Влияние конституционных основ на систематизацию норм-принципов экологического законодательства

(Бажайкин А. Л.) ("Экологическое право", 2013, N 6) Текст документа

ВЛИЯНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ НОРМ-ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А. Л. БАЖАЙКИН

Бажайкин Анатолий Леонидович, доцент кафедры гражданского права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье раскрываются аспекты влияния конституционных норм на систематизацию норм-принципов экологического законодательства, закрепленных в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и иных нормативных правовых актах, а также на их формирование по институтам. Выработаны предложения по синхронизации норм-принципов законодательства об охране окружающей среды.

Ключевые слова: социальные нормы, нормы права, учредительные нормы, нормы-принципы, конституционные нормы, институты экологического права и законодательства.

Influence of constitutional fundamentals on systematization of rules-principles of the ecological legislation A. L. Bazhajkin

Bazhajkin Anatolij Leonidovich, assistant professor of the chair of civil law and the Institute of law, social management and security for Udmurtian state university, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article concerns aspects of influence of constitutional rules on the systematization of rules-principles of ecological legislation consolidated in Federal Law "On Protection of Environment" and other regulatory legal acts as well as formation thereof by institute. The author works out proposals with regard to synchronization of rules-principles of environmental legislation.

Key words: social rules, legal rules, constitutive rules, rules-principles, constitutional rules, institutes of ecological law and legislation.

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что социальные нормы достаточно разнообразны. Среди многообразия социальных норм (теологических, моральных, нравственных, эстетических, корпоративных и прочих) особое место занимают нормы права. На формирование норм права часто оказывают влияние иные социальные нормы, что не всегда оправданно. Эту тенденцию можно увидеть на примере принципов экологического права. Социальные нормы сформировали разнообразную и в некоторой степени отличающуюся друг от друга систему принципов в сфере охраны окружающей среды, среди них: основные принципы охраны окружающей среды, принципы экологической политики, принципы экологической безопасности, принципы международного экологического права, принципы нравственной экологии, принципы функционирования экологических систем, принципы экологического гуманизма и т. п. В связи с такого рода превалированием над нормами права иных социальных норм происходит дестабилизация базовых основ экологического права, теряется ее конкретика, происходит размывание экологических основ и требований, что зачастую приводит к невозможности реализации норм экологического законодательства. На эту проблему указывает в своих трудах В. С. Нерсесянц, что юридический подход к проблеме соотношения и взаимодействия права с другими видами социальных норм - с учетом правовых притязаний морали, нравственности, религии и т. д. и адекватного (соответствующего специфике права и смыслу принципа правового равенства) правового типа, способа и формы удовлетворения этих притязаний (в меру их правомерности) - обеспечивает определенную системную взаимосогласованность и единство различных социальных регуляторов по правовому критерию с точки зрения принципа свободного действия всех этих регуляторов (и видов социальных норм) по единому, всеобщему и общезначимому правовому основанию. Но есть понятие "правового принципа согласования бытия и действия норм права и социальных норм для целей системного единства". Автор отмечает, что недостатки социальных норм приводят к игнорированию специфики права, что, в свою очередь, приводит к появлению неадекватных (неправовых) требований, подмене права этическими и политическими феноменами. Особо широко распространенными продолжают оставаться ошибочные представления о том, будто право должно быть моральным, нравственным. Подобное требование, если оно выходит за рамки правового способа удовлетворения правомерных правопритязаний морали (или нравственности), означает, по сути дела, что право должно быть не правом, а моралью, что содержание закона (позитивного права) должно быть не правовым, а моральным. Но подобное моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и морали, поскольку морализация права неизбежно сопровождается юридизацией морали. И в том, и в другом случае праву и морали приписываются произвольные содержание и значение. Между тем ясно, что искомой истиной и целью теоретически развитого юридического правопонимания является именно правовой закон, достижение которого возможно лишь на основе различения права и закона и с учетом специфики различных видов социальных норм <1>. -------------------------------- <1> Нерсесянц В. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства: для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2002. С. 56 - 57.

Чтобы определить общие и отличительные черты норм права, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы - правила поведения), охранительные (нормы - стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах <2>. -------------------------------- <2> Правоведение "Основы права": Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. С. С. Алексеева // URL: www. Grandars. ru.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела - если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения. Исходные правовые нормы довольно неоднородны по своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. В частности, В. К. Бабаев и М. И. Байтин нормы-принципы и нормы-дефиниции относят к категории исходных (отправных, первичных, учредительных) норм <3>. Нормы-начала - это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах, и прежде всего в нормах-принципах <4>. -------------------------------- <3> Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 159 - 163. <4> Баранов А. В. Системоопределяющие специализированные нормы права в механизме правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. Право. N 2. С. 385 - 386.

Также к учредительным нормам можно отнести так называемые нормы-задачи, нормы-цели, содержащиеся в статьях законодательных актов, нормы, устанавливающие предмет регулирования закона, перечень законодательных актов, регулирующих определенные отношения, и др. <5>. -------------------------------- <5> Элементарные начала общей теории права: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. М.: Право и закон; КолосС, 2003. 544 с.

Тем самым можно сделать вывод, что к учредительным нормам разные авторы относят: нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи, что должно быть характерным и для учредительных норм экологического законодательства и права. Нормы-принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. В соответствии с классификацией принципов эти нормы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые <6>. Так как нормы-принципы, закрепленные в Конституции РФ, сами по себе являются учредительными нормами и определяют исходные начала правового регулирования, то соответственно они являются конституционными основами для формирования и развития отраслей российского права и законодательства. -------------------------------- <6> Бошно С. В. Правоведение. М.: Право и закон, 2002. 416 с.

В Конституции РФ достаточно большое количество правовых норм, которые нашли свое отражение и развитие в той или иной степени в нормах законодательства об охране окружающей среды, это ст. 9, 36, 42, 58, 72 (п. "д" ч. 1), 114 (п. "в"). Именно Конституция РФ формирует исходную систему отраслевых норм-принципов. Например, в п. 1 ст. 9 Конституции РФ говорится: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" <7>. Аналогичные нормы-принципы нашли свое отражение в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <8> ("охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности") и в Земельном кодексе РФ (пп. 1 п. 1 ст. 1: "Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю") <9>. -------------------------------- <7> Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. <8> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. <9> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Но если строго придерживаться указанной логической взаимосвязи, то следует буквально воспринимать формулировки норм Конституции РФ, и вот здесь возникает определенный диссонанс между полнотой "зеркального" отображения конституционных норм в нормах-принципах законодательства об охране окружающей среды. Да, взаимосвязь норм-принципов в сфере охраны окружающей среды с нормами Конституции РФ присутствует, но отсутствует идеальное отображение. Например, в п. 1 ст. 9 Конституции РФ определено, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" <10>. Данная норма в первую очередь взаимосвязана с п. 2 ст. 9 Конституции РФ, где говорится, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности", а в системном толковании обоих названных пунктов возникает правоотношение, связанное с владением, пользованием и распоряжением землей и другими природными ресурсами, через призму использования, а затем только охраны. Правда, если следовать толкованиям норм, складывающимся в судебной практике, союз "и", а не "или" между "...использованием и охраной..." позволяет формулировать нормы-принципы в сфере охраны окружающей среды во взаимосвязи и гипотетически в равновесии между использованием и охраной, что на практике в рамках реализации правоотношения, к сожалению, не происходит. -------------------------------- <10> Конституция Российской Федерации // Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря.

Соответственно, возникает вопрос, являются ли нормы Конституции РФ предпосылкой в буквальном своем отображении для формирования норм-принципов экологического законодательства, включая в себя вопросы "владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами при условии сбалансированных действий по их использованию и охране", так как сегодня в рамках норм-принципов в сфере охраны окружающей среды баланса не получается из-за рассмотрения в рамках отрасли "Экологическое право" преимущественно вопросов охраны. Ответом на поставленный вопрос является мнение М. М. Бринчука о том, что "вместе с тем потенциал экологического права может быть существенно увеличен при последовательной реализации положений Конституции общего характера: Россия - правовое государство (ст. 1), Россия - социальное государство (ст. 7) и др." <11>. Тем более что из теории конституционного права известно, что на основе выполняемых нормами Основного Закона регулятивных функций возникают не только учредительные, правоустановительные, но и охранительные правоотношения <12>. -------------------------------- <11> Бринчук М. М. Конституционные основы развития экологического права, 2009 // Официальный сайт ИГП РАН. URL: www. igpran. ru/public/publiconsite. <12> Мамонов В. В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6.

Для реализации конституционных норм посредством законодательства об охране окружающей среды необходимо определить, какой тип правового регулирования закладывают данные конституционные нормы через нормы-принципы экологического законодательства. В теории права тип правового регулирования - это используемый в отношении участников регулируемых отношений способ соединения юридических дозволений и юридических запретов. В зависимости от сочетания юридических дозволений и запретов в праве выделяются два типа правового регулирования: 1) общедозволительный тип правового регулирования - правовое регулирование поведения и деятельности субъектов, основывается на принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом (применяется преимущественно в отраслях частного права); 2) разрешительный тип правового регулирования - правовое регулирование поведения и деятельности субъектов, основывается на принципе: разрешено лишь то, что прямо предписано (предусмотрено) законом (преимущественно используется для регулирования отношений в сфере действия публичного права) <13>. -------------------------------- <13> Элементарные начала общей теории права.

Исходя из содержания ст. 9, 36, 42, 58, 72, 114 Конституции РФ, можно сделать вывод, что для норм об охране окружающей среды характерен разрешительный тип правового регулирования. Но не все так просто, поэтому рассмотрим норму ст. 36 Конституции РФ, в которой указано, что "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". С одной стороны, "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно", что характеризуется общедозволительным типом правового регулирования, собственникам разрешено все, что прямо не запрещено законом. С другой стороны, установка "если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц" характеризует разрешительный тип правового регулирования (что прямо предписано-предусмотрено законом) и влечет за собой применение, развитие следующих норм-принципов охраны окружающей среды <14>. -------------------------------- <14> Волков Г. А. Принципы земельного права России. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2005.

Например, принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Элементами данного принципа являются "права человека" и "благоприятная окружающая среда". Согласно ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Данный принцип базируется на двух постулатах: первый - связан с нормативным закреплением прав человека на благоприятную окружающую среду, а второй - с обеспечением и реализацией соблюдения этих прав государством и обществом. Применительно к статике закрепления прав человека на благоприятную окружающую среду в законодательстве все четко, имеется норма ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Процедура обеспечения и реализации соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду определяется нормами Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" <15>, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <16> и иных нормативных правовых актов. Например, в ст. 16 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" фиксируется названный принцип: "...граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду", а затем указывается, что данное право обеспечивается путем проведения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и непосредственно персоналом объектов в пределах своих полномочий организационных, технических, социальных, экономических, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, экологических, природоохранных и других мероприятий, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов <17>. -------------------------------- <15> Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222. <16> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650. <17> Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

Следующая норма-принцип - это обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип является логичным развитием первого принципа о соблюдении прав человека на благоприятную окружающую среду. В ст. 41 Конституции РФ декларируются правовые основы обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека государством: 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. На требованиях данного принципа основываются принципы градостроительного законодательства, где в п. 6 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ указывается на ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека <18>. -------------------------------- <18> Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.

Также в понятии, определенном ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. И еще одна норма-принцип - это соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством. Право на получение информации - это конституционное право, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в других законодательных актах. В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О средствах массовой информации" <19> граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. -------------------------------- <19> Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

К источникам экологически значимой информации относят государственные кадастры природных ресурсов и другие источники систематизированных данных (например, государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации <20>). За нарушение этого права в Российской Федерации установлена уголовная (ст. 237 УК РФ) и административная (ст. 8.5 КоАП РФ) ответственность. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник М. М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <20> Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник для высших учебных заведений. М.: Высшее образование, 2005. С. 166.

Участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством определено правами граждан и общественных объединений, закрепленными в ст. 11 и 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Соответственно, конституционные нормы-принципы посредством норм-принципов законодательства об охране окружающей среды повлияли на формирование институтов экологического права, среди которых различные авторы выделяют: институт (раздел) экологического права, получивший название "право чрезвычайных ситуаций"; институт "зоны и округа санитарной охраны" <21>; институт "нормирования" <22>; институт "экологические права и обязанности" <23> и иные. Данные институты в теории экологического права совпадают с совокупностью правовых норм, объединенных главами Федерального закона "Об охране окружающей среды". Например, с гл. III "Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды"; с гл. V "Нормирование в области охраны окружающей среды"; гл. VIII "Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций" и иными. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (постатейный) (под ред. О. Л. Дубовик) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <21> Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О. Л. Дубовик // Система "ГАРАНТ", 2012. <22> Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" / Под ред. О. Л. Дубовик // Система "ГАРАНТ", 2010. <23> Ефимова Е. И. Развитие института "экологические права и обязанности" в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. N 2. С. 8.

Самой прозрачной взаимосвязью с позиции формальной логики можно назвать нормы-принципы ст. 2 и 9 Конституции РФ. Благодаря им были сформулированы следующие нормы-принципы ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды": о соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. В свою очередь, посредством их были сформулированы действующие нормы гл. III "Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды". Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что нормы Конституции РФ и нормы-принципы охраны окружающей среды с позиции юридической техники являются взаимосвязанными между собой (вытекающими друг из друга), но и оказывающими влияние на структуру и содержание правовых норм самого Федерального закона "Об охране окружающей среды", иных законодательных и подзаконных актов, формирующих отрасль "Экологическое право". Поэтому на основе конституционных принципов необходимо систематизировать следующие учредительные нормы-принципы для целей их упорядочения и конкретизации: - среди совокупности норм-принципов охраны окружающей среды необходимо выделить общие принципы охраны окружающей среды и специальные, характерные для отдельных институтов экологического законодательства; - основные нормы-принципы охраны окружающей среды, закрепленные в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", расположить по институтам экологического права, которым посвящены отдельные главы названного Закона, и вынести их в качестве первых статей в этих главах; - нормы-принципы экологического законодательства, содержащиеся в отдельных нормативных правовых актах, необходимо выявить и синхронизировать между собой, приведя в соответствие с основными нормами-принципами охраны окружающей среды; - нормам-принципам экологического законодательства придать режим учредительных норм, обеспеченный конкретными регулятивными правовыми нормами, чего пока не проведено в полной мере ни в одном базовом отраслевом нормативном правовом акте; - включить в систему общих принципов развития экологического законодательства принцип экологизации (установления правил и условий охраны окружающей среды) норм иных отраслей законодательства и установить критерии его внедрения.

Литература

1. Бошно С. В. Правоведение. М.: Право и закон, 2002. 416 с. 2. Бринчук М. М. Конституционные основы развития экологического права, 2009 // Официальный сайт ИГП РАН. URL: www. igpran. ru/public/publiconsite. 3. Волков Г. А. Принципы земельного права России. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2005. 4. Ефимова Е. И. Развитие института "экологические права и обязанности" в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. N 2. С. 8. 5. Мамонов В. В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. N 6. 6. Нерсесянц В. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства: для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2002. С. 56 - 57. 7. Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 159 - 163. 8. Правоведение "Основы права": Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. С. С. Алексеева // URL: www. Grandars. ru. 9. Баранов А. В. Системоопределяющие специализированные нормы права в механизме правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. Право. N 2. С. 385 - 386. 10. Элементарные начала общей теории права: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. М.: Право и закон; КолосС, 2003. 544 с.

Название документа