Правовое регулирование оборота экологичной продукции в российском законодательстве

(Шадрина А. А.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЭКОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

А. А. ШАДРИНА

Шадрина Алина Александровна, юрист общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания" (Екатеринбург).

Статья посвящена экологичной продукции. Автором рассмотрены экологичные свойства продукции, критерии отнесения продукции к экологичной, вопросы экологической сертификации.

Ключевые слова: экологичная продукция, экологически безопасная продукция, наилучшая существующая технология, критерий экологичности, природоохранный норматив, сертификация.

Legal regulation of the return of the ecological productions in the russian legislation A. A. Shadrina

The article is devoted to the ecological productions. The author in detail analyzes ecological properties of the productions, criteria of ascription of production to ecological, the question of ecological certification.

Key words: ecological productions, ecological safety productions, best eisting technology, criteria of ecological compatibility, ecological norm, certification.

Тема рынка экологичных товаров стала актуальной в России в начале 90-х гг., одновременно в законодательстве появились термины "экологически чистый продукт", "экологически безопасный продукт", началось регулирование экологических свойств продукции в системе стандартов. Всемирный саммит в Йоханнесбурге показал несостоятельность экстенсивного развития мировой экономики и необходимость повышать благосостояние населения за счет внедрения и развития наилучших технологий, обеспечивающих экологическую безопасность и сохранение живой природы. Общество вынуждено соблюдать триединый приоритет: человек, общество, природа. Европа осознала важность этой позиции. Всемирная торговая организация, в которую входят 145 стран-членов и 30 стран-наблюдателей, поставила вопрос безопасности продукции на первый план. В соответствии с европейским законодательством не допускается участие в тендере на реализацию проекта, если заявитель не имеет сертификата по стандартам ИС0-9000 и ИС0-14000 <1>. -------------------------------- <1> Веселов А. К. Правовое регулирование экологической сертификации в России // Юрист. 2003. N 7.

На законодательном уровне безопасность продукции в России впервые регулировалась в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" <2> (в ред. от 10 июля 2001 г.) (далее - Закон N 2060-1). В настоящее время он утратил силу. Вопрос об обороте продукции отдельного законодательного закрепления не получил. Закон осуществлял правовое регулирование продукции, способной оказать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье и генетический фонд человека. -------------------------------- <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457.

Таким образом, в нормативном правовом акте закреплялись свойства экологически вредной продукции, но не затрагивалась экологически чистая продукция, иные экологичные характеристики, критерии отнесения продукции к экологически чистой либо экологически вредной, вопросы оборота продукции. Оборот продукции включает эксплуатацию продукции, транспортировку, хранение, утилизацию. В отношении экологически опасной продукции значимо правовое регулирование всех упомянутых процессов, так как продукция оказывает воздействие на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла. Т. В. Редникова пришла к выводу, что любая продукция воздействует на окружающую среду <3>. В отношении экологичной продукции имеют правовое значение стадии реализации и эксплуатации. Именно на этих этапах потребитель информируется о свойствах, сертификации и маркировке продукции, наличии знака соответствия. В экологическом законодательстве и законодательстве о защите прав потребителей Российской Федерации отсутствует правовое регулирование оборота экологичной продукции. Необходимо закрепить в экологическом законодательстве определение данного термина, критерии отнесения продукции к экологичной, ее свойства. -------------------------------- <3> Редникова Т. В. Эколого-правовое регулирование производства и оборота продукции в ЕС: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Критерии экологичности продукции были сформулированы на подзаконном уровне в Приказе ВНИИС Госстандарта РФ от 17 февраля 1992 г. N 21 "Рекомендации. Установление требований экологичности продукции в стандартах и технических условиях. Р 50-601-22-92". Однако документ не был опубликован. Приказ содержал определение основных экологически значимых терминов в отношении продукции, устанавливал основу правового регулирования экологически чистой продукции, оценку экологичности, порядок отнесения продукции к экологически чистой. Продукция рассматривалась как источник дополнительного воздействия на окружающую среду, закреплялась необходимость прогнозной оценки характеристик разрабатываемой продукции с учетом предполагаемых условий ее потребления в заданных режимах, а также при возможных отклонениях технологических режимов от нормы и аварийных ситуациях. К экологически чистой Приказ отнес продукцию, изготовленную из экологически чистого сырья экологически чистыми методами. Тем самым закреплялись два критерия отнесения продукции к экологически чистой: методы производства и сырье. Приказ не регулировал информирование потребителей об экологических свойствах продукции, порядке эксплуатации. В Приказе определялись термины "экологически безопасная продукция" и "экологически опасная продукция". К первой относилась продукция, воздействие которой на окружающую среду не подвергает ее риску и соответствует установленным нормам и требованиями организаций, контролирующих охрану окружающей среды. Приказ не закрепил, каким требованиям должна соответствовать продукция, чтобы быть безопасной, устанавливая лишь, что она должна соответствовать требованиям организаций, контролирующих охрану окружающей среды. На наш взгляд, нужно говорить о правилах безопасности, закрепляемых в законе. Экологически опасной продукцией в соответствии с Приказом считалась продукция, использование которой подвергает окружающую среду риску и ограничивается в связи с несоответствием ее свойств и показателей установленным нормами и требованиям экологической безопасности. Категория риска определена в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <4> (далее - Закон N 184-ФЗ). -------------------------------- <4> Рос. газ. 2002. 31 дек.

Однако данные положения не были отражены в Законе N 2060-1, его нормы о безопасности продукции не нашли реализации в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), экологическом законодательстве. Как отмечает С. А. Боголюбов, Закон N 7-ФЗ впервые закрепляет основы экологической сертификации и аудита <5>. Детальный механизм сертификации и оценки соответствия закрепляет Закон N 184-ФЗ <6>. Перечень продукции, в отношении которой обязательна сертификация, закрепляется постановлением Правительства РФ. Сертификация позволяет регулировать оборот экологичной продукции и служит правовым основанием для осуществления маркировки продукции знаком соответствия, что закрепляется Законом "О защите прав потребителей" <7>. -------------------------------- <5> Боголюбов С. А. Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" // Журн. рос. права. 2002. N 6. <6> Бринчук М. М. Удвоение ВВП в контексте экологического права // Экологическое право. 2009. N 1. <7> Рос. газ. 1992. 7 апр.

Закон N 184-ФЗ говорит о знаке обращения на рынке, который присваивается по результатам оценки соответствия, в том числе сертификации. Необходимо отметить, что продукция, которая не прошла процедуру оценки соответствия, не может маркироваться знаком обращения на рынке. Закон "О защите прав потребителей" закрепляет, что требования безопасности продукции для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды и подтверждение соответствия продукции указанным требованиям обязательны. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен. При подтверждении соответствия продукция маркируется знаком соответствия. Требования экологической безопасности продукции закрепляются экологическим законодательством и законодательством о техническом регулировании. В соответствии с Законом N 184-ФЗ обязательные требования к продукции, в том числе требования экологической безопасности, и процессам ее жизненного цикла, работам и услугам устанавливаются техническими регламентами, добровольные - национальными стандартами. Требования экологической чистоты, экологичности продукции как более высокие, чем требования экологической безопасности, должны закрепляться в национальном стандарте. Термин "экологически чистый продукт" в законодательстве не определен и научно не обоснован, отсутствует регулирование оборота экологичной продукции. В связи с этим в 2009 г. было внесено дополнение в Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. N 36 (ред. от 8 декабря 2009 г.) "О введении в действие Санитарных правил" <8>, запретившее использовать в наименовании и информации на упаковке продукции формулировку "экологически чистый продукт", чтобы предотвратить введение потребителей в заблуждение. Постановление закрепляет основы информирования потребителей о составе продукции. Наряду с термином "экологически чистая продукция" используется термин "экологичная продукция" как более нейтральный и отражающий отношение продукции к окружающей среде. Использование последнего предпочтительнее, поскольку он не вводит потребителей в заблуждение относительно чистоты продукции. -------------------------------- <8> Там же. 2002. 15 июня.

Категории "экологически чистый продукт", "экологичная продукция" используются в федеральных программах и планах с целью становления и развития рынка такой продукции, в том числе в рамках международных отношений. Анализ нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды позволяет выделить две группы отношений, где употребляется термин "экологичная продукция": 1) маркировка продукции; 2) постановка планов и выработка прогнозов развития рынка экологичной продукции. На региональном уровне дело обстоит иначе. В настоящее время регионы самостоятельно контролируют использование термина "экологичная продукция". Это связано с необходимостью предотвратить злоупотребление данным термином и исключить введение потребителей в заблуждение. Регулирование оборота осуществляется на стадии производства продукции, сертификации, разработки систем добровольной сертификации на предмет экологичности продукции, информирования потребителей о свойствах товаров, маркировки продукции знаком соответствия. Согласно письму от 27 июля 1993 г. Госкомстата N 10-0-1/246 и Министерства экономики РФ N мю-636/14-151 "О методических рекомендациях по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления" к товарам народного потребления относится промышленная и сельскохозяйственная продукция, используемая населением, как правило, для личного и общесемейного потребления, в домашнем хозяйстве, а также в мелкотоварном производстве. Письмо устанавливает признаки продукции, относимой к продовольственной: готовая пищевая продукция, выработанная на промышленных предприятиях, которая может быть использована в качестве продуктов питания. К продовольственным товарам народного потребления не относится продукция, поставляемая для производственно-технических целей и не подлежащая реализации населению. Анализ законодательства позволяет выделить две категории экологичной продукции в рамках вопроса о регулировании ее оборота. 1. Продукция, имеющая природное происхождение: ее натуральное сырье не проходит переработку (минеральная вода, сельскохозяйственная продукция). В отношении данной продукции законодательство также применяет термин "натуральная продукция". Регулирование оборота натуральной продукции преимущественно распространяется на сельскохозяйственную продукцию, вопросы продовольственной безопасности населения. Оборот такой продукции непосредственно связан со стимулированием сельхозпроизводителей к внедрению чистых технологий, снижению использования пестицидов и агрохимикатов, сертификации. Необходимо учитывать, что натуральная продукция также может быть небезопасной и неэкологичной, в связи с чем ее производство должно соответствовать требованиям экологичности. Производство, которое не является экологичным, не может иметь результатом экологичную продукцию. Условия производства включают качество территории, местности, в которой выращивается продукция, пасется скот (территории происхождения продукции). В каждом регионе чистота территории различна, следовательно, в одних регионах продукция будет чище, чем в других. Присваивать знак соответствия продукции необходимо на региональном уровне, а не на федеральном, чтобы учесть особенности производства и стимулировать развитие сельского хозяйства. Качество территории, где производится сельскохозяйственная продукция, необходимо оценивать по нормативам качества окружающей среды, которые нужно повышать. Знаком соответствия "экологичный продукт" в Москве маркируются: питьевая вода, расфасованная в емкости, продукты животного или растительного происхождения, произведенные из натурального продовольственного сырья, выращенного с соблюдением всех установленных санитарных норм и правил, и соответствующие по показателям безопасности требованиям, установленным к продуктам питания для детей раннего возраста. Экологическая доктрина Москвы говорит, что обеспечение здоровья и безопасности жизни москвичей не может быть достигнуто без системы мер, позволяющей защитить их от некачественных и загрязненных пищевых продуктов. Для сравнения необходимо отметить, что в США для продвижения на рынок экологичных товаров используется система информирования потребителей о свойствах продукции. Данной системе отдается предпочтение по сравнению с повышением требований к качеству продукции. Информирование осуществляется путем нанесения развернутой информации на этикетки, присвоения маркировки. В рамках такой системы большая ответственность возлагается на потребителей, которые имеют возможность выбирать продукцию, в отличие от российской системы, где основная нагрузка обеспечения безопасности и качества продукции возложена на производителей. На наш взгляд, информирование потребителей о свойствах продукции и ее маркировка позволяют повысить участие потребителей в обороте экологичных товаров, что предоставляет новые возможности для российского рынка экологичной продукции. 2. Продукция, в процессе жизненного цикла которой применяются экологически чистые технологии: малоотходное либо безотходное производство, ресурсосберегающее производство. Термин "экологически чистые технологии" употребляется в законодательстве, но также не определен и научно не обоснован. В Законе N 7-ФЗ употребляется термин "наилучшие существующие технологии". Однако думается, что он не синоним термину "экологически чистые технологии", так как не выражает отношения технологии к окружающей среде. Логично, что наилучшая существующая технология должна быть экологически чистой, в противном случае не будет наилучшей. В свою очередь, экологически чистая технология, например малоотходная, ресурсосберегающая, не обязательно наилучшая из существующих. В связи с этим представляется, что необходимо использовать оба термина в законодательстве, закрепив, что наилучшая существующая технология является экологически чистой. Кроме того, обратим внимание на то, что доктринально сравниваются два вида технологии: наилучшая доступная и наилучшая существующая, закрепленная в законодательстве. В действительности внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать в законодательстве термин "наилучшая доступная технология", более распространенный в европейском законодательстве. На наш взгляд, можно выделить два признака экологичной продукции, требующие законодательного закрепления: применение натурального сырья в производстве, применение экологически чистой технологии производства. Для развития рынка экологически чистой продукции следует создать нормативно-правовую базу. В ее основе должно быть регулирование отношений по производству экологически чистой продукции, в частности стимулирование применения экологически чистой технологии, а также развитие систем добровольной сертификации и маркировки продукции, информирования потребителей о свойствах товара. Важным этапом регулирования оборота продукции является подтверждение соответствия и внедрение систем добровольной сертификации. Термин "экологичность продукции" выражает отношение продукции к окружающей среде и не содержит утверждения о чистоте продукции, что позволяет избежать введения потребителей в заблуждение о качестве продукции ввиду неопределенности категории "чистота", невозможности нормирования чистоты в рамках природоохранных нормативов и требований. Эти нормы обеспечивают уровень безопасности, но не чистоту продукции. Именно термин "экологичность продукции" должен применяться в системе добровольной сертификации и маркировки продукции. Законодательством о техническом регулировании предусмотрено, что стандарты могут устанавливать более высокий уровень добровольных требований к продукции и процессам ее жизненного цикла, чем технические регламенты. Развитие системы экологической стандартизации позволит производить продукцию более высокого качества. Соответствие продукции экологическим требованиям должно отмечаться специальным знаком, который может присваиваться только по результатам проведенной сертификации. На федеральном уровне не разработаны системы добровольной сертификации продукции на предмет экологической чистоты либо экологичности. На региональном уровне примером может служить система, действующая в Москве согласно Постановлению правительства Москвы от 16 сентября 2003 г. N 783-ПП "О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке города Москвы" <9>. -------------------------------- <9> Вестн. мэра и правительства Москвы. 2003. 1 окт. N 55.

На столичном потребительском рынке регулярно выявляется продукция, в маркировке которой используются различные экологические характеристики. Неправомерно объявляются конкурсы и проводятся выставки "экологически чистой продукции", по результатам которых продукты питания признаются отвечающими требованиям экологической чистоты, а производители наделяются правом использовать экологические характеристики в маркировке товаров. Согласно постановлению правительства Москвы для предотвращения случаев массового введения граждан в заблуждение относительно экологических качеств пищевой и иной потребительской продукции, в целях реализации права граждан на получение достоверной информации о продукции, стимулирования производства и оборота продукции, не оказывающей вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду, учреждается Московская система добровольной сертификации "Экологичные продукты". При этом товары со знаком "экологичная продукция" признают приоритетными при закупке и поставке для нужд Москвы. Для обеспечения соответствия продукции требованиям системы сертификации ст. 4.30 Кодекса Москвы об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за неправомерную (при отсутствии сертификата) маркировку знаком соответствия "экологичный продукт". Наличие на этикетках указания на экологичную продукцию <10> служит информированию потребителя о качестве товара и способствует более компетентному выбору. Так реализуется право потребителей на информацию о качестве продукции и экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, формируется экологическое сознание граждан, стимулирующее производителей экологичной продукции. -------------------------------- <10> Игнатьева И. А. Опыт кодификации экологического законодательства в государствах - участниках СНГ // Экологическое право. 2007. N 3.

В части производства необходимо стимулировать внедрение экологически чистых технологий: малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих. Стимулирование может как быть материальным, так и выражаться через присуждение званий "лучший продукт" и т. п. Экономическое стимулирование может осуществляться путем предоставления льготных и упрощенных кредитов: с коротким сроком оформления, наиболее выгодными условиями возврата, низкой процентной ставкой, частично погашаемых; освобождения от уплаты за размещение сбросов и выбросов в окружающую среду, отходов производства и потребления; приема к государственному и муниципальному закупу продукции, прошедшей сертификацию по системе подтверждения экологичных свойств. Стимулирование внедрения и обращения на рынке экологичной продукции нужно осуществлять в рамках Закона N 7-ФЗ, что послужит основой для формирования соответствующего рынка продукции. В экологическом законодательстве следует установить критерии отнесения продукции к экологически чистой. Необходимо закрепить, что основанием присвоения знака "экологичная продукция" может быть только проведение добровольной сертификации; установить юридическую ответственность за использование указанного знака без сертификата соответствия. Необходимо предусмотреть административную ответственность за использование в наименовании продукта формулировки "экологически чистая продукция" без законодательного определения и научного обоснования данного термина, поскольку его употребление вводит потребителей в заблуждение о свойствах товара. Экологическая чистота продукции не может быть обеспечена в рамках современной системы природоохранных нормативов и технических регламентов. Экологическое законодательство не разграничивает термины "экологически чистая" и "экологически безопасная продукция". Предполагается, что экологически безопасной может считаться продукция, которая не оказывает вредного воздействия на окружающую среду в процессе своего жизненного цикла, соответствует требованиям безопасности, т. е. природоохранным нормативам и техническим регламентам. Экологически безопасная продукция - более нейтральный термин, чем экологически чистая продукция. В отношении последней необходимы более высокие требования в части охраны окружающей среды: к продукции, процессам ее жизненного цикла, сырью, территории производства. В экологическом законодательстве выделяют экологичные свойства продукции в следующих отраслях хозяйства: 1) транспорт (автомобильный, железнодорожный); 2) жилищный сектор; 3) продовольственный рынок (продовольственных и непродовольственных товаров, продуктов детского питания); 4) химическое, биологическое производство; 5) машиностроение. Можно выделить две группы продукции в указанных отраслях: экологичную и экологически вредную продукции, оборот которой регулируется. Развивать законодательство необходимо в направлении регулирования охраны окружающей среды от воздействия опасной продукции в указанных сферах как наиболее актуальных. Современная реформа системы стандартов и технического регулирования может заложить основы развития законодательства об экологичной продукции на федеральном и региональном уровнях. Федеральный закон распространяется на все виды продукции, закрепляет определения "продукция" и "безопасность", устанавливает одной из целей принятия технического регламента охрану окружающей среды, что может послужить основой для экологизации рынка продукции. Однако необходима дальнейшая экологизация законодательства о техническом регулировании как основы безопасности продукции, в том числе для окружающей среды. Осуществляется планирование разработки технических регламентов, в частности, принято Распоряжение Правительства РФ от 23 ноября 2004 г. N 1511-р "О реализации Программы разработки технических регламентов" <11> (ред. от 22 декабря 2009 г.). Согласно документу одним из разработчиков технических регламентов о продовольствии, товарах для детей и подростков названо Министерство природных ресурсов РФ, что свидетельствует о повышении роли охраны окружающей среды в обеспечении продовольственной безопасности и безопасности детских и подростковых товаров. Программа разработки технических регламентов позволяет определить приоритетные направления их принятия в области охраны окружающей среды. -------------------------------- <11> Рос. газ. 2004. 30 нояб.

Технические требования к продукции и ее обороту реализуются в документах в сфере технического регулирования: технических регламентах, стандартах, сводах правил, иных документах. Распоряжение Правительства РФ устанавливает Программу разработки технических регламентов в следующих отраслях: транспорт; продовольственный рынок; здания и сооружения; продукция, обеспечивающая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ветеринарно-санитарная и фитосанитарная сфера на территории РФ; безопасность магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов. Реализация программы позволит закрепить требования безопасности к продукции в названных сферах. В области охраны окружающей среды приняты технические регламенты: "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 <12> (ред. от 26 ноября 2009 г.)); -------------------------------- <12> Там же. 2005. 21 окт.

"О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118) <13> (ред. от 30 декабря 2008 г.); -------------------------------- <13> Там же. 2008. 5 марта.

"О безопасности зданий и сооружений" <14> (утв. Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ). -------------------------------- <14> Там же. 2009. 31 дек.

Экологические свойства продукции учитываются в технических регламентах путем принятия природоохранных требований. Закон N 184-ФЗ не определяет эти требования, что на практике вызывает трудности в разработке технического регламента. Необходимо разграничить предметы экологического законодательства и законодательства о техническом регулировании. Нормативные правовые акты в сфере технического регулирования не должны закреплять природоохранных правовых требований. О. С. Колбасов говорит, что стандарт является правовым документом и может закреплять правовые требования <15>. Закон N 184-ФЗ регулирует отношения по установлению, изменению и отмене документов в области технического регулирования - процедурные отношения. Таким образом, технический регламент может устанавливать правовые требования в указанной сфере и закреплять технические требования в отношении продукции и процессов ее жизненного цикла. -------------------------------- <15> Колбасов О. С., Бринчук М. М. Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Сов. государство и право. 1987. N 3; Колбасов О. С. Стандартизация в охране окружающей среды // Окружающая среда под охраной закона. М., 1982. С. 59 - 69.

В теории правовые вопросы качества продукции и стандартизации исследовал В. М. Огрызков. Он писал, что важнейшие показатели качества изделий предусматриваются техническими нормами, в связи с чем необходимо уяснить сущность таких норм, могут ли они быть опосредованы правом, т. е. носят ли они социальный характер. Роль правового регулирования качества продукции проявляется в двух направлениях: закрепление в правовых (технико-правовых) нормах определенных требований к продукции; обеспечение правовыми средствами (гарантиями) изготовления и реализации продукции в соответствии с установленными требованиями <16>. -------------------------------- <16> Огрызков В. М. Правовое регулирование качества продукции. М., 1986.

В Законе N 7-ФЗ следует закрепить в качестве самостоятельного техническое природоохранное требование как устанавливаемое техническим регламентом, стандартом, иными документами в области технического регулирования. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 определяет нормы для автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, предназначенные для установки на автомобильной технике категорий M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N 1, N 2, выпускаемые на территории Российской Федерации. Данный регламент устанавливает экологические характеристики объекта технического регулирования. Экологические критерии продукции, закрепленные регламентом, определены для регулирования охраны окружающей среды от воздействия продукции и обращения продукции на рынке, в том числе для ограничения ее выпуска в обращение. Документ закрепляет в качестве критерия экологичности продукции технические нормативы выбросов - устанавливаемые в отношении автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой и двигателями внутреннего сгорания работы или пробега. В соответствии с техническим нормативом выбросов продукция относится к экологическим классам. Экологический класс - классификационный код, характеризующий автомобильную технику и двигатель внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов. Регламент устанавливает экологические классы, в соответствии с которыми осуществляется выпуск продукции. Для обеспечения экологичности продукции необходимо закрепить соотношение технического норматива выбросов и природоохранных нормативов в экологическом законодательстве (Закон N 7-ФЗ). По классификации, предложенной В. В. Петровым, технические нормативы продукции близки к производственно-хозяйственным, которые закрепляют требования в отношении производства <17>. Отличие технических нормативов выбросов от производственно-хозяйственных нормативов состоит в том, что последние устанавливают требования к хозяйственной деятельности, в том числе к стадии производства продукции. В частности, требования на единицу выпускаемой продукции закрепляет технологический норматив <18>. -------------------------------- <17> Петров В. В. Экология и право. М., 1981. С. 112. <18> Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Технические нормативы выбросов должны обеспечивать соблюдение природоохранных нормативов, в том числе нормативов качества окружающей среды, но являются самостоятельным видом нормативов. А. С. Широбоков, сравнивая технологические нормативы, закрепленные в Законе N 7-ФЗ, и технические нормативы выбросов, закрепленные Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" <19>, приходит к выводу, что технические нормативы выбросов необходимо считать технологическими нормативами, поскольку они обозначают требование в отношении производства на единицу выпускаемой продукции <20>. На наш взгляд, следует выделить в качестве самостоятельного технический норматив выбросов, который должен закреплять требование в отношении продукции, и определить его соотношение с природоохранными нормативами в экологическом законодательстве. В настоящее время экологические законы преимущественно регулируют охрану окружающей среды от воздействия деятельности, в том числе хозяйственной. Закон N 7-ФЗ не устанавливает основ охраны окружающей среды от воздействия продукции, что, по нашему мнению, является его недостатком и требует дополнения. Необходимо в Законе установить природоохранные требования к продукции, в частности требования о ее безопасности для окружающей среды, ограничение выпуска опасной продукции, если это причиняет вред больший, чем выгода от ее производства; закрепить технический норматив к продукции. Можно предложить следующее определение технического норматива к продукции: нормативы, которые отражают максимально допустимую массу выбросов и сбросов в окружающую среду вредных веществ в расчете на единицу эксплуатации продукции и обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды. -------------------------------- <19> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222. <20> Широбоков А. С. Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей среды: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Таким образом, технический регламент закрепляет критерии экологичности продукции, позволяющие отнести ее к определенному экологическому классу и определить условия выпуска в обращение на территории Российской Федерации, а также препятствовать выпуску продукции, не соответствующей требованиям. Соответствие автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям регламента удостоверяет официальное утверждение типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" закрепляет требования по охране атмосферного воздуха, безопасности продукции. Документ не содержит экологических критериев отнесения продукции к безопасной. Предполагается, что продукция, соответствующая требованиям регламента, безопасна. Предусмотрены ограничения по составу бензина и иных объектов технического регулирования, например отсутствие металлических присадок, свинца и т. д. Продукция может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений. При применении технических регламентов судебная практика исходит из того, что Закон N 184-ФЗ согласно п. 4 ст. 1 не распространяется на атмосферный воздух, поэтому к данным отношениям применяется региональное законодательство, так как согласно ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Термин "экологически дружелюбная продукция" более распространен в Европе. По мнению Т. В. Редниковой, он, в отличие от термина "экологичная продукция", позволяет определить положительное отношение продукции к окружающей среде <21>. Однако мы полагаем, что термин "экологически дружелюбный" менее свойствен нашему рынку и понятийному аппарату экологического права РФ. -------------------------------- <21> Редникова Т. В. Указ. соч.

Термин "экологическая чистота" применяется также в рамках международных соглашений РФ, в частности со странами СНГ. В Концепции экономической интеграции Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 г. в металлургическом и нефтехимическом комплексах основным направлением экономической интеграции названо внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых процессов. Между Российской Федерацией и КНР принято Соглашение от 27 мая 1994 г. "Об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в области агропромышленного комлекса" <22>. Аналогичное соглашение заключено между Россией и Данией <23>. -------------------------------- <22> Бюл. междунар. договоров. 1996. N 8. С. 14 - 16. <23> Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Королевства Дании о сотрудничестве в области сельского хозяйства (вместе с Основными направлениями сотрудничества) (заключено в Копенгагене 5 ноября 1993 г.) // Соглашения и протоколы Министерства сельского хозяйства России с министерствами сельского хозяйства зарубежных стран о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса. М., 1994. С. 33 - 36.

Наибольшую актуальность на международном уровне представляет регулирование оборота натуральной экологичной продукции. Для развития рынка экологичных товаров необходимо развивать законодательство об экологичности продукции, мерах по обеспечению таковой: закрепить основы безопасности продукции для окружающей среды в экологическом законодательстве, критерии отнесения продукции к экологичной, технические нормативы, условия присвоения знака соответствия экологичности продукции; основы развития рынка натуральной продукции; территориальные критерии отнесения натуральной продукции к экологичной, в том числе на региональном уровне; в Законе N 7-ФЗ утвердить условие о проведении сертификации как основание присвоения знака соответствия экологичности продукции; вовлекать потребителей в оборот экологичной продукции за счет информирования о ее свойствах и характеристиках, маркировки; осуществить правовое регулирование экологической сертификации и внедрение добровольной сертификации; предусмотреть ответственность за применение знака соответствия экологичности продукции без сертификата.

Название документа