Изъятие земель для размещения автомобильных дорог: проблемы правоприменения и судебная практика
(Абузярова Д. Ф.) ("Юридический мир", 2011, N 9) Текст документаИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Д. Ф. АБУЗЯРОВА
Абузярова Дина Фатиховна, аспирантка кафедры земельного и экологического права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".
Статья посвящена некоторым проблемам, возникающим на практике при изъятии земель для размещения автомобильных дорог. В статье приведен обзор судебной практики по вопросам изъятия земель для указанных целей.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, дорога, правовой режим строительства автомобильных дорог, правовой институт.
Seizure of lands for placement of automobile roads: problems of application and judicial practice D. F. Abuzyarova
The article is devoted to certain problems which arise in practice in case of seizure of lands for placement of automobile roads. The article gives a review of judicial practice on the issues of seizure of lands for the stated purposes.
Key words: automobile transport, road, legal regime of construction of automobile roads, legal institute.
При строительстве автомобильных дорог часто возникают ситуации, когда необходимо произвести изъятие земельных участков, обремененных правами физических и юридических лиц. Кроме того, земельные участки, необходимые для размещения автомобильных дорог, могут относиться к различным категориям земель, в частности к землям сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фондов. Важно отметить, что процедуре изъятия земель для строительства автомобильной дороги предшествует целый ряд подготовительных работ. Кроме того, на стадии выбора земельного участка разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта, устанавливаются границы земельных участков, на которых будет располагаться автомобильная дорога, определяются правообладатели таких участков. Только после выполнения всех вышеперечисленных подготовительных работ можно начинать процедуру изъятия земельных участков с последующим их предоставлением для строительства автомобильной дороги. Выполнение этих работ требует длительного времени, поэтому в тех случаях, когда необходимо в кратчайшие сроки предоставить земельные участки для строительства важных государственных объектов, государство вынуждено устанавливать специальные правила по изъятию земельных участков. Возможность принятия специальных нормативных правовых актов, предусматривающих исключения из общих правил изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, установлена подп. 3 п. 1 ст. 49 ЗК РФ. Примерами реализации указанной правовой нормы является принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> и Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" <2>. Так, в соответствии с последним на территории инновационного центра "Сколково" полномочия по изъятию земельных участков для нужд субъекта РФ и для муниципальных нужд осуществляет специально созданная Управляющая компания Центра. Кроме того, в целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории именно Управляющая компания организует строительство и дальнейшую эксплуатацию автомобильных дорог. Принятие подобных Законов свидетельствует о том, что существующая процедура изъятия земель, установленная ЗК РФ, не позволяет осуществлять строительство автомобильных дорог в условиях сокращенных временных сроков. -------------------------------- <1> О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582. <2> Об инновационном центре "Сколково": Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.
В связи с этим ряд юристов не исключают возможности повторения ситуации с изъятием земель для строительства олимпийских объектов при строительстве других объектов, имеющих такое же важное значение для государства <3>. С нашей точки зрения, отдельное правовое регулирование может потребоваться и для строительства автомобильных дорог. Если учитывать, что основной целью развития транспортной системы РФ в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года <4> является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами, то становится очевидным, что для достижения указанной цели потребуются изменения в ряде подготовительных процедур при строительстве новых и реконструкции старых автомобильных дорог, в том числе и в процедуре изъятия земель. -------------------------------- <3> См.: Лебедева Е. В. Основные положения и комментарии к принятым изменениям в законодательстве. Редакционный материал Круглого стола "Актуальные проблемы земельно-имущественных отношений: практика и пути решения" // Жилищное право. 2008. N 7. С. 6. <4> См.: Транспортная стратегия Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 02.04.2010).
Согласование условий изъятия земельнотомобильных дорог. Поэтому отсутствие соглашения об условиях такого изъятия существенно увеличивает сроки дальнейшего строительства. В этой связи важно на начальном этапе согласовать все необходимые условия последующего изъятия.
Название документа