Договор аренды лесных участков
(Константинов П. Ю.) ("Арбитражные споры", 2011, N 4) Текст документаДОГОВОР АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ
П. Ю. КОНСТАНТИНОВ
Константинов П. Ю., судья Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, кандидат юридических наук.
Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га - это почти половина территории страны и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции <1>. -------------------------------- <1> Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009.
Особым способом использования лесов является их аренда. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не решают, к сожалению, всех проблем в правовом регулировании и реализации договоров аренды лесных участков. Именно поэтому вопросы заключения и исполнения таких договоров представляют собой объект для серьезных теоретико-практических исследований, которых в юридической науке пока недостаточно <2>. -------------------------------- <2> См. например: Быковский В. К. Указ. соч.; Его же. Договор аренды лесного участка как правовая форма осуществления предпринимательской деятельности по использованию лесов // Предпринимательское право. 2008. N 2; Зиновьева О. А. Понятие леса и лесного участка в новом Лесном кодексе Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 4; Мельникова Ю. В. Виды сделок с лесными участками // Нотариус. 2008. N 1; Ее же. Понятие лесного участка как объекта гражданских прав // Юрист. 2008. N 1; Ее же. Правосудие в сфере сделок с лесными участками // Российский судья. 2008. N 1; Филимонов Н. Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты) // Юридический мир. 2009. N 4.
В судебно-арбитражной практике, в свою очередь, количество споров, связанных с арендой лесных участков, увеличивается, что свидетельствует о необходимости как дальнейшего научного осмысления названных проблем, так и совершенствования в этой части гражданского и лесного законодательства Российской Федерации. Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2007 года, внес определенные новеллы в правовое регулирование аренды участков лесного фонда. Так, статьей 7 ЛК РФ впервые установлено понятие "лесной участок", подразумевающее земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Лесной участок как объект гражданских прав представляет собой имущество (недвижимую вещь) в виде комплекса земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, границы которого определяются в соответствии с ЛК РФ <3>. -------------------------------- <3> Мельникова Ю. В. Понятие лесного участка как объекта гражданских прав // Юрист. 2008. N 1.
Согласно статье 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; гражданам - в безвозмездное срочное пользование и в аренду. В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. В этой связи в научной литературе договоры аренды лесных участков относят к гражданско-правовым договорам <4>. Гражданским законодательством устанавливаются общие принципы регулирования данных отношений. Лесное законодательство выполняет иную роль: оно отражает специфику регулирования соответствующих отношений, которая связана с особенностями леса как объекта, ограниченного в гражданском обороте. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <4> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 19.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. Перечень видов использования лесов приведен в статье 25 ЛК РФ, где также закреплено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. На практике возник вопрос об использовании лесного участка для нескольких целей различными лесопользователями. Ранее в статье 80 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года было определено, что участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям. В действующем ЛК РФ нет такого однозначного решения этого вопроса. Ответ на него был дан в судебной практике. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в Постановлении от 27.07.2010 N 2111/10 отметил возможность предоставления лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, где ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно. Указанная правовая позиция ВАС РФ основана на системном толковании положений статей 25, 72 ЛК РФ. Согласно части 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Однако в силу пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Правомочия такого арендатора будут ограничены в случаях, предусмотренных статьей 5 названного Закона, то есть до приведения договора в соответствие с ЛК РФ, а также если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся. Среди ограничений можно назвать отсутствие права сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Из этого исходит и судебная практика.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об отказе в государственной регистрации соглашения о переходе права аренды по договору аренды лесного участка. Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении заявления отказано. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку на момент подписания соглашения о переходе права аренды от предприятия к другому лицу кадастровый учет арендуемых лесных участков осуществлен не был (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.11.2010 N Ф03-7814/2010).
Другой отличительной чертой договора аренды лесного участка является его срочный характер. В отличие от ГК РФ, который допускает заключение договора на неопределенный срок (пункт 2 статьи 610 ГК РФ), договор аренды лесного участка заключается только на конкретный срок, который устанавливается в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (часть 4 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 3 статьи 72 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов), пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ (заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ). Договор аренды лесного участка заключается в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ, на срок до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 ЛК РФ, - на срок от одного года до сорока девяти лет. Таким образом, в соответствии с ЛК РФ срок договора аренды лесного участка законодательно ограничен только минимальными и максимальными пределами. Сроки аренды, не выходящие за пределы минимального и максимального сроков, устанавливаются по соглашению сторон (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2009 по делу N А21-5802/2008 и от 12.11.2009 по делу N А26-460/2009).
В соответствии с частью 5 статьи 72 ЛК РФ и статьей 621 ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Вместе с тем ЛК РФ не регламентирует процедуру реализации этого права, что свидетельствует о необходимости дальнейшего уточнения данных правовых норм.
Особого внимания заслуживает и порядок определения размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, установленный ЛК РФ. В отличие от видов арендной платы, установленных в пункте 2 статьи 614 ГК РФ, арендная плата по договору аренды лесного участка устанавливается только в денежной форме (статья 73 ЛК РФ), а ее размер, условия и сроки внесения являются существенными условиями рассматриваемого договора. ЛК РФ вводит и специальный порядок исчисления арендной платы. В основу определения размера арендной платы положен минимальный размер арендной платы (часть 1 статьи 73 ЛК РФ). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ). При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 ЛК РФ). В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ ставки платы, с учетом которых определяется арендная плата, устанавливаются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на лесные участки. Так, Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310. В судебной практике был поднят вопрос о возможности согласования сторонами договора аренды лесных участков размера арендной платы, превышающего минимальный размер, предусмотренный названным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Агентство лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (далее - кооператив) о взыскании 2 361 231 руб. 71 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 (1 105 528 руб. 17 коп. - в федеральный бюджет, 1 255 703 руб. 54 коп. - в областной бюджет), 92 199 руб. 10 коп. пеней (37 688 руб. 10 коп. - в федеральный бюджет за период с 16.02.2009 по 18.07.2010 и 54 511 руб. 00 коп. за период с 16.09.2008 по 18.07.2010 - в областной бюджет), а также о расторжении договора аренды лесного участка от 18.12.2007. Из материалов дела следует, что агентство (арендодатель) и кооператив (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 18.12.2007 сроком до 21.12.2048. В приложении N 3 к договору стороны согласовали объем использования леса для заготовки древесины - 39,9 тыс. куб. м. Пунктом 3.4.2 указанного договора установлена обязанность кооператива по внесению арендной платы в размере и сроки, которые установлены ежегодно подписываемыми сторонами протоколами согласования арендной платы. В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 годовой размер арендной платы за пользование лесным участком устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии с положениями статьи 73 ЛК РФ, с учетом коэффициента превышений по договоренности сторон 1,7. По условиям договора арендная плата состоит из двух частей: - исчисленная по минимальным Ставкам за единицу объема лесных ресурсов, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, и подлежащая перечислению в федеральный бюджет (минимальный размер); - исчисленная путем применения к минимальным ставкам коэффициента превышения 1,7 и подлежащая перечислению в бюджет Архангельской области (превышение над минимальным размером). Согласно пункту 2.5 договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы и пунктами 2.2, 2.3, 2.4 договора, фиксируется в протоколах согласования размера арендной платы, подписываемых обеими сторонами, вносится в течение года частями в процентном отношении от годового размера (первый взнос производится 15 февраля и составляет 15% от годового размера). В силу пункта 2.6 договора аренды при изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема. Протокол согласования размера и сроков внесения арендной платы к договору от 18.12.2007 подписан сторонами без возражений. Протоколы согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2008, 2009, 2010 годы направлены агентством в адрес кооператива, однако ответчиком не подписаны. По акту приема-передачи от 18.12.2007 лесной участок площадью 15 724,4 га передан в аренду ответчику. Договор зарегистрирован 17.04.2008 в установленном законом порядке. Претензией от 10.12.2009 арендодатель потребовал от арендатора погасить задолженность по арендной плате. Поскольку требование претензии не было выполнено, агентство обратилось в арбитражный суд. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными по праву и размеру. Кассационная инстанция согласилась с выводами судов, указав следующее. Согласно принципу свободы договора, установленному статьей 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). Положения статьи 73 ЛК РФ касаются порядка определения и уплаты арендной платы за пользование лесным участком. Изучив требования статьи 73 ЛК РФ, суд первой инстанции обоснованно установил, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации; по соглашению сторон может быть установлен более высокий размер арендной платы. Следовательно, размер арендной платы по спорному договору установлен в соответствии с требованием закона (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2011 по делу N А05-9746/2010).
Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2010 по делу N А05-20715/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2011 по делу N А45-14063/2010 и от 07.04.2011 по делу N А45-14064/2010. При рассмотрении указанных дел суды пришли к правомерному выводу о том, что законом не установлено ограничение на согласование сторонами размера арендной платы, превышающей минимальный установленный размер.
Особое внимание следует уделить нормам ЛК РФ, регламентирующим порядок заключения рассматриваемого договора. ЛК РФ устанавливает различный порядок заключения договоров аренды лесных участков в зависимости от вида использования лесов. В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи. Основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды. Договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации. В главе 8 ЛК РФ освещены вопросы организации и проведения аукционов, предметом которых является право на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо договоров купли-продажи лесных насаждений. Аукцион наряду с конкурсом является одной из форм заключения договора путем проведения торгов (статья 447 ГК РФ). Основным отличием конкурса от аукциона является способ определения лица, выигравшего торги, то есть победителя. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее максимальную цену, а по конкурсу - лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Аукционы и конкурсы могут быть закрытыми и открытыми: в открытом аукционе или конкурсе может участвовать любое лицо, в закрытом - только лица, специально приглашенные для этой цели. Аукцион, предусмотренный статьей 78 ЛК РФ, является открытым. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (статья 449 ГК РФ). Основанием для этого являются такие нарушения, которые могли повлиять на определение результатов торгов. Указанные правовые нормы применяются судами при рассмотрении споров о признании недействительными аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к государственному комитету Псковской области по лицензированию и природопользованию (далее - комитет) о признании недействительным открытого аукциона, состоявшегося 13.05.2008, по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в иске отказано. Как следует из материалов дела, комитетом объявлено о проведении 13.05.2008 в 11 час. 00 мин. аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка площадью 10,8 га, расположенного на землях лесного фонда Псковской области в Печорском лесничестве, для выращивания лесных ягодных растений с указанием места проведения, начальной арендной платы в сумме 693 руб., размера задатка и срока подачи заявок. Согласно протоколу от 08.05.2008 приема заявок на участие в аукционе было подано четыре заявки, к участию в аукционе допущены ООО "Ягодные россыпи", ООО "Руно" и предприниматель, о чем указанные лица извещены соответствующими уведомлениями от 08.05.2008. 13.05.2008 в период с 11 час. 05 мин. до 11 час. 25 мин. был проведен аукцион. Как следует из отчета от 13.05.2008 о результатах аукциона, предприниматель на аукцион не явился; присутствовавший на аукционе представитель предпринимателя предъявил доверенность от 04.05.2008; большинством голосов членов комиссии принято решение о невозможности участия представителя предпринимателя в аукционе ввиду отсутствия соответствующих полномочий в предъявленной доверенности. Таким образом, фактически в торгах участвовали представители двух из трех допущенных участников. В соответствии с протоколом от 13.05.2008, составленным по результатам проведенного аукциона, победителем аукциона признано ООО "Ягодные россыпи", предложившее наивысшую цену - 40 500 руб., с которым заключен договор от 22.05.2008 аренды лесного участка сроком на 49 лет. Предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о признании аукциона недействительным, считая, что при его проведении были допущены следующие нарушения: аукцион проводился не путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона", а путем предложения наибольшей цены; представитель предпринимателя, полномочия которого были оформлены доверенностью, необоснованно не был допущен к участию в аукционе. Суд кассационной инстанции вынесенные по делу судебные акты отменил и иск удовлетворил, поскольку представитель предпринимателя был необоснованно не допущен к непосредственному участию в аукционе. Исходя из текста доверенности, следует, что предприниматель предоставил своему представителю широкий круг полномочий, не исключая участие в аукционах с целью заключения договоров аренды движимого и недвижимого имущества на территории Псковской области. Неучастие в торгах представителя лица, допущенного по результатам рассмотрения заявки к участию в аукционе, по причине непризнания организатором торгов наличия у представителя таких полномочий лишило это лицо возможности заявлять свои предложения по цене. Необоснованное воспрепятствование представителю лица, допущенного к участию в аукционе, непосредственно участвовать в его проведении является существенным нарушением правил проведения торгов, поскольку в случае участия в аукционе этот участник мог повлиять на результаты торгов. С учетом изложенного торги, проведенные с нарушением правил, выразившимся в необоснованном отстранении от участия в аукционе лица, ранее признанного участником аукциона, согласно статье 449 ГК РФ признаны судом кассационной инстанции недействительными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2009 по делу N А52-1258/2008).
Не требуется проведение аукциона в случаях переоформления в соответствии с ЛК РФ договоров аренды участков лесного фонда, заключенных в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года. В силу Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" указанные договоры приводятся в соответствие с ЛК РФ в порядке определенной процедуры, по итогам которой заключается новый договор аренды, отвечающий требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Судебная практика исходит из того, что действующим лесным законодательством Российской Федерации не предусмотрено прекращение действия существующих договоров аренды участков лесных фондов, в случае если от арендатора в срок до 1 января 2009 года не поступило заявление о его переоформлении (Постановления ФАС Уральского округа от 15.03.2010 N Ф09-1536/10-С6 и Ф09-1533/10-С6, от 11.03.2010 N Ф09-1458/10-С6, от 10.03.2010 N Ф09-1468/10-С6 и Ф09-1402/10-С6, от 09.03.2010 N Ф09-1411/10-С6 и Ф09-1378/10-С6). В правоприменительной практике возникают вопросы возможности переоформления договоров аренды участков лесного фонда, заключенных в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, в случае изменения определенного в договоре вида использования лесного участка.
Так, например, при рассмотрении иска прокурора о признании недействительным договора аренды лесного участка суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что изменение определенного в договоре вида использования лесного участка (участок лесного фонда был предоставлен для культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целей) на эксплуатацию автодорог (размещение объектов дорожного сервиса) противоречит статьям 21, 45, 74 ЛК РФ и не может быть осуществлено в порядке переоформления ранее заключенного договора аренды. Указанная позиция суда основана на положениях пункта 10 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", согласно которому при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.04.2010 по делу N А78-5141/2009).
Проведенный анализ норм, регулирующих порядок заключения и исполнения договоров аренды лесных участков, позволяет сделать следующие выводы. Учитывая особенности предмета договора аренды лесных участков, ограниченного в гражданском обороте, отношения сторон в таком договоре регулируются не только нормами гражданского законодательства, но и нормами лесного законодательства Российской Федерации. Действующим лесным законодательством Российской Федерации не предусмотрено прекращение действия существующих договоров аренды участков лесных фондов, в случае если от арендатора в срок до 1 января 2009 года не поступило заявление о его переоформлении. При приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. Согласно ЛК РФ срок договора аренды лесного участка императивно ограничен только минимальными и максимальными пределами; иные сроки аренды, не выходящие за пределы минимального и максимального сроков, устанавливаются по соглашению сторон. ЛК РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Размер арендной платы по договору аренды лесных участков определяется на основе минимальных ставок, то есть не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, и законом не установлено ограничение на согласование сторонами размера арендной платы, превышающей минимальный установленный размер. В ЛК РФ, как уже указывалось, необходимо урегулировать вопрос реализации арендатором преимущественного права на заключение нового договора аренды.
Название документа