Чистый улов

(Сухаренко А.) ("ЭЖ-Юрист", 2014, N 4) Текст документа

ЧИСТЫЙ УЛОВ

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.

Россия является одним из ведущих рыбопромышленных государств. И для нашего государства рост масштабов незаконного промысла водных биоресурсов и их нелегального вывоза за рубеж - проблема не только экологического и уголовного права, она лежит гораздо глубже. О правовых аспектах и возможностях ее решения, о юридических международных тенденциях в этом вопросе читайте в нашей статье.

В браконьерских сетях

Россия является одним из ведущих рыбопромышленных государств и занимает 6 - 8-е место в мировом объеме производства рыбопродукции. Общая площадь всех акваторий России, в которых возможен промысел водных биоресурсов (ВБР), составляет около 24,7 млн. кв. км, в том числе исключительная экономическая зона (ИЭЗ) - 8,2 млн. кв. км. Около 50% сырьевой базы ВБР находится в Мировом океане и подпадает под действие норм международного права. Основной вклад в суммарную добычу водных биоресурсов в морских водах традиционно вносит Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн (ДВБ) - более 60%. Сегодня в шести из девяти субъектов ДФО рыбное хозяйство занимает одно из ведущих мест. В общем объеме промышленного производства добыча и переработка рыбы составляют 15%. Причем для Камчатки этот показатель достигает 60%. В рыбной отрасли округа работает более 150 тыс. человек (около 40% от общего числа занятых в рыбном хозяйстве России). Согласно разделу III Концепции развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1057-р, одной из основных проблем отрасли является рост масштабов незаконного промысла водных биоресурсов и их нелегального вывоза за рубеж. В настоящее время серьезную угрозу экономической безопасности РФ в дальневосточных морях представляет деятельность судов под "удобными" флагами (Камбоджа, Белиз, Сьерра-Леоне, Панама и др.) с членами экипажей из числа российских граждан, осуществляющих незаконный вылов валютоемких видов биоресурсов (крабов, морских ежей, лосося, минтая) и их транспортировку в японские и южнокорейские порты <1>. -------------------------------- <1> Отчет Департамента Береговой охраны ПУ ФСБ России за 2012 г.

По оценкам Полпреда Президента в ДФО, зарубежная статистика о поставках дальневосточной морепродукции превышает российскую от 1,7 до 7 раз. Только за 2008 - 2012 годы экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных, по данным Дальневосточного таможенного управления, составил 4634,4 тыс. тонн, что на 730,5 млн. тонн меньше, чем по статданным таможен Японии, Республики Корея и Китая (на сумму 6,1 млрд. долл.). В значительной мере этому способствует коррупция. За последние годы в ряде дальневосточных регионов было возбуждено несколько уголовных дел в отношении коррумпированных пограничников, которые за вознаграждение делились с браконьерами информацией о передвижениях своих коллег. До сих пор памятен "японский скандал", связанный с выплатой российским пограничникам в виде взяток более 6 млн. долл. за сверхнормативный вылов минтая в Беринговом море и у Курильских островов.

СПРАВКА В 2012 году подразделениями береговой охраны ПУ ФСБ России на морских направлениях было задержано более 150 судов-нарушителей. По решениям судебных органов конфисковано 4 российских судна и 9 иностранных. Изъято около 1,7 тыс. тонн незаконно добытой морепродукции, что на 5% выше показателей 2011 года. За нарушение природоохранного законодательства к административной ответственности привлечено более 5,5 тыс. чел., наложено штрафов на общую сумму свыше 240 млн. руб. В I квартале 2013 года было задержано 14 судов, изъято более 120 тонн незаконно добытой морепродукции, наложено штрафов на общую сумму свыше 32 млн. руб. В свою очередь, пограничными органами ДФО было задержано 124 судна, к административной ответственности привлечено более 2,8 тыс. чел., изъято более 1200 тонн незаконно добытых биоресурсов, наложено штрафов на сумму около 131 млн. руб. В I квартале 2013 года задержано 10 судов, к административной ответственности привлечено 428 чел., изъято более 106 тонн незаконно добытых биоресурсов.

Комплексное решение

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120, стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов. В ряде случаев, сводя к нулю эффективность принимаемых мер по сохранению и управлению биоресурсами, незаконный промысел приводит к спаду объемов их добычи и подрыву усилий по восстановлению их запасов, утрате экономических и социальных возможностей обеспечения продовольственной безопасности населения России. Для решения данной проблемы распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 N 2534-р был утвержден Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Документ разработан Минсельхозом на основании госпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013 N 315-р. По мнению экспертов, распоряжение позволит повысить эффективность государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Планом предусмотрен целый ряд мероприятий, направленных на противодействие незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу и устранение причин и условий, способствующих его формированию и развитию. В частности, предусматривается проведение анализа российского законодательства на соответствие его нормам международного права и представление в Правительство предложений по его совершенствованию в том числе в части регулирования деятельности по приемке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов; регулирования порядка фрахтования судов рыбопромыслового флота; инспектирования судов, плавающих под флагом иностранного государства, в российском морском порту; маркировки судов рыбопромыслового флота и орудий вылова. Согласно Плану должен быть усилен контроль за оборотом уловов водных биоресурсов, создана система отслеживания происхождения уловов водных биоресурсов на всех этапах их перемещения, введены в действие электронный судовой журнал и использование электронной подписи капитанами судов рыбопромыслового флота. Наряду с этим предусмотрено обеспечение мероприятий, направленных на предотвращение участия граждан РФ в незаконном, несообщаемом и нерегулируемом промысле или его поддержки; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу и незаконному обороту уловов водных биоресурсов; усиление административных и уголовных санкций в отношении нарушителей законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов; систематическое проведение оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконной добычи водных биоресурсов. В соответствии с распоряжением Минсельхоз в срок до 20.02.2014 должен утвердить разработанный совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти перечень мероприятий по реализации Плана и ежегодно представлять в Правительство доклад о ходе и результатах его выполнения. Следует отметить, что Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ в УК РФ была введена ст. 226.1, предусматривающая ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере (на сумму более 1 млн. руб.). Для реализации данной статьи Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 утвержден Перечень стратегически важных товаров и ресурсов, в который включены рыба, ракообразные и моллюски.

Международный ракурс

Сегодня мировой рыбный рынок наполнен продукцией незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, и без принятия действенных мер по вытеснению этой продукции с рынка действия по сохранению водных биоресурсов малоэффективны. Поскольку незаконный промысел является проблемой глобального характера, затрагивающей интересы всех субъектов рыболовства, борьбу с ним ведут государства всех континентов и соответствующие международные организации. В апреле 2010 года Россия стала 16-м по счету государством, подписавшим Соглашение ФАО о мерах государства-порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла от 24.11.2009 (Рез. 12/2009). Документ вступит в силу после того, как число его участников достигнет 25. Данное Соглашение обязывает государства к регулярным проверкам и выделяет набор стандартов, который будет использован во время этих проверок. Рассмотрение судовых документов, осмотр орудий лова, изучение уловов, а также проверка судовых записей - все это зачастую может выявить, было ли судно вовлечено в ННН-промысел. Кроме того, документ призывает к созданию общих информационных сетей, для того чтобы государства могли делиться информацией о судах-браконьерах. Соглашение применяется в отношении рыболовных, рефрижераторных, грузовых и контейнерных судов, перевозящих рыбу, а также судов снабжения, которые оказывают поддержку судам-браконьерам. В целях сокращения объемов незаконных поставок валютоемких видов биоресурсов в декабре 2009 года Россия подписала двустороннее соглашение с Республикой Корея, в январе 2012-го - с КНДР, в сентябре и декабре 2012-го - с Японией и Китаем. Принципиальное согласие о заключении аналогичного соглашения достигнуто с США и Канадой. Указанные соглашения базируются на Международном плане действий по предотвращению, сдерживанию и ликвидации ННН рыбного промысла (2001) и по своему содержанию затрагивают два блока вопросов: а) борьба с ННН-промыслом; б) предотвращение незаконной торговли живыми морскими ресурсами. По первому блоку основными способами предотвращения ННН-промысла являются: - контроль над промыслом живых морских ресурсов; - обеспечение гарантированного доступа компетентных органов к информации о названии, типе, регистрационном номере и позывных судна; - обеспечение установки на российских судах, осуществляющих рыболовство и морские научные исследования, технических средств контроля, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местонахождении судна, об объеме, о находящихся на его борту живых морских ресурсах, продукции рыболовного промысла на непрерывной основе; - представление компетентным органам всей имеющейся информации в отношении лиц, осуществляющих рыболовную деятельность и занимающихся вывозом живых морских ресурсов на территорию сторон, а также об их причастности к ведению ННН-промысла. Второй блок связан с предотвращением незаконной торговли морскими ресурсами. Так, при вывозе живых морских ресурсов компетентный орган стороны соглашений, уполномоченный на выдачу сертификатов (соответствующее теруправление Росрыболовства), на основе письменной заявки экспортера (судовладельца или перерабатывающего предприятия) должен выдать ему сертификат, подтверждающий законность происхождения биоресурсов. Этот документ должен предъявляться в порту выгрузки на территории стороны соглашения. Без данного сертификата продукция признается браконьерской и подлежит аресту, а судно - задержанию. Компетентные органы сторон должны определить методы и порядок выгрузки морских ресурсов в портах, в которые рыболовные суда сторон могут запросить вход для выгрузки, упаковки или переработки живых морских ресурсов. Каждая сторона представляет другой стороне список портов, в которые разрешается заход судов и выгрузка уловов и др. <2>. -------------------------------- <2> Крайний А., Бекяшев К. Международные проблемы борьбы с ННН-промыслом: политика и право. М., 2012.

С учетом высокой активности противоправной деятельности "подфлажных" судов особую актуальность приобретает задача объединения правоохранительных возможностей прибрежных стран Тихоокеанского региона. В этой связи в июне 2012 года Пограничной службой ФСБ России была согласована процедура обмена информацией о российских судах, использующих камбоджийский флаг при осуществлении незаконного рыболовства в территориальном море и ИЭЗ России. Немаловажным условием пресечения незаконного промысла является своевременный обмен информацией. В рамках Форума пограничных ведомств/береговых охран государств северной части Тихого океана (Россия, США, Канада, Япония, Республика Корея, КНР) был организован информационный обмен посредством разработанной российской стороной автоматизированной системы обмена информацией.

СПРАВКА В 2013 году пресечена деятельность преступной группы, более 5 лет специализировавшейся на контрабанде водных биоресурсов, включенных в перечень стратегически важных товаров и ресурсов, добытых в ИЭЗ России, впоследствии переработанных в США, КНР и Южной Корее. Был вскрыт механизм совершения преступлений, установлены три лидера, 15 участников и более 50 эпизодов их преступной деятельности. По предварительным данным, общий ущерб составил более 200 млн. руб. В отношении организатора преступной схемы и его подельников возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ.

Название документа