Толкование понятия "иное изменение природных свойств воздуха", используемого в диспозиции ст. 251 УК

(Бокуц Е. Ю.) ("Законность", 2014, N 6) Текст документа

ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "ИНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ СВОЙСТВ ВОЗДУХА", ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ДИСПОЗИЦИИ СТ. 251 УК

Е. Ю. БОКУЦ

Бокуц Елена Юрьевна, старший помощник Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Ленинградской области.

В статье рассматривается понятие "иное изменение природных свойств воздуха".

Ключевые слова: изменение природных свойств воздуха, ст. 251 УК, бланкетность, экологические преступления.

The interpretation of the notion "other change of natural properties of air" used as described in article 251 of the Criminal Code of the Russian Federation E. Yu. Bokuts

The article considers the notion "other change of natural properties of air".

Key words: change of natural properties of air, Article 251 of the Criminal Code of the Russian Federation, blankness, environmental crimes.

Правильное толкование и применение норм уголовного закона - залог реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенное преступление. Как справедливо отмечают ученые, одной из проблем современного уголовного законодательства Российской Федерации, затрудняющих его реализацию на практике, является бланкетность многих норм УК РФ <1>. -------------------------------- <1> См.: Уголовное право в XXI веке. Материалы Международной научной конференции, состоявшейся на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 31 мая - 1 июня 2001 г. М.: ЛексЭст, 2002. С. 48.

Большинство диспозиций статей УК, предусматривающих уголовную ответственность за экологические преступления, носят бланкетный характер. Не исключение в этом смысле и диспозиция ст. 251 "Загрязнение атмосферы". Одно из общественно опасных последствий, предусмотренных ч. 1 ст. 251 УК, - иное изменение природных свойств воздуха. В самом уголовном законе понятия этого термина нет. Ситуация осложняется еще и тем, что в действующем законодательстве об охране атмосферного воздуха названного термина также нет. Авторы, комментирующие положения указанной статьи УК, дают следующие толкования этого понятия. Так, А. Чучаев определяет иное изменение природных свойств воздуха как негативное отклонение от существовавшего ранее состояния атмосферы. Оно может проявляться в повышении концентрации химических веществ или взвешенных частиц, влияющем на прозрачность, содержание озона, либо в изменении теплового режима, радиационных, электромагнитных и иных показателей <2>. -------------------------------- <2> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. А. Ашин, А. П. Войтович, Б. В. Волженкин и др.; под ред. А. И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2009. С. 716.

"Оно происходит в результате воздействия шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов и оказывает вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду" <3>. -------------------------------- <3> Экологические преступления: Науч.-практич. пособие / А. Г. Князев, Д. Б. Чураков, А. И. Чучаев; под ред. А. Г. Князева. М.: Проспект, 2009. С. 55.

По мнению О. Дубовик, иное изменение природных свойств воздуха также определяется как негативное отклонение от существовавшего состояния атмосферы <4>. -------------------------------- <4> См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учебно-методическое пособие для практических работников / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. О. Л. Дубовик. М.: Городец, 2007. С. 158.

Другие авторы иное изменение природных свойств воздуха трактуют как порожденное физическим, химическим, биологическим, радиационным воздействием на него изменение качества атмосферного воздуха в результате совершения указанных в законе действий, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду, т. е. превышение допустимых воздействий шума, вибрации, ионизирующего излучения, изменение электромагнитных, тепловых свойств воздуха <5>. -------------------------------- <5> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. В. Бриллиантов, Г. Д. Долженкова, Я. Е. Иванова и др.; под ред. А. В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. С. 652.

Иное изменение природных свойств воздуха определяется также как ухудшение баланса качественно-количественных показателей атмосферы, ее истощение, например, вследствие шумового, теплового или иного физического воздействия, превышающего допустимые нормативы <6>. -------------------------------- <6> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В. И. Булавин, В. В. Воробьев, Ю. В. Головлев и др.; под ред. А. А. Чекалина, В. Т. Томина, В. В. Сверчкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 390.

Анализируя приведенные мнения авторов по вопросу определения понятия иного изменения природных свойств воздуха, можно выделить две позиции или два подхода к пониманию сущности иного изменения природных свойств воздуха как общественно опасного последствия, предусмотренного диспозицией ч. 1 ст. 251 УК. Согласно первому подходу под иным изменением природных свойств воздуха понимается любое негативное отклонение от существовавшего ранее состояния атмосферного воздуха, согласно второму - только такое негативное отклонение от существовавшего состояния, которое превышает допустимые нормативы. По мнению сторонников первого подхода, второй подход некорректен, так как хотя он и отражает сущность и последствия иного изменения природных свойств воздуха, предусмотренных в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха", но вступает в противоречие с описанием преступления в ч. 1 ст. 251 УК <7>. -------------------------------- <7> См.: Экологические преступления: Науч.-практич. пособие / А. Г. Князев, Д. Б. Чураков, А. И. Чучаев; под ред. А. Г. Князева. С. 56 - 57.

Более того, по их мнению, в основе определения иного изменения природных свойств воздуха как отклонения от существовавшего ранее состояния атмосферного воздуха, которое превышает допустимые нормативы, лежит устаревшее и ныне не действующее Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 "О практике применения судами законодательства об охране природы", в п. 6 которого говорится: "...ответственность за действия, предусмотренные ст. 223 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, наступает в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в... атмосфере, а также уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух... превышают установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству, рыбным запасам, животному и растительному миру". Попробуем разобраться в этой ситуации. Основываясь на изложенном, можно сделать вывод, что понятие "иное изменение природных свойств воздуха" связано с понятием "вредное физическое воздействие на атмосферный воздух". Более того, некоторые авторы полагают, что под иным изменением природных свойств воздуха по существу следует понимать именно вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, определение которого дается в ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" <8>. -------------------------------- <8> См.: Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Н. А. Громов, В. А. Майоров, А. А. Рождествина и др.; под ред. Н. А. Громова. М.: ГроссМедиа, 2007. С. 173.

Считаем, в целом такая позиция не лишена оснований. Полагаем также, что используемая в ст. 251 УК терминология во избежание разногласий и разночтений должна быть приведена в соответствие с терминологией действующего природоохранного законодательства, к которому она отсылает. Действующим законодательством об охране атмосферного воздуха названы только два вида негативного воздействия на атмосферный воздух, а именно: загрязнение атмосферного воздуха и вредное физическое воздействие на него. Однако следует отметить, что вредное физическое воздействие на атмосферный воздух и иное изменение природных свойств воздуха в том смысле, который придают им используемые при их описании в статье уголовного закона и в природоохранном законодательстве формулировки, соотносятся как процесс и его результат, как общественно опасное деяние и его последствие. Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - это вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Это понятие также требует некоторых пояснений в целях нашего исследования. Как следует из п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Статья 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определяет предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух как нормативы физических воздействий на атмосферный воздух, которые отражают предельно допустимые максимальные уровни физических воздействий на атмосферный воздух, при которых отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. То есть вредным для здоровья человека и окружающей среды воздействием шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов в юридическом смысле будет являться такое воздействие, которое превышает установленные для них предельно допустимые уровни воздействия на атмосферный воздух. Следовательно, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух можно определить как воздействие на него перечисленных физических факторов, превышающее установленные предельно допустимые уровни. А иное изменение природных свойств воздуха - это изменение его физических и иных свойств в результате вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Таким образом, проанализировав в совокупности бланкетную диспозицию ст. 251 УК и природоохранное законодательство, к которому она отсылает, приходим к выводу, что для определения иного изменения природных свойств воздуха также имеют значение различные нормативы - предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух. Порядок установления и пересмотра предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух установлен Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ". Согласно его п. 1 предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух в целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются и пересматриваются Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух, при которых отсутствует вредное воздействие на здоровье человека, устанавливаются и пересматриваются Министерством здравоохранения РФ в соответствии с законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2 Постановления). В настоящее время эти полномочия осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554. На территории РФ действуют санитарные нормы и правила, устанавливающие предельно допустимые уровни шума, электромагнитных полей, радиационного воздействия и др. <9>. -------------------------------- <9> См., напр.: СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N 36); ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07 "Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 августа 2007 г. N 60); СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N 52); СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. N 47).

Вместе с тем в действующем российском природоохранном законодательстве есть пробелы в регулировании некоторых вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Так, по мнению ученых-химиков, совершенно очевидно, что для различных отраслей промышленности, а может быть, и для отдельных предприятий должны быть разработаны различные нормативы предельно допустимого уровня воздействия запаха <10>. -------------------------------- <10> См.: Цибульский В. В., Яценко-Хмелевская М. А., Хитрина Н. Г., Короленко Л. И. Принципы нормирования и контроля запахов // Выпуск научных трудов НИИ "Атмосфера" "Проблемы охраны атмосферного воздуха". СПб., 2010. С. 135.

Так же, как и в случае с экологическими нормативами качества атмосферного воздуха, разрабатываемыми в целях определения критериев безопасности вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе для окружающей среды, нет разработанных и утвержденных в установленном порядке предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух для определения их критериев безопасности (безвредности) для окружающей среды и ее компонентов. Например, в настоящее время утверждены и применяются предельно допустимые уровни шума (уровни звукового давления в октавных полосах частот в дБ, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА) на территории жилой застройки, введенные Санитарными правилами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки". Уровни шумовых воздействий на территориях заповедников и заказников сейчас регламентируются только при ведении работ по строительству, ремонту и содержанию автодорог в соответствии с ведомственными строительными нормами. Документом, устанавливающим допустимые уровни шума в этом случае, является ВСН 8-89 "Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог". Нормативы шумовых воздействий промышленных объектов на атмосферный воздух, при которых может оказываться отрицательное влияние на объекты окружающей среды, в нашей стране на сегодняшний день не разработаны. В связи с изложенным закономерно возникает вопрос: какое превышение предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух (ПДУ) является необходимым и достаточным для наступления уголовной ответственности, или, вернее, какое иное изменение природных свойств воздуха может быть признано малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 УК? Критерии малозначительности иного изменения природных свойств воздуха не выработаны ни наукой, ни практикой. Отсутствие таких критериев порождает проблему отграничения преступления, за которое установлена уголовная ответственность ст. 251 УК, от составов административных правонарушений, а именно от вредного физического воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения или с нарушением условий такого разрешения (ч. ч. 1 и 2 ст. 8.21 КоАП), так как указанные составы административных правонарушений хотя и являются формальными, но также могут иметь негативные последствия в виде изменения природных свойств воздуха. Одним из возможных решений проблемы видится толкование понятия "иное изменение природных свойств воздуха" Пленумом Верховного Суда РФ путем внесения соответствующих дополнений в Постановление от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", а также разработка и утверждение соответствующих методик, позволяющих оценить причиненный атмосферному воздуху вред (ущерб) и его общественную опасность. На отсутствие таких методик на территории РФ нами уже обращалось внимание в других публикациях по теме применения ст. 251 УК <11>. -------------------------------- <11> См.: Бокуц Е. Понятие "загрязнение воздуха", используемое в диспозиции ст. 251 УК // Законность. 2011. N 12.

Таким образом, можно опять прийти к выводу о том, что для более эффективного применения ст. 251 УК требуется совершенствование природоохранного законодательства, к которому отсылает ее бланкетная диспозиция. Норма уголовного закона, предусматривающая уголовную ответственность за загрязнение атмосферы, - яркий пример взаимосвязи различных отраслей права, образующих систему права, функционирование которой зависит от слаженной работы всех ее элементов.

Название документа