Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды
(Кузнецова Н. А.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 6)
Текст документа
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Н. А. КУЗНЕЦОВА
Кузнецова Наталия Александровна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета.
В статье отмечается, что решение экологической проблемы стало практически осуществимым, необходимы разработка и немедленная реализация новых законодательных инициатив. Новые, более объективные экологические законы должны быть приняты в кратчайшие сроки, и в них должны найти отражение все стороны современной экологической ситуации. Необходимо активизировать все юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений.
Ключевые слова: экологическая катастрофа, природоохранная деятельность, экологические проблемы, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей природной среды, экологическая катастрофа нефтяного производства, экологическое спасение, экологическая ситуация, экологические законы.
Administrative regulation of environment protection
N. A. Kuznetsova
The article underlines that nowadays we are very close to actually solving the environmental issue. We only need to create and promptly implement new legal initiatives in this sphere. New and better environmental laws must be made as soon as possible and cover all sides of modern environmental situation. We also need to activate all legal mechanisms for the purpose of preservation and rational use of natural resources and preservation of favorable environment for the present and future generations.
Key words: environmental catastrophe, environmental activity, environmental issues, rational use of natural resources, Environment Protection, oil production, environmental situatation, environmental laws.
В настоящее время при чрезвычайно благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка у нефтяных компаний остаются сверхприбыли, а у дремлющего общества - крупный узел быстро растущих экологических проблем. Совсем недавно существовало успокоительное мнение, что у нас есть какой-то запас времени для принятия мер по спасению экологической ситуации, но экологическая катастрофа наступила и бурно развивается. Чтобы остановить этот смертельно опасный процесс, требуются радикальные перемены в сознании общества и в остальных сферах, потенциально причастных к экстренному созданию и развитию экологического рынка.
За последние три-четыре десятилетия на всех уровнях нефтяного производства существует опаснейшая тенденция использования самых простых (иногда откровенно примитивных), предельно дешевых технологий и технических средств для бурения, скважинной нефтедобычи и ремонта скважин, эксплуатируются крайне не надежные технологические трубопроводы из простых труб общего назначения, не предназначенных для транспортировки коррозионно-активных сред.
Специалисты предупреждали, что масштабы многофакторного прессинга на природу Западной Сибири многократно превышают ее восстановительный потенциал. Как показывает практика, сама природная среда в состоянии утилизировать только незначительную часть из того, что уже накоплено.
Корпоративные установки на максимальную экономию могут приводить и нередко приводят к дальнейшему исполнению не очень хорошо обоснованных проектов разработки месторождений, принятых несколько десятилетий назад. В них содержатся крупные экологические упущения.
Практически все территории уже освоенных месторождений Западной Сибири находятся в состоянии экологического коллапса (лат. collapsus - ослабевший, упавший).
Чтобы положительные изменения в экологии наступили, нужны твердая организующая воля, адекватное по объему и срокам финансовое обеспечение и скоординированные усилия многих. В экологическом отношении должны повысить свою активность властные структуры, ученые, врачи, юристы, инженеры всех направлений (особенно нефтяники и их смежники), конструкторы, изобретатели, машиностроители, строители и остальные граждане, неравнодушные к своему настоящему и будущему.
Главная сложность современной экологической ситуации в том и заключается, что ни одна из нефтедобывающих компаний, обладая достаточным кадровым и экономическим потенциалом, все же не торопится взять на себя всю ответственность за состояние окружающей среды хотя бы на территории своей производственной деятельности. Очевидно, что выходом из данного тупика стало бы формирование общественных и/или муниципальных территориальных органов, способных выступить в роли ответственных внекорпоративных координаторов экологической деятельности и обладающих достаточными полномочиями и средствами. Одной из основных целей создания таких органов должно быть формирование условий для развития рыночных отношений в сфере экологических услуг. Гармоничное развитие рынка экологических услуг предполагает адекватное обеспечение в материальном, финансовом и организационном планах.
Кроме того, чтобы решение экологической проблемы стало практически осуществимым, необходимы разработка и немедленная реализация новых законодательных инициатив. Новые, более объективные экологические законы должны быть приняты в кратчайшие сроки, и в них должны найти отражение все стороны современной экологической ситуации.
Некоторые политики (не они одни) озабочены отсутствием официально сформулированной национальной идеи. При катастрофическом состоянии окружающей среды ее и искать не нужно! В сложившейся ситуации спасение окружающей среды вполне можно считать региональной идеей, а возможно, и национальной. По крайней мере в течение нескольких ближайших десятилетий это способно быть мощным мобилизующим и объединяющим фактором для всего общества.
Что из того, что эта мысль кому-то может показаться не столь эффектной в политическом смысле, зато она крайне важна для настоящего и будущего не только региона, но и всей страны.
Кустов на месторождениях Западной Сибири - сотни тысяч! Потому и масштабы экологического ущерба колоссальны. Поэтому требуется срочная научно обоснованная государственная сертификация всех применяемых технологий и средств экологической защиты.
В природоохранной практике не редко бывает так, что фиксируется документально только незначительный объем загрязнений (в площадном и тоннажном измерении), что приводит к катастрофическому разрыву между реальными потребностями и фактическим поступлением средств на экологические нужды.
Пример - события вокруг восстановления чистоты бассейна Рейна в послевоенной Германии. Это случилось потому, что было вовремя обеспечено достаточное финансирование комплекса экологических целевых программ.
Всем нам, прямо или косвенно причастным к разрушению природной среды Северного края и хладнокровно наблюдающим за ее мучительной агонией, должно быть не только неловко за пассивное отношение к нуждам природы, но и беспокойно за жизнь будущих поколений! Ведь не все захотят и не все смогут уехать из Севера. Здесь рождается уже второе поколение, для которого эта земля - его малая Родина.
Экологическая деятельность сегодня - это такое же сражение за физическое выживание нации, как и в пору военного лихолетья. Это сражение требует немалого напряжения духовных и физических сил. Только поле брани - окружающая всех нас природная среда, а смертельный враг - наше гражданское равнодушие и безынициативность.
Наши экологические долги появились не вдруг, и с момента своего появления они все время растут необычно высокими темпами. Эти долги нельзя реструктурировать по аналогии с финансовыми долгами. Экологический долг нужно обязательно погашать в срок, а еще лучше - досрочно. "Экологический дефолт" - вполне реальная угроза национальной безопасности! Отказ или просрочка платежей по счетам природы ставит под угрозу не только и не столько экономику, сколько сами основы биологического существования населения Западно-сибирского нефтедобывающего региона и даже всей страны, соседних и дальних стран.
Лучшим PR-ходом для любых компаний было бы долевое участие, соответствующее уровню прибылей, в создании общественных экологических фондов при руководящих структурах муниципальных образований национальных округов и области. Общественность может и должна активно включиться в этот процесс. Такие фонды необходимы для ускорения развития рынка экологических услуг и стимулирования экологической активности, для выполнения первоочередных изыскательских работ по выявлению наиболее доступных для ликвидации участков и финансирования экологических рабочих проектов для этих целей.
Также необходимы средства для активизации научных исследований и поиска прорывных изобретений в области экологии с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). То есть если не хватает эффективных решений для перекрытия всех экологических потребностей, то их следует изобрести, воплотить в инженерные проекты и оперативно внедрить в практику.
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений. Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция РФ создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности. Законодательство в области охраны окружающей природной среды РФ разрабатывается уже на протяжении десятков лет.
Общество и все его структуры должны осознать всю драматичность ситуации, в которой мы все находимся. И вправе просить и даже требовать от прямых и косвенных участников и их соучастников исправить ситуацию хотя бы до минимально допустимого состояния.
Если мы действительно всерьез относимся к своему будущему и будущему своих детей, то должны своевременно вложить достаточные средства и усилия в спасение той среды, которой сами дышим, пьем, едим, купаемся, где работаем, отдыхаем, живем и где будут вынуждены жить наши потомки.
Долго думать и спорить по привычке о степени виновности или косвенной причастности каждого уже нет времени!
Самое важное, что в сложившейся обстановке может сделать нынешнее поколение, - это поднять свое сознание до уровня, достаточного для развертывания планомерной, кропотливой, четко скоординированной и результативной работы по экологическому спасению. Этого крайне необходимо добиться всем нам на всех уровнях общества: предприятий ТЭК, правительств с их структурами, ученых и конструкторов, общественности.
Прежде всего необходимо осознать и честно признать, что все мы, все современное общество, в большом долгу перед природой. Мы должны понять, что природа ранима и в ней все взаимообусловлено точно так же, как и в любом живом организме. И если серьезных ран нанесено слишком много, то может наступить уже непоправимый исход.
Библиографический список
1. Аникиев В. В. Экологические приоритеты общества и возможные пути их достижения // Экологическая адаптация общества на постсоветском пространстве. М., 2000.
2. Алексеев Б. Н., Юнак А. И. Повышение эффективности обеспечения экологической безопасности военной деятельности // Экологическое право. 2001. N 2.
3. Анохин А. М. Проблемы правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Вестник экологического образования. 2004. N 2, 3.
4. Астафьева О. Е., Вишняков Я. Д., Новоселов А. Л. О возможностях повышения эффективности управления природоохранной деятельностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 6.
5. Бринчук А. С. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. N 2.
6. Гаврилов Е. В., Сидорова Е. В. Как сделать экологию фактором экономического выбора // Экология и жизнь. 2000. N 5.
7. Грачев В. А. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2001. N 1.
8. Ильичева Е. В. Обоснование необходимости государственной поддержки природоохранных объектов // Фундаментальные исследования. 2007. N 8.
9. Рюмина Е. В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. М., 2000.
References (transliteration)
1. Anikiev V. V. Ekologicheskie prioritety obshchestva i vozmozhnye puti ikh dostizheniya / Ekologicheskaya adaptatsiya obshchestva na postsovetskom prostranstve. M.: Interbuk-biznes, 2000.
2. Alekseev B. N., Yunak A. I. Povyshenie effektivnosti obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti voennoy deyatel'nosti // Ekologicheskoe pravo. 2001. N 2.
3. Anokhin A. M. Problemy pravovoy otvetstvennosti v sfere okhrany okruzhayushchey sredy i prirodopol'zovaniya // Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. 2004. N 2, 3.
4. Astaf'eva O. E., Vishnyakov Ya. D., Novoselov A. L. O vozmozhnostyakh povysheniya effektivnosti upravleniya prirodookhrannoy deyatel'nost'yu // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2001. N 6.
5. Brinchuk A. S. Ispolnitel'naya vlast' i okhrana prirody // Ekologicheskoe pravo. 2001. N 2.
6. Gavrilov E. V., Sidorova E. V. Kak sdelat' ekologiyu faktorom ekonomicheskogo vybora // Ekologiya i zhizn'. 2000. N 5.
7. Grachev V. A. Zakonodatel'noe obespechenie okhrany okruzhayushchey sredy i ekologicheskoy bezopasnosti // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2001. N 1.
8. Wiezsacker E. U. von. Earth Politics. Berlin; Springer, 1994.
9. Il'icheva E. V. Obosnovanie neobkhodimosti gosudarstvennoy podderzhki prirodookhrannykh ob'ektov // Fundamental'nye issledovaniya. 2007. N 8.
10. Ryumina E. V. Analiz ekologo-ekonomicheskikh vzaimodeystviy. M.: Nauka, 2000.
11. Kod UDK 34 Pravo. Yuridicheskie nauki: Spravochnik po UDK // http://teacode. com/online/udc/.
Название документа