Очередь для внеочередников

(Гурченков С.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 9)

Текст документа

ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ ВНЕОЧЕРЕДНИКОВ

С. ГУРЧЕНКОВ

Сергей Гурченков, ведущий специалист юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области.

В силу профессиональной деятельности автору приходилось сталкиваться со случаями, когда на просьбы граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди, органы местного самоуправления отвечали отказом, ссылаясь на то, что предоставление жилья заявителям нарушит права иных лиц, которые также обладают аналогичной льготой, но до настоящего времени не обеспечены жилыми помещениями. К сожалению, в ЖК РФ отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено вне очереди. Поэтому оно выделяется с установленной очередностью по списку внеочередников, который формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

В некоторых случаях суды общей юрисдикции отказывали гражданам в удовлетворении исков о предоставлении жилья вне очереди, полагавшегося им по закону.

Так, решением Калужского районного суда Калужской области от 17.12.2007, оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 07.02.2008, гражданке К., ввиду тяжелой формы хронического заболевания имеющей право на внеочередное получение жилого помещения, в предоставлении жилья было отказано.

Обосновывая свое решение, суд первой инстанции указал следующее:

"Несмотря на то что истица К. имеет право на получение жилого помещения вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором К. состоит под номером 275. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице К., то суд приходит к выводу о том, что предоставление жилья семье истицы должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней".

В связи с изложенным возникают интересные вопросы: предполагает ли внеочередное предоставление жилья включение гражданина в какую-либо очередь и должно ли такое жилье предоставляться в порядке очередности по списку внеочередников (в зависимости от времени включения их в данный список)?

Постараемся ответить на эти вопросы.

С точки зрения закона...

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Как известно, из общего правила есть исключение. И это исключение закреплено ч. 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Данные заболевания приведены в соответствующем Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, перечисленными в п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 57, право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья.

Полагаю, что отсутствие в ЖК РФ данного указания говорит о том, что жилье должно предоставляться гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т. е. на очередность лиц равной категории.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди.

Более того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение Самарского областного суда от 12.10.2007, которым признан недействительным п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище", предусматривавший, что граждане, имеющие в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, указала, что установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 46-Г07-33).

...и суда

"В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет" (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 36).

Изложенная позиция также отражена в Определении Верховного Суда РФ от 30.09.2008 N 85-В08-3, которым были отменены вышеназванные решение Калужского районного суда Калужской области от 17.12.2007 и Определение Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 07.02.2008.

В отношении детей-сирот Верховный Суд РФ отметил следующее.

"Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Доводы ответчиков при рассмотрении дел о предоставлении жилья вне очереди детям-сиротам о том, что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе" (Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 10. С. 21).

Итак, с учетом изложенного считаем, что ответить на вопросы, поставленные выше, можно следующим образом: внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.

------------------------------------------------------------------

Название документа