Становление и развитие законодательства об охране и использовании животного мира Беларуси во времена Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, Российской империи и в советский период

(Ермолинский Н. П.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 6) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖИВОТНОГО МИРА БЕЛАРУСИ ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО, РУССКОГО И ЖЕМОЙТСКОГО, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Н. П. ЕРМОЛИНСКИЙ

Ермолинский Николай Петрович, преподаватель кафедры частного права юридического факультета Международного института трудовых и социальных отношений Федерации профсоюзов Беларуси (Беларусь, Минск).

Рассмотрены особенности образования и развития фаунистических правоотношений на территории Беларуси в периоды нерегулируемого природопользования: во времена Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, Российской империи и в советский период.

Ключевые слова: охота, бортничество, фаунистическое право, Красная книга.

Formation and development of legislation on protection and use of wildlife of Belarus at the times of Grand Duchy of Lithuania, Russian and Zhemoytskiy, the Russian Empire and the soviet period. N. P. Yermolinskiy

The article deals with investigation of peculiarities of formation and development of faunistic legal relationship on the territory of Belarus at times when nature management was not legally regulated (Kievan Rus, Grand Duchy of Lithuania, the Russian Empire times and the soviet period).

Key words: hunt, wild-hive beekeeping, faunistic law, The Red Book.

Решение правовых проблем государственного регулирования охраны и рационального использования животного мира требует прежде всего анализа развития национального фаунистического законодательства, условий его формирования, тенденций и перспектив. Это будет способствовать более эффективному его совершенствованию с учетом ошибок прошлых лет. Во время первобытнообщинного строя в Беларуси был период законодательно нерегулируемого природопользования. В то время лес для людей был средством существования, источником питания и местом обитания. Жизнь населения была тесно связана с природой и напрямую зависела от ландшафта местности, сезонных природных циклов и стихийных климатических явлений. Для наших предков (племен дреговичей, кривичей, радимичей, а позднее - литвинов и белорусов) такое отношение к окружающей среде сочеталось с религиозными мотивами, выражавшимися в освящении некоторых урочищ, рощ, ручьев и пещер. В этих местах запрещались охота и хозяйственная деятельность. Основное занятие населения - земледелие - сочеталось с собирательством, бортничеством, охотой и рыбной ловлей. Раскорчевывание леса под посевы зерновых осуществлялось в незначительных масштабах. Дополнительные промыслы обеспечивали лишь потребности натурального хозяйства и при слабости торгового обмена еще не были хищническими. Таким образом, население брало от природы минимум, почти не вмешиваясь в ее биологические процессы. В VI - VII вв. на территории Беларуси начались интенсивные этнические изменения, сопровождавшиеся ассимиляцией славянских и балтских племен. Этот процесс ознаменовал собой распад первобытнообщинного строя и образование сословно-классового общества. При этом основу могущества феодалов составляли их земельные и лесные угодья. Наиболее крупные и богатые владения, как правило, принадлежали княжеской и боярской знати. За расширение уделов велись бесконечные войны. В этот период появились первые законодательные акты, регулирующие право собственности и пользования земельными и лесными угодьями. Нормативные правовые акты ограничивали использование леса как места выпаса скота, охоты, рыболовства и бортничества. История сохранила сведения о том, что на Руси в IX в. охота в княжеских лесах была запрещена. Дошедшие до нас исторические акты Киевской Руси, в состав которой входили и белорусские земли, свидетельствуют о государственном значении охоты и бортничества. К примеру, в мирных договорах князей Олега 907 г. <1> и Игоря 955 г. <2> с Византией русским купцам разрешалось беспошлинно торговать с Константинополем воском, мехами и пр. -------------------------------- <1> Соколова Т. А. Повесть временных лет. Сердце из крепкого булата. М., 1990. С. 22. <2> Карамзин Н. М. История государства Российского: В 4 т. М., 1988. Т. 1. С. 94.

Укрепление частной собственности на леса сопровождалось уже в XII в. введением платы за выпас скота в лесу, бортничество (так называемый медовый налог) и право охоты. Исследование юридических актов, дошедших до наших дней, показало, что природоохранное законодательство в Полоцком и Туровском княжествах возникло в 1209 г., с момента принятия Русской Правды, которая обобщила феодальное право Киевской Руси. Этот памятник права содержит ряд интересных норм. Так, ст. 69 за кражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т. е. такое же наказание, как за убийство холопа, поскольку в древности бобры и другие ценные породы зверей, а также население считались собственностью князя <3>. За порчу княжеской борти с пчелами ст. 32 предусматривала штраф в 3 гривны <4>. По ст. 75 за неумышленную порубку владельческого годного в борть дерева на виновного налагался штраф 3 гривны в пользу казны и 0,5 гривны в пользу хозяина дерева, а по ст. 73 за умышленную порубку "дуба знаменного" (т. е. действующей борти) - 12 гривен в пользу казны <5>. По ст. 76 за "выдерку" чужих пчел из борти с виновного взимали штраф в размере 3 гривен в казну, а также, если мед из улья не выбран, - 10 кун, а если был выбран, - 5 кун в пользу хозяина <6>. -------------------------------- <3> Правда Русская: Комментарии. М., 1947. Т. 2. С. 548. <4> Там же. С. 137. <5> Там же. С. 565, 559. <6> Там же. С. 567.

В перечисленных статьях Русской Правды защищались владельческие права на объекты природы (бобров, пчел, бортные деревья) от посягательства на них других лиц. Таким образом, природные объекты с их флорой и фауной, ставшие чьей-либо собственностью, попадали под правовую защиту государства. В дальнейшем этот принцип не нарушался и по мере развития феодальных отношений расширялся, затрагивая в основном названные сферы: охоту, бортничество и рыболовство. В XIII - XVI вв. территория нашего государства входила в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского со столицей в Новогородке (Новогрудке), а позднее в Вильно (ныне - Вильнюс). Это был период становления литовско-белорусской государственности. Отстаивая независимость, Великое княжество постоянно боролось с немецкими рыцарями Ливонского и Тевтонского орденов, московскими и киевскими князьями, а также татаро-монгольской ордой. Заручаясь союзниками, в 1386 г. оно подписало унию с Королевством Польским. При этом, сохраняя независимость, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское неминуемо попало под влияние западного законодательства. Следует подчеркнуть, что землевладельцами того времени леса использовались, как правило, для охоты. Кстати, благодаря охотничьим интересам феодалов при князе Ягайло (1348 - 1434) в 1420 г. в Беловежской Пуще начало создаваться заповедное дело. На ее территории были поселены 277 стрелков-стражников с семьями, которые оберегали лес от самовольной вырубки и браконьерства. Правом охоты пользовались лишь сам великий князь и его родной брат Витольд <7>. -------------------------------- <7> Терехин С. Ф. Охота в Белоруссии. Минск, 1986. С. 101.

Исследуя фаунистическое законодательство Беларуси, следует особо отметить выдающийся памятник права средневековья - Статут Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, принятый в 1529 г. Статут был написан на старобелорусском языке и воплощал передовые идеи юриспруденции своего времени. Он неоднократно изменялся и дополнялся, последняя его редакция относится к 1588 г. По Статуту основной собственник земель княжества - великий князь. Все земельные и лесные угодья подразделялись на государственные и частные. Большая часть земель принадлежала феодалам и церкви. Феодалы наделялись землями на период службы у князя или владели ими по наследственному праву. За службу великий князь наделял землями либо временно ("до воли", "до живота", "до двух животов" и т. д., т. е. на период службы или жизни одного, двух или нескольких поколений), либо с правом или без права продажи ("на вечность"). Конечно, значительную часть этих земель занимали охотничьи угодья. Статут был основополагающим нормативным актом Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, охватывал практически все сферы жизнедеятельности государства. В него входили разделы "О персоне нашей государевой", "Об обороне земской", "О вольностях шляхетских", "О судах и судьях", "О завещаниях" и др. Отдельным разделом "О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах" регулировались общественные отношения в области природопользования, в частности охраны и рационального использования животного мира. Так, артикул 1 "О ловах" разрешал преследовать на чужой земле только волка и лисицу, не нанося при этом ущерба. Артикул 2 устанавливал штрафы за самовольную охоту на различных зверей. Учитывая уровень цен того времени, они были огромны. Например, за зубра полагался штраф в 12 руб., лося, оленя и лань - 6, медведя и рысь - 3, соболя - 2, дикого кабана - 1 руб. Артикул 8 "О гнезде соколином или лебедином" предусматривал ответственность в виде штрафа за разорение гнезда сокола в размере 6 руб. и гнезда лебедя - 3 руб. Артикул 9 "О бобровых гонах" регулировал ответственность за вред, причиненный бобровым семьям: запрещалось пахать, косить траву и рубить кустарники на расстоянии брошенной палки от хаток и бобровых нор. В случае браконьерства за черного бобра полагался штраф в 4 копы грошей, а за бурого - 2 копы. Артикул 13 закреплял право собственности на бортное пчеловодство: за самовольную порубку бортного дерева с пчелами взимался штраф в 2 копы грошей, порубку подобного дерева без пчел - 1 копа, а за назначенное на борть дерево - 1/2 копы грошей. Представляет исторический интерес и артикул 18. В нем предусмотрен запрет охоты на чужих землях под угрозой штрафа в 3 копы грошей <8>. -------------------------------- <8> Статут Великого княжества Литовского, 1588 г. Текст. Справки. 78 комментариев. Минск, 1989. С. 548.

Статут Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского - один из первых кодифицированных законов в истории цивилизации, который закрепил важнейшие для своего времени права и обязанности, в том числе право собственности на объекты животного мира. В рассматриваемый период действовал целый ряд нормативных документов, регулирующих дальнейшее развитие фаунистического законодательства. Прежде всего это Статут на волоки Короля, его милости, во всем Великом княжестве Литовском, принятый королем Сигизмундом Августом в 1557 г. <9>. Этим нормативным актом завершился процесс юридического закрепления основных черт феодальной системы в Беларуси, было обеспечено исключительное право собственности на владение, пользование и распоряжение землей и лесами, сословные права и обязанности шляхты и закабаление крестьян. Статьи 33, 48 и 49 указанного документа регулировали общественные отношения в области охраны и рационального использования объектов животного мира. Так, некоторые участки наиболее ценных пущ объявлялись заповедными, охота в них запрещалась. -------------------------------- <9> Акты, относящиеся к истории Западной России, изданные и собранные археографической комиссией. СПб., 1848. Т. 3. С. 72.

Весьма значимым, на наш взгляд, является проведенное под руководством Григория Воловича в Княжестве в 1559 г. лесоустройство, по результатам которого был написан трактат "Ревизия пушч и переходов звериных в Великом княжестве Литовском". Его проводили по личному указанию Жигимонта Августа II с целью описания великокняжеских лесов. В названном документе были отражены границы важнейших лесных массивов государства с указанием состояния лесов и наличия в них объектов животного мира <10>. По нашему мнению, эта работа - первый опыт лесоохотоустройства на территории Беларуси. -------------------------------- <10> Волович Г. Б. Ревизия пушч и переходов звериных в бывшем Великом княжестве Литовском с присовокуплением грамот и привилегий на входы в пущи и на земли, составленная старостою Мстибоговским в 1559 г. Вильна, 1867. С. 40.

Последующее охотоустройство прошло в 1641 г. с изданием "Ординации королевских пушч", где уточнялись границы и описывались объекты животного мира <11>. -------------------------------- <11> Ординация королевских пушч в лесничествах Великого княжества Литовского, составленная по инструкции короля Владислава IV комиссарами Вилейским каноником и королевским секретарем Петром Долматом Исайковским и Унитарским маршалком Христофором Белозаром в 1641 г. Вильна, 1871. С. 325.

В 1567 г. появился Лесной кодекс "Устава и инструкция гаспадарским лесничим", который регламентировал вопросы лесопользования и управления лесами Великого княжества Литовского. Согласно этому документу княжеские леса уже тогда были разделены на лесничества, а ведение лесного хозяйства и охрану объектов животного мира осуществляла специальная лесная служба - Департамент по управлению лесами и организации охоты, находившийся в подчинении короля. Лесной кодекс также определял условия и средства содержания лесничих и стражников, а также устанавливал размеры штрафов за браконьерство <12>. -------------------------------- <12> Акты, относящиеся к истории Западной России, изданные и собранные археографической комиссией. СПб., 1848. Т. 3. С. 121.

На наш взгляд, именно "Уставу и инструкцию гаспадарским лесничим" следует считать первым полновесным законодательным актом в области фаунистического права Беларуси. В результате Люблинской унии 1569 г. Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское вошло в состав Королевства Польского. Хотя княжество и сохраняло некоторую автономию, но статус суверенного государства потеряло. Удивительно, что практически все это время в Беларуси действовало законодательство, в том числе фаунистическое, принятое еще в Великом княжестве. В 1772 г., воспользовавшись политической и военной слабостью Речи Посполитой, Австрия, Россия и Пруссия подписали конвенцию о ее разделе, в результате чего Витебское, Полоцкое, Минское, Гродненское и Виленское воеводства вошли в состав Российской империи и стали ее западными губерниями. Царское правительство не решилось сразу изменить государственно-правовое положение присоединенных территорий и вводило российское законодательство постепенно. Поэтому почти полвека, вплоть до 1840 г., в белорусских губерниях гражданско-правовые отношения регулировались нормами права Статута Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. В 1839 г. Лесным департаментом было утверждено Положение о корпусе лесничих, благодаря чему лесное ведомство приобрело военизированное устройство. Сам же корпус формировался из выпускников лесных отделений Лесного и Межевого институтов. В 1843 г. лесные отделения различных департаментов были объединены в Лесной департамент, призванный "обеспечить единство в направлении и надзоре по устройству и охранению лесов" <13>. -------------------------------- <13> Янушко А. Д. Лесное хозяйство Беларуси (история, экономика, проблемы, перспективы). Минск, 2001. С. 248.

В 1863 г. на территории Российской империи были введены ограничения на сроки ведения охоты. Так, с 1 марта до 12 июля (Петров день) все виды охоты были запрещены. Этот правовой институт был детализирован в Законе "Об охоте" 1892 г. В частности, была регламентирована охрана редких видов зверей и птиц, что содействовало развитию так называемой правильной охоты. Закон регулировал порядок охоты и ведения охотничьего хозяйства с организацией лесного и сельского хозяйства, а также порядок и условия аренды сельскохозяйственных и лесных земель под охотничьи угодья <14>. -------------------------------- <14> Романов В. С. Охотоведение: Учеб. Минск, 2005. С. 436.

В дальнейшем основные положения Закона об охоте были отражены в Уставе сельского хозяйства <15>, где разд. II закреплял природопользование в виде охоты и рыболовства как любительских, так и промысловых. -------------------------------- <15> Свод законов Российской империи. СПб., 1903. Т. 12. Ч. II. С. 65.

В гл. I разд. II содержались правила проведения охоты в Российской империи. При этом охотиться разрешалось только при наличии охотничьего свидетельства, за выдачу которого взимался сбор 3 руб. Лицам, находившимся под гласным надзором полиции либо осужденным за нарушение правил охоты, свидетельства не выдавались. Изъятие из окружающей среды дичи в казенных целях проводилось бесплатно по специальным разрешениям. Право на охоту в пределах имения принадлежало его владельцу, а на крестьянских землях - сельскому обществу. Рассматриваемым Уставом охота на зубров, самок лосей, оленей и косуль, а также их телят была запрещена. Были введены ограничения на добычу самцов лосей, глухарей, тетеревов и других охотничьих видов. Запрещалось использование силков, петель, капканов и т. п. при добыче птиц, а также разорение их гнезд. Допускалось без ограничения сроков и способов истребление вредных зверей и птиц, бродячих собак и кошек. При этом надзор и контроль за соблюдением правил охоты возлагался на чиновников Лесного департамента и полицию. Глава II раздела регулировала общественные отношения в области рыболовства. За нарушение правил охоты и рыболовства предусматривалась ответственность в виде изъятия незаконно добытого и денежных штрафов, а за повторное правонарушение - лишение специального права охоты и рыболовства. Ответственность за нарушения определялась Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями <16>, принятым 20 ноября 1864 г., и Уголовным уложением 1903 г. <17>. За несоблюдение правил охоты согласно Уставу на виновных налагался штраф до 25 руб., а Уголовным уложением за незаконную добычу зубра была предусмотрена уголовная ответственность. -------------------------------- <16> Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. М., 1991. Т. 8. Судебная реформа. С. 395. <17> Уголовное уложение Российской империи, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. СПб., 1903. С. 86.

В 1876 г. в Своде законов Российской Империи публикуется Свод учреждений и уставов лесных, который помимо закрепления статуса лесов и регламентации порядка управления ими урегулировал общественные отношения в сфере охраны и рационального использования животного мира <18>. -------------------------------- <18> Свод учреждений и уставов лесных // Свод законов Российской империи. СПб., 1876. Т. 8. Ч. I. С. 149.

Октябрьская революция 1917 г. внесла коренные изменения в природоресурсное, в том числе фаунистическое, законодательство Беларуси. В первые годы советского периода использование законодательства Российской империи было резко ограничено. Разрешалось пользоваться "законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию" <19>. Прямое указание по данному вопросу дает и примечание к ст. 22 Положения о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.: "Ссылки в приговорах на решения свергнутых правительств воспрещаются" <20>. Что же касается Руководящих начал по уголовному праву 1919 г., то в ст. 590 так характеризовался данный период революционного правотворчества: "Без особых правил, без кодексов революционный народ справлялся и справляется со своими угнетателями. В процессе борьбы со своими классовыми врагами пролетариат применяет их на первых порах без особой системы, от случая к случаю, неорганизованно" <21>. -------------------------------- <19> Горелик И. И. Развитие уголовного права Белорусской ССР. Минск, 1973. С. 5. <20> Швеков В. Г. Первый советский Уголовный кодекс. М., 1970. С. 15. <21> Руководящие начала по уголовному праву РСФСР // СУ РСФСР. 1919. С. 17.

В силу специфики рассматриваемого периода приоритет отдавался законодательству, направленному на борьбу с контрреволюцией, однако природоохранное законодательство тоже развивалось. Так, уже 27 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О социализации земли" <22>, в котором законодательно закреплялась ее национализация. При этом подчеркивалась исключительная государственная собственность на леса, ставились задачи перед лесным и охотничьим хозяйством и определялись формы их реализации. -------------------------------- <22> Об охране окружающей среды: Сб. док. партии и правительства, 1917 - 1985. М., 1986. С. 18.

Впоследствии фаунистическое законодательство развивалось самостоятельно: регламентировались охота, рыбная ловля, охрана особо ценных видов животных, а также ответственность за нарушение норм и правил по охране и использованию объектов животного мира. Первыми нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в исследуемой области на территории Беларуси, стали Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 27 мая 1919 г. "О сроках охоты и о праве на охотничье оружие" <23>, а также Декрет СНК РСФСР от 20 июля 1920 г. "Об охоте" <24>. Ими запрещалась охота в весенне-летний период, ограничивалась добыча ряда копытных животных, вводились свидетельства на право охоты, регламентировался порядок изъятия из среды обитания диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в научных целях, а также закреплялись принципы ведения охотничьего хозяйства и устанавливался орган государственного управления специальной компетенции по надзору за соблюдением правил охоты. -------------------------------- <23> Там же. С. 32. <24> СУ РСФСР. 1920. N 66. Ст. 297.

Охрана диких животных, имеющих особую научную и культурно-историческую ценность, осуществлялась в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 16 сентября 1921 г. "Об охране памятников природы, садов и парков" <25>. -------------------------------- <25> Об охране окружающей среды: Сб. док. партии и правительства, 1917 - 1985. С. 43.

Первые самостоятельные нормативные правовые акты фаунистического законодательства на территории Беларуси - Постановления Совета народных комиссаров Белорусской ССР от 2 июня 1923 г. "Об охоте" <26> и от 4 июня 1923 г., утвердившие Правила взимания охотничьего сбора <27>. -------------------------------- <26> СУ БССР. 1923. N 11. Ст. 100. <27> СУ БССР. 1923. N 10. Ст. 87.

Помимо развития лесного и охотничьего хозяйства в первые годы советской власти принимались и нормы права, закрепляющие ответственность за нарушение фаунистического законодательства. В 1922 г. был принят первый Уголовный кодекс РСФСР, распространивший свою юрисдикцию и на территорию Республики Беларусь. Уголовную ответственность за преступные посягательства на охрану природы предусматривала лишь ст. 99 УК. Однако она включала целый ряд самостоятельных норм права: о сбережении лесов, об охоте в недозволенном месте, в недозволенное время, недозволенными орудиями, способами и приемами, а также о разработке недр с нарушением установленных правил <28>. -------------------------------- <28> Жевлаков Э. Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1996. С. 9.

В УК РСФСР 1926 г. уже четыре статьи регулировали общественные отношения в области охраны природы. Две из них предусматривали уголовную ответственность непосредственно за преступления в области охраны и рационального использования животного мира: ст. 86 "Производство рыбного, звериного и других водных добывающих промыслов в морях, реках и озерах" и ст. 86.1 "Производство охоты в запрещенных местах, в запрещенные сроки и запрещенными способами или орудиями" <29>. -------------------------------- <29> Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. (с изм. на 1 августа 1929 г.). М., 1929. С. 45.

Первый Уголовный кодекс Белорусской Советской Социалистической Республики 1928 г. <30> относительно фаунистического законодательства устанавливал ответственность по идентичным нормам права. -------------------------------- <30> Уголовный кодекс БССР редакции 1928 г. М., 1942. С. 95.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1947 г. было создано союзно-республиканское Министерство лесного хозяйства Белорусской ССР, что позволило выделить систему лесного хозяйства в самостоятельную отрасль народного хозяйства республики, одновременно урегулировав вопросы охраны и использования животного мира. Таким образом, Советскому Союзу потребовалось три десятилетия, чтобы восстановить право лесных и охотничьих хозяйств на самостоятельное существование, закрепленное в Российской империи еще в 1876 г. Послевоенный период на территории Беларуси в развитии фаунистических отношений характеризуется постоянной сменой подзаконных нормативных правовых актов, что привело к двойственности, неопределенности и неустойчивости рассматриваемых общественных отношений. Так, 3 сентября 1959 г. было принято Постановление Совета Министров БССР "О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства в Белорусской ССР" <31>, 9 ноября 1962 г. - Постановление Совета Министров БССР, утвердившее Положение об охотничьем хозяйстве Белорусской ССР <32>, а также Постановления Совета Министров БССР от 15 февраля 1972 г. и от 31 марта 1987 г., утвердившие соответственно Положение об охоте и ведении охотничьего хозяйства <33> и Положение об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Белорусской ССР <34>. -------------------------------- <31> СЗ БССР. 1959. N 13. Ст. 210. <32> Перковский М. Г. Охрана природы - всенародное дело. Минск, 1967. С. 148. <33> Долбик М. С. Справочник охотника. Минск, 1979. С. 267. <34> Долбик М. С. Справочник охотника. Минск, 1988. С. 284.

Также в Беларуси было регламентировано заповедное дело. Государственным комитетом при Совете Министров БССР по охране природы 14 сентября 1962 г. было утверждено Положение о государственных охотничьих заказниках Белорусской ССР, Постановлением Совета Министров БССР от 23 августа 1962 г. - Положение о государственных заповедниках Белорусской ССР и, наконец, Постановлением Совета Министров БССР от 28 июня 1979 г. "Об учреждении книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Белорусской ССР - Красной книги Белорусской ССР" закреплено правовое обеспечение сохранения и восстановления редких и исчезающих видов диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы. Юридически закрепил систему фаунистических общественных отношений принятый 26 ноября 1981 г. Закон Белорусской ССР "Об охране и использовании животного мира" <35>. -------------------------------- <35> СЗ БССР. 1981. N 33. Ст. 669.

Проанализировав исторические источники права в сфере государственного управления охраной животного мира Беларуси, сделаем следующие выводы. 1. Человечество с незапамятных времен бережно относилось к тому, что дает средства к существованию, защиту и приумножение богатств: лесам и обитающим в них объектам животного мира. В Республике Беларусь леса позволяют решить не только экологические проблемы, но и проблемы выживания населения в целом. Бездумно истребляя животных, мы пришли к такому состоянию, когда необходимо на государственном уровне решать проблему их спасения. 2. В деле государственного управления охраной и рациональным использованием животного мира в различные периоды существования белорусского государства на первый план выдвигалась проблема охраны рассматриваемых объектов. Это относится к периодам действия Русской Правды в Полоцком и Туровском княжествах, Статута Великого княжества Литовского как в самом княжестве, так и до 1840 г. на белорусских землях в Российской империи, а также к историческим периодам существования Российской империи, Советского Союза и Республики Беларусь.

Название документа