Проблемы квалификации незаконного предпринимательства, связанного с государственной регистрацией

(Строганова Т. Ю.) ("Налоги" (газета), 2008, N 41) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОГО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ

Т. Ю. СТРОГАНОВА

Строганова Т. Ю., преподаватель кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии.

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных анализу и проблемам квалификации незаконного предпринимательства, все еще возникают дискуссионные вопросы, связанные с определением сущности каждой из форм осуществления незаконного предпринимательства. В диспозиции ст. 171 УК РФ предусмотрены следующие формы осуществления незаконного предпринимательства, связанного с государственной регистрацией: осуществление данной деятельности без регистрации, с нарушением правил регистрации и в результате представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Хотя, по статистике, чаще всего - 73% зарегистрированных случаев незаконного предпринимательства - осуществляется предпринимательская деятельность без лицензии, и только 27% зарегистрированных случаев незаконного предпринимательства составляет осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации <1>. Несмотря на это, представляется интересным остановиться на осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации, так как именно государственная регистрация является первым необходимым документом для осуществления предпринимательской деятельности. -------------------------------- <1> Беларева О. А. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ): Дис. ... к. ю.н. Томск, 2005. С. 95.

Понятие государственной регистрации законодательно закреплено в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Значение необходимости осуществления государственной регистрации заключается в том, что она обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций, что способствует устойчивости экономического оборота в государстве и создает определенные гарантии по обеспечению прав и законных интересов граждан и общества. Необходимо отметить то, что особенностью государственной регистрации является не учетная функция, а выражение воли государства по легитимации субъекта, поэтому именно свидетельство о государственной регистрации подтверждает законность деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии государственной регистрации создает общественную опасность, заключающуюся в том, что данную деятельность осуществляет субъект, который изначально не способен осуществлять ее надлежащим образом и нести ответственность за свою деятельность в полном объеме. При этом в результате осуществления такой деятельности возможны различные последствия. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации будет иметь место в тех случаях, когда: 1) в Едином государственном реестре для юридических лиц отсутствует запись о создании такого юридического лица; 2) в Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя; 3) в Едином государственном реестре для юридических лиц содержится запись о ликвидации юридического лица; 4) в Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей содержится запись о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя <2>. -------------------------------- <2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Здесь необходимо уточнить, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" не учтены случаи, когда государственная регистрация физического лица будет утрачивать силу раньше, чем об этом будет сделана запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Так, например, в случае признания судом индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом), а также вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица утрачивает силу с момента принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или вступления в силу приговора суда, предусматривающего такое наказание. Кроме того, регистрирующий орган самостоятельно вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. Соответственно, после вынесения судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу (п. п. 10, 11 ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <3>). Исходя из вышеперечисленных случаев, лицо, государственная регистрация которого утратила силу, при этом осуществляет предпринимательскую деятельность до того, как в государственном реестре будет сделана запись о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и извлечет доход в крупном размере или причинит крупный ущерб, несомненно, данную деятельность можно будет признать как осуществляемую без регистрации. -------------------------------- <3> Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Следующей не менее интересной формой является осуществление незаконного предпринимательства с нарушением правил регистрации. Самого понятия "правила регистрации" в законодательстве мы не найдем. В Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" говорится только о порядке государственной регистрации, который включает в себя сроки и место регистрации, порядок представления документов, принятие решения о государственной регистрации. Если исходить из содержания положений о порядке регистрации, можно сделать вывод, что данная глава Закона прежде всего адресована лицам, осуществляющим государственную регистрацию. Ведь если заявление о регистрации подается не по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или лица, не имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, то должно быть принято решение об отказе в государственной регистрации. Если же регистрация будет произведена, то достаточно сложно установить вину заявителя, так как он только должен представить документы для регистрации, а вот правомерность этих документов должен проверить уже регистрирующий орган. Поэтому после получения такого свидетельства о государственной регистрации нельзя признать предпринимательскую деятельность данного лица незарегистрированной, потому что нарушение закона о государственной регистрации было допущено самим регистрирующим органом. При этом вряд ли можно согласиться с мнением Н. А. Лопашенко, которая считает, что законодатель под нарушением правил регистрации имел в виду содержащийся в Законе порядок регистрации <4>. Данные понятия не идентичны, правила регистрации - более широкое понятие по отношению к порядку регистрации. Думается, что правила регистрации включают в себя порядок регистрации, это объясняется еще и тем, что правила составляют весь закон, а порядок регистрации предусмотрен только одной главой в законе. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В. М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (издание 7-е, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <4> Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ. ред. д. ю.н., Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004. С. 410; Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики. Авторский комментарий к уголовному закону. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Необходимо отметить, что Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает основания ответственности заявителя за нарушение порядка государственной регистрации, а именно непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также представление недостоверных сведений; грубые нарушения закона или иных правовых актов, допущенные при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов государственной регистрации юридических лиц; а также неоднократные либо грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальными предпринимателями. При этом Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 разъясняет, что следует понимать под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением порядка регистрации, а именно "ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам)" <5>. -------------------------------- <5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

С учетом данных разъяснений под нарушением правил государственной регистрации необходимо понимать совершение грубых нарушений закона или иных правовых актов, допущенных при создании (первоначально или путем реорганизации) юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо совершение неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Следует отметить, что грубые нарушения будут являться основаниями, дающими право для признания данной регистрации недействительной, но при этом не стоит забывать, что понятие "грубые нарушения" является оценочным и зависит от конкретной ситуации. В любом случае уголовная ответственность наступает, если в результате осуществления такой незаконной предпринимательской деятельности был причинен крупный ущерб либо эта деятельность сопряжена с извлечением дохода в крупном размере. Так, например, нарушением правил регистрации является создание унитарным предприятием в качестве юридического лица другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества (дочернего предприятия) (абз. 5 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <6>. -------------------------------- <6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

Подобные требования можно найти в других нормативных актах, касающихся государственной регистрации. Их несоблюдение делает регистрацию соответствующего юридического лица недействительной. Исходя из сказанного, при квалификации данной формы осуществления незаконного предпринимательства, следует согласиться с мнением Б. В. Волженкина, что ответственность за данную форму общественно опасного деяния установлена не за нарушение правил регистрации, а за осуществление предпринимательской деятельности субъектом предпринимательства, знающим, что при государственной регистрации был нарушен ее порядок, что дает основание для признания регистрации недействительной, а, соответственно, предпринимательскую деятельность незаконной. Если же должностное лицо регистрирующего органа допустит государственную регистрацию с нарушением установленных правил регистрации, то в зависимости от обстоятельств дела оно будет нести ответственность за служебное правонарушение или преступление <7>. -------------------------------- <7> Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 197 - 198.

Следующей формой совершения данного деяния, связанного с государственной регистрацией, является представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Документами, в которые могут быть внесены заведомо ложные сведения, являются документы необходимые для прохождения процедуры государственной регистрации. Перечень основных документов, необходимых для государственной регистрации, содержится в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Это протоколы о создании юридического лица, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины и другие. Следует иметь в виду, что перечень дополнительных документов, необходимых для государственной регистрации конкретных видов организаций, определен в более специальных нормативных актах, например документ, подтверждающий согласие антимонопольного органа для государственной регистрации, при слиянии или присоединении коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда <8>. -------------------------------- <8> Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

Опасность представления заведомо ложных документов заключается в том, что с помощью их может возникнуть субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который не имеет права ее осуществлять, что, в свою очередь, может повлечь за собой причинение вреда охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, общества и государства в целом. В практике достаточно часто встречается ситуация, когда регистрация юридических лиц проводится по поддельным, утерянным паспортам либо паспортам других лиц без их ведома. Такая регистрация необходима для уклонения от уплаты налогов, выполнения иных обязательств, вытекающих из деятельности зарегистрированного юридического лица, так как правоохранительные и контролирующие органы первоначально будут разыскивать для привлечения к ответственности лиц, являющихся учредителями и руководителями, указанных в соответствующих документах. Так, к ответственности за незаконное предпринимательство, которое повлекло за собой получение дохода в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ), одним из судов г. Москвы был привлечен К., который зарегистрировал юридическую фирму от имени гражданки Кр., паспорт которой был утерян. От ее имени были составлены и все иные документы, необходимые для открытия счета в банке, постановки на учет в налоговые органы <9>. -------------------------------- <9> Устинова Т. Д. Расширение уголовной ответственности за незаконное предпринимательство // Журнал российского права. 2003. N 5.

При буквальном толковании ст. 171 УК РФ получается, что представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, само по себе уже образует деяние, влекущее уголовную ответственность. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении разъяснил, что данные документы должны содержать такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности <10>. -------------------------------- <10> Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

Исходя из диспозиции ст. 171 УК РФ, законодатель приравнял представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документов, содержащих заведомо ложные сведения к осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации. Стоит сказать, что заявитель при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации подтверждает, что представленные документы являются достоверными и соответствуют всем требованиям, установленным законодательством РФ. Поэтому, когда он представляет документы, содержащие заведомо ложные сведения, в регистрирующий орган, он заведомо знает, что при этом нарушаются правила регистрации, так как документы не являются достоверными, следовательно, регистрация будет являться недействительной. В связи с этим непонятно, зачем законодатель выделил в статье отдельно представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, от нарушения правил регистрации, так как данное представление является разновидностью нарушения регистрации. Учитывая сказанное, следует, что представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, является одним из видов нарушения правил регистрации, поэтому в целях устранения излишней перегрузки диспозиции ст. 171 УК РФ предлагаем исключить указание на данный признак в качестве самостоятельной формы, оставив осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации.

------------------------------------------------------------------

Название документа