Экологические отношения как объект административного проступка и преступления

(Руденко А. А.)

("Общество и право", 2011, N 3)

Текст документа

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА И ПРЕСТУПЛЕНИЯ

А. А. РУДЕНКО

Руденко Алексей Александрович, аспирант кафедры экологического, земельного и трудового права Ставропольского государственного университета.

Статья посвящена анализу соотношения экологического, административного и уголовного права при определении объекта противоправного посягательства. Сделан вывод о широком понимании предмета экологического права.

Ключевые слова: экологическое отношение, административное правонарушение, экологическое преступление, экологическое право.

This article is devoted to analysis of correlation of ecological, administrative and criminal law during the recognition an object of unlawful offence. The conclusion about wide understanding of ecological law's subject has been done.

Key words: ecological relationship, administrative offence, ecological crime, Ecological Law.

Одним из краеугольных оснований квалификации как административного проступка, так и преступления является определение объекта посягательства. Установление объекта правонарушения позволяет выяснить, на какое именно охраняемое законом общественное отношение совершено посягательство и, следовательно, какую норму закона необходимо применить.

В литературе отсутствует единство взглядов относительно объекта преступления и административного правонарушения применительно к экологическим правонарушениям. В отношении экологических преступлений, как правило, составы классифицируют в рамках 26 главы УК РФ, т. е. по видовому объекту.

Исходя из четырехуровневой классификации объекта преступления, Е. В. Овчаренко в качестве родового называет общественную безопасность и общественный порядок, уточняя далее, что экологическая безопасность является составной частью общественной безопасности. Видовым объектом она называет экологический правопорядок и экологическую же безопасность [7, с. 23], сводя, тем самым, к экологическим преступлениям только те составы, которые сосредоточены в главе 26 УК РФ.

Приведем иную классификацию объектов экологических преступлений, основанную на определении предмета экологического права, а также имеющую значение при сравнении их с объектами административных экологических проступков. Эта классификация расширяет круг составов экологических преступлений, включая в них и те, что содержатся в иных разделах и главах УК РФ.

Так, Э. С. Навасардова к составам экологических преступлений дополнительно относит деяния, предусмотренные статьями 170, 215, 236, 237, 358 УК РФ [6, с. 80]. К ним, как представляется, можно добавить состав преступления, указанный в ст. 245 УК РФ, поскольку предметом посягательства по нему могут быть дикие животные, не отнесенные к охотничьим ресурсам, а отношения по их охране традиционно относятся к предмету экологического права.

Что же касается классификации экологических административных правонарушений, то здесь также отсутствует единство мнений. Например, Л. А. Деревянко, группируя административные экологические проступки по признаку объекта, включает в их число составы, содержащиеся в главе 8 КоАП РФ и ряд составов главы 7 КоАП РФ [3, с. 47 - 49]. М. В. Кочерга применительно к земельно-правовым составам административных правонарушений относит и составы, включенные в иные главы КоАП РФ [5, с. 8 и сл.].

Представляется, что группировать составы экологических уголовных и административных правонарушений следует с учетом предмета экологического права как комплексной отрасли права, поскольку и административное, и уголовное право призваны охранять или гарантировать под страхом ответственности соблюдение правил, содержащихся в нормах экологического права.

Взгляды ученых, занимающихся проблемами экологического права, относительно предмета этой отрасли можно разделить на две группы. Как отмечает О. Л. Дубовик, речь идет о широком и узком подходах к предмету этой отрасли [4, с. 30 - 34]. Сторонники понимания предмета экологического права в узком смысле делят отношения в экологической сфере на природоохранительные и природо-ресурсные, называя первую группу собственно экологическими отношениями.

Однако наибольшее признание получила иная трактовка предмета экологического права. М. М. Бринчук полагает, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу природы. Он структурирует эти отношения, выделяя следующие их группы: по собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию; по охране окружающей среды от разных форм деградации; по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. При таком подходе, пишет далее автор, "к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека" [1].

Подобное понимание предмета экологического права встречается и у других авторов. Например, А. К. Голиченков, говоря об экологическом праве в широком значении, включает в предмет правового регулирования этой отрасли, "общественные отношения не только по охране окружающей природной среды, но и общественные отношения по использованию и охране природных ресурсов и отношения по обеспечению экологической безопасности человека и других объектов (общество, государство)" [2].

Достаточно обоснованна позиция Э. С. Навасардовой, которая также рассматривает предмет экологического права в широком смысле, относя к нему все общественные отношения, возникающие по поводу воздействий на окружающую среду, независимо от того, связаны эти отношения с изъятием природного вещества или иным пользованием компонентами окружающей среды, привнесением отходов в окружающую среду, нейтрализацией последствий деятельности человека или установлением запретов (ограничений) на такие воздействия [6, с. 43].

Сказанное позволяет нам приблизиться к определению составов административных проступков и преступлений, которые следует признать экологическими. По нашему мнению, ими будут выступать все составы административных и уголовных правонарушений, где экологические отношения (в широком смысле) выступают основным или дополнительным объектом.

Говоря об административных экологических и связанных с ними составах правонарушений, в первую очередь следует выделить главу 8 КоАП РФ, где родовым объектом выступают отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также ряд составов главы 7, охраняющих имущественные экологические отношения (это ст. ст. 7.1 - 7.6, 7.7 (за некоторыми исключениями), 7.9 - 7.11).

Далее следуют составы главы 6 КоАП РФ и, в частности, ст. ст. 6.3 - 6.5. Родовой объект административных правонарушений, предусмотренных данной главой - отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в действ. ред.) понимает состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания человека по данному закону представляет собой совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.

Ряд составов в иных главах КоАП РФ также можно признать экологическими, но уже не по родовому, а по непосредственному объекту противоправного посягательства, в том числе и по предмету посягательства. Приведем лишь некоторые примеры.

Так, в ст. 9.3 "Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования" в качестве одного из непосредственных объектов закон называет нарушение правил, обеспечивающих охрану окружающей среды.

Статья 10.1 "Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками" направлена на охрану земель, лесной растительности, следовательно, непосредственным объектом правонарушения выступают земельные и лесные, т. е. экологические отношения.

Деяния, предусмотренные ст. 14.35 "Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности", посягают на порядок экологического управления.

Таким образом, при определении объекта противоправного посягательства следует исходить из широкого понимания предмета экологического права, что позволит наиболее адекватно мерами административной и уголовной ответственности гарантировать соблюдение экологических правовых норм.

Литература

1. Бринчук М. М. Экологическое право // СПС "КонсультантПлюс".

2. Голиченков А. К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов // СПС "КонсультантПлюс".

3. Деревянко Л. А. Административные правонарушения в сфере экологии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

4. Дубовик О. Л. Экологическое право. М., 2003.

5. Кочерга М. В. Административная ответственность за земельные правонарушения: проблемы правового регулирования и практики правоприменения: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008.

6. Навасардова Э. С. Организационно-правовые проблемы совершенствования регионального экологического управления. Ставрополь, 2002.

7. Овчаренко Е. В. Экологические преступления в уголовном праве России. Ставрополь, 1997.

Название документа