Экологические преступления

(Каплунов В. Н.)

("Российская юстиция", 2012, N 7)

Текст документа

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В. Н. КАПЛУНОВ

Каплунов В. Н., прокурор Хабаровского края, государственный советник юстиции 2 класса.

Статья посвящена вопросам совершенствования форм прокурорского надзора при выявлении преступлений и правонарушений, связанных с незаконной вырубкой леса.

Ключевые слова: лесные ресурсы, экологические преступления.

The article is devoted to the issues of improving the forms of public prosecutor's supervision in the detection of crimes and offences connected with illegal logging.

Лесные ресурсы являются национальным достоянием России, и их нерациональное использование может угрожать экологической безопасности населения страны.

По данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2012, общая площадь земель лесного фонда составляла 75,5 млн. га, расчетная лесосека - 25,1 млн. куб. м.

Ежегодная заготовка древесины по всем видам рубок осуществляется в пределах 7,3 млн. куб. м.

Практически неснижаемые темпы производства незаконных рубок лесных насаждений представляют серьезную обеспокоенность правоохранительных органов, органов исполнительной власти, контролирующих органов Хабаровского края, поскольку создают опасность не только целостности лесопромышленного комплекса и экосистемы на территории края, но и экономическим интересам Российской Федерации.

С учетом изложенного, в течение последних нескольких лет вопросы противодействия незаконному обороту древесины являются приоритетными в деятельности органов прокуратуры Хабаровского края.

Прокуратурой края осуществляется реализация надзорных мероприятий, предусмотренных Планом совместных мероприятий по декриминализации лесопромышленного комплекса в Дальневосточном федеральном округе на 2011 - 2013 гг., в соответствии с установленными сроками.

На ежеквартально проводимых заседаниях межведомственной рабочей группы по декриминализации лесопромышленного комплекса Хабаровского края обеспечено рассмотрение вопросов, имеющих актуальность и требующих прокурорского вмешательства.

К примеру, следствием ежеквартально проводимого на заседаниях группы анализа законности складирования древесины на погрузочных площадках с целью пресечения наличия на данных площадках нелегальной древесины явилась разработка по поручению группы комитетом лесной промышленности министерства природных ресурсов края проекта соответствующего закона. 28.09.2011 принят Закон Хабаровского края N 118 "О регулировании отдельных отношений в области оборота древесины", содержащий положения о порядке осуществления данной деятельности. На контроле группы находится вопрос создания в крае единой межведомственной базы данных по заготовке, переработке и экспорту древесины.

Аналогичная деятельность осуществляется межведомственными рабочими группами, созданными в горрайспецпрокуратурах в соответствии с Приказом прокурора края от 25.06.2010 N 130 "О мерах по усилению надзора за деятельностью правоохранительных и контролирующих органов за исполнением лесного законодательства Российской Федерации".

Так, в 2011 году прокурорами при осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства выявлено 2710 нарушений. В целях их устранения применен комплекс мер прокурорского реагирования. Внесено 442 представления об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 244 должностных лица. К административной ответственности по постановлениям прокурора привлечено 350 виновных лиц. Предостережено о недопустимости нарушений закона 235 должностных лиц. По результатам общенадзорных проверок в органы внутренних дел направлено 23 материала в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждено 21 уголовное дело.

К примеру, прокуратурой края в ходе проверки исполнения лесного законодательства ОАО "Газпром" при строительстве магистрального газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" в деятельности заказчика работ - ООО "Газпром инвест Восток" выявлены нарушения природоохранного законодательства в части отсутствия под расчистку трассы разрешительных документов, предусмотренных лесным законодательством; непредоставления в управление лесами Правительства края сведений об объемах и породном составе вырубаемой древесины с целью ее реализации как федерального имущества через подразделения Росимущества с зачислением полученных средств в федеральный бюджет; самовольного использования подрядчиками работ древесины для устройства лежневых дорог; отсутствия разрешительных документов по 28 водным переходам.

По результатам проверки первым заместителем прокурора края генеральному директору ООО "Газпром инвест Восток" внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, которое последним обжаловано в Центральный районный суд г. Хабаровска. Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18.10.2011 в удовлетворении данного заявления отказано. Обжалованное данным предприятием решение районного суда в Хабаровском краевом суде 14.12.2011 оставлено без изменения.

Особое внимание органами прокуратуры края уделяется вопросу взыскания в доход государства ущерба, причиненного незаконными действиями лесному фонду.

Так, в 2011 году прокурорами в сфере лесопользования и пожарной безопасности в лесах заявлено 208 исков. Удовлетворено 192 иска, остальные еще не рассмотрены.

Фактически возмещен ущерб, причиненный лесному фонду, по искам горрайспецпрокуроров, с учетом исков прошлых лет, в размере 2753 тыс. руб.

Всего по краю сумма фактически возмещенного ущерба, причиненного лесному фонду, взысканная в ходе предварительного следствия, по искам горрайспецпрокуроров, судебными приставами, погашенная в добровольном порядке, составляет 9118, 9 тыс. руб. (АППГ - 7107 тыс. руб.), то есть увеличилась до 1,02% (АППГ - 0, 55%) от причиненного лесному хозяйству вреда в размере 894000,6 тыс. руб. (АППГ - 1278498,2 тыс. руб.).

Вместе с тем иски о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, не подпадают под перечень споров, предусмотренный ч. 1 ст. 52 АПК РФ, в связи с чем органы прокуратуры лишены процессуальной возможности для обращения в арбитражные суды с указанными исками.

В пределах полномочий, закрепленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор может обращаться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Однако, реализуя предоставленные законом процессуальные полномочия, прокурор самостоятельно принимает решения о наличии оснований для обращения в суд, не подменяя органы государственной власти.

Между тем в 2011 году проверкой эффективности деятельности государственных лесных инспекторов управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление лесами), уполномоченного Правительством края органом по переданным полномочиям Российской Федерации субъекту Российской Федерации в сфере лесных отношений, по осуществлению исковой работы в порядке п. 12 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), проведенной горрайспецпрокурорами, установлено, что в 2011 году государственными лесными инспекторами подведомственных управлению лесами краевых государственных казенных учреждений "Лесничество" заявлено всего 11 исков о возмещении ущерба, причиненного незаконными рубками, на общую сумму 1094,977 тыс. руб., что свидетельствует о ненадлежащем исполнении на территории края переданных п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора.

Несмотря на то что все указанные иски удовлетворены в судебном порядке, руководство управления лесами игнорирует требования п. 12 ч. 3 ст. 96 ЛК РФ о праве государственных лесных инспекторов или лесничих предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах компетенции, объясняя данное бездействие тем, что Российской Федерацией субъекту Российской Федерации не переданы в ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия собственника в отношении федерального лесного фонда.

Однако под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность, в том числе уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

К данным мерам, безусловно, относится возмещение вреда, осуществляемое путем предъявления исковых требований.

Таким образом, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право пресекать нарушения лесного законодательства, в частности, приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных законом документов; предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.

Данная позиция подтверждена Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

С учетом изложенного, Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором по поднадзорности начальнику управления лесами Правительства Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства.

Несмотря на снижение в 2010 - 2011 гг. количества уголовных дел, возбужденных по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, пока не представляется возможным говорить о положительной динамике декриминализации лесной отрасли.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения охраны и защиты лесов, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, однако реальной их охраны не обеспечивается.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ. Аналогичные положения закреплены и в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

С учетом реалий сегодняшнего дня, защита интересов государства - его федеральной собственности на стадии уголовного преследования регулируется уголовно-процессуальным законодательством через институт представительства (физических и юридических лиц), но фактически не реализуется, поскольку не обеспечивается нормами лесного законодательства (участие работников лесного хозяйства в ходе расследования уголовных дел в качестве законных представителей потерпевшего не является обязанностью государственных лесных инспекторов).

Если обратиться к тексту Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2011 N 210, от 30.09.2011 N 804), то им предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляя функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, является юридическим лицом (ст. 10.2.2 раздела 3), осуществляет и функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), имеет право в установленном законодательством Российской Федерации порядке направлять материалы о нарушении лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд и предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам (практика предъявления исков Рослесхозом через свои территориальные органы в суды Хабаровского края отсутствует).

Таким образом, имея полномочия по направлению материалов о лесонарушениях в правоохранительные и другие органы, которые уполномочены проводить доследственные проверки и предварительное расследование преступлений, совершенных в лесном фонде, по предъявлению исков в суды в целях защиты интересов государства, что вытекает из буквального прочтения вышеуказанного Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, представляется возможным расценивать эти позиции как обеспечивающие защиту интересов государства, в том числе на стадии предварительного расследования.

Потерпевшим в уголовном праве признается носитель общественных отношений, охраняемых уголовным законом. В составе преступления он является объектом преступления и преступное деяние непосредственно направлено на него как на участника (субъекта) общественных отношений. В зависимости от направленности преступного посягательства потерпевшим в уголовном праве может быть и юридическое лицо.

С другой точки зрения юридическое лицо является потерпевшим в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 УПК РФ), а в случаях причинения ущерба государству - Российской Федерации, которая является публично-правовым субъектом, Российская Федерация, по утверждению Федерального казначейства РФ (письмо от 27 июля 2006 г. N 42-7.-115/9.2-311) и ряда практиков судебного корпуса, не может быть признана потерпевшим по уголовному делу. Защита имущественных интересов Российской Федерации в уголовном процессе осуществляется прокурором, который вправе подать гражданский иск по уголовному делу в защиту интересов государства (ч. 3 ст. 44 УПК РФ).

Определением Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 812-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи судебного участка N 11 Московского района города Рязани о проверке конституционности части первой ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" установлено, что содержащаяся в части первой статьи 42 УПК Российской Федерации норма имеет своим предназначением обеспечение в уголовном судопроизводстве защиты нарушенных преступлением прав и законных интересов граждан и их объединений и не регламентирует вопросы, связанные с защитой пострадавших от преступления публично-правовых интересов государства, которая обеспечивается публично-правовыми средствами путем осуществления от имени государства специально уполномоченными органами уголовного преследования, включая поддержание государственного обвинения в суде, и не предполагает привлечение к участию в уголовном деле таких субсидиарных обвинителей, как потерпевшие.

В данном документе указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления как юридические лица не лишены права требовать признания их потерпевшими.

Тем не менее должностные лица управления лесами Правительства Хабаровского края отказываются представлять интересы государства, "потерпевшего" от незаконных рубок лесных насаждений, которому причинен ущерб, при производстве предварительного следствия по уголовным делам, несмотря на рекомендации письма заместителя руководителя Рослесхоза о том, что "...должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, а также работники подведомственных ему государственных учреждений вправе осуществлять указанную деятельность на основании доверенностей, выданных департаментами лесного хозяйства по соответствующим федеральным округам".

Кроме этого, отсутствие четко определенного механизма изъятия незаконно добытой древесины, орудий и механизмов совершения незаконных рубок, порядка ее хранения, вывоза и реализации в дальнейшем не позволяет своевременно и в полной мере возместить государству причиненный противоправными действиями определенных лиц ущерб.

Вопрос о транспортировке лесопродукции с делян, в т. ч. расположенных в отдаленных территориях лесного фонда, что характерно для Хабаровского края, до настоящего времени остается открытым и требует законодательного рассмотрения, поскольку "хранители" при нынешних реалиях не заинтересованы нести финансовую нагрузку за вывоз древесины, поскольку не имеют функций по ее реализации. "Реализатор", которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, все полномочия, связанные с реализацией имущества, осуществляет самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Услуги по транспортировке и хранению древесины Территориальное управление ни правоохранительным, ни иным органам исполнительной власти, а равно хозяйствующим субъектам различных организационно-правовых форм не оказывает.

В связи с создавшейся ситуацией, в целях недопущения коррупционных проявлений при решении вопросов о хранении древесины и техники, изъятых с мест производства незаконных рубок лесных насаждений, УМВД РФ по Хабаровскому краю заключены соответствующие договоры на оказание услуг по транспортировке и хранению древесины, в которых предусмотрена оплата услуг, обеспечиваемая правоохранительными органами.

В целях усиления надзора за деятельностью правоохранительных органов за исполнением лесного законодательства Российской Федерации прокурором Хабаровского края издан приказ, в котором предусмотрены положения о необходимости установить (при направлении уголовных дел в суд): приняты ли в ходе предварительного расследования меры к изъятию незаконно заготовленных лесоматериалов, техники, возмещению ущерба, наличию имущества у обвиняемых и наложению на него ареста в целях обеспечения гражданского иска; установлены ли пути сбыта незаконно заготовленной древесины, причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Поскольку рассмотреть все вопросы, возникающие на практике, в формате одной публикации не представляется возможным, хотелось бы узнать мнение коллег по совершенствованию форм прокурорского надзора за исполнением лесного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства при выявлении преступлений и правонарушений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, по вопросам признания законными представителями потерпевшего (Российской Федерации) в ходе предварительного расследования по фактам незаконных рубок лесных насаждений работников лесного хозяйства субъекта Российской Федерации или же Рослесхоза.

Название документа