Земельный участок - основа понятийного аппарата земельного права
(Крассов О. И.) ("Экологическое право", 2011, N 4) Текст документаЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК - ОСНОВА ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА <*>
О. И. КРАССОВ
Крассов О. И., профессор юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам понятия земельного участка.
Ключевые слова: земельный участок, земельное право, объекты земельных прав.
The article is devoted to theoretical and practice issues of concept land plot.
Key words: land plot, land law, objects of land rights.
Для регулирования общественных отношений особенно важны понятия, которые имеют общий характер. Языковой формой правового понятия является юридический термин, который всегда связан с ним. Юридический термин обозначает определенное понятие и тем самым отграничивает его от других, связанных с ним понятий. Как правильно писал Н. И. Краснов, биологические, экологические и другие естественнонаучные характеристики природных объектов и соответствующие им понятия не могут быть автоматически восприняты юриспруденцией для применения в законодательстве. Право не является простым слепком с экологии (как, впрочем, и с экономики), и поэтому правовые отношения не представляют собой юридические копии экологических связей <1>. -------------------------------- <1> См.: Краснов Н. И. Новое советское лесное законодательство // Советское государство и право. 1978. N 7. С. 40.
Правовые понятия - это составные части конструкций правовых норм. Юридическое понятие должно иметь точный и определенный смысл, быть однозначным. Правовое понятие обычно должно состоять из структурных элементов - признаков предмета, составляющих содержание понятия. Основная функция понятия состоит в том, чтобы отразить сущность предмета, причем не только правовую, но и в значительной мере реальную. В противном случае юриспруденция погружается во мрак юридических фикций, лишенных как правового, так и здравого смысла. При формулировании юридических понятий, касающихся объектов природы, природных ресурсов, должны учитываться их естественные природные свойства, получающие свое выражение в формулировании юридически значимых признаков этих объектов. Юридическое понятие "земельный участок" является исключительно важным для земельного права. Это понятие служит основой для регулирования земельных отношений. Впервые оно было закреплено в ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" <2>. Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
Несколько позднее в ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации <3> (далее - ЗК) земельный участок был определен как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Различия в сфере применения этих разных по своему содержанию понятий заключались в том, что согласно ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" закрепленное в нем понятие земельного участка имело специальный характер и должно было применяться только для целей данного Федерального закона. Понятие земельного участка, приведенное в ст. 6 ЗК, имело общий характер. -------------------------------- <3> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
В результате принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" <4> понятие "земельный участок" было усовершенствовано. Ныне согласно ст. 11.1 ЗК земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. -------------------------------- <4> См.: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597.
Ключевым в этом определении является слово "поверхность". Слово "поверхность" в русском языке означает "наружная сторона чего-нибудь" <5>. В отличие от определения, которое было раньше в ст. 6 ЗК и в котором упоминалась "земля" как имя существительное, обозначавшее объект природы и природный ресурс, сейчас речь идет о поверхности "земной", т. е. использовано прилагательное. Из смысла данного определения можно предположить, что поверхность, наружная сторона - это поверхность земли. -------------------------------- <5> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 518.
Имеет ли смысл определять земельный участок как часть земной поверхности? При использовании земель как пространственного территориального базиса законодательство допускает нарушение целостности земной поверхности, именно в этом состоит смысл использования земель для определенных целей. Земли нарушаются при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, при добыче торфа, прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных работ, складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций и т. д. В Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы <6>, приводится определение нарушенных земель. Это земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. -------------------------------- <6> См.: Приказ Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 г. "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы". Зарегистрировано в Минюсте России 29 июля 1996 г. N 1136 // БНА ФОИВ. 1996. N 4.
Нарушение земель часто связано с вторжением в подземное пространство, в недра. В одних случаях право не признает такие действия, как пользование недрами, в других - рассматривает как недропользование. Поэтому требуется получить лицензию на право пользования недрами, оформить горный или геологический отвод. Нарушение земель приводит к тому, что с позиций права земная поверхность на участке уничтожается, например, при добыче полезных ископаемых открытым способом, строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например подземных торговых комплексов, подземных гаражей и т. п. В связи с этим вряд ли оправданно использование термина "поверхность" в рассматриваемом правовом понятии. Какое значение имеет термин "земля" в законодательстве? Юридического определения его нет. В Конституции Российской Федерации <7> в ст. 9 говорится о земле как природном ресурсе. В ст. 36 Конституции Российской Федерации (ч. 1, 2) термин "земля" используется для обозначения объекта права собственности. В ч. 3 этой статьи данный термин использован для обозначения предмета правового регулирования земельного законодательства. В Гражданском кодексе Российской Федерации <8> (далее - ГК) говорится и о земле (п. 3 ст. 129, п. 1 ст. 130, п. 2 ст. 214), и о земельном участке (п. 1 ст. 279 и др.). В ЗК, например в пп. 1 п. 1 ст. 1, ст. 6 и других, говорится о земле, в ст. 6 и других - о земельном участке, в ст. 7, 8, 12 и других - о землях. -------------------------------- <7> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. N 237. 1993. 25 дек. <8> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
В связи с этим Н. А. Сыродоев отмечает, что ст. 1 ЗК, посвященная принципам земельного законодательства, содержит массу не только ненормативных, но и весьма спорных положений, привносящих лишь путаницу и засоряющих закон. По его мнению, представления о земле, изложенные в ст. 1, не согласовываются с определением земельного участка как части поверхности <9>. Столь же непоследовательно и нечетко используются эти термины и в иных законодательных актах. -------------------------------- <9> См.: Сыродоев Н. А. Новый Земельный кодекс Российской Федерации // Правоведение. 2002. N 1. С. 7.
Попытаемся на основе анализа норм ЗК выявить правовую сущность термина "земля". Из смысла п. 1 ст. 3 ЗК, согласно которому земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель, следует вывод, что общим объектом земельных отношений являются земли. Термин "земля" является синонимом термина "земли", который используется в ЗК, также для того, чтобы обозначить отдельные категории земель, объекты права публичной собственности. Термин "земли" является родовым по отношению к термину "земельный участок", и, естественно, они взаимосвязаны. Слово "земля" в русском языке имеет несколько значений. Земля - это планета; суша (в отличие от водного пространства); почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность; рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты; страна, государство; территория с угодьями, находящимися в чьем-то владении, пользовании <10>. Для земельного права особое значение имеет определение земли как суши и как почвы. Принципиальным моментом является то, что суша - это земля в противоположность морю, водному пространству <11>. -------------------------------- <10> См.: Ожегов С. И. Указ. соч. С. 225. <11> См.: Там же. С 771.
Проанализируем вопрос о соотношении понятий "земли", "земельный участок" и "водный объект", т. е. "поверхностный водный объект". Всегда ли суша признается таковой с позиций права и отграничивается от водного пространства? В Водном кодексе Российской Федерации <12> (далее - ВК) сфера водных отношений - это отношения, которые возникают по поводу "водных объектов". Согласно ст. 1 ВК водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В п. 2 ст. 5 ВК перечислены поверхностные водные объекты: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. -------------------------------- <12> См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п. 3 ст. 5 ВК). Главным обстоятельством является то, что в понятие поверхностного водного объекта включены земли, на которых он находится. Определен критерий, на основании которого можно определить границы водного объекта. Им признается береговая линия (п. 4 ст. 5 ВК). Реки, каналы, озера, пруды, водохранилища и другие признаются водными объектам не в силу факта их физического существования, а в результате включения сведений о них в государственный водный реестр. Этот факт является юридическим основанием признания, например, реки водным объектом, а земель, по которым она протекает, - землями водного фонда. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (ст. 31 ВК). На первый взгляд вполне логичным был бы вывод, что там, где есть водный объект, там с позиций права нет суши, нет земель и, естественно, не может быть земельных участков, поскольку, отметим еще раз, в понятие поверхностного водного объекта включаются и земли. Так ли это? Статья 102 ЗК относит к землям водного фонда земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Порядок использования и охраны земель этой категории земель определяется ЗК и водным законодательством. Однако в тексте ВК отсутствует даже упоминание о землях водного фонда. Водное законодательство включает в состав водного фонда и земли водного фонда, несмотря на то, что данная категория земель является самостоятельным правовым понятием. В настоящее время согласно п. 2 ст. 102 ЗК на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В п. 1 ст. 11.2 ЗК говорится о том, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому выдел земельных участков из состава земель водного фонда, которые находятся главным образом в публичной собственности, не допускается. На землях водного фонда не может быть земельных участков, потому что там могут быть только водные объекты. Соответственно на земельном участке не может быть водного объекта, потому что в понятие водного объекта включены земли. На землях водного фонда выделяются участки акватории. Согласно п. 9 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации <13> участки акватории внутренних водных путей выделяются для строительства на них каких-либо зданий, строений и сооружений. Акватория - это водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (ст. 1 ВК). -------------------------------- <13> См.: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
Можно предположить, что земельное и водное законодательство разграничивают понятия суши, земель, земельных участков и водного пространства, водных объектов. Действующее законодательство опровергает такое предположение. Согласно пп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" <14> в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок. Однако такой ситуации быть не может. В государственный кадастр недвижимости должны вноситься сведения либо о водном объекте или о земельном участке. -------------------------------- <14> См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
Дополнительную путаницу по этому вопросу вносит и земельное законодательство. Так, согласно п. 2 ст. 11 ЗК в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые водными объектами. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 ЗК). Земельные участки общего пользования, занятые водными объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). В состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер) (п. 1 ст. 96 ЗК). Пункт 1 ст. 101 ЗК относит к числу нелесных земель в составе земель лесного фонда болота. Кроме того, в п. 5 ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" <15> говорится о том, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Пункт 2 ст. 261 ГК также допускает нахождение в границах земельного участка водных объектов. -------------------------------- <15> См.: Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.
Складывается ситуация, когда на землях и земельных участках юридически могут существовать водные объекты, если они включены в государственный водный реестр. Водные объекты, водное пространство признаются землями, земельными участками, т. е. земной поверхностью. Водные объекты включаются в состав земельного участка. Водный объект рассматривается в качестве такового, и в то же время он признается земельным участком. С позиций права существуют водный объект и земельный участок как некий единый объект, что не соответствует юридическому понятию водного объекта. Возникает коллизия этих юридических понятий. Каковы правовые последствия этой ситуации? В указанных выше случаях водный объект будет включать в себя поверхностные воды и покрытые ими земли, земельный участок либо часть его. Акватория водного объекта, естественно, не может считаться земной поверхностью. Земельный участок в данном случае будет представлять собой земную поверхность в виде поверхности дна водного объекта. Дно водного объекта будет считаться земной наружной стороной. Соответственно земельный участок или его часть, на котором находится водный объект, не представляет собой земной поверхности в том смысле, который придает этому термину ст. 11.1 ЗК, т. е. ни с юридической, ни с фактической точки зрения. Рассмотрим вопрос о соотношении понятий "земельный участок" и "лесной участок". В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации <16> (далее - ЛК) лесным участком является земельный участок. Понятие "лесной участок", как можно предположить, тождественно понятию "земельный участок". В то же время лесной участок все-таки должен иметь какие-то отличия от земельного участка, поэтому он и называется лесным участком. Во-первых, на нем должен произрастать лес. Во-вторых, границы лесного участка определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК. В ч. 1 ст. 67 ЛК предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК: землях обороны и безопасности; населенных пунктов (городские леса); особо охраняемых природных территорий. -------------------------------- <16> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК). При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (ч. 1 ст. 69 ЛК). Статья 92 ЛК предусматривает осуществление государственного кадастрового учета лесных участков. Таким образом, лесные участки проектируются <17> и формируются <18> только на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, населенных пунктов и землях особо охраняемых природных территорий. -------------------------------- <17> Термин "проектирование лесных участков" используется в ст. 68 и 69 ЛК. <18> Этот термин используется в п. 7 ч. 9 ст. 83 ЛК.
Попробуем определить понятие "лесной участок" с помощью понятия "лес". Это понятие "сформулировано" в ст. 5 ЛК: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. То есть лес представляет собой или экологическую систему, или природный ресурс. Когда и при каких условиях следует применять то или иное значение леса, никто не знает. Попытаемся понять, что представляет собой лес с юридической точки зрения в широком смысле. Что такое лес как экологическая система? В ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <19> закреплен ряд понятий, имеющих отношение к понятию "лес". Так, естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды. Значит, лес может признаваться частью природной среды. -------------------------------- <19> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Что представляет собой лес как природный ресурс? Природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. С одной стороны, лес фактически является частью растительного мира. Однако юридического понятия "растительный мир" нет. Не определено соотношение понятий леса и растительного мира. Статья 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" признает объектами охраны леса и иную растительность, то есть эти понятия разграничиваются. С другой стороны, в понятие леса включаются земля, недра, почвы и другие объекты природы. Доводя эту мысль до абсурда, в понятие леса можно включить и озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство. Природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Это значит, что лесом опять можно признать часть природной среды. Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Искусственно созданный лес может быть признан природно-антропогенным объектом и тем самым частью природной среды. Однако нет правовых оснований рассматривать лес как часть природной среды. Если даже предположить, что понятия "лесной участок" и "земельный участок" тождественны, а лес - это часть природной среды, то очевидно несовпадение определения земельного участка как части только земной поверхности с понятием лесного участка как части природной среды. Некоторые нормы ЛК свидетельствуют о том, что ЛК наряду с признанием леса в широком смысле в то же время пытается рассматривать лес в узком смысле как растительность, как некую совокупность растительных организмов. В ч. 2 ст. 3 ЛК говорится о лесных насаждениях. В ч. 4 ст. 15, ст. 29 ЛК говорится о рубке лесных насаждений, в ст. 18, 31 ЛК - о подсочке лесных насаждений, в ст. 19 ЛК и других - о продаже лесных насаждений. Согласно ч. 1 ст. 16 ЛК к лесным насаждениям относятся деревья, кустарники, лианы в лесах. Термины "мох", "камыш", "тростник" упоминаются в ч. 2 ст. 32 ЛК, "грибы" - в ч. 2 ст. 34 ЛК, "лесные растения" - в пп. 10.1 п. 1 ст. 25 ЛК. Однако в Кодексе нет определений этих терминов, не выявлено их соотношение, а самое главное - нет оснований для признания совокупности этих терминов в качестве юридического понятия леса. Юридическое понятие "лес" должно было бы включать в себя виды лесной растительности: древесные, кустарниковые, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы и др. Кроме того, для определения данного юридического понятия следовало бы указать категорию земель, на которых с юридической точки зрения могут расти леса. Леса, как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК, располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Могут ли леса, фактически произрастающие на землях, в составе которых выделяются лесные участки, быть признаны с правовых позиций лесом? В первую очередь это касается земель лесного фонда. Вполне понятно, что именно на этих землях должны быть леса. Однако признанию этого факта мешает одно серьезное обстоятельство. В ЛК не отражена юридически значимая взаимосвязь между понятиями "лес" и "земли лесного фонда". Парадокс заключается в том, что с позиций лесного законодательства на землях лесного фонда могут расти леса, однако земельное законодательство не связывает определение данной категории земель с наличием на этих землях лесов. Согласно ст. 101 ЗК к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Статья ст. 101 ЗК связывает определение земель лесного фонда с наличием на этих землях не лесов, а лесной растительности. Сейчас отсутствует законодательное определение понятия "лесная растительность", оно не связано с понятием "лес". Если бы ЛК признавал лесом лесную растительность, то никакой проблемы не было бы. Действующее земельное законодательство не признает наличия лесов на землях лесного фонда. На этих землях произрастает лесная растительность. Кроме того, на землях лесного фонда должны расти леса (лесная растительность), которые составляют лесной фонд. Однако в ЛК теперь нет понятия лесного фонда. Есть земли лесного фонда, но нет лесного фонда. Таким образом, трудно применить понятие "лесной участок" к землям лесного фонда. Согласно ст. 23, 67, 68 ЛК лесные участки выделяются также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов (городские леса), особо охраняемых природных территорий. Могут ли с юридической точки зрения "леса расти" на землях обороны и безопасности? Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" <20> земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Ранее в действовавшей редакции этого пункта упоминались и леса, ныне их нет. Леса больше не растут на землях обороны. Однако в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" <21> леса могут находиться в пограничной зоне. В этом случае леса чудом сохранились. -------------------------------- <20> См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750. <21> См.: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // ВСНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.
Возможность признания наличия лесов на землях населенных пунктов предусмотрена земельным и градостроительным законодательством. В соответствии с п. 9 ст. 85 ЗК в состав рекреационных зон могут быть включены земельные участки, занятые городскими лесами. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами (п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации <22>). -------------------------------- <22> См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
На землях особо охраняемых природных территорий, как это ни странно, не может быть лесов. В Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" <23> используется термин "растительный мир". Слово "лес" ни разу не упоминается в тексте Закона. В преамбуле этого Закона сказано, что данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира. Кроме того, например, в ст. 6 Закона указывается, что на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир). -------------------------------- <23> См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
В то же время пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <24> признает возможность нахождения лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. -------------------------------- <24> См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Таким образом, леса и тем самым лесные участки могут произрастать главным образом только на землях безопасности и населенных пунктов. Допускает ли действующее законодательство возможность нахождения лесов на тех землях, в составе которых лесные участки не выделяются? Ответ на этот вопрос будет отрицательным. На землях сельскохозяйственного назначения лесов быть не может, но на них могут быть лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (ст. 77 ЗК), а также защитные лесные насаждения (ст. 78, 82 ЗК). Итак, на этих землях леса с юридической точки зрения произрастать не могут. Лесные участки и леса могли бы юридически существовать на указанных выше землях, если бы в ЛК было закреплено юридическое понятие леса и если бы лесной участок был определен как земельный участок, покрытый лесной растительностью или предназначенный для ее восстановления. Теперь рассмотрим вопрос о соотношении понятий "почвы" и "земельный участок". Почвенный слой, точнее говоря почвы, более не является составной частью земельного участка. Упоминание о почвах исключено из определения земельного участка в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Этот Закон не предусматривает учета качественных характеристик земельного участка, плодородия почв и их состояния в отличие от Федерального закона "О государственном земельном кадастре", как это было ранее. Что представляет собой почва с позиции естественных наук? Почва - самый поверхностный слой суши, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов: растительности, животных, микроорганизмов, солнечного тепла и атмосферных осадков. К числу характеристик почвы относится понятие почвенного профиля - совокупности генетически сопряженных и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов, на которые расчленяется почва в процессе почвообразования. Почвенный горизонт - это специфический слой почвенного профиля, образовавшийся в результате воздействия почвообразовательных процессов. Последними по глубине из почвенных горизонтов являются подпочвенные горизонты - материнская порода, из которой образовалась почва. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие. Почва не геологическая порода, переработанная факторами среды, а живое сообщество гетеротрофных организмов, утилизирующих отмершую биомассу ради обеспечения растений элементами минерального питания. Поэтому защищать почву нужно наравне с растительным и животным миром, как важный живой компонент окружающей среды <25>. -------------------------------- <25> См.: Керженцев А. С. Механизм функционирования почвы и устойчивость экосистем // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. N 8. С. 705.
Изменение юридического понятия земельного участка не привело к уничтожению почв, хотя юридического понятия почвы в федеральном законодательстве, к сожалению, пока нет. Статья 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" рассматривает почвы как компонент природной среды, а ст. 4 этого Закона относит почвы, наряду с землями, к числу объектов охраны окружающей среды. Причем особой охране подлежат редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы. Элементом содержания охраны земель ст. 13 ЗК признает мероприятия по сохранению почв и их плодородия, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Проведение таких работ - обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Действуют Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <26> и иные нормативные правовые акты. -------------------------------- <26> См.: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.
Исключение упоминания о почвенном слое как составной части земельного участка породило следующие правовые последствия. Сравним понятие "недра" и "земельный участок". Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Такое определение недр содержится в преамбуле Закона Российской Федерации "О недрах" <27>. -------------------------------- <27> См.: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Это означает, что границей отграничения недр от земель, на которых нет почв, являются материнские, горные породы. Если почвенный слой исключен из понятия земельного участка, хотя почвы в целом с правовых позиций существуют, то граница, отделяющая недра от земли, будет находиться под почвами на тех землях, земельных участках, где почва физически существует. Там, где почв на земельном участке нет, границей недр будет земная поверхность. Таким образом, юридически, исходя из смысла определения земельного участка, земной поверхности не существует на земельных участках, на которых есть почвы. Правда, справедливости ради заметим, что среди ученых-почвоведов продолжается спор о нижней границе почвы <28>. -------------------------------- <28> См.: Керженцев А. С. Указ. соч. С. 705.
Именно такое положение и должно было быть отражено в праве. Юридически земная поверхность должна находиться под почвой. Подтверждением тому является ГОСТ 27593-88 "Почвы. Термины и определения", утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 февраля 1988 г. N 326. Согласно этому ГОСТу почва - это самостоятельное естественно-историческое природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия. Другой пример. Закон города Москвы "О городских почвах" <29> в ст. 1 дает определение почвы как компонента природной среды, представляющего собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняющий экологические функции. -------------------------------- <29> См.: Закон г. Москвы от 4 июля 2007 г. N 31 "О городских почвах" // Тверская, 13. 2007. N 92. 2 авг.
Понятия земля, земельный участок связаны с понятием недвижимости. Земельный участок - это не только природный объект и природный ресурс, но и недвижимость. Исключение почв из понятия земельного участка привело к тому, что ныне это определение не соответствует реально существующему определению земельного участка как объекта права собственности. Так, согласно п. 2 ст. 261 ГК, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой. Как предусматривает ст. 1181 ГК, при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходит также находящийся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой. В содержании понятия земельного участка указан только один из признаков, с помощью которого осуществляется его индивидуализация как объекта прав на землю, - определение границ участка, причем якобы этот признак является главным. Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Это означает, что границы земельного участка устанавливаются посредством определения географических координат основных (угловых) точек его границ. Статья 7 этого Закона относит к числу уникальных характеристик земельного участка описание местоположения границ участка, его площадь и др. Дополнительными сведениями считаются адрес объекта недвижимости. С нашей точки зрения, указание в определении земельного участка границ участка как основного индивидуализирующего признака недвижимости не имеет достаточного обоснования. Географические координаты границ участка могут представлять интерес только для геодезистов, но не для собственника, продавца или покупателя участка. Главным таким признаком является местоположение земельного участка, его адрес. Ограниченность земли в пространстве как юридически значимая ее характеристика определяет исключительную важность местоположения участка. Именно это обстоятельство обусловливает привлекательность земельного участка как объекта права собственности, его рыночную стоимость. Поэтому кадастровый учет, государственная регистрация прав осуществляются по месту нахождения объекта недвижимости (ст. 18 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"; п. 4 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <30>). -------------------------------- <30> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
Следующим по своему значению моментом, определяющим стоимость участка, является его площадь. Что касается границ земельного участка, то значение этого признака состоит главным образом в том, что установление границ участка связано с возможностью возникновения земельных споров. Статья 130 ГК рассматривает земельный участок как недвижимую вещь (недвижимое имущество, недвижимость). Главный признак вещей заключается в их способности удовлетворять потребности людей, их телесность и доступность для обладания. Определение понятия "вещь" ориентировано не на реальные свойства и признаки предмета. Основой его являются чисто прагматические соображения. Существующее юридическое понятие земельного участка не позволяет признать его вещью. В этом определении отсутствует главный признак вещи - указание на признак, отражающий характеристику земельного участка, связанную с удовлетворением потребностей людей. Земную наружную сторону нельзя использовать как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, поскольку в определении земельного участка нет упоминания о почве. Земную наружную сторону нельзя также использовать как пространственный территориальный базис для строительства зданий, строений и сооружений, поскольку для этого нужно вторгнуться под земную поверхность. Земельный участок как поверхность можно использовать главным образом только для передвижения людей. Следует отметить еще одно обстоятельство, касающееся соотношения понятий "земля" и "недвижимость". В п. 1 ст. 130 ГК использован термин "земля" для того, чтобы определить критерий признания зданий и сооружений недвижимостью - наличие прочной связи с землей. Термин "земля" обозначает в данном случае землю как объект природы. Прочная связь должна существовать между зданиями, сооружениями и землей. Основой определения понятия "недвижимость" является возможность использования земли в качестве пространственного территориального базиса. Использование данного термина в контексте п. 1 ст. 130 ГК представляется неоправданным, оно неприменимо в полной мере к значительной части территории нашей страны, представляющей собой районы многолетней мерзлоты. Вечная мерзлота - это верхняя часть земной коры, температура которой долгое время (от 2 - 3 лет до тысячелетий) не поднимается выше 0 град. C. Под верхним слоем почвы находится мерзлый грунт, который никогда не оттаивает. В зоне многолетней мерзлоты грунтовые воды находятся в виде льда, и содержание льда в промерзлых породах варьируется от нескольких процентов до 90 процентов. Причем на равнинах подземный лед нередко становится главной горной породой, а глубина таких пород иногда превышает 1000 м. 65% территории России - районы многолетней мерзлоты. В зонах вечной мерзлоты летом оттаивает верхний слой почвы, что приводит к уменьшению прочности многолетнемерзлых пород. Следствием этого являются разрушения автомобильных дорог, трубопроводов, зданий и сооружений. Поэтому в некоторых местах действовал запрет на сооружение объектов капитального строительства. О какой прочной связи с землей может идти речь в таких случаях, если земли просто не существует, а вместо нее лежит лед? Для определения недвижимости можно было бы использовать термин "грунты". Так, п. 13 ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" <31> содержит определение термина "основание здания или сооружения". Это массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта. Можно было бы использовать термин "земельный участок" и говорить о наличии прочной связи с земельным участком, хотя и это было бы не совсем точным. -------------------------------- <31> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 5.
Резюмируя изложенное, основой юридического понятия "земельный участок" следовало бы признать в определенной степени существующую реальность, отразив в праве те характеристики этого понятия, которые являются принципиально значимыми для правового регулирования. Во-первых, земельный участок - это часть суши в отличие от водного пространства. Во-вторых, в содержание этого понятия нужно включить почвы - природный объект, органически связанный с землей (сушей). В-третьих, без почвы немыслимо представить себе леса, древесно-кустарниковую растительность, многолетние насаждения и иную растительность. В-четвертых, нужно указать признак, связанный с признанием земельного участка как недвижимости. В качестве такового нужно указать на возможность признания земельного участка объектом права собственности и иных прав на землю. Земельным участком следует считать часть суши, включая почвы, леса, древесно-кустарниковую растительность, многолетние насаждения и иную растительность, которая может быть признана объектом права собственности и иных прав на землю. Нельзя признать обоснованной попытку определения понятия земельного участка в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <32>. В Концепции предлагается сформулировать понятие земельного участка как объекта права собственности, определив его как участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет (п. 3.6.1 Концепции). Недостатки такого определения, во-первых, обоснованы теми аргументами, которые высказаны выше. Во-вторых, одновременное упоминание о границах участка и его кадастровом учете неубедительно, поскольку границы участка устанавливаются при проведении кадастрового учета. Единственный правильный признак в предлагаемом определении - это указание на то, что земельный участок - объект права собственности. Однако, указав этот момент, следовало бы отметить и то, что земельный участок является объектом и иных прав на землю. -------------------------------- <32> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Название документа