Бюджетные кредиты как форма финансирования охраны окружающей среды

(Колесникова К. В.)

("Общество и право", 2010, N 5)

Текст документа

БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ КАК ФОРМА ФИНАНСИРОВАНИЯ

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

К. В. КОЛЕСНИКОВА

Колесникова Кира Владимировна, ассистент кафедры экологического, земельного и трудового права Ставропольского государственного университета.

Статья посвящена проблемам финансирования охраны окружающей среды. Особое внимание уделено бюджетному кредитованию экологически значимой деятельности.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, охрана окружающей среды, природопользование, бюджетный кредит.

This article is devoted to the problems of financing for preservations of surrounding. The main attention is paid to the budget's crediting for ecological meaningful activity.

Key words: budget's financing, preservations of surrounding, using of nature, budget's credit.

Бюджетный кредит определяется в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы России, юридическому лицу (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов в 2010 году помимо иных целей кредитованию также подлежит осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, произошедших на территории субъекта Российской Федерации. При этом надо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов" сумма денежных средств, выделяемая на эти цели не может превышать 140 млрд. рублей, хотя еще в 2009 г. данная сумма превосходила, нынешний лимит и составляла 170 млрд. рублей. Плата за пользованием кредитом для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий равна нолю, что, безусловно, оправданно, учитывая значимость этих мероприятий.

Возможно, государству следовало бы выдавать бюджетные кредиты на мероприятия, способствующие предотвращению стихийных бедствий и техногенных аварий. Ведь, как известно, превентивные меры являются более эффективными и обходятся бюджету гораздо дешевле, чем ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 93.5 БК РФ бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) могут предоставляться Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам.

Вместе с тем, как отмечает М. Е. Можарова, согласно ст. ст. 6 и 93.5 Бюджетного кодекса целевой иностранный кредит (заимствование) - это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая представляет собой в соответствии со ст. 108 БК РФ перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Статьей 93.5 БК РФ определяется, что предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита.

Получателем иностранного кредита является РФ, которая в свою очередь может предоставить бюджетный кредит бюджету субъекта РФ или бюджету муниципального образования за счет средств целевого иностранного кредита.

В соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Российской Федерацией взяты кредиты на реализацию трех экологических проектов: "Управление окружающей средой", "Пилотный проект по устойчивому лесопользованию", "Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды г. Калининграда". Сумма кредита составляет 76,3 млн. долларов США. Данные проекты разработаны и финансируются в рамках "Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды".

РПОИ - один из компонентов Проекта по управлению окружающей средой (ПУОС), являющегося частью Рамочной программы по окружающей среде, разработанной в 1994 г. Правительством РФ с участием Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Глобального экологического фонда, Европейского союза, правительств Канады, Норвегии, США, Финляндии, Швейцарии и направленной на совершенствование и поддержку реализации государственной экологической политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

Что касается выделения кредитов юридическим лицам, то согласно п. 1 ст. 93.2 БК РФ бюджетные кредиты им, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях, установленных главой 15 БК РФ.

М. Е. Можарова пишет: "Указанная норма, введенная федеральным законодателем с 1 января 2008 г., фактически поставила крест на возможности кредитования юридических лиц субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями". "Данное ограничение, позволяющее предоставлять средства бюджета субъектов Российской Федерации только тем юридическим лицам, которые уже являлись получателями бюджетных кредитов и которые не в состоянии надлежащим образом исполнить свои обязательства, по нашему мнению, является нелогичным" [1].

Действительно, из анализа норм БК РФ следует, что после изменений внесенных в него, с 1 января 2008 г. бюджетные кредиты юридическим лицам может выдавать исключительно Российская Федерация и в единственном случае: при реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам.

Однако муниципальные образования принимают нормативные акты, регулирующие кредитования юридических лиц из средств собственных бюджетов. При этом в одних нормативных актах идет прямое указание (и, соответственно, дословное повторение нормы БК РФ) на то, что бюджетные кредиты юридическим лицам предоставляются только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам. В других - кредитование юридических лиц осуществляется напрямую из средств муниципальных бюджетов, без указаний на условия, предписываемые БК РФ.

Иная ситуация складывается в субъектах РФ. Там практически нет нормативно-правовых актов, регулирующих выдачу кредитов юридическим лицам из средств бюджета субъекта. Представляется, что позиция законодателя, фактически сделавшая невозможной выдачу кредитов юридическим лицам, в том числе и на природоохранные мероприятия, является необоснованной. Возможно, решение законодателя продиктовано тем, что юридические лица зачастую не исполняли своих обязательств по договору и, соответственно, бюджет терял часть денежных средств. Однако полагаем, что необходимо внести изменения в БК РФ и вернуться к его предыдущей редакции, в которой ст. ст. 76 и 77 предоставляли возможность юридическим лицам получать бюджетные кредиты. При этом следует определить целевой характер выдачи кредитов.

Одним из направлений по реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды на заседании президиума Государственного совета от 27 мая 2010 г. было названа деятельность по внедрению наилучших существующих технологий. По мнению Ю. Трутнева, "если завтра предприятие, использующее устаревшие технологии и безжалостно загрязняющее окружающую среду будут знать, сколько за это им придется платить послезавтра, то это заставит их подумать, что сделать для модернизации производства, чтобы не вылететь в трубу. Далее министр отметил, что государство должно "экономически поддержать предприятие, которое модернизирует свою технологию". В этой связи было бы разумным кредитовать юридических лиц в целях внедрения ими наилучших существующих технологий и проведения иных природоохранных мероприятий [2, С. 136].

Еще одним видом кредита, связанным с бюджетным финансированием экологических мероприятий, является инвестиционный налоговый кредит. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, он представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Законы об инвестиционной деятельности, принятые во многих субъектах РФ, также предусматривают возможность предоставления налоговых кредитов субъектам инвестиционной деятельности.

Ранее БК РФ содержал норму, в соответствии с которой налоговый кредит мог выдаваться не только напрямую организациям. Так, например, в 2005 г. Ставропольским краем был взят налоговый кредит на развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В настоящее время в связи с изменениями в БК РФ налоговое кредитование субъектов РФ и муниципальных образований невозможно.

В научной литературе неоднократно указывалось, что в регулировании налоговых отношений инвестиционный налоговый кредит есть ничто иное, как отсрочка уплаты части соответствующих налогов никакой заметной роли не играет (см. приложение 7 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 30 августа 2004 г. N 109-п "Об основных характеристиках и концепции консолидированного бюджета Ставропольского края и бюджета Ставропольского края на 2005 год").

Однако представляется, что данная форма кредитования в сфере охраны окружающей среды должна стать более эффективной и востребованной. Ведь одним из оснований выдачи кредита организации в соответствии с Налоговым кодексом РФ является проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

В этой связи представляется необходимым повысить роль бюджетного льготного кредитования юридических лиц на проведение экологически значимых мероприятий и в первую очередь на внедрение наилучших существующих технологий. Этим целям могут также служить и инвестиционные налоговые кредиты при существенном снижении или отмене процентов за пользование ими.

Литература

1. Можарова М. Е. О бюджетном кредитовании // Налоги. 2008. N 6.

2. Навасардова Э. С. Государственная поддержка экологически значимой деятельности // Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека как основа правовых гарантий прав и свобод личности. Ставрополь, 2009.

Название документа