Проблемы и перспективы рыбной промышленности в Российской Федерации. Концепция создания цивилизованного рынка водных биоресурсов и продуктов их переработки в России

(Поляк В. А., Сарчев А. М., Алексеев С. В.)

("Юридический мир", 2012, N 8)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РЫНКА ВОДНЫХ

БИОРЕСУРСОВ И ПРОДУКТОВ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ В РОССИИ

В. А. ПОЛЯК, А. М. САРЧЕВ, С. В. АЛЕКСЕЕВ

Поляк Владимир Аронович, заместитель генерального директора информационного агентства "ИНТЕРФАКС", член комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, член редакционной коллегии журнала "Спорт: экономика, право, управление" Издательской группы "Юрист", член Никитского клуба ученых и предпринимателей.

Сарчев Александр Михайлович, заместитель председателя правления НКО "ЗАО "Национальный расчетный депозитарий", член Национального реестра независимых директоров при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), кандидат экономических наук.

Алексеев Сергей Викторович, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов, главный редактор журнала "Спорт: экономика, право, управление" Издательской группы "Юрист", доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

На самом высоком административном уровне уже существует понимание необходимости внедрения в торговлю рыбопродуктами биржевых механизмов. Вместе с тем процесс становления организованных сегментов биржевой торговли в российском рыбном хозяйстве идет крайне медленно, в частности, из-за отсутствия согласованной Концепции создания цивилизованного рынка рыбной промышленности в стране. Авторы статьи предлагают свои подходы к формированию инфраструктуры рынка водных биоресурсов с целью достижения прозрачности ценообразования, стандартизации, защиты интересов и снижения рисков покупателей и продавцов.

Ключевые слова: товарная биржа водных биоресурсов и продуктов их переработки, организованный рынок водных биоресурсов, электронная торгово-информационная система, безналичные расчеты и платежи по сделкам, обслуживающая инфраструктура организованного рынка водных биоресурсов.

Conception of creating a civilized market of fishing industry in Russia

V. A. Polyak, A. M. Sarchev, S. V. Alekseev

On the top administrative level there is an understanding of the need to introduce exchange arrangements into the trade of fish products. But this process of creation of organized segments of exchange trade in fish industry is progressing very slowly, in particular, because of the missing of the Conception of the civilized fish industry market in the country. Authors of the article propose their own approaches for the formation of the infrastructure of the aquatic bio resources market with the aim to reach transparency in price setting, standardization, protection of interests and decreasing of risks of buyers and sellers.

Key words: commodity exchange of aquatic bio resources and its products, organized market of aquatic bio resources, electronic trade information system, non-cash settlements and payments for the transactions, servicing infrastructure of the organized market of aquatic bio resources.

В последние двадцать лет Россия идет по пути развития рыночных отношений в экономике, важным элементом которых является биржевая торговля и определение биржевых цен на товарные активы. В этой области сделаны гигантские шаги вперед. В частности, созданы высокотехнологичные биржевые валютный и срочный рынки, развитие в эти годы российского рынка государственных и корпоративных ценных бумаг позволяет сегодня ставить вопрос о создании в Москве международного финансового центра, уже несколько лет на базе биржевых инфраструктур функционирует механизм зерновых аукционов, происходит становление бирж по торговле нефтью и газом, а также нефтегазовыми продуктами. Нельзя не отметить и успехи российских расчетно-клиринговых и депозитарных организаций, получивших международное признание и работающих в соответствии с мировыми стандартами, значительно повышающих престиж и надежность обслуживания биржевой торговли.

Вместе с тем остаются значительные области национального хозяйства, которые еще не имеют в сложившихся рыночных условиях организованных сегментов биржевой торговли, дающих участникам необходимые ориентиры в ценообразовании, равные условия при заключении сделок, прозрачность в расчетах, гарантии в выполнении сторонами взятых на себя обязательств, наконец, высокотехнологичное, практически в режиме реального времени, обеспечение необходимой информацией всех участников рынка. К одной из таких областей относится российское рыбное хозяйство.

Понимание необходимости внедрения в торговлю рыбопродуктами биржевых механизмов уже пришло на самом высоком административном уровне. Так, по словам известного руководителя рыбной отрасли Андрея Крайнего, биржа рыбопродуктов - "это единственный прозрачный рыночный механизм определения цены".

О том, что в России нужно развивать биржевые торги рыбопродуктами, Владимир Путин (тогда - Президент) заявил еще в 2007 г. Согласно Постановлению Правительства РФ N 486 от 30 июня 2008 г., с 1 января 2009 г. после прохождения таможни реализация водных биоресурсов и продуктов их переработки осуществляется на товарных биржах в порядке, определенном Постановлением Правительства.

Но до сих пор в данном направлении сделаны лишь первые шаги, прежде всего, потому, что не существует принятой властями, проработанной и обсужденной с основными участниками процессов Концепции создания биржевого рынка рыбопродуктов, описания основных принципов его функционирования, роли в ценообразовании, территориальной организации инфраструктуры и т. д. Так, даже несмотря на Постановление Правительства РФ, принятое более трех лет назад, в Мурманске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске - пяти крупнейших рыбацких городах, товарные биржи еще в процессе создания. Биржа "Санкт-Петербург" уже открыла свой филиал в Мурманске, но еще только примеряется к торговле рыбопродуктами. В Южно-Сахалинске японские специалисты предлагают создать электронную площадку рыбопродуктами, не ясно, насколько далеко продвинулся процесс, не предполагается ли распространение предложенной технологии на другие площадки.

Одним из принципиальных вопросов создания биржевой торговли рыбопродуктами в России является вопрос о том, нужно ли в конечном итоге предлагать единые правила биржевой торговли, расчетов, основных подходов к ее организации для рыболовецких центров страны или допустить самотек - оставить формирование биржевых механизмов на усмотрение региональных участников рынков.

В первом случае сохранится возможность применить единые подходы к биржевой рыбной торговле и создать общие вспомогательные и обслуживающие инфраструктурные организации, которые обеспечат надежность в целом биржевой торговли и расчетов, а также сократят затраты участников на необходимые биржевые инфраструктуры.

В предложенном материале авторы не претендуют на подробное описание биржевых механизмов торговли рыбными продуктами в России, а остановятся лишь на некоторых сущностных моментах и тезисах, которые могли бы быть положены в основу дальнейших обсуждений специалистов с целью выработки практических материалов и документов для становления цивилизованного биржевого рынка рыбопродуктами.

Что заставляет участников рынка рыбопродуктов, представителей регулирующих и других органов, покупателей неоднократно возвращаться к вопросам внедрения цивилизованных отношений в торговлю водными биоресурсами? Другими словами, какие недостатки существуют в этой сфере?

К недостаткам действующей торговли водными биоресурсами можно отнести следующее:

1. Отсутствие ясных ориентиров в ценообразовании из-за отсутствия в городах - рыболовецких центрах сильных биржевых площадок.

2. Денежные расчеты по покупке-продаже водных биоресурсов и продуктов их переработки осуществляются согласно местной практике часто наличными деньгами, что влечет возникновение "серых" денежных потоков, уход от налогов и возникновение криминальных разборок относительно неучтенных средств и рыбных ресурсов, распространение браконьерства.

3. Нет системы проверки кредитоспособности и платежеспособности покупателей, как оптовых, так и розничных, что становится причиной мошенничества, делает процедуры кредитования под покупку и расчеты на дату в будущем сопряженными со значительными рисками; покупатели не имеют гарантий получения денег.

4. Усложнено планирование доходов и инвестиций в развитие технологий в результате недостатка информации о реализации продукции, ценах.

5. Затянутые процедуры прохождения таможни рыбопродуктов (до 3 - 4 дней), которые приводят к потере качества скоропортящегося товара и его оперативной реализации.

6. Отсутствие общенациональной, а в некоторых рыболовецких регионах и местных систем сбора текущей информации о выловах, товарных и ценовых характеристиках, транспортировке, хранении, заявках на покупку по регионам, портам, сезонам, по потребностям покупателей, оптовых и розничных ценах, оборотах и реализации.

7. Наблюдающийся процесс монополизации отрасли российскими и иностранными компаниями, ведущий к установлению монопольных цен и ограничению конкуренции.

8. Вступление России в ВТО также грозит усилением импортного давления на российский рыбный рынок, облегчит доступ продукции иностранных компаний, усложнит работу российских рыбопромышленных предприятий и хозяйств аквакультуры. В результате ориентиры для ценообразования на российскую рыбную продукцию могут сместиться в другие страны, например в Норвегию, в условиях отсутствия организованного рынка рыбной продукции в России.

Недостатки на текущий момент становятся существенным тормозом на пути дальнейшего развития рыбной отрасли и привлечения в нее новых российских и зарубежных инвестиций.

Вместе с тем страна обладает огромным потенциалом для существенной интенсификации рыбной торговли, придания ей цивилизованного характера.

Основные характеристики отрасли

В составе флота рыбной промышленности находится около 5 тыс. судов, включая рыбопромысловый флот, насчитывающий 4056 единиц. Численность работающих в рыбохозяйственном комплексе составляет сейчас около 360 тыс. человек, включая торговлю рыбными товарами.

В рыбохозяйственном комплексе работают более 5 тыс. организаций различных форм собственности.

Характерной чертой российской рыбной промышленности является тот факт, что на судах вырабатывается более 77% мороженой рыбы, более 50% свежей и охлажденной рыбы, почти 70% рыбного филе, 89% морепродуктов. Среднегодовой объем общего допустимого улова (далее - ОДУ) водных биоресурсов в перспективе до 2020 г. оценивается в объеме около 6,7 млн. т, в том числе в ИЭЗ Российской Федерации - 3,4 млн. т.

В настоящее время годовая производственная мощность рыбопромыслового флота по добыче водных биоресурсов оценивается в 4 млн. т, что говорит о возможности практически удвоения производства рыбы в стране.

Наибольшая доля уловов будет приходиться на тресковые виды рыб (минтай, треска, навага), сельдь, лососевые, камбалы и нерыбные объекты рыболовства (крабы, креветки, кальмары).

Основу уловов в Северо-Западном регионе составляют такие традиционные объекты вылова (добычи), как сельдь, зубатка, скумбрия, морской окунь, треска, сайка, пикша, а также путассу. Большие рыболовные возможности для региона представляют скумбрия и ставрида, добыча которых в перспективе должна увеличиться.

Основной рост объемов вылова водных биоресурсов также будет обеспечиваться за счет рыболовства в Азовском и Черном морях хамсы, тюльки, шпрота и бычков, а также за счет развития пресноводной и морской аквакультуры.

В Каспийском море увеличение уловов в основном будет обеспечиваться за счет освоения запасов кильки и частиковых рыб.

Предусматривается развитие холодильных мощностей предприятий этого региона в направлении строительства холодильников малой и средней емкости (от 10 до 50 т единовременного хранения), что связано с созданием большого количества предприятий малого предпринимательства в сфере производства и сбыта рыбной продукции.

Таким образом, основное предложение рыбы и рыбопродуктов на продажу, в том числе и для возможной биржевой торговли, складывается на рыбоперерабатывающих судах.

Вместе с тем сведения о количестве, ассортименте, географическом положении готовой к продаже продукции на текущий момент разрознены, в силу этого затруднена оценка стоимости с учетом текущего спроса.

С точки зрения биржевой торговли сведения о формировании предложения рыбопродуктов к реализации должны включаться в базу данных в режиме реального времени, в той же базе желательно отражать прохождение основных этапов подготовки рыбопродукции к заключению контракта на продажу (прибытие в порт, прохождение таможенного контроля, загрузка в холодильные камеры, доставка покупателю и т. д.) и доставке потребителю.

Отсутствие объединенной базы данных, ненадежность оплаты и денежных расчетов, отсутствие контроля за платежеспособностью покупателей, платежей по принципу "поставка против платежа" влекут большой риск инвестиций в рыбную отрасль.

В результате за последние годы, несмотря на значительный рост стоимости рыбопродукции, происходит сокращение уловов водных биоресурсов, уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 3 млн. тонн. Значительно снизилось производство непищевой рыбной продукции, в том числе рыбной муки и кормов.

Вторая составляющая предложения рыбной продукции (20 - 25%) - это современные промысловые биоресурсы внутренних водоемов Российской Федерации, которые оцениваются в 0,7 млн. тонн.

Производственный потенциал по выпуску рыбной продукции в береговых условиях составляет порядка 1 млн. тонн продукции, имеются около 0,5 млн. тонн холодильных емкостей.

Третьим важным направлением формирования предложения на рыбную продукцию в Российской Федерации является искусственное воспроизводство водных биоресурсов, которым занимаются более 150 рыбоводных организаций различных форм собственности, включающие в себя рыбоводные заводы, рыбоводные цеха, нерестово-выростные хозяйства, производственно-акклиматизационные станции, находящиеся в бассейнах Белого, Баренцева, Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей, а также работающие на внутренних водоемах европейской части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Основными направлениями работ является искусственное воспроизводство осетровых, лососевых, сиговых, частиковых, растительноядных видов рыб.

Данные о производстве рыбы и рыбопродуктов в трех секторах рыбной промышленности (производство на судах, на береговых предприятиях и предприятиях искусственного выращивания) могли бы поступать в электронную базу данных и формировать общероссийское предложение также по трем секторам торговли, учитывая разную себестоимость производства в этих секторах.

Основные принципы работы организованного (биржевого)

рынка рыбной продукции (ОРРП)

В мировой практике существует положительный опыт работы электронных торгов рыбопродуктами, например в Норвегии, Южной Корее и ряде других стран. Норвежский опыт, на наш взгляд, представляется наиболее успешным и применимым в России. Норвежская биржа за послевоенные годы из небольшой местной биржи превратилась в крупнейшую международную биржу, на которой торгуют водными биопродуктами покупатели и продавцы из 150 стран мира.

Норвежский опыт биржевой торговли рыбными ресурсами

В Норвегии биржа проводит электронные торги рыбой через Интернет уже двадцать лет. Сегодня 95% рыбы сбывается в Норвегии через электронные аукционы, т. е. вся реализация выловленной рыбной продукции осуществляется через биржу. Биржа работает 24 часа в сутки в онлайн-режиме, причем на ней продается та рыба, которая вылавливается не только норвежскими, но и иностранными судами. По сути, норвежская биржевая система представляет собой одну из крупнейших международных торговых систем. Покупателем продукции также может стать любая иностранная фирма. Клиенты аукциона располагаются в разных уголках мира, что позволяет обеспечить конкурентоспособность рыбодобывающих компаний. 90% биржевой рыботорговли идет на экспорт, что составляет более 18 млрд. долл. США в год.

Россия занимает 3-е место по важности для Норвегии в ее экспорте морепродуктов.

Особенности норвежского рыбного законодательства

С 1951 г. норвежское законодательство устанавливает, что любая реализация рыбы в "первые руки" с целью переработки, сбыта, экспорта должна осуществляться только через специально созданные организации (кооперативы) по сбыту рыбы, устав и правила которых утверждаются в Директорате рыболовства. То же касается и поставки рыбы "в первые руки" с иностранных судов. Директорат также выдает разрешения на реализацию рыбы и другим специализированным организациям и предприятиям.

В 1954 г. сбытовые кооперативы Норвегии создали Норвежское рыболовное сбытовое товарищество, которое назвали рыбной биржей, в форме партнерства сбытовых кооперативов. В настоящее время существует шесть сбытовых товариществ и кооперативов. Кооперативы являются собственными организациями рыбаков, которые владеют ими через соответствующие союзы рыбаков, моряков и владельцев судов. Деятельность сбытовых организаций контролируется Минрыболовства и береговых вопросов.

Рыболовное законодательство Норвегии при помощи кооперативов предоставляет одинаковые условия для всех рыбаков вне зависимости от того, на каком судне они доставили рыбу и в каком количестве, гарантируют оплату за поставляемый улов. Используется при этом система аукционов или долгосрочных соглашений.

Ценообразование на рыбную продукцию

На основании Закона "О морском промысле" кооперативы участвуют в определении минимальных цен на каждый вид рыбы. Переговоры сбытовых организаций и представителей рыбодобывающих организаций проходят три раза в год. Кооперативы контролируют соблюдение решений по установлению минимальных цен и тем самым защищают интересы мелких и средних рыбацких сообществ, которые часто зависят от одного-двух покупателей и не имеют возможности выставить улов на аукцион.

Вместе с тем крупные рыболовецкие компании заинтересованы в проведении аукционов через сбытовые кооперативы, чтобы получить цену выше минимальной ввиду конкуренции покупателей при выставлении заявок.

Схема электронных торгов

Электронная биржа организации, представляющая собой комнату с несколькими компьютерами, размещает информацию об уловах в системе электронных торгов. Капитан судна отчитывается об улове, предоставляя информацию администратору кооператива: количество, время и место вылова, способ хранения, возможные места доставки и т. п.

Параллельно с судна идет запрос информации, куда улов можно доставить, без захода в порт приписки. Бизнесмены, представляющие рыбоперерабатывающие компании, делают ставки по поводу той или иной партии продукции, и капитан судна берет курс именно туда, где покупатель ожидает партию улова к приему и где продукция продается по лучшей цене. За этим процессом следят контролеры покупателя, которые принимают и осматривают партию рыбы, затем дают согласие на покупку осмотренной партии. В пункте продажи продавцу и покупателю оформляется соответствующая квитанция в электронном варианте как подтверждение сделки по купле-продаже, так как весь биржевой процесс организован без бумаг. Рыбак гарантированно получает оплату за проданную рыбу в течение 14 дней с момента сделки.

Если коротко резюмировать, то основной задачей норвежской рыбной биржи является разработка всесторонней системы ценообразования и реализации рыбопродукции, которая и в будущем позволяла бы обеспечивать стабильность работы как малых, так и крупных предприятий на надежных и выгодных экономических условиях.

Очевидно, что механически норвежский опыт переложить на Россию сразу невозможно. Например, наличие множественности временных поясов, морей и значительно различающейся себестоимости выловов ставит вопросы создания механизма согласования минимальных цен на рыбную продукцию, по какому времени заключать контракты купли-продажи, если покупатели и продавцы находятся в разных временных поясах, и т. д. Нужно ли объединять различные регионы единой информационной системой или фиксировать по времени и себестоимости сделки на региональном уровне?

Предложения по организации биржи рыбной продукции в России

1. Информация о выловленных рыбопродуктах в свежем или замороженном виде поступает в электронную торгово-информационную систему, организуемую биржей рыбопродуктов (региональные биржи или единой биржевой системой), и выставляется на электронный аукцион с учетом места вылова, количества и качества вылова. Для сбора данной информации рыболовецкие компании, артельные компании, отдельные суда должны иметь подключение к единой (региональной или общестрановой) электронной торгово-информационной системе.

2. Для небольших рыболовецких компаний и судов региональными биржами вместе с представителями местных рыболовецких компаний периодически согласуется минимальная цена на рыбопродукцию.

3. Владельцем или главным арендатором данной системы выступает Российская биржа водных биоресурсов, которая устанавливает правила доступа в торговую систему (продавцов и покупателей), правила торгов (аукционов), регулирует размеры продаваемых лотов, приоритеты поступления заявок на покупку, время, размеры, географическое расположение, приоритеты цены, виды и характеристики товара (например, мороженая рыба или живая, вид рыбы: треска, сельдь и т. д.). Биржа обеспечивает проведение аукционов через расчет цены продаваемых видов морепродуктов в зависимости от спроса и выставленного к продаже улова.

4. При совпадении основных характеристик предложенного улова и заявки или заявок на его покупку торговая система регистрирует сделку, обязательства по которой являются обязательными к исполнению участниками сделки. Участники сделки получают через электронные средства связи реестр сделок и свои обязательства к исполнению.

5. Биржа устанавливает порядок расчетов, определяет гарантии поставки товара против платежа, в случае невыполнения обязательств участников торгов устанавливает также штрафные санкции вплоть до прекращения доступа к торговой системе. Сроки расчетов - предмет дополнительного согласования с заинтересованными участниками торгов и расчетов. Как правило, устанавливаются стандартные условия расчетов. Информация об итогах торгов (аукционов) поступает кроме участников в разрезе их обязательств в Расчетный центр (далее - РЦ), который отслеживает исполнение обязательств, производит клиринг в случае необходимости, предоставляет кредиты под расчет обязательств, управляет рисками, а также размещает временно свободные средства участников, имеющиеся на их счетах в РЦ, создает гарантийные фонды, устанавливает параметры предварительного депонирования средств по согласованию с участниками. Для участия в торгах (аукционах) покупатели перечисляют денежные средства безналичным путем в РЦ или на корреспондентский счет РЦ в уполномоченных банках для расчетов в российских рублях и иностранной валюте.

6. В режиме электронной торговой площадки биржа водных биоресурсов могла бы работать 24 часа. Учитывая часовые пояса и для ускорения расчетов, можно предложить также локальные торги (аукционы) для группы региональных участников, если нет заявок на покупку из других поясов, и локальные расчеты по местному времени.

7. На торги (аукционы) могут выходить рыболовецкие компании из других стран, подписавшие договор с биржей и урегулировавшие таможенные процедуры. После регистрации сделки в торговой системе платежи покупателей предполагается осуществлять через корсчета РЦ в иностранных расчетных банках после получения продукции покупателем в установленные сроки.

8. Проработать вопрос об исключении обязательной доставки на российский берег уловов водных биоресурсов для судов, осуществивших вылов за пределами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

9. Очевидно, что сразу перевести российскую рыбную промышленность на реализацию продукции через организованные биржевые торги (аукционы) не представляется возможным. Предлагается поэтапное продвижение в данном направлении и принятие ряда мер как для придания рыбной торговле в целом цивилизованного характера, так и для создания общероссийской биржевой торговли водными биоресурсами.

1-й этап (2012 - 2013 гг.) - организационная подготовка:

- написание и согласование с заинтересованными организациями концепции Организованного рынка водных биоресурсов (ОРВБР);

- учреждение и создание информационно-консультационного центра при (или в составе) Министерстве рыбного хозяйства России, который будет разрабатывать и координировать вопросы, связанные с функционированием Организованного рынка водных биоресурсов (ОРВБР);

- создание нормативной базы и предложений по изменениям в законодательстве;

- учреждение единой биржи или совокупности региональных биржевых центров;

- создание программного обеспечения торговой системы или адаптация и приобретение уже имеющегося;

- учреждение и создание сервисных инфраструктурных организаций ОРВБР (расчетно-клирингового центра, кредитного бюро, удостоверяющего центра и т. д.);

- перевод денежных расчетов за рыбную продукцию в форму безналичных расчетов, создание расчетно-клирингового центра, определение списка уполномоченных расчетных банков;

- внедрение GPS-систем, охватывающих все плавсредства, рефрижераторы на транспорте и железной дороге, перевозящие рыбопродукты;

- создание национальной системы прослеживаемости происхождения и перемещения рыбной продукции с целью упрощения контроля оборота водных биоресурсов и продукции из них, сохранения водных биологических ресурсов, снятия излишних административных барьеров, повышения эффективности государственного контроля;

- организация информационно-поискового обеспечения рыбопромыслового флота за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также вовлечение в промысел новых объектов лова в рамках государственно-частного партнерства.

2-й этап (2014 - 2015 гг.) - начало работы ОРВБР:

- запуск пилотных проектов (возможно на региональном уровне);

- определение доли обязательной продажи рыбной продукции на организованных биржевых торгах (например, не менее 10 - 15%);

- отработка технологий и законодательных изменений;

- допуск иностранных компаний на ОРВБР.

3-й этап (2016 - 2017 гг.) - масштабное развитие ОРВБР:

- переход на принципы ОРВБР российской рыбной промышленности;

- унификация правил работы региональных биржевых центров;

- увеличение доли рыбной продукции для реализации на ОРВБР до 30 - 50%;

- объединение региональных ОРВБР в единую информационно-торговую систему общероссийского значения.

Обеспечение расчетов по биржевым сделкам рыбопродуктами

В настоящее время рынок рыбопродуктов построен практически полностью на наличных расчетах, даже по долгосрочным контрактам, которые имеют суда и рыболовецкие и перерабатывающие компании. В результате складываются теневые денежные потоки, способствующие сокрытию большой части доходов участников от налогов и приводящей к высокой коррумпированности и преступности.

До тех пор пока денежные потоки между участниками рыбного рынка не будут проводиться по безналичным расчетам, серьезные инвестиции не придут в эту отрасль и попытки создать цивилизованный рыбный рынок реализовать не получится.

Одной из центральных характеристик любого современного организованного рынка является наличие расчетно-клирингового центра, работающего по понятным и открытым для всех участников рынка правилам.

Расчетно-клиринговые центры также предоставляют, как правило, набор дополнительных услуг, например взаимозачет обязательств (клиринг), отслеживание принципа "поставка против платежа" для минимизации рисков покупателей и продавцов, кредитование под завершение расчетов и так далее. Расчетно-клиринговые центры, как правило, имеют лицензию кредитной организации, банковской или НКО (небанковской кредитной организации).

В первую очередь необходимо все расчеты по купле-продаже рыбной продукции перевести на безналичную основу.

Во-вторых, организованная биржа рыбных ресурсов не может существовать без специализированного расчетно-клирингового центра, который может быть создан на базе, например, уполномоченного банка (Россельхозбанк, Сбербанк, ВТБ и др.). Выбор банка может произойти по конкурсу.

Конечно, уполномоченный банк должен отвечать некоторым общим требованиям:

- входить в круг ведущих банков страны, учитывая масштабы услуг, которые он должен будет предоставлять;

- банк должен обладать развитой филиальной сетью;

- иметь высокий банковский рейтинг и т. д.

Примером такого банка может служить Россельхозбанк (далее - РСХБ), который мог бы взять на себя большую часть обслуживания безналичных платежей и расчетов участников ОРРП. Рейтинги РСХБ соответствуют суверенному кредитному рейтингу Российской Федерации. Банк получил в 2011 г. наивысший уровень надежности - пять звезд.

Рейтинги ОАО "Россельхозбанк" соответствуют суверенному кредитному рейтингу Российской Федерации и являются рейтингами инвестиционного класса.

Рейтинговое агентство Fitch Ratings: долгосрочный рейтинг дефолта эмитента - BBB, прогноз "стабильный"; краткосрочный рейтинг дефолта эмитента - F3; долгосрочный рейтинг по национальной шкале - AAA (rus), прогноз "стабильный".

Рейтинговое агентство Moody's: долгосрочный рейтинг депозитов в национальной и иностранной валюте - Baal, прогноз "стабильный"; краткосрочный рейтинг депозитов в национальной и иностранной валюте - Prime-2, прогноз "стабильный"; рейтинг финансовой устойчивости - E+, прогноз "стабильный"; долгосрочный рейтинг по национальной шкале - Aaa. ru.

ОАО "Россельхозбанк" получило наивысший уровень надежности - пять звезд. Банк традиционно высоко ранжируется международными рейтингами, характеризующими его как стабильное финансовое учреждение международного уровня, имеющее высокий уровень инвестиционной привлекательности.

Сегодня Россельхозбанк обладает второй по величине филиальной сетью в России, представлен более чем 1600 точками продаж по всей стране. Банк также располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, насчитывающей более 100 иностранных банков-партнеров и позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международным расчетам и связанному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.

Расчетно-клиринговый центр также может быть отдельно создан заинтересованными рыболовецкими и торговыми компаниями, самой биржей рыбных ресурсов (как это сделали фондовые и некоторые срочные и товарные биржи) или коммерческими банками на долевых началах. Это будет способствовать созданию равных условий для участников рыбных торгов с точки зрения расчетов, их гарантий, сроков, отчетности и обеспечения информацией.

Кроме того, расчетно-клиринговый центр мог бы отслеживать принцип "поставки против платежа", который предполагает применение стандартных правил расчетов, в частности осуществления денежных платежей после получения информации о поставке продукции (против первичных документов, подтверждающих получение купленного товара). Расчетно-клиринговый центр также мог бы участвовать в расчетах за выделение квот.

Обеспечение надежности расчетов и платежей.

Использование возможностей кредитного бюро

При создании организованного биржевого рынка рыбопродуктов необходима дополнительная проверка платежеспособности компаний - покупателей продукции. Учитывая их большое количество и многообразие, частоту заключаемых сделок, предлагается прибегнуть к использованию услуг такого относительно нового института отслеживания платежеспособности, как кредитное бюро, уже положительно зарекомендовавшего себя на поле банковского кредитования.

Специализированное кредитное бюро организованного рынка рыбопродуктов могло бы обеспечить необходимый объем информации по плательщикам, возможным посредникам и покупателям рыбной продукции, позволит выявлять недобросовестных участников рыбного рынка, бороться с неплатежами.

Также кредитное бюро предоставит уникальные возможности по поиску и возврату долгов. Тем более что для реализации этого проекта потребуется лишь внести в договоры желающих получить кредит сроки возврата, а банки добавят в договоры между контрагентами один-единственный пункт - срок возврата платежа.

Самим компаниям, подписавшим договоры с кредитным бюро, участие в программе дает доступ к информации, которая позволяет им лучше управлять рисками неплатежей:

- получать доступ через Интернет к базе данных по платежной дисциплине, которая дает возможность более эффективно управлять рисками, оценивать уровень дисциплинированности контрагентов по сравнению со средними показателями отрасли, анализировать портфель по различным показателям, сравнивать "свой" уровень дебиторки со средним по отрасли, получать регулярные аналитические исследования об основных тенденциях в сфере платежной дисциплины;

- пользоваться специальными сигналами, которые оповещают их об изменениях в поведении их основных покупателей;

- проводить первичную проверку потенциальных покупателей рыбопродукции через базу данных, уточнять их контактные данные и юридический статус;

- обновлять контактные данные контрагентов за счет оперативной информации кредитного бюро.

Кредитное бюро на основании данных по счетам предоставляет различную аналитическую информацию, позволяющую анализировать базу покупателей, минимизировать риск неплатежей.

Доступ к базе данных кредитного бюро позволит осуществлять:

- анализ поведения того или иного покупателя в целом;

- анализ платежной дисциплины отдельных покупателей рыбной продукции;

- анализ портфелей (по размеру компании, по возрасту компании, по отрасли экономики).

Каждая из компаний - участников программы, заключив соглашение с кредитным бюро, добровольно представляет в базу информацию о том, как платят по действующим контрактам покупатели ее продукции.

Большинство платежных данных "привязываются" к номеру договора между контрагентами, что позволяет точно идентифицировать контрагента и получать доступ к дополнительной информации по данному юрлицу.

Справка по компании содержит ее регистрационные и контактные данные, другую общую информацию, а также данные по платежной дисциплине и рассчитываемые на этой основе скоринги/рейтинги, например:

1. Платеж в срок.

2. Просрочка до 30 дней.

3. Просрочка до 60 дней.

4. Просрочка до 90 дней.

5. Просрочка более 90 дней.

6. Примерная сумма платежа (по интервалам).

7. Аккуратность исполнения им обязательств (уплачено в срок или время просрочки).

Через базу данных кредитного бюро раскрывается округленная сумма платежа (например, меньше $1000, менее $5000), название контрагента, срок исполнения им обязательств по каждому платежу (срок контракта, наличие и срок просрочки). На этой основе рассчитываются проценты платежей, исполненных в срок, с просрочкой до 30 дней, до 60 дней, до 90 дней, более 90 дней.

Важно, что информация о просрочках благодаря деятельности специализированных информационных баз данных (СПАРК, СКАН) дополняет базу кредитного бюро, что позволяет получить полную картину финансового положения данной компании-покупателя - в прошлом, сегодня и в будущем и становится известной другим участникам хозяйственного оборота.

Удостоверяющий центр. Защищенная система обмена информацией ОРРП.

Для полноценной работы, эффективной и надежной передачи данных и расчетно-платежных документов необходимо, чтобы все участники ОРРП, клиенты расчетного центра или уполномоченного банка, клиенты кредитного бюро были подключены к единому удостоверяющему центру. Удостоверяющий центр может быть создан вновь или могут быть использованы возможности уже работающих удостоверяющих центров (на конкурсной основе).

Удостоверяющий центр гарантирует юридическую значимость электронных документов и может:

- обеспечить подлинность и авторство электронных документов;

- надежно защитить персональные данные, а также любые файлы и документы от постороннего доступа;

- гарантировать целостность данных при отправке по открытым каналам связи, например по сети Интернет;

- согласовывать электронные документы с коллегами по работе.

Удостоверяющий центр используется для исключения возможности подделки ключей и сертификатов. По договоренности всех участников защищенного обмена информацией выбирается единый удостоверяющий центр, выдающий сертификаты каждому пользователю лично. Открытый ключ оформляется в виде сертификата. Сертификат ключа подписи - совокупность данных, включающая в себя открытый ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП), сведения, идентифицирующие владельца сертификата, сведения о стандарте используемого криптографического алгоритма ЭЦП, а также уникальный номер (серийный номер сертификата). Сведения, зафиксированные в сертификате, также заверяются ЭЦП удостоверяющего центра для защиты сертификата от подмены или искажения и записываются в специализированную базу данных. Кроме того, удостоверяющий центр обеспечивает доступность и актуальность списка отозванных сертификатов. В случае подозрения, что секретный ключ скомпрометирован (украден или утерян), владелец сертификата направляет запрос в удостоверяющий центр на его отзыв. После этого использование сертификата становится невозможным.

Документы с ЭЦП имеют юридическую силу в соответствии с законодательством РФ.

Для реализации и финансирования крупных проектов необходимо привлечь ОАО "Росагролизинг". Открытое акционерное общество "Росагролизинг" создано в феврале 2001 г. Уставный капитал компании составляет 75 млрд. 322 млн. 505 тыс. руб. 99,99% акций общества принадлежат Российской Федерации.

ОАО "Росагролизинг" является государственной компанией, успешно выполняющей задачи, поставленные Правительством Российской Федерации, по обеспечению отечественных сельхозтоваропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом.

28 января 2011 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) ОАО "Росагролизинг" на уровне "BB+" и присвоило "стабильный" прогноз по рейтингу.

С 2008 г. ОАО "Росагролизинг" является исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе.

ОАО "Росагролизинг" осуществляет новые направления деятельности. По системе федерального лизинга компания поставляет лесозаготовительную технику, оборудование для предприятий лесопереработки, технологическое оборудование для хранения и переработки рыбной продукции, глобальное внедрение GPS-систем, охватывающих все плавсредства, рефрижераторы на транспорте и железной дороге, перевозящие рыбопродукты. Данное направление могло бы быть использовано биржей рыбных продуктов для сбора информации по выполнению поставщиками своих обязательств.

Обеспечение системы связи с участниками ОРВБР. Инновационная составляющая этого проекта. Глобальное внедрение (ГЛОНАСС) GPS-систем, охватывающих все плавсредства, рефрижераторы на транспорте и железной дороге, перевозящие рыбопродукты.

ОАО "Российские железные дороги" с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при формировании инвестиционной программы развития российских железных дорог призвано предусматривать выделение средств на развитие и внедрение GPS-систем, охватывающих все плавсредства, рефрижераторы на транспорте и железной дороге, перевозящие рыбопродукты, припортовых железнодорожных путей и узлов в местах перевалки рыбопродукции.

Российская глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.

Необходимо изучить возможности Российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) по оперативному информационному обеспечению участников торгов рыбопродуктами. Это могло бы быть удобно ввиду того, что доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара на основании указа Президента РФ предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Таким образом, имеющиеся государственные мощности могли бы не только отслеживать географическое положение судов, наземных перевозчиков рыбопродукции, но и помочь в решении следующих задач.

Решаемые задачи и возможности:

- повышение эффективности планирования и оптимизация работы рыболовецкого флота и железнодорожного и автомобильного транспортного парка за счет автоматизации диспетчерского управления;

- сокращение расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание за счет автоматизированного контроля эксплуатационных показателей ТС (пробег, расход топлива, время работы двигателя, время работы навесного оборудования);

- повышение качества эксплуатации за счет автоматизированного контроля параметров, характеризующих состояние узлов, агрегатов и механизмов ТС;

- повышение безопасности перевозок и сохранности грузов, снижение аварийности и потерь от ДТП за счет автоматизированного контроля соблюдения водителями условий эксплуатации ТС, безопасности движения и перевозок грузов (скоростной режим, время и продолжительность движения, соблюдение режимов труда и отдыха), а также перевозимых грузов (контроль температуры, давления, времени включения/выключения, уровня контролируемой жидкости);

- снижение рисков хищений за счет автоматизированного контроля местонахождения и перемещения ТС в реальном масштабе времени;

- повышение уровня дисциплины и ответственности капитанов судов, водителей на транспорте за счет формирования, планирования и назначения маршрутов движения и рейсовых заданий, автоматизированного контроля их соблюдения;

- повышение качества и оперативности управленческой информации за счет автоматизированного учета, хранения и документирования работы флота, железнодорожного и автомобильного транспортного парка.

Госорганы (таможня, налоговая), владельцы бизнеса и покупатели с помощью спутниковых систем навигации отслеживают каждое судно в любом участке океана.

Таким образом, создание отмеченной инфраструктуры: торговой(-вых) площадки(-док), электронной торгово-информационной системы и системы связи, расчетно-клирингового центра, кредитного бюро, глобальной навигационной спутниковой системы и других обеспечивающих сервисов - является важным условием начала функционирования организованного рынка водных биоресурсов, основой которого будет выступать Российская электронная биржа водных биоресурсов.

Название документа