Особенная часть экологического права как объект кодификации

(Васильева М. И.) ("Экологическое право", 2010, N 6) Текст документа

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА КАК ОБЪЕКТ КОДИФИКАЦИИ <*>, <1>

М. И. ВАСИЛЬЕВА

Васильева М. И., профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.

В 2005 - 2006 гг. рабочей группой при Министерстве природных ресурсов РФ была разработана концепция Экологического кодекса РФ. Впоследствии на ее основе в 2007 - 2008 гг. в рамках научно-исследовательских работ проектировались Общая и Особенная части Экологического кодекса РФ. Настоящая статья посвящена анализу и итогам этих исследований.

Ключевые слова: экологическое законодательство, природно-ресурсовое законодательство, Экологический кодекс, кодификация.

In 2005 - 2006 a working group attached to the Ministry of Natural Resources of the RF worked out the Conception of Environmental Code of RF. Afterwards on the basis thereof in 2007 - 2008 within the frames of scientific-research works the general and special parts of the Environmental Code of the RF were drafted. The present article is devoted to analysis and results of these studies.

Key words: environmental legislation, natural resources legislation, Environmental Code, Codification.

1. Кодификация как практическая задача

В 2005 - 2006 гг. рабочей группой при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации была разработана концепция Экологического кодекса РФ <2>. Впоследствии на ее основе в 2007 - 2008 гг. в рамках научно-исследовательских работ, организованных тем же Министерством, проектировались Общая и Особенная части Экологического кодекса Российской Федерации <3>. Итоги этих исследований представляют собой первый реальный опыт практической кодификации. -------------------------------- <2> URL: http:// www. mnr. gov. ru/ files/ part/ 3684_konzepzia. doc. <3> См.: Техническое задание на разработку проекта Экологического кодекса РФ: размещено на официальном сайте МПР РФ. URL: http:// www. mnr. gov. ru/ files/ part/ 9002_tz. doc.

Как теоретическая задача кодификация экологического законодательства затрагивалась еще в 1980 - 1990 гг. в работах О. С. Колбасова, В. В. Петрова. В настоящее время этому вопросу уделяют внимание многие исследователи. На концептуальном уровне проблема была поставлена представителями университетской (МГУ им. М. В. Ломоносова) научной школы <4>. Рядом других ведущих ученых обсуждаются практическая возможность создания Экологического кодекса в контексте современных законотворческих процессов и его возможные параметры, зарубежный опыт кодификации экологического законодательства <5>. В ноябре 2007 г. на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова состоялась научная дискуссия по теоретической проблеме "Экологический кодекс Российской Федерации", в которой приняли участие специалисты в сфере экологического права, в том числе разработчики проекта Кодекса. -------------------------------- <4> См.: Голиченков А. К. Экологический кодекс Российской Федерации: основные элементы концепции проекта // Экологическое право России: Сб. материалов научно-практических конференций. Вып. 2. 1999 - 2000 гг. / Под ред. А. К. Голиченкова. М., 2001. С. 224 - 232; Голиченков А. К. Основные подходы к разработке концепции проекта Экологического кодекса РФ // Право и политика. 2000. N 10 и др.; Игнатьева И. А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М.: Изд-во МГУ, 2007; Игнатьева И. А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. 2008. N 1 и др. <5> См., напр.: Боголюбов С. А. Некоторые проблемы Экологического кодекса // Журнал российского права. 2006. N 5; Современные проблемы Экологического кодекса // Экологическое право. 2005. N 6; Дубовик О. Л. Экологический кодекс ФРГ: Рец. на кн.: Экологический кодекс ФРГ с комментариями // Право и политика. 2000. N 10; Кодификация экологического права в Германии: о проекте Экологического кодекса // Современное экологическое право в России и за рубежом. М.: ИГП; ИНИОН РАН, 2001.

Обсуждая тот или иной вариант, очевидно, всегда надо иметь в виду не только объективные условия кодификации (как высшей формы систематизации законодательства), которые формируются приоритетами государственной экологической политики <6>, целями правовой политики, объемом и техническим состоянием действующего отраслевого законодательства и рядом других факторов, но также и субъективные условия, диктуемые текущими задачами совершенствования экологического законодательства и возможностями (организационными и прочими) проведения кодификационных работ в том или ином масштабе. Так, имеющая место в теории гипотеза о проведении полной кодификации, включающей нормы как природоохранительной, так и природно-ресурсовой направленности, в настоящее время и, вероятно, в ближайшем будущем тоже не имеет перспектив реализации по причинам как субъективного, так и объективного характера. Поэтому в ходе НИР проведение кодификации по этой версии не ставилось в качестве практической задачи, а круг возможных действий изначально был очерчен условием о невторжении в отношения пользования природными ресурсами. -------------------------------- <6> Васильева М. И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2007. N 2. С. 8 - 18.

Следующий этап определения объекта кодификации был связан с выбором критерия кодификации природоохранных норм <7>, для чего надлежало ответить на последовательные вопросы. Во-первых, оставлять ли природоохранные нормы в актах природно-ресурсового законодательства. При положительном ответе на этот вопрос Экологический кодекс содержательно означал бы издание расширенной версии Закона об охране окружающей среды, а терминологически - не более чем образное усиление его значимости <8>. Понимание формальности такого подхода побудило выбрать второй путь, основанный на вовлечении природоохранных норм природно-ресурсового законодательства в сферу Экологического кодекса. И тогда возникал второй вопрос: каким образом это возможно сделать, создавая содержательно наполненный текст и не разрушая при этом целостность правового регулирования отношений по использованию и охране природных объектов? Насколько вообще реалистично или целесообразно разделение органически взаимосвязанных по своей сути аспектов эколого-правового регулирования, о двуедином характере которого давно и хорошо известно? Ответом и стали конкретные нормы Кодекса, кратко представленные далее. -------------------------------- <7> Здесь и далее речь идет о критериях кодификации не всей Особенной части, а применительно к конкретным подотраслям и институтам экологического законодательства - охране и использованию лесов, животного и растительного мира, правовому режиму особо охраняемых природных территорий, экологически неблагополучных территорий. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. В. Петрова "Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона "Об охране окружающей природной среды")" включена в информационный банк согласно публикации - "Экологическое право", 2009, N 2/3, Специальный выпуск. ------------------------------------------------------------------ <8> В таком контексте, например, В. В. Петров называл экологическим кодексом Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". См.: Петров В. В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона "Об охране окружающей природной среды") // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1992. N 3. С. 3 - 13.

Опыт практической работы показал, что критерии кодификации Особенной части вряд ли могут быть равно эффективными и равно применимыми к нормам законодательства об охране земель и почв, недр, вод, лесов, животного и растительного мира, атмосферного воздуха, климата и озонового слоя, особо охраняемых природных территорий <9>. В различных разделах Кодекса, соответствующих названным группам правоотношений, были применены несколько различающиеся подходы, обусловленные, как представляется, главным образом особенностями норм и отношений, ими регулируемых, но отчасти также и собственным взглядом исполнителей. И в этом смысле отчетливо просматривается еще один аспект дискуссии о кодификации, который доныне пока еще не привлекал к себе внимания исследователей, а именно о технологии процесса, о мере вмешательства в природно-ресурсовое законодательство, особо актуальный для ситуации неполной (сохраняющей акты природно-ресурсового законодательства) кодификации. -------------------------------- <9> Особенная часть включает два структурированных раздела: "Охрана природных объектов и комплексов" и "Территории с особым эколого-правовым режимом". Отдельно выделен раздел "Заключительные положения".

Путь кодификации законодательства об особо охраняемых природных территориях не вызывал сомнений, поскольку подавляющее большинство норм одноименного Федерального закона имеет очевидно природоохранный характер. При этом соображения практического свойства, связанные с целесообразностью оставления этого Закона в действии для сохранения стабильности действующего правового регулирования (или, иначе, во избежание ситуации случайной или преднамеренной утраты каких-либо важных норм в ходе законопроектных работ), могли приниматься во внимание, но только на предшествующих стадиях - разработки концепции Кодекса да и принятия самого решения о его проектировании. С точки же зрения чистоты кодификации в том смысле, как это понятие можно трактовать теоретически, высказывавшееся мнение об оставлении в силе соответствующего федерального закона не имеет достаточного обоснования. В этом случае серьезно пострадала бы сама идея кодификации, произошел бы опять-таки "откат" к расширенной версии Закона об охране окружающей среды, о чем говорилось выше, поскольку правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий составляет, равно как и, например, правовое регулирование охраны атмосферного воздуха, системообразующий (отраслеобразующий) блок экологического законодательства. Здесь существует другая проблема, действительно заслуживающая обсуждения и связанная с тем, что ряд положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" <10> касается не самих природоохранных отношений, а организационного механизма охраны, - это прежде всего нормы о статусе природоохранных учреждений и некоторые другие. Действительно, их отраслевая принадлежность к экологическому законодательству на первый взгляд вызывает сомнение ввиду тяготения к гражданско-правовой или финансовой сфере. Аналогично не все нормы Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <11> регулируют исключительно экологические отношения, часть из них направлена, к примеру, на упорядочение вопросов собственности, вовлечение отходов в повторное использование, обращение с ломом и отходами цветных металлов и преследует природоохранные цели весьма опосредованно. Тем не менее эколого-правовая отраслевая принадлежность данного Закона принята, и произошло это ввиду явного доминирования в нем природоохранной составляющей. Однако подобные детали обретают куда большее значение в ходе практических кодификационных работ, когда отраслевая разноска норм должна быть выполнена тщательно. В пользу консолидации и этих норм в рамках Экологического кодекса можно привести аргументы, происходящие из общих признаков экологического права как отрасли в системе права, призванной регулировать не только отношения по охране окружающей среды, но также и, по нашему мнению, особенности охраны окружающей среды как деятельности по организации охраны окружающей среды. В теории не оспаривается отнесение к сфере экологического законодательства норм об экологическом управлении, о компетенции уполномоченных органов, осуществлении экологического контроля, и, более того, эти нормы традиционно составляют важнейшие его институты. Равным образом положения об особенностях правового статуса природоохранных учреждений (дирекций) особо охраняемых природных территорий должны регулироваться экологическим же законодательством. И это утверждение основывается на том, что одной из важнейших собственно отраслевых задач экологического права является полномерное отражение публично-правовых особенностей всех тех общественных отношений, которые возникают в связи с охраной окружающей среды. -------------------------------- <10> См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (часть 1). Ст. 25; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; 2007. N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 49. Ст. 5742; 2008. N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 17; 2009. N 52 (1 ч.). Ст. 6455. <11> См.: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 8 ноября 2008 г. N 196-ФЗ и от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. II). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 45. Ст. 5142; 2009. N 1. Ст. 17.

Безусловно, такая постановка вопроса дает повод к размышлениям о пределах экологического права как отрасли, о границах его соприкосновения и дифференциации со смежными сферами. Но поскольку современная система законодательства переживает период признания и автономизации целого ряда новых отраслей, а экологическое право исторически возникло и развивалось как "классический образец" неклассической (нефундаментальной) отрасли, то приведенные рассуждения вряд ли посягают на существующую систему, а, скорее, могут расцениваться лишь как повод для расширения внутренней дискуссии о предмете самого экологического права, которая все же достаточно консервативна. В итоге не представляется правильным решение об изъятии из Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" чисто природоохранных норм с оставлением в нем незначительного количества иных норм. Кроме вышеприведенных аргументов, можно привести также практические соображения, связанные с нецелесообразностью существования Федерального закона в столь усеченном виде (чрезмерно узкий круг регулируемых отношений), а также и с неудобством одновременного пользования двумя законами (а с учетом Земельного кодекса РФ <12> - и тремя). -------------------------------- <12> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ, от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ, от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ, от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ, от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 92-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ, от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 204-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 261-ФЗ, от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ, от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ, от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ, от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ И от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 41. Ст. 3993; 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17; 2005. N 10. Ст. 763; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3122; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 1. Ст. 17; 2006. N 23. Ст. 2380; 2006. N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 24; 2007. N 31. Ст. 4009; 2007. N 45. Ст. 5417; 2007. N 46. Ст. 5553; 2008. N 20. Ст. 2253; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6236; 2009. N 1. Ст. 19; 2009. N 11. Ст. 1261; 2009. N 29. Ст. 3582; 2009. N 29. Ст. 3601; 2009. N 30. Ст. 3735; 2009. N 52 (1 ч.). Ст. 6416; 2009. N 52 (1 ч.). Ст. 6419; 2009. N 52 (1 ч.). Ст. 6441.

Поскольку кодификация предполагает не только систематизацию действующих норм, но и ликвидацию пробельности законодательства, то ситуация проектирования Кодекса была использована для разработки двух недостающих в Особенной части блоков правовых норм: об охране растительного мира и об особом правовом режиме экологически неблагополучных территорий. Ввиду очевидного различия отношений, подлежащих урегулированию, критерии и способы кодификации в этих случаях были столь же различны.

2. Кодификация норм об охране лесов и иных объектов растительного мира

Глава "Охрана лесов и иного растительного мира" устанавливает требования по охране лесов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе связанной с использованием лесов. В части, не урегулированной Кодексом, условия и правила охраны лесов устанавливаются лесным законодательством. В данную главу не переносились нормы главы 3 Лесного кодекса РФ <13> "Охрана и защита лесов" (за исключением положения об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов лесных растений), поскольку, во-первых, в Лесном кодексе вопросы охраны и защиты лесов органично встроены в отношения по управлению, использованию, воспроизводству лесов и ведению лесного хозяйства и выведение их в иной федеральный закон нарушило бы целостность правового регулирования лесных отношений, а во-вторых, задачей Экологического кодекса видится систематизация именно экологических требований, т. е. таких охранительных требований, которые предъявляются к ведению хозяйственной деятельности в лесах, в том числе к видам природопользования. Нормы же Лесного кодекса имеют несколько иную направленность - на охрану лесов от пожаров и вредителей, обеспечение санитарной охраны и ухода за лесами. Таким образом, отношения в части охраны лесов регулируются данной главой дополнительно к охранительным нормам Лесного кодекса. -------------------------------- <13> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ, от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278; 2008. N 20. Ст. 2251; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3599; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6236; 2009. N 11. Ст. 1261; 2009. N 29. Ст. 3601; 2009. N 30. Ст. 3735.

Глава содержит статьи: "Разграничение правового регулирования отношений в сфере охраны лесов и иного растительного мира"; "Общие требования к охране лесов и иного растительного мира"; "Общие требования к охране лесов и иного растительного мира при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности"; "Требования к охране лесов при заготовке древесины и живицы"; "Требования к охране лесов при их использовании в целях заготовки недревесных лесных ресурсов, сбора пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений"; "Требования к охране лесов при ведении охотничьего хозяйства и сельского хозяйства"; "Требования к охране лесов при строительстве линейных объектов, гидротехнических сооружений и иных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры"; "Требования к охране лесов при геологическом изучении недр и добыче полезных ископаемых"; "Особенности охраны лесов, располагающихся вне земель лесного фонда"; "Государственное регулирование в области охраны растительного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности"; "Меры правовой охраны и воспроизводства растительного мира"; "Экологические требования к использованию объектов растительного мира"; "Обязанности пользователей и ограничения прав в связи с обеспечением охраны растительного мира"; "Регулирование распространения объектов растительного мира"; "Охрана зеленого фонда населенных пунктов". Отношения по охране растительного мира были бы урегулированы на уровне федерального закона впервые. В отсутствие специального закона о растительном мире вне лесов существует заметная пробельность, которая закрыта лишь в некоторых субъектах Российской Федерации, где были приняты соответствующие региональные законы; на большей же части территории страны для охраны растительного мира недостает нормативной базы. Данная глава Кодекса решает наиболее общие задачи в этой сфере, оставляя урегулирование ряда конкретных отношений в компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Третья группа регулируемых отношений имеет комплексный характер и включает вопросы охраны как лесной, так и нелесной растительности на территориях населенных пунктов. Выведение данных отношений в самостоятельный объект правового регулирования связано с исключительно важным экологическим и социальным значением зеленого фонда городов и иных населенных пунктов. Экологический кодекс не регулирует отношения по охране сельскохозяйственных растений и не охраняет сорные растения. Общие экологические требования к охране лесов и иного растительного мира включают, в частности: - запрещение размещения в лесах отходов производства и потребления, засорения лесов отходами заготовки древесины; - проведение государственной экологической экспертизы проектов лесоустройства и проектов осуществления хозяйственной и иной деятельности, способной оказать негативное воздействие на состояние лесов (возвращаемое положение, утратившее силу в результате реформирования законодательства об экологической экспертизе); - учет природных свойств лесов и иного растительного мира, их способности к естественному воспроизводству при установлении нормативов качества окружающей среды; - учет последствий антропогенных воздействий на состояние лесов и иного растительного мира при установлении нормативов воздействия на окружающую среду; - возможность ограничения, приостановления, прекращения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на состояние лесов. Экологические требования к использованию лесов направлены на предотвращение и сокращение негативного воздействия видов лесопользования на состояние лесных экосистем, сохранение и воспроизводство лесной растительности, обеспечение рационального и неистощительного использования лесов. Требования к охране лесов конкретизируются применительно к стадиям хозяйственной и иной деятельности, а также к отдельным, наиболее интенсивным и экологически значимым видам лесопользования: заготовке древесины, недревесных лесных ресурсов, сбору пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, ведению охотничьего и сельского хозяйства, строительству и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов), гидротехнических сооружений, геологическому изучению недр и добыче полезных ископаемых. В этой части Кодекс систематизирует ряд норм, закрепленных в настоящее время на подзаконном уровне, а также вводит некоторые новые требования. Например, об обязательности государственной экологической экспертизы проектов строительства и реконструкции в лесах, расположенных на землях лесного фонда, линейных объектов, водохранилищ, гидротехнических сооружений, работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, а также объектов по переработке древесины и иных лесных ресурсов, объектов рекреационного назначения. Предложено также достаточно жесткое требование о допущении использования лесных участков для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов только в случае отсутствия других вариантов возможного размещения этих объектов либо неприемлемости других вариантов в связи с необеспечением ими промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Государственное регулирование в области охраны растительного мира включает: - учет и ведение кадастра растительного мира; - мониторинг объектов растительного мира; - контроль за охраной, воспроизводством, рациональным использованием объектов растительного мира; - нормирование допустимого изъятия (сбора) объектов растительного мира; - регулирование распространения объектов растительного мира; - специальные меры по охране редких и исчезающих видов растений. В главе установлены меры правовой охраны и воспроизводства растительного мира, в числе которых: - установление правил пользования объектами растительного мира, обеспечивающих их рациональное, неистощительное использование; - установление экологически обусловленных запретов и ограничений пользования объектами растительного мира; - определение сроков и способов сбора объектов растительного мира; - запрещение сбора и иного пользования отдельными объектами растительного мира; - установление правил охраны среды произрастания дикорастущих растений; - придание отдельным видам или объектам растительного мира режима особо ценных природных объектов; - предотвращение уничтожения и повреждения объектов растительного мира при осуществлении хозяйственной деятельности; - пресечение самовольного использования и других нарушений установленного порядка пользования растительным миром; - проведение биотехнических мероприятий по предупреждению возникновения и развития очагов массовых вредителей и болезней растений и др. Следуя избранному формату документа, регулирование отношений по использованию растительного мира в части оснований и порядка возникновения, ограничения, прекращения права пользования, платности, прав и обязанностей пользователей и некоторых других условий пользования должно оставаться за пределами Кодекса, что при отсутствии соответствующего федерального закона сохраняет существующую пробельность. Поэтому исходя из практических соображений в общем виде урегулированы обязанности пользователей и ограничения прав в связи с обеспечением охраны растительного мира. Пользование объектами растительного мира в целях удовлетворения личных пищевых, эстетических, рекреационных и иных жизнеобеспечивающих потребностей граждан рассматривается как общедоступное, осуществляемое бесплатно, без получения разрешения, с соблюдением требований к охране растительного мира, установленных Кодексом. Зеленый фонд населенных пунктов как самостоятельный объект правоотношений определен в качестве совокупности естественных и искусственных зеленых насаждений, озелененных территорий, лесов, расположенных в границах населенных пунктов и выполняющих средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные функции. Изначально рассматривалась также расширенная версия понятия зеленого фонда как совокупности древесно-кустарниковой растительности (естественных и искусственных зеленых насаждений), в том числе городских лесов и лесопарковых защитных поясов вокруг городов, а также озелененных территорий (зеленых зон) в черте городских, сельских населенных пунктов и в пределах пригородных зон. Примечательно, что последующие, принятые после окончания проектных работ, поправки к действующему законодательству изменили правовой режим зеленых зон и лесопарков в направлении, обратном тому, что было заложено в проекте. Регулирование отношений по охране иных искусственно культивируемых в целях озеленения населенных пунктов растений передается в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Обеспечение мероприятий по охране зеленого фонда возложено на собственников. Зеленый фонд находится в собственности соответствующих муниципальных образований, за исключением объектов, расположенных на земельных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, юридическим и физическим лицам. Указаны виды запрещаемой в зеленом фонде деятельности. В качестве важного элемента правового режима зеленого фонда предусматривается возможность установления органами местного самоуправления нормативов озеленения территорий населенных пунктов. В рамках данной главы обеспечивается экосистемный подход к регулированию экологических отношений - посредством установления требований по охране других природных объектов при пользовании лесами и иными объектами растительного мира, выполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, по предотвращению вреда иным природным объектам при осуществлении лесопользования, возложения на лиц, ведущих охотничье хозяйство, обязанности по регулированию численности животных и возмещению причиняемого лесу вреда в случае превышения численности соответствующих животных.

3. Кодификация норм об охране животного мира

Глава "Охрана животного мира" регулирует отношения в области охраны животного мира и в сфере сохранения и восстановления среды его обитания, а также устанавливает экологические требования к использованию животного мира. Животный мир охраняется от уничтожения, чрезмерного изъятия, истребления природных популяций, распространения болезней животных, нарушения воспроизводства и генетической структуры популяций, интродукции чужеродных видов, сокращения видового разнообразия, а также от разрушения и загрязнения мест обитания. В части, не урегулированной Экологическим кодексом, отношения по охране животного мира и среды его обитания, в том числе возникающие в области сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом "О животном мире" <14>, Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" <15> и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о животном мире. -------------------------------- <14> См.: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ, от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ и от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; 2007. N 17. Ст. 1933; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 17; 2009. N 11. Ст. 1261. <15> См.: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ, 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ, от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ и от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 23. Ст. 2380; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 23; 2007. N 17. Ст. 1933; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748.

Условия сохранения среды обитания объектов животного мира при осуществлении видов природопользования устанавливаются также водным, лесным и иным природно-ресурсовым законодательством. Отношения по использованию животного мира затрагиваются данной главой постольку, поскольку устанавливаются экологические требования к нему. Законодательство о государственном регулировании генно-инженерной деятельности предполагается применять к отношениям по использованию и охране животного мира в случаях и пределах, установленных законодательством об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов. Экологические требования к использованию и охране животного мира и сохранению среды его обитания устанавливаются в целях обеспечения устойчивого существования животного мира, биологического разнообразия, создания условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого компонента природной среды. К экологическим относятся также требования по охране иных природных объектов и окружающей среды в целом при осуществлении пользования животным миром. Одной из основных задач главы является введение экологических требований в правовое регулирование хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние животного мира и среды его обитания. К экологическим требованиям общего характера относятся: - обязательность нормирования изъятия большинства объектов животного мира из окружающей среды; - учет влияния хозяйственной и иной деятельности на состояние животного мира при расчете комплексных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду; - ограничение, приостановление, прекращение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением требований по охране животного мира или среды его обитания; - предотвращение ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде в целом при осуществлении мероприятий по охране объектов животного мира; - запрет жестокого обращения с животными при осуществлении всех видов пользования; - приоритет естественного воспроизводства объектов животного мира над искусственным воспроизводством; - запрет внедрения и распространения несвойственных естественным экосистемам видов животных, которые угрожают существованию либо разрушают места обитания других видов, нарушают экосистемное равновесие, могут причинить вред здоровью человека; - обязательность государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Государственное регулирование охраны животного мира включает: - нормирование (лимитирование) использования животного мира; - установление требований по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов; - установление требований к использованию природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности, обеспечивающих сохранение среды обитания животного мира; - введение ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства; - установление разрешительного порядка пользования животным миром, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции; - осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и воспроизводства объектов животного мира; - организацию охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; - осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира, по восстановлению естественных популяций, деградированных экосистем, среды обитания объектов животного мира; - ведение Красной книги и создание особо охраняемых природных территорий в целях сохранения редких, исчезающих, иных особо ценных видов и объектов животного мира; - разведение в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; - ограничение прав и возложение обязанностей на пользователей объектами животного мира в интересах его охраны и др. В данной главе систематизированы нормы главы III Федерального закона "О животном мире", главы 6 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов", а также некоторых подзаконных нормативных правовых актов. Перенесенные и некоторые вновь вводимые экологические требования структурируются применительно к охране животного мира: при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности; при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи, линий электропередачи и иных объектов энергетики; при осуществлении сельскохозяйственных, мелиоративных и иных работ; при осуществлении охоты, рыболовства и иных видов пользования животным миром. В ряде случаев конкретизирован общий запрет жестокого обращения с животными при осуществлении всех видов пользования. Отдельно определяются требования к охране других природных объектов при осуществлении пользования животным миром, к охране окружающей среды от распространения чужеродных объектов животного мира, а также к содержанию животных вне естественной среды обитания. Требования к охране среды обитания животного мира расширены по сравнению с действующими. В главе впервые закреплен принцип рационального и неистощительного пользования животным миром, сохранения при пользовании животным миром его способности к самовоспроизводству. К законодательным новеллам относятся положения об обеспечении генетической безопасности животного мира и охраны окружающей среды в связи с применением биотехнологий: - запрещение хозяйственной, научно-исследовательской и иной деятельности, которая может привести к изменению или уничтожению генетического фонда животного мира; - исключение опасности причинения вреда здоровью человека, сокращения биологического разнообразия, нарушения экосистемных связей, иных вредных экологических последствий при создании (воспроизводстве) животных искусственным путем, выпуске таких объектов в естественную среду, использовании живых организмов, видоизмененных в результате применения биотехнологий; - недопущение проникновения в природную среду живых генетически измененных организмов и дальнейшей неконтролируемой гибридизации их с объектами животного мира; - охрана животного мира от необоснованного применения биотехнологий. Обязанности пользователей животным миром по обеспечению охраны и воспроизводства объектов животного мира, сохранению и восстановлению среды их обитания определяются законодательством о животном мире. На особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий.

4. Кодификация норм об особо охраняемых природных территориях

Глава "Особо охраняемые природные территории и объекты" систематизирует действующие нормы о правовом режиме особо охраняемых природных территорий и природных объектов, находящихся под особой охраной, частично модифицирует классификацию видов особо охраняемых территорий и объектов, а также вводит ряд новых положений. Природные территории и объекты, находящиеся под особой охраной, были разделены на три группы: особо охраняемые природные территории, в которые включены все существующие категории таких территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники и пр.); особо ценные природные объекты (редкие и исчезающие виды и объекты животного и растительного мира; городские леса и пригородные зеленые зоны; древесно-кустарниковая растительность в городах; природные лечебные ресурсы; особо защитные участки лесов; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение); природоохранные территории (охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов; зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные участки, выделяемые в целях охраны особо ценных объектов животного и растительного мира; рыбоохранные зоны; рыбохозяйственные заповедные зоны; государственные защитные лесные полосы и противоэрозионные леса). Определены меры государственного регулирования охраны и использования природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной, а также основные элементы правового режима особо охраняемых природных территорий, природоохранных территорий и особо ценных природных объектов. В числе наиболее важных новых положений: - принципы использования естественных ресурсов особо охраняемых природных территорий; - экологические требования к образованию, реорганизации, изменению границ и ликвидации особо охраняемых природных территорий; - учет интересов социально-экономического развития прилегающих регионов и мнения местного населения при планировании и проектировании новых особо охраняемых природных территорий, определении возможности хозяйственного использования территорий их охранных зон; - о соответствии общей площади особо охраняемых природных территорий научно обоснованному размеру; - возможность образования новых особо охраняемых природных территорий на земельных участках, находящихся в частной собственности, при соблюдении установленных условий. В главе систематизированы и дополнены существующие положения о зонировании особо охраняемых природных территорий, сформулированы особенности режима особой охраны морских заповедников. Впервые в системном виде регулируются меры экономической поддержки особо охраняемых природных территорий. В качестве самостоятельной группы особо ценных природных объектов выделены городские леса, древесно-кустарниковая растительность в городах и пригородные зеленые зоны. Общие условия правовой охраны этих объектов сформулированы с учетом существующих положений земельного, лесного и природоохранного законодательства. Кроме того, введены отдельные положения, усиливающие режим особой охраны. Законодательной новеллой является прямое урегулирование на уровне федерального закона порядка образования и правового режима охранных зон особо охраняемых природных территорий. Сформулированы запрещенные и ограничиваемые виды природопользования и иной хозяйственной деятельности в охранных зонах, а также установлены формы участия администраций природоохранных учреждений в разрешении ограничиваемой и согласовании иной деятельности. Также значительной новизной обладают нормы, регулирующие организацию отдыха и туризма на особо охраняемых и природоохранных территориях. Наряду с условиями общего характера о целях и ограничениях такой деятельности вводятся нормы, направленные на урегулирование вопросов нормирования и платности посещения особо охраняемых природных территорий. Кодекс также отражает в данной главе экологические требования к созданию на особо охраняемых и природоохранных территориях туристско-рекреационных особых экономических зон. В целях защиты прав обладателей земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, и согласования их интересов с необходимостью обеспечения специального правового режима названных территорий предложены соответствующие поправки в Земельный кодекс РФ (в пп. 1 п. 2 ст. 56, п. 4 ст. 95, п. 5 ст. 95 и др.) <16>. -------------------------------- <16> Подробнее о кодификации законодательства об особо охраняемых природных территориях и природных объектах, находящихся под особой охраной, см.: Васильева М. И. Особо охраняемые природные территории и объекты: Вариант кодификации законодательства // Экологическое право России: Сб. матер. научно-практич. конфер. Выпуск шестой. 2008 - 2009 гг. / Под ред. А. К. Голиченкова. М.: Форгрейфер, 2009. С. 13 - 18.

5. Ликвидация пробельности правового регулирования режима экологически неблагополучных территорий

Глава "Экологически неблагополучные территории" регулирует отношения, связанные с установлением особого эколого-правового режима на отдельных территориях. Система соответствующих норм прямого действия вводится впервые. Экологическое неблагополучие территорий выражается в разрушении естественных экологических систем, нарушении природного равновесия, деградации растительного и животного мира, ухудшении здоровья населения. Придание особого статуса территориям происходит при условии, что такие отрицательные изменения имеют длительный устойчивый характер и улучшение состояния окружающей среды невозможно без осуществления комплекса специальных реабилитационных мер. Основанием для придания территории статуса экологически неблагополучной является соответствие состояния окружающей среды и здоровья населения критериям экологического неблагополучия, устанавливаемым Правительством РФ. Критериями экологического неблагополучия являются медико-демографические, экологические, социальные и экономические показатели, позволяющие определить состояние окружающей среды и здоровья населения как неблагополучное. Предлагается два вида экологически неблагополучных территорий - федерального и регионального значения. Придание территориям статуса экологически неблагополучных осуществляется соответственно постановлениями Правительства РФ и совместными решениями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Классификация правовых режимов по степени экологического неблагополучия территорий не проводится. Правовой режим территорий, экологическое неблагополучие которых связано с произошедшими чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, определяется Кодексом и Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Правовой режим экологически неблагополучных территорий включает в себя комплекс организационных, правовых, экономических, социальных, технических и иных мер, направленных на сокращение сложившегося уровня загрязнения атмосферного воздуха, вод, почв, лесов, иных природных объектов и комплексов, на улучшение здоровья населения и создание условий для достижения состояния окружающей среды, соответствующего установленным экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам. Статьи главы содержат перечень элементов правового режима экологически неблагополучных территорий и описание наиболее важных из них (ограничения использования природных ресурсов и хозяйственной деятельности и др.). На экологически неблагополучных территориях запрещается строительство новых или реконструкция действующих объектов, если это приведет к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Невыполнение требований по сокращению негативного воздействия на окружающую среду, установленных для отдельных субъектов хозяйственной деятельности, является основанием прекращения, приостановления или ограничения такой деятельности. Установление правового режима экологически неблагополучных территорий не изменяет целевое назначение земельных участков, расположенных в их пределах. Однако виды разрешенного использования земельных участков могут ограничиваться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. В целях очистки загрязненных территорий и восстановления плодородия почв может осуществляться консервация земель в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. В связи с установлением особого правового режима на экологически неблагополучных территориях могут вводиться ограничения использования вод, недр, лесов, животного и растительного мира. Ограничения природопользования включают приостановление пользования природными ресурсами, изменение условий договоров и лицензий, на основании которых возникло право пользования природными объектами, снижение нормативов и лимитов изъятия природных ресурсов, запрещение отдельных видов недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным и растительным миром. Правительством Российской Федерации определяются особенности осуществления на экологически неблагополучных территориях государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, социально-гигиенического мониторинга, государственного экологического мониторинга. В качестве основной организационной формы осуществления мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий рассматриваются федеральные целевые программы. Федеральная целевая программа содержит, в частности, перечень видов хозяйственной и иной деятельности, осуществление которых на экологически неблагополучных территориях запрещается или ограничивается, а также источники, порядок и объемы финансирования мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Финансирование мероприятий по реабилитации экологически неблагополучных территорий может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду экологически неблагополучных территорий, из других источников, предусмотренных программой. Плата за негативное воздействие объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду экологически неблагополучных территорий взимается в повышенном размере с направлением образующихся в результате такого повышения средств в фонд федеральной целевой программы. Предполагается создание инвестиционных и других стимулирующих условий для ведения предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающей снижение негативного воздействия на окружающую среду, направленной на оздоровление окружающей среды, восстановление природных объектов и комплексов, ликвидацию накопленного экологического ущерба на таких территориях. Предусматривается возможность введения специального налогового режима, включающего особые условия налогообложения, в том числе льготы по отдельным видам налогов, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, предоставляемые хозяйствующим субъектам, участвующим в реализации мероприятий федеральной целевой программы. Устанавливается право граждан, проживающих или работающих на экологически неблагополучных территориях, на снижение риска здоровью, связанного с негативным воздействием факторов окружающей среды, а также на социально-экономические компенсации, конкретные виды которых определяются федеральной целевой программой. Снижение риска здоровью, связанного с негативным воздействием факторов окружающей среды, производится путем реализации мероприятий по восстановлению деградированных природных объектов и комплексов, озеленению населенных пунктов, очистке загрязненных почв, водоемов и иных природных объектов, улучшению качества питьевой воды, установке шумозащитных сооружений, по диспансеризации и профилактике заболеваемости, уменьшению остаточного количества вредных веществ в сельскохозяйственной продукции. Социально-экономические компенсации населению включают: установление периодических выплат; предоставление повышенной социальной защиты; принятие мер, направленных на повышение общего качества жизни. В исключительных случаях может приниматься решение об отселении граждан. Совершение экологических правонарушений на экологически неблагополучных территориях рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего административную и уголовную ответственность, а также основания для корректировки такс и методик исчисления вреда, причиняемого отдельным природным объектам. Глава содержит также положения о распространении правового режима экологически неблагополучных территорий (в части обеспечения прав граждан) на санитарно-защитные зоны производственных и иных объектов. Устанавливаются общие условия проведения мероприятий по компенсации риска здоровью и переселению жителей. Продолжение, а тем более завершение кодификационных работ зависят решающим образом от позиции законодателя или иных властных субъектов. Тем не менее полученные результаты представляются заслуживающими внимания и вне контекста дальнейших законопроектных перспектив (Кодекс может разрабатываться как на основе отчетов по НИР, выполненных по госконтрактам, так и на основе какого-либо иного материала) хотя бы по той причине, что в них впервые даются конкретные ответы на некоторые "вечные" вопросы теории экологического права о предмете, методах, формах кодификации. (При этом автор вполне осознает дискуссионность предложенных подходов и рассматривает их в качестве одного из возможных вариантов кодификации.) В целом проблемы разработки Экологического кодекса принципиально важны как для отраслевой науки с точки зрения выбора направлений ее собственного развития, так и для законодательных органов власти, конструирующих нормативно-правовые основы регулирования экологических отношений.

Название документа