Доступ к экологической информации по законодательству Республики Таджикистан
(Минбалеев А. В.) ("Экологическое право", 2012, N 2) Текст документаДОСТУП К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
А. В. МИНБАЛЕЕВ
Минбалеев А. В., доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, доцент, кандидат юридических наук.
В статье рассматривается опыт правового регулирования отношений, связанных с доступом к экологической информации в Республике Таджикистан. Анализируются нормы Закона Республики Таджикистан "Об экологической информации". Рассмотрены правовые режимы различных видов экологической информации, а также порядок доступа к различным видам экологической информации по законодательству Республики Таджикистан.
Ключевые слова: экологическая информация, доступ к информации, Республика Таджикистан.
Access to environmental information under the laws of the Republic of Tajikistan A. V. Minbaleev
The article reviews the experience of legal regulation of relations connected with access to environmental information in Tajikistan. Analyzes the provisions of the Law of the Republic of Tajikistan "On environmental information". Addressed the legal regimes of various types of environmental information, as well as how to access various types of environmental information under the laws of the Republic of Tajikistan.
Key words: environmental information, access to information, the Republic of Tajikistan.
Возможность доступа к достоверной и своевременной экологической информации традиционно рассматривается как важнейшая гарантия в механизме обеспечения прав граждан и юридических лиц. Специальное законодательство о доступе к экологической информации не является редкостью для современных правопорядков. Так, в континентальной Европе в ряде государств свободный доступ к экологической информации закреплен в специальных актах о доступе к информации об окружающей среде. В этом плане важное значение для развития права на доступ к экологической информации оказали директивы Европейского Парламента о свободе доступа к информации об окружающей среде <1>. Кроме того, "согласно статье 253 Амстердамского договора каждый гражданин Европейского союза, а также все физические и юридические лица, местом проживания или регистрации которых является страна - участница Союза, имеют право доступа к документам Европейского Парламента, Совета и Комиссии" <2>. -------------------------------- <1> Richtlinie 90/313/EWG des Rates uber den freien Zugang zu Informationen uber die Umwelt vom 07.06.1990. О применении директивы странами ЕС см.: Report from the Commission to the Council and the European Parliament on the experience gained in the application of Council Directive 90/313/EEC of 07.06.1990, on freedom of access to information on the environment. Brussels, 29.06.2000. COM (2000) 400 final; Umweltinformationsrichtlinie des Europaischen Parlaments und des Rates vom 28.01.2003 (Richtlinie 2003/4/EG). <2> Hucko E. Europaische Grundlagen des Informationsrechts // Informationsrecht 2000: Perspektiven fur das nachste Jahrzehnt / Im Auftr. der Dt. Ges. fur Recht u. Inform. hrsg. von Alfred Bullesbauch u. Tomas Heymann. Koln: Schmidt, 2001. S. 5.
На основе федеральных актов о доступе к информации об окружающей среде в некоторых европейских государствах приняты соответствующие законы на уровне субъектов. Так, в Германии на базе Федерального закона о свободе доступа к информации об окружающей среде от 8 июля 1994 г. <3> был принят ряд законов в Бранденбурге <4>, Берлине, Шлезвиг-Гольштейне и др. В Австрии на основе Федерального закона о свободе доступа к информации об окружающей среде <5> также были приняты соответствующие законы земель <6>. -------------------------------- <3> См.: Gesetz zur Umsetzung der Richtlinie 90/313/EWG des Rates vom 07.06.1990 uber den freien Zugang zu Informationen uber die Umwelt vom 08.07.1994 (Umweltinformationsgesetz - UIG) // Bundesgesetzblatt. 1994. Teil I. S. 1490. С 14 февраля 2005 г. данный Закон действует в новой редакции в связи с принятием Директивы ЕС от 28 января 2003 г. N 2003/4/EG. <4> Akteneinsichts-und Informationszugangsgesetz Brandenburg vom 10.03.1998 // Bbg-GVBI. 1998. I. S. 46; Informati-onsfreiheitsgesetz Berlin vom 15.10.1999 // Berl-GVBI. 1999. S. 561; Gesetz uber die Freiheit des Zugangs zu Informationen Schleswig-Holstein vom 09.02.2000 // SchlHGVOBI. 2000. S. 166. <5> См.: Bundesgesetz uber den Zugang zu Informationen uber die Umwelt (Umweltinformationsgesetz - UIG) // BGBI. 1993. N. 495. <6> См.: Landesgesetz von Oberosterreich uber die Mabnahmen zum Schutz der Umwelt und den Zugang zu Informationen uber die Umwelt (O. O. Umweltschutzgesetz) vom 4. Juli 1996 // LGBI. 1996. N 84; Gesetz des Landes Salzburg, uber die Auskunftspflicht der Verwaltung des Landes und der Gemeinden (Salzburger - Auskunftspflicht - Ausfuhrungsgesetz) vom 6. Juli 1988 // LGBI. 1988. N 73; Gesetz des Landes Steiermark, uber die Erteilung von Auskunften (Steiermarkisches Auskunftspflichtgesetz) vom 26. Juni 1990 // LGBI. 1990. N 73; Gesetz des Landes Tirol uber den Zugang zu Informationen uber die Umwelt (Tiroler Umweltinformationsgesetz - TUIG) vom 22. November 1995 // LGBI. 1995. N 3; Gesetz des Landes Wien uber die Auskunftspflicht (Wiener Auskunftspflichtgesetz) vom 25. April 1988 // LGBI 1988. N 20; Gesetz des Landes Wien uber den Schutz und die Pflege der Natur (Wiener Naturschutzgesetz 1984) vom 19. Oktober 1984 // LGBI. 1984. N 6; Gesetz des Landes Vorarlberg uber den Zugang zu Informationen uber die Umwelt (Landes - Umweltinformationsgesetz - L - UIG) // LGBI. 1994. N 55.
Гарантией доступности экологической информации во многих странах являются нормы международного соглашения "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" (Орхус, Дания, 25 июня 1998 г.), а также Директив ЕС о свободе доступа к информации об окружающей среде (Директива 90/313/EWG от 7 июня 1990 г. и Директива 2003/4/EG от 28 января 2003 г.). Орхусская конвенция гласит: "Каждая сторона (государство) обеспечивает, что в ответ на просьбу о предоставлении экологической информации государственные органы в рамках национального законодательства предоставят общественности эту информацию" (ст. 4, п. 1). Детальная регламентация вопросов обеспечения доступа к экологической информации на уровне специального нормативного акта или актов сегодня становится нормой, поэтому неудивительно, что все больше стран принимают специальные законы об экологической информации. Одним из последних государств, в котором были законодательно урегулированы вопросы доступа к экологической информации, является Республика Таджикистан. Одной из ключевых направлений развития в Республике Таджикистан сегодня является экологическая безопасность и охрана окружающей природной среды. Важнейшим направлением деятельности по обеспечению выполнения современной экологической политики рассматривается реализация доступа к экологической информации как органов власти, так и заинтересованных физических и юридических лиц. Закон "Об экологической информации" <7> стал одним из последних в серии законов экологической направленности <8>, принятых в последнее время в Республике Таджикистан в рамках реализации экологической политики государства. -------------------------------- <7> См.: Закон Республики Таджикистан от 25 марта 2011 г. N 705 "Об экологической информации". URL: http:// base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Rgn= 43140. <8> См.: Закон Республики Таджикистан от 12 января 2010 г. N 587 "Об использовании возобновляемых источников энергии". URL: http:// base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Rgn= 30439; Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 г. N 666 "О безопасности гидротехнических сооружений". URL: http:// base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Rgn= 32683; Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 г. N 670 "О питьевой воде и питьевом водоснабжении". URL: http:// base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Rgn=32685; Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 г. N 673 "Об экологическом образовании населения". URL: http:// base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Rgn=32688; Закон Республики Таджикистан от 25 марта 2011 г. N 707 "Об экологическом мониторинге". URL: http:// base. spinform. ru/ show_doc. fwx? Rgn=43141.
Под экологической информацией по Закону "Об экологической информации" понимается документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется Законом "Об экологической информации", другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном. В рамках экологической информации выделяется общая и специальная экологическая информация. К общей экологической информации относится экологическая информация, предназначенная для общего пользования в силу исполнения обладателями экологической информации обязанностей, возложенных на них Законом "Об экологической информации" и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Общая экологическая информация распространяется обладателями экологической информации путем ее размещения в печатных изданиях, других средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети или иными общедоступными способами в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Состав общей экологической информации, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, и периодичность ее распространения определяются законодательством Республики Таджикистан. Специализированная же экологическая информация - это экологическая информация, которая предоставляется на основании договора и для предоставления которой требуется дополнительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ данной информации. При этом отнесение экологической информации о факте причинения вреда окружающей среде к специализированной экологической информации запрещается. Экологическая информация, предоставляемая или распространяемая обладателями экологической информации в соответствии с Законом "Об экологической информации", формируется в результате: проведения мониторинга окружающей среды; проведения измерений в области охраны окружающей среды; ведения государственного учета в области охраны окружающей среды; ведения учета используемых природных ресурсов и воздействия на окружающую среду; проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности; проведения экологической экспертизы; осуществления контроля в области охраны окружающей среды; проведения экологического аудита; проведения экологической сертификации; осуществления нормирования в области охраны окружающей среды; разработки и реализации территориальных комплексных схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Применительно к экологической информации, предназначенной для включения в экологическую информационную систему или содержащейся в ней, используется специальный термин "экологические информационные ресурсы", т. е. экологическая информация (документы, массивы документов, фонды библиотек, архивов, базы данных), независимо от способа ее представления или организации хранения, предназначенная для включения в экологическую информационную систему или содержащаяся в ней. В целях определения основного перечня сведений, относящихся к экологической информации, закрепляется несколько базовых категорий сведений: - о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земли, почвы, растительного и животного мира, природных ландшафтов, иных природных объектов и о взаимовлиянии этих объектов, а также о генно-инженерных организмах и микроорганизмах; - о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов; - о решениях государственных органов, о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной, а также обоснования необходимости их выполнения, включая финансово-экономические обоснования; - о законодательных актах Республики Таджикистан, о территориальных комплексных схемах, программах и мероприятиях по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования; - о состоянии здоровья и безопасности граждан; - об условиях жизни граждан в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные в абзацах третьем и четвертом настоящей статьи. Правовой режим экологической информации включает в себя ряд требований, связанных с доступом к ней и его ограничениями. Доступ во многом связан с режимом экологической информации - общим или специализированным. Доступ государственных органов, иных физических и юридических лиц к общей экологической информации обеспечивается посредством предоставления или распространения общей экологической информации обладателями экологической информации, а доступ к специализированной экологической информации обеспечивается на основании договора, заключенного с обладателями экологической информации. Ограничение доступа к экологической информации осуществляется посредством закрепления случаев, когда она не подлежит предоставлению или распространению, например: информация отнесена к государственным секретам; если разглашение информации препятствует судебному разбирательству, ведению предварительного расследования, производству дел по административным правонарушениям; если разглашение информации причинит вред окружающей среде или создаст угрозу его причинения; в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, в интересах государственной безопасности, защиты прав и свобод граждан, прав юридических лиц. В предоставлении экологической информации также может быть отказано, если государственный орган, иная государственная организация не располагают запрашиваемой экологической информацией и такая информация не может быть получена от других обладателей экологической информации в силу ее отсутствия; если юридическое лицо, не являющееся государственным органом, иной государственной организацией, не располагает запрашиваемой экологической информацией; а также в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан. Важной гарантией обеспечения доступа к экологической информации является закрепление перечня экологической информации, ограничение доступа к которой не допускается. К такой информации относятся следующие сведения: о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде; о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты с превышением нормативов в области охраны окружающей среды или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством Республики Таджикистан; о сбросах в водный объект химических или иных веществ, их смесей, предметов или отходов; о внесении химических или иных веществ в землю и почву, приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод; об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов в области охраны окружающей среды или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством Республики Таджикистан; в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан. Например, ст. 23 Закона Республики Таджикистан "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" устанавливается, что информация о качестве питьевой воды предоставляется заявителю бесплатно. Всем потребителям питьевой воды через средства массовой информации предоставляется ежемесячная информация. В случае выявления несоответствия качества питьевой воды установленным нормативным требованиям, что может повлечь угрозу здоровью людей, собственники систем питьевого водоснабжения, организации водоснабжения и органы, контролирующие соответствие качества питьевой воды нормативным требованиям, обязаны незамедлительно информировать потребителей питьевой воды о сроках устранения этих несоответствий, а также о мерах предосторожности (о дополнительных мерах обработки воды) или о местах и времени предоставления питьевой воды, соответствующей по качеству нормативным требованиям. Информация о непостоянной подаче питьевой воды в обязательном порядке доводится до потребителей организациями и органами питьевого водоснабжения через средства массовой информации или другими средствами. Законодатель подробно регламентирует и общие требования к срокам предоставления экологической информации физическим и юридическим лицам, государственным органам либо иным государственным организациям. Общая экологическая информация предоставляется обладателем экологической информации физическим и юридическим лицам, не являющимся государственным органом либо иной государственной организацией (далее - заявитель), по их заявлению в течение десяти дней со дня его поступления безвозмездно, если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан. Общая экологическая информация предоставляется в форме, объеме и составе, указанных в заявлении о предоставлении общей экологической информации, а при отсутствии технической возможности у обладателя экологической информации предоставить ее в запрашиваемых форме и объеме - в имеющихся форме и объеме с указанием соответствующих причин. Если обладателем запрашиваемой общей экологической информации является юридическое лицо, не являющееся государственным органом либо иной государственной организацией, то государственный орган либо иная государственная организация, в чей адрес поступило заявление и к компетенции которых относится удовлетворение этого заявления, обязаны в течение десяти дней со дня поступления заявления самостоятельно запросить такую экологическую информацию у обладателя экологической информации, письменно уведомив об этом заявителя. При поступлении запроса государственного органа либо иной государственной организации о предоставлении общей экологической информации обладатель экологической информации обязан в течение десяти дней со дня его поступления предоставить запрошенную информацию или уведомить заявителя в течение пяти дней со дня поступления запроса об отказе в ее предоставлении с указанием причин такого отказа в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном. Такую информацию государственный орган либо иная государственная организация предоставляют заявителю в течение одного месяца со дня поступления от него заявления. В случае получения от обладателя экологической информации уведомления об отказе в предоставлении экологической информации общего назначения государственный орган либо иная государственная организация в течение пяти дней со дня поступления отказа информируют об этом заявителя с указанием причин отказа. Если удовлетворение заявления о предоставлении общей экологической информации не относится к компетенции государственного органа либо иной государственной организации, они в течение пяти дней со дня получения заявления обязаны передать его другому государственному органу либо иной государственной организации, к компетенции которых относится удовлетворение такого заявления, уведомив об этом заявителя. Если запрашиваемая экологическая информация относится к специализированной экологической информации, то обладатель экологической информации обязан в течение пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении экологической информации предложить заявителю заключить договор о предоставлении специализированной экологической информации. Обладатель экологической информации при наличии оснований для отказа в предоставлении экологической информации, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Таджикистаном, в течение пяти дней уведомляет заявителя в письменной форме об отказе в предоставлении экологической информации с указанием причин отказа и разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения. Специализированная экологическая информация предоставляется физическим и юридическим лицам на основе договора о предоставлении специализированной экологической информации. Размер платы, взимаемой за предоставление такой информации, не может превышать обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации. Относительно предоставления экологической информации государственным органам и государственным организациям устанавливается ряд особенностей. Так, общая экологическая информация предоставляется обладателями экологической информации государственным органам или иным государственным организациям в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан по их запросу, путем обмена такой информацией или ее рассылки. Специализированная экологическая информация предоставляется государственным органам безвозмездно, если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан. Специализированная экологическая информация предоставляется иным государственным организациям на основании договора за плату. Анализ правового регулирования отношений в сфере экологической информации в Республике Таджикистан свидетельствует о стремлении данного государства к обеспечению открытости экологической сферы. Опыт Таджикистана и других стран, реализующих сегодня базовые положения Орхусской конвенции о доступе к экологической информации, сегодня необходимо анализировать с целью возможного использования в России, где вопросы доступа к экологической информации продолжают оставаться на уровне общих норм, закрепляющих право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Название документа