. Именно поэтому вопросы собственности здесь играют первостепенную роль. Суды, руководствуясь буквой закона, забывают о его духе. По каким-то причинам они не обращают внимания на то, что в форме расчета суммы платы по объекту негативного воздействия в части размещения отходов производства и потребления <20> существует столбец 14 раздела 4, заглавие которого гласит: "Передано другим организациям для размещения (при наличии договора о конечном размещении отходов)". Что такое договор о конечном размещении отходов, можно понять из письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) <21>: "Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению)". Там же указано и то, что на практике юридические лица и индивидуальные предприниматели, как правило, заключают договоры на вывоз отходов со специализированными организациями. Наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Интересно, что в законодательстве определение данного договора отсутствует, а его название, по всей видимости, впервые встречается в этом письме Ростехнадзора. -------------------------------- <20> Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 31. <21> Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 октября 2008 г. N 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления" // Документ опубликован не был.

Возвращаясь к делу Арбитражного суда Самарской области N А55-14600/201, необходимо отметить один из доводов суда: "...в силу ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, совершив действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Кроме того, в силу ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи". В данном случае суд злоупотребляет буквализмом, не учитывая суть отношений, возникающих у хозяйствующего субъекта и специализированной организации. Юридическое лицо, даже если оно отказывается от права собственности на отходы, остается в сфере публичных правоотношений, поскольку сохраняется обязанность соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство. Отказ от права собственности без обязательства обеспечить дальнейшую судьбу отходов рано или поздно приведет к правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.2 и 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях <22>. Фактически нельзя отказываться от права собственности на отходы производства и потребления, не заключив при этом договор на вывоз и/или размещение отходов (или в ином случае заняться их дальнейшей судьбой самостоятельно). -------------------------------- <22> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Поэтому чаще всего организация оставляет свои отходы во исполнение договора на вывоз или конечное размещение отходов, а специализированная организация обязана их забирать во исполнение этого же договора, что не есть обращение в собственность, согласно смыслу статьи 226 ГК. Причем в данных отношениях присутствует и третья сторона - государство, заинтересованное в соблюдении гигиенических норм. Поэтому подводить эти правоотношения под действие норм гражданского права без учета наличия в них публичного элемента представляется нецелесообразным. Подытоживая вышесказанное, следует констатировать, что на сегодняшний день плата за негативное воздействие на окружающую среду как в целом, так и в части отходов производства и потребления представляет собой публичный институт с серьезными недостатками в правовом регулировании. Помимо неурегулированного правового статуса платы в целом имеют место быть существенные противоречия как в законодательной базе, так и в судебной практике в отношении размещения отходов производства и потребления. Верховный, Конституционный и Высший Арбитражный Суды РФ в период с 2008 по 2013 год принимали взаимопротивоположные по своему содержанию акты. Краеугольным камнем данной проблемы является взимание платы за размещение, а не за образование отходов, вкупе с отсутствующей четкой формулировкой, указывающей на субъекта ПНВОС. Выходом из данного положения может быть либо включение в статью 23 ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормы о том, что плата должна взиматься с собственника отходов, каковым по данному Закону является тот субъект, кому принадлежит сырье, материалы, полуфабрикаты, иные изделия или продукты, а также товары (продукция), в результате использования которых эти отходы образовались, либо изменение статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" в части видов негативного воздействия с заменой понятия "размещение отходов" на понятие "производство". Альтернативой этим решениям также может выступить более глубокая имплементация в российское законодательство международного экологического принципа "загрязнитель платит". Однако такой способ затрагивает изменение большого пласта нормативно-правовых актов в области экологии, попутно наполняя плату за негативное воздействие на окружающую среду новым содержанием. Посему данный метод в ближайшей перспективе проигрывает двум другим предложенным вариантам, хоть в целом и является более совершенным с точки зрения дальнейшего совершенствования экологического законодательства.

Библиография

1. Васильева М. Плата за негативное воздействие на окружающую среду // Корпоративный юрист. 2007. N 10. С. 53 - 56. 2. Зиновьева О. А. О плате за негативное воздействие на окружающую среду // Lex Russica. Научные труды МГЮА. 2005. 3. Кощеев С. А. О легитимности форм платы за негативное воздействие на окружающую среду // Журнал российского права. 2011. N 2. 4. Мухин М. С. "Грязные" платежи: еще раз о правомерности взимания // Бух. 1С. 2004. N 11. 5. Ian Mann. A Comparative Study of the Polluter Pays Principle and Its International Normative Effect on Pollutive Processes, January 30, 2009 Forbes Hare, British Virgin Island. 6. Россия в цифрах. 2012: Краткий статистический сборник // Росстат. M., 2012.

References

1. Vasil'eva M. Plata za negativnoe vozdeistvie na okruzhayushchuyu sredu // Korporativnyi yurist. 2007. N 10. S. 53 - 56. 2. Zinov'eva O. A. O plate za negativnoe vozdeistvie na okruzhayushchuyu sredu // Lex Russica. Nauchnye trudy MGYuA. 2005. 3. Koshcheev S. A. O legitimnosti form platy za negativnoe vozdeistvie na okruzhayushchuyu sredu // Zhurnal rossiiskogo prava. 2011. N 2. 4. Mukhin M. S. "Gryaznye" platezhi: eshche raz o pravomernosti vzimaniya // Bukh. 1S. 2004. N 11. 5. Ian Mann. A Comparative Study of the Polluter Pays Principle and Its International Normative Effect on Pollutive Processes, January 30, 2009 Forbes Hare, British Virgin Island. 6. Rossiya v tsifrakh. 2012: Kratkii statisticheskii sbornik // Rosstat. M., 2012.

Название документа