Экологизация промышленности как основная парадигма развития международной и национальных экономик

(Ермолаева А. Е.) ("Законодательство и экономика", 2011, N 8) Текст документа

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК

А. Е. ЕРМОЛАЕВА

Статья главного специалиста управления бюджетных отношений в сфере инвестиций, промышленности, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Министерства управления финансами Самарской области А. Е. Ермолаевой посвящена отдельным аспектам экологизации промышленного комплекса. Главными из них автор считает необходимость изменения системы мышления и формирование так называемого экологического сознания, переход к инновационной модели экономики, в которой ресурсо - и энергосбережение являются ключевыми элементами, а также реальное обеспечение государством прав граждан на благоприятную окружающую среду с применением правовых, административно-организационных, технологических и иных методов повышения качества жизни населения.

Недавняя годовщина катастрофы на Чернобыльской АЭС, широко обсуждающиеся последствия природных катаклизмов в Японии, повлекших ряд аварий на объектах атомной энергетики, а также иные события, связанные с воздействием человека на окружающую природную среду, ясно показали наличие ряда проблем в сфере поддержания экологического равновесия, в частности - отсутствие действенных как правовых (международно-правовых), так и технологических механизмов обеспечения безопасности промышленных объектов и экологической безопасности. В связи с этим остановимся на нескольких аспектах экологизации промышленного комплекса, под которой следует понимать систему мер, направленных на обеспечение его устойчивого развития при снижении экологических рисков, повышении уровня безопасности и энергоэффективности. Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации критериев ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения по отношению к окружающей среде, в том числе через развитие экологического мышления и формирование экологической культуры <1>. Между тем до сих пор широко распространен ресурсный подход к взаимодействию человека и природы. -------------------------------- <1> Ахмедова А. М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. С. 3.

Соответственно, одним из основных условий осуществления вышеуказанных действий является изменение системы мышления и формирование так называемого экологического сознания, что в итоге должно привести к ясному осознанию необходимости при осуществлении любых действий учитывать их последствия для экологии и окружающей среды, причем как в макроэкономике и промышленности, так и в повседневной жизни. К сожалению, в России, да и во многих других странах мира отсутствует именно системный подход к реализации соответствующих мероприятий, конкретные меры по охране экологии носят во многом эпизодический и локальный характер, а влияние общественных и иных негосударственных организаций в данной сфере крайне невелико. Показательным примером в данном случае является резонансная ситуация со строительством скоростной автодороги, часть которой должна была пройти через лесные насаждения в Московской области (Химкинский лес). Эффективное решение вопросов ограничения воздействия на окружающую среду может осуществляться исключительно в рамках волевых политических решений отдельных должностных лиц в отсутствие четкой и понятной, а главное действенной системы защиты экологии. Достаточно занимательным является результат прошедших 27 марта 2011 г. в Германии выборов в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце. И хотя он был отчасти предсказуем, все равно стал довольно неожиданным ввиду получения немецкими "зелеными" <2> большинства голосов избирателей, в результате чего данная партия впервые за всю послевоенную историю сможет сформировать собственное правительство в отдельно взятом административно-территориальном образовании. -------------------------------- <2> "Союз-90/зеленые" считает себя альтернативой традиционным партиям. Партия выступает за радикальное изменение условий труда и жизни в целях предотвращения дальнейшего разрушения природы и окружающей среды. Во внутренней политике "зеленые" увязывают эту цель с требованием увеличения роли прямой демократии. Путем всенародного референдума и прямой законодательной инициативы населения граждане должны непосредственно участвовать в принятии политических решений. "Зеленые" требуют ввести "женские квоты" для всех рабочих и учебных мест в целях повсеместного соблюдения принципа равноправия мужчин и женщин, а также отказа от атомной энергии, выступают за освоение и использование возобновляемых источников энергии. Хотя не все цели "зеленых" являются достижимыми, их экологические концепции не только позволили серьезно улучшить ситуацию в этой области на территории Германии, но и заставили все основные политические партии страны внести соответствующие положения в свои программы.

Успех "зеленых" был ожидаем. Основная политическая борьба, развернувшаяся в Баден-Вюртемберге, шла между ними и немецким Христианским демократическим союзом, причем не в пользу последнего. Поворотным моментом стал конфликт вокруг строительства современного подземного вокзала "Штутгарт-21". Кроме того, после аварии на японской АЭС "Фукусима-1" в Германии активизировались протестные настроения против атомной энергетики. В итоге правительство спешно ввело трехмесячный мораторий на принятый в 2010 г. закон о продлении срока действия 17 немецких АЭС. Кроме того, была приостановлена работа семи наиболее старых АЭС (среди них - АЭС "Некарвестхайм" и "Филиппсхайм" в Баден-Вюртемберге) <3>. -------------------------------- <3> По материалам Lenta. ru:http:// lenta. ru/ articles/ 2011/ 03/ 28/ wahl//.

Безусловно, все вышеуказанные события носят во многом политическую окраску, однако явно свидетельствуют об актуальности экологических проблем во многих странах мира и имеющейся заинтересованности населения в их решении или хотя бы минимизации негативных последствий от воздействия промышленности и иных объектов на природу. Традиционно экологический аспект рассматривается как фактор ограничения экономического роста, ввиду чего в рамках национальных экономик экономический фактор принимается в качестве единственно важного. В результате в настоящее время официально признанными общемировыми экологическими проблемами называются, например, изменение климата и ослабление озонового экрана Земли, загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков, сильно ядовитых и пагубно действующих веществ, загрязнение океана, захоронение в нем ядовитых радиоактивных веществ, поступление в него антропогенных нефтепродуктов, тяжелых металлов и сложных органических соединений, истощение и загрязнение поверхностных вод суши, континентальных водоемов и водостоков, подземных вод, радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов, сокращение площади лесов. Учитывая, что экономическое развитие по-прежнему ассоциируется с природопотребляющей экономикой, как страны, так и отдельные предприятия и компании не готовы идти на разумные ограничения своих потребностей и нести ответственность за экологический вред, последствия которого зачастую имеют общемировые масштабы. Все это объективно диктует необходимость перехода от простой реакции на уже происходящие изменения к превентивным мероприятиям по их недопущению, в частности - разработке и развитию новых источников получения энергии, повышению эффективности производства и снижению негативного эффекта промышленного комплекса. Налицо переход к инновационной модели экономики, где ресурсо - и энергосбережение являются ключевыми элементами. Следует согласиться с мнением Е. Мелкумова относительно того, что преимущества альтернативной энергетики, построенной на возобновляемых источниках энергии, состоят прежде всего в минимизации либо вовсе отсутствии ее отрицательного влияния на состояние окружающей среды, а также в ее предполагаемой "неисчерпаемости" <4>. -------------------------------- <4> Мелкумов Е. Автотрофно-экологическая эффективность (полезность) и развитие альтернативной энергетики в проектировании экономики нового типа // http:// www. mgul. ac. ru/ info/ science/ conf/ mms2010/ doc/ melokumov. doc.

В связи с этим проводимая в России компания по повышению энергоэффективности может быть рассмотрена как частный случай экологизации отраслей российской промышленности. Однако формальный подход, используемый при исполнении положений Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", может свести на нет все положительные стороны данного начинания. В качестве принципов правового регулирования соответствующих правоотношений называются: - эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; - поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; - планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий (ст. 4 Закона N 261-ФЗ). Статья 2 Закона определяет базовые понятия, указывая, что энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Под энергетической эффективностью законодателем понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Вместе с тем, как уже отмечалось, программы энергоэффективности, принимаемые на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований, носят во многом декларативный характер, а положения Закона N 261-ФЗ в части требований об обеспечении энергетической эффективности при обороте товаров, обеспечении энергоэффективности зданий, строений, сооружений создают зачастую излишние административные барьеры при осуществлении соответствующей деятельности, реально не влияя на конкретные технические характеристики и потребительские свойства соответствующей продукции, сооружений и т. п. Еще одним проявлением экологизации должна стать эффективная реализация прав человека на благоприятные условия существования, закрепленных, например, в статье 42 Конституции РФ. В соответствии с данной статьей каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье на 18 - 20% зависит от состояния окружающей среды, на 7 - 12% - от уровня медицинского обслуживания, на 50 - 52% - от экономических факторов и образа жизни, на 20 - 22% - от наследственных факторов. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Не могут не вызывать тревоги и химическое загрязнение почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущие к распаду экосистемы. Согласно результатам многочисленных исследований из всего количества токсичных веществ, регулярно поступающих в организм человека, около 70% приходится на пищу, 20% - на воздух и 10% - на воду <5>. При этом в качестве основной многими экспертами называется проблема ухудшения среды жизни в городах и сельской местности, увеличения шумового воздействия, загрязнения воздуха, потери социальных связей между людьми. -------------------------------- <5> Максимов А. А. Организационно-экономическое обоснование развития производства экологически безопасной продукции растениеводства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 3.

Серьезной проблемой оценки воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения считается то, что, хотя негативное воздействие какого-либо фактора испытывает большое количество людей, только часть из них чувствительны к данному воздействию. Соответственно, негативное влияние экологического кризиса испытывает большое количество людей, в то время как реальную компенсацию от его негативных последствий получают только граждане, подвергшиеся существенным воздействиям от техногенных аварий. Это убедительно подтверждается государственной социальной политикой в России, в результате которой компенсационные выплаты носят крайне ограниченный характер и предоставляются при наличии подтвержденных и общепризнанных фактов негативного воздействия на население <6>. -------------------------------- <6> См., например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 592 "Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча".

Учитывая изложенное, одним из основных направлений государственной политики должно являться реальное обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду с применением правовых, административно-организационных, технологических и иных методов повышения качества жизни населения. Таким образом, экологизация как наиболее широкое понятие, характеризующее деятельность государственных и общественных институтов в области обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, должна осуществляться в рамках комплексного, системного подхода, совмещающего в себе совокупность правовых, организационных, технологических, научных, образовательных и иных методов в целях изменения существующей экономической и социальной модели стран мира.

Библиография

Ахмедова А. М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. Максимов А. А. Организационно-экономическое обоснование развития производства экологически безопасной продукции растениеводства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. Мелкумов Е. Автотрофно-экологическая эффективность (полезность) и развитие альтернативной энергетики в проектировании экономики нового типа // http:// www. mgul. ac. ru/ info/ science/ conf/ mms2010/ doc/ melokumov. doc.

Название документа