Формирование международной стратегии в области водных ресурсов: современный этап и ближайшие перспективы

(Куденеева Ю. С.) ("Юридический мир", 2011, N 12) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП И БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Ю. С. КУДЕНЕЕВА

Куденеева Юлия Сергеевна, аспирантка МГИМО (У) МИД России.

В свете повышения значимости фактора глобальных пресноводных ресурсов в мировой политической повестке дня особенно актуальными представляются вопросы их управления, контроля и мониторинга. Этим занимается большинство стран мира, сотни тысяч местных органов управления, многочисленные неправительственные и частные организации, целый ряд международных организаций на глобальном, региональном и локальном уровнях, транснациональные банки. Как известно, проблематика водных ресурсов постепенно входила в международно-политический дискурс. Конференция ООН по воде в Мардель-Плата в 1977 г. стала первой и единственной межправительственной конференцией, посвященной исключительно воде, - вехой в истории развития политической гидрологии. Уже в 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила о начале Международного десятилетия питьевого водоснабжения и санитарии. Оно выявило ряд проблем, имеющих политическое значение: отсутствие единого центра управления глобальными пресноводными ресурсами, нехватка информации по отдельным аспектам водоснабжения и т. д. Поэтому в 1992 г. на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Дублине и на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро впервые была представлена идея о создании Всемирного водного совета, который стал бы крупнейшей международной площадкой по обсуждению, координации и использованию глобальных пресноводных ресурсов. Уже в 1994 г. Международной ассоциацией по водным ресурсам (IWRA) была организована специальная тематическая сессия на Восьмом Всемирном водном конгрессе, состоявшемся в Каире, по итогам которого была принята резолюция о создании Всемирного водного совета и Комитета по осуществлению подготовительных мер для выполнения данной задачи. Был достигнут консенсус о необходимости создания патронирующей организации для объединения разнородных, разобщенных и неэффективных усилий в управлении глобальными водными ресурсами <1>. -------------------------------- <1> Официальный веб-сайт Всемирного водного совета. URL: http:// www. worldwatercouncil. org/ index. php? id= 92&L= 0target%253D_blank%22%20onfocus%3D%22blurl_ink%28this.

В 1995 г. был создан Учредительский комитет Всемирного водного совета (ВВС) и проведено его первое совещание в Монреале, Канада, в марте 1995 г., а также в Бари, Италия, в сентябре 1995 г. Эти два совещания определили цель и задачи Всемирного водного совета, четыре области, нацеленные на поддержание и достижение связанных с водой целей развития тысячелетия ООН, а именно: вода, права человека и политика; вода, учреждения и возможности финансирования; водоснабжение и водная инфраструктура; вода и окружающая среда. Цель Совета заключается в "повышении осведомленности, создании политических обязательств и инициировании действий по решению насущных водных проблем на всех уровнях, включая высший уровень принятия решений, для того чтобы способствовать эффективному сбережению, охране, развитию, планированию, управлению и использованию воды во всех ее измерениях на экологически устойчивой основе ради всех живых существ на земле" <2>. -------------------------------- <2> World Water Council Constitution, p. 4. URL: http:// www. worldwatercouncil. org/ fil-eadmin/ wwc/ About_us/ official_documents/ Constitution-EN_-2010.pdf.

Обеспечив платформу для поддержания дискуссий и обмена опытом, Совет стремится достигнуть общего стратегического видения по управлению водными ресурсами и водоснабжением среди всех участников в водном сообществе. В процессе Совет также ускоряет инициативы и действия, из результатов которых формируется его крупнейший продукт - Всемирный водный форум. Данные цели определили основные принципы деятельности ВВС: - прозрачность: сеть открыта для всех организаций, которые поддерживают ее цели, и информация свободно передается от одного члена к другому; - демократизм: сеть основана на демократических принципах "один член - один голос"; мнения всех членов свободно распространяются по всей сети; - участие: считается, что такие сложные проблемы, как проблемы, касающиеся воды, могут быть рассмотрены и решены только при участии всех стейкхолдеров в дискуссиях <3>. -------------------------------- <3> WWC brochure. English version. URL: http:// www. worldwater-council. org/ index. php? id= 1506&L= 0target%3D_blank%25%20target%20title%3D%20target%253.

В 1996 г. Всемирный водный совет юридически был зарегистрирован, и создана его штаб-квартира в Марселе, Франция. Одним из главных достижений ВВС стало решение о проведении раз в три года Всемирных водных форумов, служащих в качестве ступеней к глобальному сотрудничеству по водным проблемам и уникальной платформой, где водное сообщество и лица, разрабатывающие политику и принимающие решения со всех регионов мира, могут собраться вместе. Уже в марте 1997 г. с успехом прошел Первый Всемирный водный форум в Марракеше, Марокко. Приоритетами данного форума стали: - вода и санитария; - управление совместно используемыми водными ресурсами; - охрана экосистем; - тендерное равенство; - рациональное использование воды. Данный форум посетили многие политические деятели и представители международных организаций: А. Филани (премьер-министр Марокко), Федерико Майор (Генеральный директор ЮНЕСКО), Исмаил Серагельдин (председатель Глобального водного партнерства), Джеймс Густав Спет (руководитель ПРООН). Это событие послужило для обозначения огромных масштабов всемирного водного кризиса. На данном форуме была принята Марракешская декларация, которая поставила перед ВВС задачу по разработке "Всемирного водного видения" (Долгосрочное видение по воде, жизни и окружающей среде в XXI веке) как первый шаг к решению данного кризиса. После огромной работы в 2000 г. "Видение" было опубликовано и представлено на Втором Всемирном водном форуме, который прошел в Гааге (Нидерланды). Результаты "Видения" были представлены 5700 участникам со всех концов мира. Данный документ состоял из 5 глав и был посвящен анализу мировых тенденций в области пресноводных ресурсов <4>. -------------------------------- <4> World Water Vision: Making Water Everybody's Business. English Version. URL: http:// www. worldwatercouncil. org/ fileadmin/ wwc/ Library/ WWVision/ Chapter1.pdf.

Впервые было признано, что необходимо лучшее руководство и интегрированное управление водными ресурсами, что предполагает вовлечение всех участников (stakeholders) в процесс управления как на уровне высших должностных лиц и лиц, принимающих решения, так и на уровне экономических, социальных и экологических международных организаций. Особое внимание было уделено вопросам вовлечения женского населения планеты в управление пресноводными ресурсами. Помимо обсуждения "Видения" на Втором водном форуме была принята Гаагская декларация по водной безопасности в XXI веке, в которой также были отражены такие аспекты, как необходимость эффективного управления водными ресурсами и признание опасности возникновения глобального водного кризиса <5>. -------------------------------- <5> Вода для производства продовольствия в 21 веке. Доклад по итогам Второго Всемирного водного форума. URL: http://www. cawater-info. net/library/rus/inf/13.pdf.

В марте 2003 г. в Киото, Шиге и Осаке, Япония, прошел Третий Всемирный водный форум. Следуя своим обязательствам, установленным на Втором Всемирном водном форуме, ВВС издал Отчет о глобальных действиях по воде - реестр более 3000 местных действий по воде. Данный форум стал самой крупной водной конференцией в истории, собрав вместе 24 тысячи участников. Параллельно была проведена Министерская конференция, собравшая 130 министров. Участники связали себя сотнями обязательств по осуществлению действий, и каждого организатора сессии попросили точно изложить, какие конкретные результаты даст его сессия. Приоритетами саммита стали: руководство, интегрированное управление водой, тендер, политика, ориентированная на бедных, финансирование, сотрудничество, наращивание потенциала, эффективность водопользования, предотвращение загрязнения воды, смягчение последствий от стихийных бедствий <6>. -------------------------------- <6> Сотрудничество в области совместного использования водных ресурсов в Центральной Азии: опыт прошлого и проблемы будущего: Отчет об участии делегации Центральной Азии в Третьем Всемирном водном форуме. URL: http://www. cawater-info. net/library/rus/wwf3.pdf.

В данном форуме приняли участие около 12 тысяч жителей Японии и 8 тысяч приглашенных гостей более чем из 170 стран мира. Форуму предшествовала огромная подготовительная работа по всему миру. Был открыт специальный веб-сайт, на котором, помимо информации о форуме, пресс-релизов, были размещены виртуальные водные конференции и база данных проекта "Голос воды". Целью данного проекта являлся сбор различных мнений и идей относительно воды по всему миру, включая местности, не имеющие доступа к Интернету. Собранные идеи послужили основой для дискуссий по решению водных проблем. За время существования проекта было собрано более 27 тысяч посланий от 2045 зарегистрированных посланников "Голоса воды" и 168 партнерских организаций из 147 стран мира. Сессии также были сгруппированы по "географическому" признаку в региональные дни: Африка; Азия и Океания; Америки; Ближний Восток и Средиземноморье; Европа <7>. -------------------------------- <7> World Water Actions Report. URL: http://www. worldwatercouncil. org/index. php? id=191&L=525.

Таким образом, именно на Третьем Всемирном водном форуме удалось привлечь возможное количество участников, а также продвинуть дискуссии на шаг вперед также в рамках новых обязательств по достижению целей, поставленных на Саммите Тысячелетия ООН в Нью-Йорке (2000), Международной конференции по пресной воде в Бонне (2001) и Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002). Более того, Третий Всемирный водный форум позволил продвинуть доклад "Глобальные действия по воде", который явился результатом совместных мероприятий, организованных водным сообществом для достижения своих целей. В марте 2006 г. в Мехико-Сити был проведен Четвертый Всемирный водный форум, на котором собралось около 20 000 человек со всего мира, принявших участие в 206 рабочих сессиях под лозунгом "Локальные действия для глобальных вызовов". Среди участников были официальные представители и делегаты из 140 стран мира, включая 120 мэров, 150 правоведов, 1395 журналистов, экспертов, представителей НПО, компаний и гражданского общества. Министерская конференция собрала 78 министров <8>. -------------------------------- <8> Final Report of the 4th World Water Forum. URL: http:// www. worldwatercouncil. org/ fileadmin/ wwc/ Library/ Publications_and_reports/ Final_Report_4th_Forum. pdf.

На открытии форума Президент Мексики Висенте Фокс Кесада заявил в своей речи: "Четвертый форум сталкивается с историческим долгом говорить начистоту с человечеством о вызовах и альтернативах, которые поднимает водный кризис. Мы должны суметь достичь соглашения по рациональному и справедливому использованию воды, восстановлению водоемов, переработке и максимизации каждой капли этой драгоценной жидкости. Мы должны переформулировать местные и международные стратегии, которые помогут нам передать следующему поколению это жизненно важное сокровище, которое наши предки передали в наши руки" <9>. -------------------------------- <9> Дух Киото - на пути в Мексику. Приглашение к открытой конференции. URL: http://www. cawater-info. net/4wwf/pdf/03.pdf.

Форум явился демократической платформой для обмена мнениями и осуществляемыми решениями в области воды и водных отношений для различных организаций и заинтересованных субъектов из различных стран и регионов <10>. -------------------------------- <10> Четвертый Всемирный водный форум "Локальные действия для глобальных вызовов" / Под ред. члена Правления Всемирного водного совета проф. В. А. Духовного. 2006 г. URL: http:// www. cawater-info. net/ library/ rus/ carewib/ 4wwf_1.pdf.

На форуме участники пришли к следующим выводам: 1. Вода является многофакторной проблемой и должна рассматриваться как проблема политическая, которая требует создания представительной арены обсуждения для горизонтального демократического общения между всеми заинтересованными группами. 2. Оценка локального знания и опыта и создание условий для локальных действий, укрепления организационного потенциала и социального понимания являются критическими для эффективного и демократического решения водных проблем. 3. Роль государства изменяется от грубого вмешательства до создания благоприятных условий, затягивания процесса децентрализации, что требует дальнейшего обсуждения с особым вниманием к развивающимся странам. 4. Финансовые вызовы водному сектору являются критическими для развития и заслуживают особого внимания и обязательств со стороны всех заинтересованных групп. 5. Форум призывает международное водное сообщество взаимодействовать с другими секторами политики, а также больше влиять на мировое общественное мнение и в целом на общество <11>. -------------------------------- <11> Там же.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате Четвертого Всемирного водного форума институт Всемирных форумов вышел на новый уровень, расширив число участников, приняв более амбициозную повестку дня, сделав акцент на определении конкретных рекомендаций и практических шагов. До этого три предыдущих форума фокусировались главным образом на изучении состояния глобальных водных ресурсов и их тенденциях. Четвертый форум позволил мировому сообществу перейти к формулированию практических рекомендаций для конкретных регионов. Было доказано, что международное сотрудничество эффективнее всего в рамках отдельных бассейнов трансграничных рек, озер и иных пресноводных резервуаров, так как государства объединены общими проблемами и вынуждены находить решение единым вызовам. Данная тенденция нашла воплощение на Пятом Всемирном водном форуме, который стал настоящей сенсацией и событием всемирного масштаба. Пятый форум проходил в Стамбуле в марте 2009 г. под лозунгом "Устранение границ, разделяющих воду". Данный форум стал рекордным по количеству участников, а также по уровню их представительства и авторитетности. Как сказал Президент Турции Абдулла Гюль на открытии форума, "на данное мероприятие приехали более 30 тысяч человек из 185 стран. Форум является прекрасной площадкой для общения международного водного сообщества". А Президент Всемирного водного совета Луи Фишон подчеркнул: "Наша роль, наша задача в следующем: изменить так позиции в сообществе, чтобы поставить существующие водные проблемы в центр обсуждения политиков. В каждой стране нам приходится убеждать политиков и экономистов в том, что приоритет вопросов воды и канализации является наиболее важным. К сожалению, во многих странах вода не является приоритетом. Форум в Стамбуле будет отличаться от предыдущего, который был в Мексике, тем, что мы будем придавать большее значение политической стороне вопроса, присутствию политических лидеров на государственном, региональном уровнях" <12>. -------------------------------- <12> Final Report // Официальный сайт Пятого Всемирного водного форума. URL: http://worldwaterforum5.org/.

Действительно, на форуме присутствовало большое число глав государств и правительств государств (так называемый политический процесс форума включал саммит глав государств, на котором участвовали Принц Монако Альберт II, Президент Таджикистана Эммомали Рахмон, Президент Ирака Джалал Талабани, а также премьер-министры Тувалу, Марокко, Кыргызстана, Южной Кореи, бывший Премьер-министр Японии Еширо Мори, а также глава Департамента экономических и социальных вопросов (Секретариат механизма "ООН - водные ресурсы"), Генеральный директор ЮНЕСКО и Генеральный директор ОЭСР). Саммит проходил под председательством Президента Турции и завершился подписанием Стамбульской декларации глав государств по водным ресурсам, в которой содержится призыв ко всем государствам мира принимать эффективные меры и гарантировать всеобщий доступ населения к питьевой воде, а также подчеркивалась необходимость межгосударственного сотрудничества в сфере эффективного управления водными ресурсами. Помимо Саммита глав государств параллельно проходил Министерский процесс (участвовали 85 министров, 19 заместителей министров, 19 высоких представителей международных организаций). Данным процессом руководил Генеральный секретарь Пятого форума Октай Табасаран (будучи одним из пяти известных в Германии и Европе экотехнологов, Октай Табасаран в течение ряда лет является советником министра экологии Германии) <13>. Итогом процесса также стало Стамбульское министерское заявление. Помимо этого, политический процесс форума включал в себя парламентский диалог (участвовали 250 парламентариев, руководство осуществлялось спикером Национальной ассамблеи Турции Коксалом Топтаном) <14>. Однако наряду с политическим процессом форума проходили также тематический и региональный процессы. -------------------------------- <13> Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. URL: htpp://www. mnr. gov. ru // Публикации Федерального агентства водных ресурсов 23 июня 2008 г. <14> Istanbul Water Consensus. URL: http:// www. worldwatercouncil. org/ fileadmin/ wwc/ World_Water_Forum/ WWF5/ Istanbul_Water_Con-sensus_Eng_Final. pdf.

Тематический процесс включал в себя работу по шести основным темам дискуссий: глобальные изменения и управление рисками (координаторы - ЮНЕП и ВМО); развитие человеческого потенциала и достижение Целей Тысячелетия (координаторы - Механизм "ООН - водные ресурсы" и ФАО); защита водных ресурсов (Американская ассоциация водных ресурсов и Турция); управление водными ресурсами (Механизм "ООН-ХАБИТАТ"); финансирование (Всемирный банк), образование, создание банков данных и наращивание потенциала (ЮНЕСКО) <15>. -------------------------------- <15> 5th Forum Top 25 Highlights - Thematic Programme. URL: http:// www. worldwatercouncil. org/ index. php? id= 2544&L= 0%2C24%25title%3Dtarget%3Dtarget%3Dtitle%3D.

Всемирный водный форум в Стамбуле может считаться примером взаимодействия акторов мировой политики, так как наряду с перечисленными процессами шел еще один: процесс основных групп, перечисленных в Повестке на XXI век: женщины, молодежь и дети, бизнес и промышленность, местные правительства, сектор науки и технологии, профсоюзы, коренные народы государств, фермеры и НПО. Что касается женщин, то на форуме были представлены такие организации, как Women and Gender Coalition (включающая более 50 организаций), Women for Water Partnership, Gender and Water Alliance, Women's Water Platform for Turkey, Women Farmers Advancement Network. Дети также приняли участие в форуме: 135 детей в возрасте 11 - 16 лет из 21 страны провели свой Детский форум, пытаясь ответить на три главных вопроса: почему вода важна для нас, что мы можем сделать для эффективного управления водными ресурсами, а также что могут сделать взрослые и лица, принимающие политические решения. Была подписана Декларация Детского форума. Помимо Детского форума проходил и Молодежный форум (в нем приняли участие 200 молодых людей в возрасте 18 - 30 лет) на тему "Роль молодежи в устранении границ, разделяющих воду". Сектор НПО также был широко представлен на форуме: в нем приняли участие более 600 представителей из 100 неправительственных организаций мира. Координатором их деятельности стала международная сеть НПО The Freshwater Action Network. Участником форума стал и сектор бизнеса (Международная торговая палата, Международная ассоциация инвесторов, Ассоциация производителей бутилированной питьевой воды), а также фермеры (Международная федерация производителей сельскохозяйственной продукции) <16>. -------------------------------- <16> 5th Forum Top 25 Highlights - Panels. URL: http:// www. worldwatercouncil. org/ index. php? id= 2543&L= 0%2C24%25title%3Dtarget%3Dtarget%3Dtitle%3D.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Пятый Всемирный водный форум вывел данный институт на качественно иной уровень. Во-первых, расширился количественный состав участников форума (рекордные 30 тысяч), во-вторых, обращает на себя внимание качественный состав участников и их представительность и значимость (главы и премьер-министры государств, генеральные директора крупнейших ТНК, руководители международных и неправительственных организаций). В-третьих, значительно разнообразилась сама программа форума, в особенности политический, министерский, тематические процессы). В-четвертых, возрос интерес общественности к проблемам пресноводных ресурсов, что демонстрирует большое количество гостей выставки форума и участие в подготовительном процессе данного мероприятия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что Всемирный водный совет является международной многосторонней платформой. Обеспечив платформу для поддержания дискуссий и обмена опытом, Совет стремится достигнуть общего стратегического видения по управлению водными ресурсами и водоснабжением среди всех стейкхолдеров в водном сообществе. В процессе Совет также ускоряет инициативы и действия, из результатов которых формируется его крупнейший продукт - Всемирный водный форум. За несколько лет ВВС посредством форума руководил движением от Всемирного водного видения до определения конкретных действий и обязательств на основе Третьего форума. Совет также сыграл стратегическую роль в продвижении и содействии созданию диалогов на бассейновом, местном и национальном уровнях по пересекающимся проблемам, которые не были еще полностью решены. К числу ключевых диалогов относятся диалоги "Вода для продовольствия и окружающей среды" и "Вода и климат". Одним из главных достижений Совета является его вклад в повышение осведомленности о глобальных водных проблемах и политическую мобилизацию, чего он достиг посредством Всемирного водного форума. Служащий в качестве ступеней к глобальному сотрудничеству по водным проблемам, форум является уникальной платформой, где водное сообщество и лица, вырабатывающие политику и принимающие решения, из всех регионов мира могут собираться вместе, обсуждать и пытаться найти решения к достижению водной безопасности. Повышение актуальности проблемы дефицита пресноводных ресурсов в мире обусловливает также и эволюцию Всемирных водных форумов. Из эпизодического события в жизни международного сообщества водные форумы превращаются в центральную площадку, своеобразную Генеральную ассамблею в области гидрополитики. 12 - 17 марта 2012 г. в Марселе пройдет Шестой Всемирный водный форум, который обещает стать прорывом. Заявленная тематика форума ("Время решений") отражает решительность организаторов в преодолении негативной тенденции ухудшения ситуации в области пресноводных ресурсов и убеждение в необходимости принятия конкретных решений. С целью получения максимальной пользы от двух финалистов высочайшего уровня, Франции и Южной Африки, управляющие Всемирного водного совета предложили этим странам работать сообща. Французская кандидатура продемонстрировала желание привлечь народ на региональном уровне к глобальным обсуждениям вокруг воды, но в то же время четко показала, что одних только обсуждений недостаточно. Франция взяла на себя обязательство превратить Всемирный водный форум в 2012 г. в "Форум решений", опираясь на многочисленные конкретные достижения, которые Франция имеет в сфере экологии <17>. -------------------------------- <17> World Water Forum "Time for solution", provisional program. URL: http:// www. worldwaterforum6.Org/ fileadmin/ user_upload/ pdf/ PreProgramme_ 6th_ World_ Water_ Forum_ Marseille_ 2012_ rev092011.pdf.

Основные цели и задачи форума определил Президент Франции Николя Саркози во время официального объявления о подготовке к форуму: "Мой первый взгляд на процесс, который мы будем вести в преддверии Шестого Всемирного водного форума, является одновременно простым и сложным: сделать воду охраняемым ресурсом, чтобы его можно было распределять внутри и между стран. Таким образом, мы берем на себя вызов разумного и совместного управления ресурсом воды. Для этого следует поместить воду в центр всех политических курсов. Я бы хотел, чтобы будущий форум в Марселе стал процессом, который бы поставил совершенно новый акцент на воду, был открыт для всех участвующих сторон, по образу конференции "Гренель об окружающей среде" (мультипартийное совещание по социальным вопросам в 1968 г. на улице Гренель)" <18>. -------------------------------- <18> Официальное объявление о подготовке к Шестому Всемирному водному форуму в Марселе 2012 г. Речь Президента Республики. Елисейский дворец, 2 июня 2010 г. URL: http://www. cawater-info. net/6wwf/speech_president. htm.

Главными отличительными чертами форума должны стать: 1. Предпочтение действию, а не теоретическому рассуждению и дебатам. 2. Поддержка продолжительных конкретных обязательств посредством дополнительного механизма. 3. Вовлечение широкого круга участников (в духе французской модели "Гренель"). 4. Организация настоящей мобилизации граждан в дружественной, праздничной и народной атмосфере <19>. -------------------------------- <19> Предложение по плану выработки стратегий ВВС и линии Шестого ВВФ по Управлению обеспечением водой и управлению спросом на воду / Под ред. проф. Джун Ксиа. Член Комитета управляющих ВВС Президент Международной ассоциации по водным ресурсам (ИВРА). 18 июня 2010 г. Пекин, заседание Комитета управляющих. URL: http://www. cawater-info. net/int_org/wwc/pdf/str6wwf. pdf.

Более того, уже выбраны три стратегических направления форума: 1) обеспечить благосостояние каждого; 2) внести вклад в экономическое развитие; 3) беречь голубую планету. Структура Шестого форума будет идентична структурной организации пяти предыдущих форумов: политический процесс, тематический процесс, региональный процесс, местный и гражданский процессы. Таким образом, очевидно, что провозглашенные цели и задачи по поиску решений глобального водного кризиса очень амбициозны. Вместе с тем на протяжении уже двух лет Правительством Франции, Всемирным водным советом ведется активная подготовительная работа (Всемирные недели водных ресурсов в Стокгольме, Сингапуре, многочисленные водные выставки). Итак, можно сделать ряд выводов. Во-первых, Всемирный водный совет по праву превращается в политический центр мирового водного сообщества. Всемирные водные форумы являются самой представительной площадкой для обсуждения актуальных проблем в области пресноводных ресурсов. При этом намечается тенденция повышения роли и престижности форумов в мировой политике: с каждой конференцией увеличивается количество и повышается уровень участников, задачи ставятся все амбициознее. Происходит постепенная институционализация форумов, которая отражает актуальность проблематики кризиса водных ресурсов, а также необходимость поиска эффективной управленческой стратегии. Во-вторых, изменяется сама повестка дня форумов, что отражает глобальные тенденции: от необходимости аналитического прогноза, глубокого изучения проблем в области водных ресурсов к поиску конкретных решений глобального водного кризиса. Более того, подчеркивается необходимость подключения всех возможных акторов мировой политики, включая НПО и ТНК. В-третьих, становится очевидной обеспокоенность мирового сообщества проблемами наступления глобального кризиса пресноводных ресурсов, что выражается в активном участии в мероприятиях Всемирного водного совета, а также в подготовительных процессах форумов, в работе в волонтерских центрах Совета (более 20 по всему миру). Мировое сообщество напрямую столкнулось с угрозой водного голода, что диктует потребность в принятии конкретных эффективных действий. Это повышает давление на правительства государств, на деятельность ТНК, международных организаций и НПО. Форумы являются уникальной площадкой для дискуссии как представителей гражданского общества, так и политического руководства. Поэтому России следует рассмотреть перспективу более активного участия в мероприятиях водного Совета, в особенности Всемирных водных форумов, так как именно они сегодня формируют международную стратегию в области пресноводных ресурсов.

Название документа