О возможности сертификации энергии, вырабатываемой в процессе использования биогаза и биодизеля
(Карасевич В. А., Дудиков М. В.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2011, N 4) Текст документаО ВОЗМОЖНОСТИ СЕРТИФИКАЦИИ ЭНЕРГИИ, ВЫРАБАТЫВАЕМОЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОГАЗА И БИОДИЗЕЛЯ
В. А. КАРАСЕВИЧ, М. В. ДУДИКОВ
Карасевич В. А., эксперт Программного комитета А устойчивого развития Международного газового союза, кандидат технических наук, директор Научно-технического центра "Энергосбережение и энергоэффективность" ОАО "Газпром промгаз".
Дудиков М. В., эксперт Совета Федерации, академик Международной академии минеральных ресурсов, кандидат юридических наук, доцент, заведующий отделом нормативного обеспечения энергосбережения ОАО "Газпром промгаз".
Регулирование отношений, связанных с использованием энергии на основе возобновляемых источников за рубежом <1>
Зарубежные производители энергии на основе возобновляемых источников получают специальные "зеленые" сертификаты, подтверждающие, что они произвели и продали на рынке определенный объем возобновляемой, или "зеленой", энергии. Выпускают такие сертификаты специальные органы, получившие название "выпускающие". В каждой стране по правилам Международной ассоциации RECS (аббревиатура RECS означает Renewable Energy Certificate System, или Система сертификации возобновляемой энергии) может быть только один выпускающий орган. Лучшим аналогом места и роли такого выпускающего органа в системе является положение центрального банка страны в национальной банковской системе. Основной целью RECS является создание международного рынка сертификатов возобновляемой энергии. Нормативным документом, устанавливающим требования, реквизиты, процедуры выпуска и обращения европейских гарантирующих сертификатов, является EECS (European Energy Certificate System, т. е. Европейская система сертификации энергии). При развитии экспорта/импорта энергии от возобновляемых источников автоматически встает вопрос о сопровождении данных операций соответствующими сертификатами и налаживанием системы учета их перемещения. Сертификаты возобновляемой энергии могут использоваться для подтверждения выполнения своих экологических или социальных обязательств не только государством, но и отдельными компаниями. Если в первом случае они являются главным образом статистическим инструментом, то в случае с использованием сертификатов компаниями для подтверждения добровольно принятых ими на себя обязательств они могут становиться предметом коммерческого оборота. Далее, в зависимости от принятой правительством политики в отношении производства и потребления энергии на основе возобновляемых источников возможны различные комбинации требований к производителям и поставщикам такой энергии. Например, в части стран обязательства возлагаются только на поставщиков, в других странах - на производителей и импортеров, в третьих странах - на потребителей этой энергии. Добровольная система принятия компаниями подобных обязательств связана с концепцией устойчивого развития и социальной ответственности бизнеса. Компании принимают на себя добровольные обязательства, которые будут характеризовать их как ответственных агентов той территории, на которой они ведут свой бизнес. Эти обязательства могут включать в себя работу и сотрудничество с местными органами власти и общественными организациями, специальные отношения конструктивного сотрудничества с профсоюзами, обязательства по поддержанию высокого уровня защиты окружающей среды и пр. Гарантирующие, или "зеленые", сертификаты часто являются элементом различных схем поддержки возобновляемых источников энергии. Такой подход может иметь разнообразные методические формы реализации. В одних случаях государство устанавливает обязательные квоты потребления возобновляемой энергии различными потребителями. В других - дотации, преференции и иные виды финансовой помощи. Такие формы определяются исходя из политических, общественных или экономических приоритетов. Целесообразно привести некоторые примеры. В Великобритании используется версия сертификатов Renewables Obligation Certificates (ROCs). "Зеленая" сертификация в форме ROCs является обязательной и поддерживает систему квотирования. Все лицензированные поставщики электроэнергии обязаны поставлять определенный ее процент в виде энергии от возобновляемых источников, и этот процент ежегодно увеличивается (от 5,5% в 2005 - 2006 гг. до 15,4% в 2015 - 2016 гг.). При возникновении затруднений с выполнением обязательств поставщики могут покупать "зеленые" сертификаты, покрывающие недостающее количество электроэнергии, по ценам, определяемым рынком, или платить выкупную цену в размере 30 фунтов стерлингов за каждый недопоставленный мВт. ч возобновляемой энергии; обе возможности могут использоваться в комбинации. В Австралии используется версия сертификатов Renewable Energy Certificates. Национальная цель - 9500 гВт. ч дополнительной электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) к 2010 г. Обязательства распределяются между всеми розничными поставщиками и оптовыми покупателями электроэнергии. Штраф за невыполнение обязательств составляет 40 австр. долл./мВт. ч. Цены на сертификаты обычно устанавливаются на основе соглашений между участниками рынка электрической и иной энергии. Базовая схема "зеленой" сертификации, получившая признание, связана с системой налоговых льгот и была разработана в Нидерландах (версия Green Certificates). В этом случае потребление энергии, произведенной не на базе ВИЭ, облагается налогом либо имеются налоговые льготы для производителей энергии из возобновляемых источников. "Зеленые" сертификаты выполняют кредитную функцию при реализации новых проектов. Следует согласиться с предлагаемым механизмом регулирования отношений, связанных с выработкой и использованием энергии на основе возобновляемых источников. Такой механизм формируется следующим образом. Государство возлагает обязательства по потреблению/покупке энергии от ВИЭ на участников оптового рынка, а через них и на всех потребителей, представленных на рынке прямо или опосредованно, кроме физических лиц. Будучи включенным в федеральный закон, это обязательство должно быть установлено соответствующими процессуальными нормами, а также в договорах присоединения. Производители энергии на основе возобновляемых источников после производства и продажи энергии на оптовом или розничном рынке обращаются в специальный выпускающий орган (ВО) за соответствующим количеством сертификатов. ВО выпускает сертификаты в пользу производителей энергии на основе ВИЭ, которые прошли процедуру регистрации в ВО. Для получения сертификатов производители ВИЭ должны представить соответствующие подтверждающие документы: копии договоров, акты, данные измерений и т. п. в соответствии с разработанными и установленными правилами. Для запуска российской системы "зеленой" сертификации авторы упомянутой в сноске работы предлагают принять Федеральный закон "О поддержке использования возобновляемых источников энергии", а также решение собрания уполномоченных представителей производителей, поставщиков, крупных потребителей электрической и иной энергии (участников рынка). В работе также указано, что оптимальным вариантом было бы первоначальное образование демонстрационной добровольной системы "зеленой" сертификации в виде специального проекта с ее разделением на обязательную и добровольную системы в дальнейшем <2>. -------------------------------- <2> Там же.
Итак, подводя итог анализу упомянутых материалов, целесообразно отметить, что за рубежом действуют две формы стимулирования производства и использования ВИЭ. Одна из форм - это "зеленые" сертификаты, которые служат доказательством выполнения обязательств, связанных с использованием ВИЭ. При этом участники, не выполнившие такие обязательства, уплачивают штраф или выкупают сертификаты в объеме, покрывающем недовыполнение. Кроме этого, отсутствие необходимых сертификатов влечет за собой уплату выкупа, обычно превышающего сумму штрафа. Другая форма - наличие соответствующих налоговых преференций в случае выполнения обязательств, связанных с использованием ВИЭ. Не возражая против представленной выше схемы "зеленой" сертификации, авторы настоящей работы предлагают свой механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с выработкой, продажей и использованием энергии на основе возобновляемых источников.
Возможности сертификации энергии, вырабатываемой в процессе использования биогаза и биодизеля в Российской Федерации
В настоящее время правовыми актами, призванными регламентировать использование "зеленых" стандартов, являются распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.12.2009 N 75-р "О добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения "зеленых" стандартов" и от 24.05.2010 N 19-р с таким же названием. Однако указанные акты исполнительного органа государственной власти имеют следующие существенные недостатки. Во-первых, распоряжения направлены на экономию энергии, а не на выработку из возобновляемых источников. Во-вторых, указанные акты не имеют нормативного характера, так как не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", а также Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9449). С целью учета и мониторинга производства и потребления электрической и иной энергии на основе биогаза и биодизеля в Российской Федерации, а также для продажи этой энергии за рубеж следует вводить сертификацию поэтапно.
Первый этап
Первый этап необходим для наработки опыта по сертификации энергии, вырабатываемой в процессе использования биогаза и биодизеля. На этом этапе целесообразна организация добровольной сертификации. Нормативная правовая база в Российской Федерации для этого имеется. Нормативными правовыми актами являются Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Для подтверждения указанных ниже целей необходима сертификация на предмет корреспонденции соответствующим стандартам энергии, вырабатываемой в процессе использования биогаза и биодизеля. Целями стандартизации являются: - повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; - обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); - содействие соблюдению требований технических регламентов; - создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: - добровольного применения документов в области стандартизации; - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; - применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; - недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных выше целей; - недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; - обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для указанных выше целей. Кроме этого, стандарты разрабатываются и утверждаются для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом приведенных выше принципов. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Орган по сертификации: - осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; - выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; - предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; - приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются: - свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя; - правила функционирования системы добровольной сертификации; - изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия; - документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации. Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления указанных документов для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации". Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных выше, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам. Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации <3>. -------------------------------- <3> Ст. 11, 12, 20, ч. 2, Федерального закона "О техническом регулировании".
Одной из организационных форм, созданной для указанных выше целей, могла бы стать саморегулируемая организация. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в упомянутых целях, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида <4>. -------------------------------- <4> П. 1 ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".
Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции: - разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации; - применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов; - образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах; - осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации; - представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; - организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами; - обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации; - осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; - рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации <5>. -------------------------------- <5> Ст. 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".
Саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. Ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций могут создаваться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам. Членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, на профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций, на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права саморегулируемых организаций <6>. -------------------------------- <6> Ст. 24 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".
Имеются также специальные нормы, конкретизирующие регулирование правоотношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В соответствии с этими нормами некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям: 1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) или не менее чем сорока субъектов профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятнадцати субъектов предпринимательской деятельности и не менее чем десяти субъектов профессиональной деятельности; 2) наличие соответствующих документов, в том числе стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования; 3) наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, как способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию <7>. -------------------------------- <7> Ст. 18 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Второй этап
После отработки первого этапа и накопления опыта, который позволит создать устойчивую структуру саморегулируемых организаций, необходимо закрепление соответствующих отношений и сложившихся социально-производственных связей на уровне нормативных правовых актов. В связи с этим целесообразно рассмотреть некоторые варианты нормативных правовых актов.
I вариант
Этот вариант предполагает разработку технического регламента, который может быть принят международным договором, подлежащим ратификации, или межправительственным соглашением, заключаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <8>. -------------------------------- <8> П. 2 ст. 10 Федерального закона "О техническом регулировании".
Технические регламенты принимаются в целях: - защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; - обеспечения энергетической эффективности. Указанные регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: - биологическую безопасность; - взрывобезопасность; - механическую безопасность; - пожарную безопасность; - промышленную безопасность; - термическую безопасность; - химическую безопасность; - электрическую безопасность; - электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; - единство измерений; - другие виды безопасности в указанных выше целях. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения такого регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Указанный регламент должен также содержать требования энергетической эффективности. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями продукции. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения указанных выше целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем). Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры должны применяться с учетом соответствующих экономических факторов - потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции. Выше было отмечено, что технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <9>. -------------------------------- <9> Ст. 10, ч. 2, Федерального закона "О техническом регулировании".
Принятый международным договором технический регламент будет обязывать соблюдать установленные в нем требования всех участников этого договора.
II вариант
Этот вариант предусматривает принятие и реализацию документов в области стандартизации. Целями стандартизации являются: - повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; - обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); - содействие соблюдению требований технических регламентов; - создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: - добровольного применения документов в области стандартизации; - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; - применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; - недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 Федерального закона "О техническом регулировании"; - недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; - обеспечения условий для единообразного применения стандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: - национальные стандарты; - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; - стандарты организаций; - своды правил; - международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; - надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации <10>. -------------------------------- <10> Ст. 13, ч. 8, Федерального закона "О техническом регулировании".
Регистрация международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов осуществляется в порядке, установленном ст. 44 Федерального закона "О техническом регулировании".
III вариант
Третий вариант предусматривает внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Такие изменения и дополнения позволят рассматривать биогаз в качестве объекта регулирования этого Федерального закона. В настоящее время в ст. 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", устанавливающей дефиниции используемых понятий, определено, что газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо - и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо - и нефтеперерабатывающими организациями. Очевидно, что такое определение не охватывает биогаз. Следовательно, при разработке соответствующих изменений и дополнений такое обстоятельство должно быть учтено. В случае такого учета станет возможным применение норм ст. 19 и 27 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации". А именно в соответствии со ст. 19 поставки газа потребителям осуществляются только при соответствии качества поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии. При этом, согласно ст. 27 этого Федерального закона, качество предназначенного для транспортировки газа должно соответствовать государственным стандартам и подтверждаться сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Выводы
Все рассмотренные выше три варианта могут рассматриваться как отдельно, так и одновременно, применяемые в различных комбинациях, и предполагают присоединение российской системы к "зеленой" сертификации к RECS International. В случае реализации перечисленных вариантов целесообразно на первых этапах развития отношений предусмотреть преференции, включая налоговые, кредитные и т. п., как производителям биогаза и биодизеля, а также энергии, вырабатываемой в процессе их использования, так и потребителям такой энергии. В последующем, по мере развития производства указанной энергии, следует предусмотреть долю (в процентном отношении) такой энергии в качестве обязательной от общего количества потребляемой энергии. В случае несоблюдения такого требования необходимо предусмотреть соответствующие санкции, включая неблагоприятные правовые последствия для нарушителей. Однако для реализации предлагаемых вариантов необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)). Необходимость таких изменений и дополнений обусловлена следующими особенностями работ, связанных с получением биогаза и биодизеля: - для процесса извлечения биогаза и биодизеля необходима технология, которая значительно отличается от технико-технологического процесса добычи газа и нефти; - специфика получения биогаза и биодизеля отличается как от переработки обычного природного газа, так и от добычи попутного газа нефтяных месторождений, а также переработки добытой нефти; - процесс получения биогаза и биодизеля связан с повышенным экологическим риском и опасностью для персонала. Предложение по внесению изменений и дополнений в указанные классификаторы корреспондирует с требованиями п. 3 ст. 15 Федерального закона "О техническом регулировании". В соответствии с нормами этого пункта общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области". Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКПД построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности входит (ОКВЭД) в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Этот Классификатор построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе - Statistical classification of economic activities in the European Community. Классификатор используется при решении следующих основных задач, связанных с: - классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; - определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; - разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; - осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; - подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне; - кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах; - обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач <11>. -------------------------------- <11> Введение ОКВЭД.
Внесение соответствующих изменений и дополнений в указанные Классификаторы будет способствовать решению перечисленных выше задач. В случае реализации приведенных предложений выгоды государству очевидны. Во-первых, это позволит избежать использования невозобновляемых источников энергии (например, полезных ископаемых в недрах). Во-вторых, будут введены в действие производственные мощности, центральным звеном которых являются соответствующие производственные комплексы. В-третьих, решаться многие проблемы региона, связанные с высвобождением большого количества работников. А именно налицо снижение социального напряжения, а также мультипликативный эффект. В-четвертых, будет благоприятствовать получению дополнительных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. В-пятых, предлагаемый метод в большинстве случаев не потребует дополнительных налоговых льгот и специальных налоговых режимов. В-шестых, создаст, без дополнительных затрат, мощный импульс для поддержки мелких производителей, обладающих более гибким технико-экономическим потенциалом, чем крупные вертикально интегрированные компании. В-седьмых, снимаются проблемы, связанные с утилизацией отходов животноводческого производства, что позволит сохранить окружающую природную среду от засорения такими отходами. Предлагаемые способы выгодны также субъектам предпринимательской деятельности. Такая выгода обусловлена стимулированием активизации инновационной деятельности предприятий энергопроизводящей отрасли. Кроме этого, предложенные меры значительно повысят самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности.
Название документа