Учет энергоресурсов в аварийном жилье

(Ситникова И.)

("ЭЖ-Юрист", 2014, N 24)

Текст документа

УЧЕТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В АВАРИЙНОМ ЖИЛЬЕ

И. СИТНИКОВА

Ирина Ситникова, юрисконсульт, г. Саратов.

Федеральным законом об энергосбережении установлен обязательный учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Руководствуясь данным положением Закона, сетевые и ресурсоснабжающие организации производили повсеместно установку коллективных (общедомовых) приборов учета. Рассмотрим законность осуществления мероприятий по оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета аварийных (ветхих) жилых многоквартирных домов и произведения на их основании расчетов объема потребленной электрической энергии.

Кто обязан обеспечить учет?

В соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Собственники помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года обязаны были обеспечить многоквартирные дома коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета электрической энергии (п. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).

Если собственники помещений в многоквартирном доме не выполнили требования Закона в указанной части, то обязанность по оснащению приборами учета электрической энергии лежит на организации, осуществляющей снабжение электрической энергией (ресурсоснабжающей организации), или организации, осуществляющей передачу электрической энергии и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома (сетевой организации).

В пункте 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ указывается, что требования об обязательном учете энергетических ресурсов с применением приборов учета не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии).

Порядок признания дома аварийным

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В соответствии с п. 7 данного Постановления уполномоченным органом, в полномочия которого входит признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной правовой нормой.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, который обязан при принятии решения руководствоваться основаниями, предусмотренными разделом 3 Постановления N 47.

Расчет платы за электроэнергию

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), обязанность по оплате электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, лежит на всех собственниках помещений многоквартирных домов.

Исполнитель коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме обязан принять меры для обеспечения учета электрической энергии, потребленной многоквартирным домом, посредством установки коллективного (общедомового) прибора учета.

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета расчет объемов потребленной электроэнергии на общедомовые нужды должен быть произведен исходя из показаний данного прибора (формула 12 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг не содержат исключений в отношении аварийных (ветхих) многоквартирных домов.

В Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, указываются правила организации учета электрической энергии на розничных рынках и требования к коллективным (общедомовым) приборам учета, которые подлежат установке в многоквартирных жилых домах. Данные нормы права также не содержат каких-либо исключений.

Таким образом, если следовать положениям данных норм права, все многоквартирные жилые дома должны быть оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета.

В отношении аварийных (ветхих) и подлежащих сносу многоквартирных домов в Российской Федерации сложилась многочисленная судебная практика, подтверждающая незаконность установки в таких домах общедомовых приборов учета и произведения расчетов по ним.

Тульский областной суд Апелляционным определением от 06.06.2013 по делу N 33-1391 установил, что на ветхое, аварийное, непригодное для проживания жилье не подлежат установке общедомовые приборы учета, в связи с чем расчеты между поставщиком и потребителями - собственниками жилых помещений в ветхих домах не могут быть основаны на показаниях таких приборов. Избранный поставщиком электрической энергии расчетный способ не подлежит применению, а действия ответчиков по установке общедомовых приборов учета и начислению платы за электроэнергию на основании данных приборов не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В Апелляционном определении от 24.02.2014 по делу N 33-2477/2014 Ростовский областной суд, руководствуясь положениями ст. 13 Закона N 261-ФЗ, приходит к выводу о том, что, поскольку многоквартирный жилой дом был признан аварийным, задолженность по оплате электроэнергии по общедомовому счетчику взысканию не подлежит.

Такой позиции суды придерживаются также в случаях, если дом был признан аварийным и подлежащим сносу до 01.01.2013, однако по каким-либо причинам органы исполнительной власти не исполнили решение в установленный срок.

Верховный суд Республики Бурятия в Апелляционном определении от 19.02.2014 по делу N 33-740 сделал следующий вывод: в связи с тем, что заключениями межведомственной комиссии от 15.08.2008 многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу, учет используемых энергетических ресурсов в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье не может производиться с применением коллективных (общедомовых) приборов учета. Права граждан, проживающих в таких домах и признанных до 01.01.2013 аварийными и подлежащими сносу, не могут быть поставлены в зависимость от исполнения соответствующим органом обязанности по своевременному принятию решения о сносе.

Большое значение имеет момент признания дома аварийным (ветхим) и подлежащим сносу, решение о признании дома таковым должно быть принято до 01.01.2013.

Наличие фактических оснований для признания помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отсутствие решения о признании его таковым и без соблюдения обязательного порядка, предусмотренного требованиями Постановления N 47, влечет невозможность применения в отношении данного объекта нормы п. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ.

В Определении от 16.07.2013 по делу N 33-8648/2013 Свердловский областной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий по установке сетевой организацией общедомового прибора учета использованной электроэнергии, поскольку установка такого прибора не противоречит действующему законодательству, а требования о запрете установки данного прибора в дальнейшем до проведения капитального ремонта дома являются необоснованными, так как согласно п. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии не осуществляется в ветхих, аварийных объектах и объектах, подлежащих капитальному ремонту до 01.01.2013. Доказательств того, что дом, в котором проживает П., относится к данной категории, истец не представил. Ссылка на то, что дом включен в муниципальную целевую программу "Строительство и реконструкция жилых домов на территории Серовского городского округа в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем физического износа на 2009 - 2011 годы" не может быть принята во внимание, поскольку наличие высокого уровня износа (69%) не может свидетельствовать о том, что дом является ветхим, аварийным, подлежит капитальному ремонту до 01.01.2013. Кроме того, как установил суд, действие муниципальной программы было приостановлено, других доказательств в подтверждение данного обстоятельства истец не представил.

Анализируя данные судебные акты, можно сделать вывод, что расчет объемов потребленной электроэнергии в аварийных (ветхих) и подлежащих сносу многоквартирных домах не может осуществляться исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Однако данное условие не освобождает собственников указанных домов от исполнения их прямой обязанности, закрепленной в ст. 39 ЖК РФ и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе на оплату электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.

В связи с тем, что в законодательстве отсутствует указание на выполнение определенного порядка расчета электрической энергии на общедомовые нужды, применяемого в указанных случаях, а также отсутствует разъяснение судебных органов, каким образом должен быть произведен расчет, необходимо внести соответствующие изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, касающиеся расчета электрической энергии на общедомовые нужды в аварийных (ветхих) и подлежащих сносу многоквартирных жилых домах.

На настоящий момент целесообразно производить расчет платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, по формуле 15 п. 17 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг, применяемой при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета и рассчитывающейся исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги.

Название документа