Законодательные акты как источники регулирования охраны и использования земель поселений в Российской империи

(Лунькова Е. В.)

("Общество и право", 2010, N 4)

Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Е. В. ЛУНЬКОВА

Лунькова Елена Владимировна, аспирант кафедры экологического, земельного и трудового права Ставропольского государственного университета.

Статья посвящена исследованию законодательных норм, регулирующих отношения в области охраны и использования земель поселений в Российской империи. Автор анализирует понятие законодательства, приводится классификация нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: источники права, земельное право, классификация законодательства, законодательство Российской империи.

This article is devoted to research of the legislative norms regulating the relations in the sphere of protection and using of settlement's lands in Russian Empire. The author analyzes concept of the legislation and classification of is standard legal certificates.

Key words: sources of law, land law, classification of legislation, Russian Empire's legislation.

Самым распространенным источником права в Российской империи являлись законодательные акты, которые содержали в себе и частные веления, и технические правила. Интерес к западным образцам и попытка перестроить национальную жизнь по заимствованным у европейских государств рациональным конструкциям привели к появлению работ, которые были посвящены определению закона в русской юридической жизни, выяснению структуры отечественного законодательства.

Одним из первых русских юристов, обстоятельно исследовавших вопрос об источниках права, был П. Цитович. Он давал следующее определение закона: "объявленное, приведенное во всеобщую известность веление государства". Однако в этом определении отсутствует признак нормативности. Данный факт П. Цитович аргументировал тем, что, во-первых, законы не только устанавливают права, но и отменяют, разрушают их и, во-вторых, некоторые законы только разъясняют другие законы [9, с. 33].

К. Малышев ввел в понятие закона критерий нормативности и, не давая целостного определения закона, указал на три необходимых его признака: во-первых, "закон есть общее правило или постановление, общая норма права"; во-вторых, он "есть постановление верховной государственной власти"; в-третьих, "закон есть постановление, утвержденное и обнародованное в установленном порядке" [5, с. 107 - 111]. Однако столь подробное определение использовалось не слишком часто, и в качестве общепринятого употреблялось определение, данное А. В. Романовичем-Славатинским: "закон есть акт Самодержавной Власти, носящий нормативный характер" [8, с. 187]. Похожее определение было дано Н. М. Коркуновым, писавшим, что законодательные акты - это высшая форма выражения велений государственной власти, они служат мерилом всех других актов властвования [4, с. 42].

Формы, в которые облекались законы Российской империи в XVIII - XIX вв., были многообразны, с одной стороны, слагаясь из вековых традиций развития российского законодательства и усваивая современные континентальные способы оформления правового материала - с другой. Систему законов можно изобразить следующим образом.

Письменное утверждение состояло в надписи на законодательном акте слов: "Быть по сему", зарученных подписью имени Государя Императора, или же собственноручном подписанием акта именем Императора. По существу, к письменному утверждению приравнивалось устное, когда воля Императора явлена ясно и непосредственно, как, например, в бывших случаях устного утверждения мнений Государственного Совета, Комитета Министров, - все данные случаи рассматривались наравне с собственноручным подписанием, не требовали подтвердительных процедур, и к ним не применялись ограничительные положения, установленные для законов объявленных.

Устное утверждение законов происходило в тех случаях, когда Государь выражал свою державную волю известному лицу, которое сообщало ее другим. Это называлось то объявлением указа, то объявлением Высочайшего повеления. Для русского законодательства XVIII в. характерно стремление ограничить сферу объявленных законов и регламентировать саму процедуру их издания. Наиболее крупным актом на этом пути стал Указ Петра III, по которому словесные приказания должны были исполняться только тогда, когда они объявлялись известным лицам, приписанным закрытым перечнем. По форме, которая придавалась самому законодательному акту, различали:

1) краткую форму: а) манифест - акт, непосредственно исходящий от Императора. К вопросу о регулировании поземельных отношений в поселениях: наиболее ярким актом данной формы стал Царский манифест от 22 июля 1763 г., предлагающий иностранцам поселяться во всех губерниях Российской империи; б) журналы Комитета Министров, Высочайше утвержденные, - имеют силу закона. Положения о заселении Сибири;

2) пространную форму: устав, учреждение, грамота, положение, наказ.

Устав (административный регламент) - это специальное узаконивание для известного ведомства или какой-либо части материального права, носящее характер частичной кодификации [1, с. 274]. Учреждение - закон, определяющий образование мест и властей: их состав, предмет ведомства, степень власти, порядок делопроизводства.

Грамоты "излагали права и привилегии, которые даруются особым общественным классам". Как источник права имела значение Жалованная грамота городам 1785 г., закрепляла за городами и городскими сообществами право владения городскими землями, выгонами, лесами и угодьями.

В положениях в основном содержались постановления, которые определяли права и обязанности определенной общности, а также сферу деятельности. По мнению П. Н. Павлова, крайне интересными из данной разновидности актов являются Городовое положение и Положение о губернских и земских учреждениях, в которых закреплены особенности реализации права собственности городских поселений и земств. Так, например: "от имени городских поселений и земств в имущественных отношениях могли участвовать городское общественное управление и земские учреждения; участие в гражданском обороте должно было осуществляться на основании общих гражданских законов, Городового положения, Положения о губернских и земских учреждениях с соблюдением правил, установленных для казенных управлений" [7, с. 7 - 11]. В ст. 8 Городового положения говорится о том, что принадлежащие городскому поселению земли, назначаемые по городскому плану под площади, улицы, переулки, тротуары, проходы и бечевники, или заменяющие их пристани и набережные, а равно пролегающие через городские земли водяные сообщения, оставаясь городской собственностью, состоят в общем для всех пользовании. Это означало запрет гражданского оборота земель.

Наказ как своего рода инструкция принимался для совершения определенных действий отдельными должностными лицами (например, Общая инструкция генерал-губернаторам 1853 г.).

Помимо названных форм закона, важной классификацией является их деление на основные и местные. Данное разделение содержится в ст. ст. 47, 48 Основных Законов Российской империи. Основным (конституционным) Законом в рассматриваемое время являлся Свод Законов Российской империи, изданный в 1832 г. и представляющий собой систематизацию русского законодательства.

Данный акт одновременно являлся и обобщением уже наличествовавшего на момент его издания правового материала, и создателем новых правоположений. Последнее достигалось за счет двух обстоятельств: во-первых, путем системности материала, когда ранее разрозненные положения в общей конструкции приобретали не свойственный им ранее смысл; во-вторых, за счет прямых законодательных новаций, зачастую подаваемых под видом логического вывода из ранее действовавших актов [2, с. 45].

Под местными законами в дореволюционной юриспруденции подразумевались законы областей, присоединенных в различное время к Российскому государству [6, с. 52 - 54]. "По пространству действия законы разделяются на общие и местные. Отношение между ними таково, что местный закон исключает действие общего. Очень естественно, что в таком обширном государстве, как наше Отечество, должны быть законы, относящиеся к отдельным местностям: невозможно, чтобы при разнообразии племен, населяющих Россию, при огромном пространстве ее не было местных особенностей в юридическом быту, а законодательство не может не учитывать действительности" [3, с. 3].

Литература

1. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. СПб., 1909.

2. Винавер М. М. К вопросу об источниках X тома Свода законов // Журнал Министерства юстиции. 1895. N 9.

3. Корево Н. Н. Издание местных законов Российской империи. СПб., 1907.

4. Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 2.

5. Малышев К. Курс общего гражданского права России. СПб., 1878. Т. 1.

6. Мейер Д. И. Русское гражданское право. М., 1997.

7. Павлов П. Н. Государственная и муниципальная собственность на землю // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2003. N 1 - 2.

8. Романович-Славатинский А. В. Система русского государственного права в его историко-догматическом развитии, сравнительно с государственным правом Западной Европы. Основные государственные законы. Киев, 1886. Ч. 1.

9. Цитович П. Курс русского гражданского права. Одесса, 1878. Учение об источнике права. Т. 1.

Название документа