Государственная политика в сфере охоты и охотничьего хозяйства в советский период

(Краев Н. В.) ("Экологическое право", 2010, N 4) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД <*>

Н. В. КРАЕВ

Краев Н. В., биолог-охотовед, заведующий отделом "Хозяйство и право" Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б. М. Житкова Россельхозакадемии", кандидат юридических наук.

Одна из форм проявления государственной политики - издание государственными органами, особенно высшими, нормативных правовых актов. В статье рассматриваются сроки и правила охоты, запреты и регламентации охоты на отдельные виды животных и птиц, а также вопросы организации заповедников и заказников, охотничье-устроительных работ, исследуется и анализируется законодательство времен советского периода.

Ключевые слова: государственная политика, охота, охотничье хозяйство, РСФСР, СССР.

One of forms of manifestation of state policy is enactment of normative legal acts by state bodies, especially supreme organs. The article considers terms and rules of hunt, bans and regulations of hunt on separate types of "animals and birds", and also the issues of organization of reserves, hunting organizing works, investigates and analyses the legislation of Soviet period.

Key words: state policy, hunt, hunting farm, RSFSR, USSR.

Одна из форм проявления государственной политики - издание государственными органами, особенно высшими, нормативных правовых актов. К актам, формирующим политику в сфере охоты, охотничьего хозяйства, охраны и использования ресурсов охотничьих животных, можно отнести Декреты "Об охоте" (1920, 1923) <1>, Положения об охоте и охотничьем хозяйстве (1930, 1957, 1960) <2>, союзный и российский Законы о животном мире (1980, 1982, 1995) <3>, общероссийские Правила охоты (1922, 1951, 1957, 1961, 1974, 1988, 2009) <4>. По своему содержанию они в значительной мере направлены на охрану и воспроизводство диких зверей и птиц, установление порядка получения права на охоту (свидетельство, путевка, лицензия, разрешение и т. п.), условий добывания (виды, сроки, места, орудия, способы), наделения полномочиями разных органов, установления и осуществления надзора и контроля и решения других вопросов. -------------------------------- <1> См.: Декрет Совнаркома РСФСР от 20 июля 1920 г. "Об охоте" // СУ РСФСР. 1920. N 66. Ст. 297; Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1923 г. "Об охоте" // СУ РСФСР. 1923. N 17. Ст. 216. <2> См.: Положение об охотничьем хозяйстве РСФСР. Утв. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1930 г. // СУ РСФСР. 1930. N 9. Ст. 109; Основные положения производства охоты и ведения охотничьего хозяйства на территории СССР. Утв. начальником Управления по заповедникам и охотничьему хозяйству МСХ СССР 27 июля 1957 г. // Охота и охотничье хозяйство. 1957. N 9. С. 5 - 7; Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР. Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 // СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164. <3> См.: Закон СССР от 25 июня 1980 г. "Об охране и использовании животного мира" // ВВС СССР. 1980. N 27. Ст. 530; Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. "Об охране и использовании животного мира" // ВВС РСФСР. 1982. N 29. Ст. 1029; Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462. <4> См.: Правила производства охоты, ее сроки и способы. Изданы Наркомземом в начале 1922 г. // Известия ЦК Всероссийского союза охотников и Центроохоты. 1922. N 13-14. С. 3 - 6. Впоследствии Правила были одобрены Декретом ВЦИК и Совнаркома от 24 августа 1922 г. "О соблюдении Правил об охоте" // СУ РСФСР. 1922. N 54. Ст. 687. После выхода Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1923 г. "Об охоте" они были опубликованы в новой редакции. См.: Сельскохозяйственная жизнь. 1923. N 31. С. 13 - 14; Примерные правила производства охоты и ведения охотничьего хозяйства на территории _______ края, области, автономной республики. Разосланы Главохотой РСФСР с письмом от 14 марта 1951 г. N 0276 // Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО). Ф. 4821. О. 1. Ед. хр. 108. Л. 72 - 84; Типовые правила производства охоты на территории _______ области, края, АССР. Утверждены Главохотой РСФСР от 31 января 1957 г. // Центральный государственный архив РСФСР. Ф. 358. Оп. 3. Дело 745. Л. 1 - 11; Типовые правила охоты в РСФСР. Утв. Главохотой РСФСР 10 июля 1961 г. // ГААО. Ф. 4821. Оп. 1. Ед. хр. 243. Л. 149 - 171; Типовые правила охоты в РСФСР. Утв. Приказом Главохоты РСФСР от 1 марта 1974 г. N 66 // Сборник нормативных актов по охране природы. М., 1978. С. 486 - 487; Типовые правила охоты в РСФСР. Утв. Приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. N 1 // Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов / Сост. Н. В. Краев, В. Н. Краева. ВНИИОЗ. Киров, 2006. 2-е изд., доп. и перераб. С. 312 - 320; Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18 // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 509.

Об аспектах государственной политики по отдельным вопросам, их важности, целях и принимаемых мерах красноречиво свидетельствуют даже сами заголовки актов, не говоря уже об их содержании. В текстах многих актов содержался комплекс мер государственной политики в тот или иной период. Так, Постановление СНК РСФСР "О мероприятиях по упорядочению охотничьего хозяйства" (1931) <5> предписывало разработать мероприятия, в основу которых положить: "освоение всех охотничьих угодий"; "увеличение продукции охотничьего хозяйства, а также товарности ее"; "улучшение качества продукции охотничьего промысла"; "усовершенствование орудий промысла и их механизацию"; "организацию научно-исследовательской работы в местах проведения массовой охоты", "учреждение для этого специального фонда"; "организацию специальных учебных заведений на базе существующих охотоведческих отделений при различных учебных заведениях"; "установление взимания штрафов с заготовительных и экспортных организаций за скупку невыходной или запрещенной к добыче пушнины или дичи" и т. д. -------------------------------- <5> См.: Постановление СНК РСФСР от 3 сентября 1931 г. "О мероприятиях по упорядочению охотничьего хозяйства" // СУ РСФСР. 1931. Отд. 1. N 53. Ст. 392.

Основные директивы о порядке регулирования и надзора за правильным ведением охотничьего промысла, утвержденные Постановлением СНК СССР в 1936 г. <6>, предусматривали, что народные комиссариаты земледелия союзных и автономных республик, краевые и областные земельные управления: разрабатывают проекты обязательных постановлений о сроках и правилах охоты, запрете и регламентации охоты на отдельные виды животных и птиц, а также об организации заповедников и заказников; проводят охотничье-устроительные работы, в частности приписку охотничьих угодий к колхозам; организуют сторожевое и промысловое собаководство, в частности ведут учет сторожевых и промысловых племенных собак; снабжают колхозы и колхозников сторожевыми и промысловыми собаками; организуют питомники и племенные случные пункты; организуют выставки промысловых и сторожевых собак; проводят мероприятия по борьбе с хищными животными (особенно волками), в частности организуют бригады по истреблению хищников; организуют егерские службы с привлечением к этой службе актива из местного населения; обеспечивают охотничье-боевыми припасами и орудиями отдельных охотников и организации, ведущие борьбу с хищниками; используют специальный денежный фонд на мероприятия по истреблению хищников, выделяемый из отчислений по обязательному окладному страхованию, и т. д. -------------------------------- <6> См.: Основные директивы о порядке регулирования и надзора за правильным ведением охотничьего промысла. Утв. Постановлением СНК СССР от 23 января 1936 г. N 114 // СЗ СССР. 1936. N 6. Ст. 56.

Ключевое в государственной политике - формулирование цели и средств ее достижения. Целью может быть, например, охрана и расширенное воспроизводство охотничьих животных, увеличение их численности, усиление борьбы с браконьерством и т. д. Однако возникает вопрос: а для чего необходимо осуществлять те или иные действия, мероприятия и т. п.? В актах государственных органов чаще ясно и четко, иногда более скрыто и туманно были обозначены цели: - охотничьей промышленности - разведение, охрана и правильное, по государственному плану использование диких зверей и птиц с обязательным условием сохранения необходимого для расширения хозяйства количества производителей (1923) <7>; -------------------------------- <7> См.: Правила производства охоты, ее сроки и способы // Сельскохозяйственная жизнь. 1923. N 31. С. 13.

- охотничьего хозяйства - правильная эксплуатация государственного охотничьего фонда и увеличение и улучшение ценных охотничьих зверей и птиц путем охоты, звероводства и дичеразведения (1930) <8>. -------------------------------- <8> См.: Положение об охотничьем хозяйстве РСФСР. Утв. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1930 г. // СУ РСФСР. 1930. N 9. Ст. 109.

В Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР 1960 г. была определена основная задача охотничьего хозяйства - обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты <9>. -------------------------------- <9> См.: Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР. Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 // СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164.

Улучшение освоения ресурсов охотничьих животных, увеличение выхода пушно-меховой продукции, мяса диких зверей и птиц, наиболее полное удовлетворение потребностей в охоте (труде, отдыхе, спорте, рекреации) населения являлись стержнем государственной политики с начала прошлого века и до 90-х годов. Результатом стало создание государством условий для образования хозяйствующих субъектов разных форм собственности, возложение на них определенных обязанностей. В их числе были колхозы, производственно-охотничьи станции, ондатровые хозяйства, государственные и кооперативные промысловые хозяйства, егерские участки, охотничье-производственные участки, общества охотников и другие. Создание охотничьих хозяйствующих субъектов. С 1931 г. на основании Постановления Совета труда и обороны СССР "О пушно-меховом хозяйстве" начался процесс создания государственных промыслово-охотничьих станций. Одна из основных задач станций - "освоение неосвоенных и недостаточно освоенных охотничьих угодий, составляющих территорию станции, путем организации на них правильного комплексного охотничьего хозяйства, с постановкой рационального промысла и широкого развертывания воспроизводственных процессов и увеличения, таким образом, экспортных ресурсов СССР" <10>. -------------------------------- <10> Положение о производственно-охотничьей станции (ПОС). Утв. Госкомитетом по охотничьему хозяйству при Наркомвнешторге СССР 19 апреля 1933 г. // Местные органы власти и хозяйственные организации на Крайнем Севере. Справочник для работников Севера / Сост. Е. Кантор и И. Суслов. М.: Власть Советов, 1934. С. 180 - 182.

1930-е годы ознаменованы коллективизацией сельского хозяйства и организацией охотничьего хозяйства и охотничьего промысла через колхозы (1933) <11>. Колхозам устанавливались планы добычи и сдачи пушно-мехового сырья, мяса диких зверей, боровой и водоплавающей дичи, предписывалось выделение определенного контингента охотников, которые должны быть освобождены от сельскохозяйственных работ на сезон промысла, и т. д. -------------------------------- <11> См.: Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 17 августа 1933 г. N 74/1494 "О ликвидации охотничьей кооперации и о реорганизации интегральной кооперации" // СЗ СССР. 1933. N 53. Ст. 309.

В 1940-е годы на основании данных о том, что за последние годы размножение ондатры в местах ее расселения достигло больших размеров и в ряде мест запасы ее недостаточно используются, Постановлением Совета народных комиссаров СССР "О развитии охотничьего промысла и заготовок пушнины в военное время" (1943) <12> Наркомату заготовок СССР было предписано организовать 28 государственных ондатровых промысловых хозяйств с постоянным штатным контингентом рабочих-ондатроловов в количестве 500 человек и хозрасчетную Государственную контору ондатровых хозяйств. На Совнарком Казахской ССР была возложена обязанность мобилизовать 2 тысячи человек и направить их Балхашскому ондатровому хозяйству на осенне-зимний сезон промысла, другие органы обязывались изготовить и поставить этому промхозу 300 лодок, 20 моторов и т. д. Позднее организация ондатровых хозяйств была возложена Совнаркомом СССР и на систему потребительской кооперации (1946) <13>. -------------------------------- <12> См.: Постановление СНК СССР от 16 октября 1943 г. N 1126 "О развитии охотничьего промысла и заготовках пушнины в военное время" // ГАКО. Ф. 2169. Оп. 1. Ед. хр. 693. Л. 327 - 331. <13> См.: Постановление СНК СССР от 7 февраля 1946 г. N 319 "О мероприятиях по развитию ондатровых хозяйств в системе потребительской кооперации" // Документ официально опубликован не был.

В 1950-е годы Постановлением Совета Министров РСФСР Главохоте РСФСР поручено образовать "специальную егерскую службу в наиболее ценных охотничьих угодьях в целях обеспечения правильной эксплуатации государственного охотничьего фонда" (1956) <14>, а Роспотребсоюзу - организовать в 1958 - 1960 гг. в таежных охотничьих угодьях 94 промысловых хозяйства с постоянным штатным контингентом промысловых рабочих-охотников 8460 чел. для увеличения сбора кедровых орехов, заготовок пушнины, боровой дичи и дикорастущих ягод (1957) <15>. -------------------------------- <14> См.: Положение о Главном управлении охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР и его местных органах. Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 августа 1956 г. N 555 // Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР. М., 1967. Т. 8. С. 360 - 368. <15> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 26 октября 1957 г. N 1177 "О мерах по улучшению использования кедровых насаждений, развитию промыслов и увеличению заготовок кедровых орехов, пушнины, боровой дичи, дикорастущих ягод в таежных районах Сибири, Дальнего Востока и Севера европейской части РСФСР" // Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР. М., 1967. Т. 8. С. 183 - 185.

В 1960-е годы Роспотребсоюзу рекомендовано организовать дополнительно в 1961 - 1965 гг. не менее 27 пушных комплексных промысловых хозяйств (промхозов) на отдаленных и слабоосвоенных угодьях с контингентом промысловых рабочих (охотников) в количестве 2430 человек <16>, а на Главохоту РСФСР были возложены "выполнение практической работы по хозяйственному использованию природных ресурсов в лесных и охотничьих угодьях" и организация 40 государственных хозрасчетных промысловых хозяйств с контингентом постоянных рабочих (охотников) в среднем 90 человек на хозяйство <17>. Для руководства ими в центральном аппарате Главохоты РСФСР разрешено создать Управление государственных промысловых хозяйств (1962) <18>. С 1960 г. организациям потребкооперации разрешено иметь в районах промысловой охоты рабочих-охотников из расчета 10 - 15 человек на одну заготовительную контору <19>, а с 1966 г. - до 30 человек. Руководителям предприятий и учреждений, расположенных в районах промысловой охоты, разрешалось по ходатайствам заготовительных организаций предоставлять рабочим и служащим на сезон пушного промысла отпуска на 1 - 2,5 месяца без сохранения содержания <20>. -------------------------------- <16> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 декабря 1960 г. N 1924 "О мерах по увеличению заготовок пушнины для производства пушно-меховых изделий и для экспорта" // Свод законов РСФСР. М., 1988. Т. 6. С. 371 - 375. <17> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 16 января 1962 г. N 53 "О дополнительных мерах по использованию природных ресурсов" // Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР. М., 1967. Т. 8. С. 394 - 396. <18> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1962 г. N 1587 "Об организации Управления государственных промысловых хозяйств и составе Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР" // Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР. М., 1967. Т. 8. С. 397. <19> См.: Постановление Совета Министров СССР от 4 октября 1960 г. N 1060 "О мерах по увеличению заготовок пушнины для производства пушно-меховых изделий и для экспорта" // ГАКО. Ф. 2169. Оп. 28. Ед. хр. 1636. Л. 11 - 15. <20> См.: Постановление Совета Министров СССР от 12 января 1966 г. N 27 "О мерах по увеличению закупок пушнины и мехового сырья" // СП СССР. 1966. N 2. Ст. 16.

1980-е годы ознаменованы организацией в системе Главохоты РСФСР охотничье-производственных участков с целью "улучшения охраны и рационального использования государственного охотничьего фонда, проведения мероприятий, обеспечивающих увеличение запасов охотничьих животных и выход продукции охотничьего хозяйства с единицы площади охотничьих угодий, организации добычи промысловой пушнины, мяса диких животных и другой продукции охотничьего хозяйства" <21>. Совмин России (1986) обязывал Главохоту РСФСР "обеспечить увеличение производства продуктов питания", для чего создать дополнительно 10 госпромхозов, построить 150 промысловых баз, 25 цехов по переработке сырья, 10 холодильников и мерзлотников общей емкостью 5 тыс. тонн <22>. -------------------------------- <21> См.: Положение об охотничье-производственном участке управления охотничье-промыслового хозяйства и государственной охотничьей инспекции при областном (краевом) исполкоме, совете министров АССР. Утверждено Главохотой РСФСР 14 августа 1980 г. // Сборник нормативных материалов по охотничьему хозяйству / Сост. А. А. Улитин. М., 1984. С. 115 - 119; Рекомендации по организации и ведению охотничьего хозяйства на территории охотничье-производственных участков Главохоты РСФСР. Утверждены Главохотой РСФСР 29 апреля 1984 г. // Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов / Сост. Н. В. Краев, В. Н. Краева. ВНИИОЗ. Киров, 2006. 2-е изд., доп. и перераб. С. 389 - 395. <22> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 28 марта 1986 г. N 125 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности охотничьего хозяйства РСФСР" // СП РСФСР. 1986. N 15. Ст. 106.

Меры по объединению охотников-любителей также преследовали определенные цели. В поручении Всесоюзного совета физической культуры при Совнаркоме СССР организовать охотников-любителей в стрелково-охотничьи секции было определено, что в число задач секций входило и "содействие в выполнении народнохозяйственного плана по линии пушнины и дичных заготовок" (1934) <23>, затем обл(край)исполкомам и совнаркомам автономных республик рекомендовалось создать добровольные охотничьи общества, среди основных задач которых значилась "организация и проведение добычи продукции охотничьего хозяйства и всемерное содействие заготовительным органам в выполнении государственных планов заготовок пушнины и дичи" (1944) <24>. Затем последовало создание Правительством РСФСР с целью "роста заготовок продукции охотничьего хозяйства" Союза обществ охотников РСФСР (1958), переименование его в Союз обществ охотников и рыболовов <25>, утверждение его Устава (1978) <26> и т. п. -------------------------------- <23> Временное положение о стрелково-охотничьей секции при физкультурном коллективе предприятий и учреждений. Утв. Спортивно-охотничьим комитетом ВСФК СССР 26 ноября 1933 г. Прот. N 2 // Сборник материалов по оргметодическим вопросам физкультработы. ВСФК СССР. 1934. Вып. 10. С. 3 - 4. <24> Постановление Совнаркома РСФСР от 20 сентября 1944 г. N 671 "О мероприятиях по улучшению охотничьего хозяйства и охотничьего спорта в РСФСР" // СП РСФСР. 1944. N 11. Ст. 69. <25> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1962 г. N 1285 "О переименовании Союза обществ охотников РСФСР и Союз обществ охотников и рыболовов РСФСР" // СП РСФСР. 1962. N 18. Ст. 95. <26> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 1 июня 1978 г. N 267 "Об утверждении Устава Союза обществ охотников и рыболовов РСФСР (Росохотрыболовсоюза)" // СП РСФСР. 1978. N 13. Ст. 90.

В числе средств достижения целей освоения ресурсов было не только содействие созданию хозяйствующих субъектов. Государственная политика включала меры по закреплению охотничьих угодий (предоставление права ведения охотничьего хозяйства в определенных границах), планированию, стимулированию и другие. Закрепление (приписка) охотугодий. В 1931 г. на союзном уровне ставилась задача закрепить в следующем году до 50% площади охотугодий за пользователями, добиваясь максимального повышения товарного выхода пушнины и дичи, причем работу по организации артелей, групп и бригад и производственных охотничьих станций предписывалось вести на базе приписки их к соответствующим охотугодьям, обеспечив в последних охрану ценных пород от хищнического истребления, рациональную эксплуатацию охотугодий и развитие в них звероводства, акклиматизацию новых и восстановление истребленных ценных видов, а также повышение качества пушной продукции <27>. -------------------------------- <27> См.: Постановление Совета труда и обороны СССР от 31 октября 1931 г. N 477 "О пушно-меховом хозяйстве" // Союзпушнина. 1931. N 17-19. С. 3 - 5.

В 1959 г. Советом Министров СССР было установлено, что "основной формой правильной организации охотничьего хозяйства является закрепление охотничьих угодий" за пользователями для ведения планового охотничьего хозяйства. Закрепление охотничьих угодий "имеет целью рациональное использование этих угодий путем плановой эксплуатации государственного охотничьего фонда, воспроизводства этого фонда, охраны и проведения других хозяйственных мероприятий на территории охотничьих угодий" <28>. Российский Совмин обязал Главохоту РСФСР работу по устройству и закреплению охотничьих угодий на территории РСФСР завершить к 1965 г. Указывалось, что закрепление охотничьих угодий за государственными, кооперативными и общественными организациями производится на базе экономического обследования и устройства охотничьих угодий. Причем все расходы, связанные с экономическим обследованием, охотустройством хозяйств и закреплением угодий, осуществлялись за государственный счет <29> (а не за счет охотпользователей). -------------------------------- <28> Постановление Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. N 478 "О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства" // СП СССР. 1959. N 10. Ст. 62. <29> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 25 июня 1959 г. N 1097 "О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства РСФСР" // СПП РСФСР. 1959. N 7. Ст. 64.

Планирование. В советское время планировались: добыча и заготовки пушно-мехового сырья, мяса, боровой, водоплавающей дичи и другой продукции охотничьего хозяйства, уничтожение волков, расселение животных, проведение охранных, воспроизводственных, охотхозяйственных мероприятий; установление сезонных норм добычи и сдачи пушнины, числа охотников-промысловиков, с которыми должны заключаться договоры на добычу и сдачу продукции охоты, заданий по обучению промыслу молодых охотников. Были и весьма оригинальные предписания - широко внедрить в технику промысла капканный и петлевой отлов зверя "в целях усиления заготовок пушнины и дополнительного вовлечения в охотничий промысел женщин, молодежи и стариков" сверх устанавливаемого контингента охотников <30>; "обеспечить при заключении договоров вербовку новых кадров охотников из числа женщин-колхозниц и подростков и обучение их технике охотпромысла" <31> и т. д. -------------------------------- <30> См.: Приказ Наркомзага СССР от 9 мая 1941 г. N 28/К "О мероприятиях по упорядочению и усилению заготовок кожевенного, пушно-мехового сырья и шерсти" // Сборник приказов и инструкций Наркомзага СССР. 1941. N 10. С. 13 - 14. <31> Приказ Наркомзага СССР от 7 сентября 1942 г. N 976 "О плане заключения хозяйственных договоров на добычу и сдачу зимних видов пушнины в сезон 1942/43 гг." // Сборник приказов и инструкций Наркомзага СССР. 1942. N 9. С. 3 - 4.

С 1945 г. было введено планирование и учет качества пушно-мехового сырья (зачет на "головку", количество шкурок первого сорта, бездефектных и т. д.) <32>. Был период, когда "основным интегрированным показателем, который характеризовал всю работу охотуправлений" областей, краев и АССР, являлся выход пушной продукции в рублях в расчете на 1000 га площади охотугодий, который доводился до них в числе планируемых показателей. При этом указывалось, что повышение товарного выхода с единицы площади охотничьих угодий должно происходить за счет мероприятий по освоению промыслом неопромышляемых участков, оказания практической помощи колхозам в деле подготовки, организации и проведения промысла, увеличения числа охотников-промысловиков, широкого привлечения к добыче и сдаче пушнины государству охотников-любителей, работы по воспроизводству и проведение других мероприятий по организации промыслового и спортивного охотничьего хозяйства <33>. -------------------------------- <32> См.: Приказ Наркомзага СССР, Наркомвнешторга СССР, Центросоюза СССР и РСФСР от 12 мая 1945 г. N 633/116/424 "О мероприятиях по улучшению качества пушно-мехового сырья" // Сборник приказов и инструкций Наркомзага СССР. 1945. N 11. С. 12 - 15. <33> См., напр.: Плановые задания Управлению по делам охотничьего хозяйства при Архангельском облисполкоме на 1950 г. Утв. начальником Главного управления охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР 2 апреля 1950 г. // ГААО. Ф. 4821. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 22.

Стимулирование. В рамках административно-командной системы широко использовались разные формы и методы поощрения и создания стимулов. В условиях всеобщего дефицита в 1931 г. для стимулирования заготовок и борьбы с "оседанием" пушнины и мехового сырья была введена встречная торговля (отоваривание) сдатчиков промтоварами и хлебофуражом в размере 50% <34>, затем 100% суммы сданной продукции <35>. На половину суммы можно было покупать продовольственные товары (муку, сахар, масло, чай, крупу, кондитерские изделия, сельдь) и даже спиртоводочные изделия, другая половина отоваривалась промышленными товарами (махорка, мыло хозяйственное, грубошерстное сукно, хлопчатобумажные ткани, валенки, кожа, керосин и другие). -------------------------------- <34> См.: Постановление Совета труда и обороны СССР от 31 октября 1931 г. N 477 "О пушно-меховом хозяйстве" // Союзпушнина. 1931. N 17-19. С. 5. <35> См.: Постановление СНК СССР от 11 июля 1934 г. N 1642 "О мероприятиях по обеспечению выполнения плана заготовок пушнины и мехового сырья в 1934 - 35 гг." // Охотник Сибири. 1934. N 9-10. С. 32.

Для увеличения заготовок в военное время был предусмотрен повышенный отпуск товаров для охотников, перевыполнивших сезонные нормы добычи пушнины, за сдачу шкурок экспортных видов, первосортных шкурок. Например, при выполнении сезонной нормы добычи до 150% нормы отпуск товаров увеличивался на 10%, от 151 до 200% - на 20%, свыше 200% - на 30% <36>. Впоследствии нормы отоваривания были распространены на сдатчиков боровой и водоплавающей дичи, мяса диких животных, а также на колхозы, заключившие прямые договоры с заготовительными организациями на сдачу пушнины. Предписывалось снабжать охотников, сдающих дичь, продовольственными товарами в пределах 70% стоимости сданной дичи и на каждые 50 руб. стоимости сданной дичи (в 1949 г. это было 4 глухаря, или 9 тетеревов, или 20 рябчиков) продавать один литр винно-водочных изделий; за вывоз заготовленной дичи из глубинки выдавать возчикам по 400 граммов муки и 250 граммов зернофуража за тонно-километр <37>; выдавать охотникам, переселяемым в отдаленные охотничьи угодья и промысловые хозяйства, денежные ссуды в размере до 6 тыс. руб. на одну семью с погашением ее в течение 7 лет <38>. -------------------------------- <36> См.: Постановление СНК СССР от 16 октября 1943 г. N 1126 "О развитии охотничьего промысла и заготовках пушнины в военное время" // ГАКО. Ф. 2169. Оп. 1. Ед. хр. 693. Л. 327 - 331. <37> См.: Постановление СНК СССР от 18 августа 1944 г. N 1126 "О заготовках боровой дичи в осенне-зимнем сезоне 1944 - 45 гг., водоплавающей и степной дичи в 1944 году" // ГАКО. Ф. 2169. Оп. 1. Ед. хр. 820. Л. 197 - 199. <38> См.: Постановление Совета Министров СССР от 20 ноября 1948 г. N 4352 "О мероприятиях по заготовке пушнины и мехового сырья в IV квартале 1948 г. и в 1949 г." // ГАКО. Ф. 2169. Оп. 25. Ед. хр. 4. Л. 330 - 333.

Широко практиковались закрепление охотничьих участков за охотниками, заключающими договоры на добычу и сдачу пушнины, завоз их в отдаленные охотничьи угодья, оплата строительства охотничьих избушек, продажа охотничьих ружей и боеприпасов со скидками (до 40% розничной цены), бесплатное обеспечение штатных охотников боеприпасами, капканами и снаряжением для промысла, охотничьими избушками, оплата промысловикам за обучения молодых охотников и т. д. Заботилось государство не только об охотниках, но и об их помощниках - собаках. С 1943 г. обеспечению кормами подлежали собаки, принадлежавшие охотникам-промысловикам, заключившим договоры на сдачу пушнины заготовительным организациям не ниже сезонной нормы, установленной решением обл(край)исполкома, совнаркома республики, а также собаки охотников-любителей, имеющих договоры на сдачу пушнины в размере не менее 75% нормы охотника-промысловика. Корма отпускались из расчета следующей суточной нормы: для собак норных пород - 140, лаек и гончих - 200, борзых - 300 граммов крупяных кормов ежемесячно в течение почти всего года. За месяц до начала охотничьего промысла корма для собак выдавались в повышенном размере: норным - 300, лайкам - 500, борзым - 700 граммов. Охотники, уходящие на промысел в глубинные охотничьи угодья, получали корма для собак авансом <39>. -------------------------------- <39> См.: Инструкция о порядке и нормах снабжения кормами охотничьих собак. Утв. Наркомзагом СССР и Госохотинспекцией при Совнаркоме РСФСР в 1943 г. // Сборник приказов и инструкций Наркомзага СССР. 1943. N 23-24. С. 20 - 21.

В 1965 г. Совет Министров СССР обязал совмины союзных республик ежегодно выделять организациям, осуществляющим заготовки пушнины, за счет рыночных фондов муку, крупу и другие продовольственные товары для продажи охотникам на сезон промысла на сумму в размере до 50% стоимости закупаемой у них пушнины, а также выделять в необходимом количестве зернофураж и комбикорма для продажи сдатчикам пушнины (для кормления промысловых собак) <40>. -------------------------------- <40> См.: Постановление Совета Министров СССР от 12 января 1966 г. N 27 "О мерах по увеличению закупок пушнины и мехового сырья" // СП СССР. 1966. N 2. Ст. 16.

В 1986 г. Совет Министров РСФСР "в целях поощрения работников охотничьих промысловых хозяйств, службы госохотнадзора, обществ охотников и охотников-любителей за лучшие показатели по добыче и сдаче государству пушнины, охране и воспроизводству животного мира" разрешил Главохоте РСФСР и Росохотрыболовсоюзу выдавать им бесплатные лицензии на отстрел диких копытных животных и бурых медведей <41>. -------------------------------- <41> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 28 марта 1986 г. N 125 "О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности охотничьего хозяйства РСФСР" // СП РСФСР. 1986. N 15. Ст. 106.

Постановлением Совнаркома СССР в 1934 г. было признано целесообразным "в целях поощрения повышения квалификации охотников и лучшего выполнения планов на основе ударничества и соцсоревнования между отдельными бригадами охотников и отдельными охотниками" установить особый знак для лучших ударников-охотников, систематически выполняющих свои обязательства по сдаче пушнины государству <42>. Положение о нагрудном знаке "Отличник охотничьего промысла" предусматривало, что им награждаются охотники, работники промыслово-охотничьих хозяйств, производственно-охотничьих станций за особые, на основе социалистического соревнования, достигнутые успехи в деле развития охотничьего промысла (выполнения и перевыполнения планов заготовок пушнины, обязательств по договорам по сумме и качеству продукции, освоения и внедрения передовых методов добычи, рационализаторских и изобретательских предложений, способствующих развитию охотничьего хозяйства и пушного промысла, повышению производительности труда и передачи опыта начинающим и молодым охотникам). Устанавливалось, что данный знак носится на правой стороне груди ниже орденов и медалей Советского Союза. После ликвидации Наркомзага СССР и передачи заготовок пушнины потребительской кооперации, с 1957 г. награждать этим знаком стал Центросоюз СССР <43>. -------------------------------- <42> См.: Постановление СНК СССР от 11 июля 1934 г. N 1642 "О мероприятиях по обеспечению выполнения плана заготовок пушнины и мехового сырья в 1934 - 35 гг." // Охотник Сибири. 1934. N 9-10. С. 31 - 32. <43> См.: Положение о нагрудном значке Центросоюза "Отличник охотничьего промысла". Утв. Правлением Центросоюза 12 марта 1957 г. // Документ официально опубликован не был.

Проводились всесоюзные и российские слеты, выставки, смотры, конкурсы, соревнования охотничье-промысловых хозяйств и других хозяйств, охотничьих бригад, охотников-промысловиков и другие. Даже ЦК ВЛКСМ и редакция журнала "Дружные ребята" проводили конкурсы юных ловцов-охотников по весенне-летним видам пушнины, а победители премировались хлопчатобумажными тканями, швейными изделиями, обувью и другими товарами и т. д. <44>. -------------------------------- <44> См.: Приказ Наркомзага СССР от 27 апреля 1945 г. N 567 "О плане заготовок пушнины и мехового сырья на весенне-летний период и II квартал 1945 г." // Сборник приказов и инструкций Наркомзага СССР. 1945. N 11. С. 5 - 6.

В сфере охотничьего хозяйства были созданы и работали экономические механизмы финансовой подпитки отрасли из других сфер: фонд специальных средств Главохоты РСФСР (штрафы, иски, конфискаты, плата за лицензии и т. д.) <45>, фонд мероприятий по борьбе с волками и другими вредными животными (за счет средств страхования) <46>, фонд охотхозяйственных и воспроизводственных мероприятий <47>, на развитие промысла (отчисления от наценок, получаемых от промышленности, со счетов Союзглавлекпромсырья, или определенных процентов, включаемых в себестоимость продукции, производимой госпромхозами), экологические фонды <48> и другие. -------------------------------- <45> См.: Приказ Минфина РСФСР от 30 декабря 1980 г. N 01/385 "Об утверждении Перечней специальных средств учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах" // Документ официально опубликован не был. <46> См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 9 октября 1978 г. N 479 "О государственном обязательном страховании имущества колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий" // СП РСФСР. 1978. N 21. Ст. 149; Инструкция о порядке выплаты вознаграждений охотникам за уничтожение волков и шакалов на территории РСФСР и истребление лисиц в районах вспышек эпизоотий бешенства, а также расходования средств, отчисляемых от страховых платежей на мероприятия по борьбе с вредными хищниками, наносящими ущерб сельскому хозяйству. Утв. Главохотой РСФСР 14 февраля 1979 г. // Сборник нормативных материалов по охотничьему хозяйству / Сост. А. А. Улитин. М., 1984. С. 330 - 331. <47> См.: Положение о фонде охотмероприятий, порядке его расходования и отчетности. Утв. Постановлением Президиума Центросоюза СССР и РСФСР N 262 в 1940 г. // Бюллетень Центросоюза СССР и РСФСР. 1940. N 8. Ст. 51; Положение о фонде мероприятий по охотустройству и воспроизводству пушных зверей. Утв. Постановлением Правления Центросоюза СССР от 24 октября 1956 г. N 483; Положение о фонде охотхозяйственных и воспроизводственных мероприятий. Утв. Постановлением Правления Центросоюза СССР от 24 февраля 1972 г. N 30; Положение о централизованном фонде охотхозяйственных и воспроизводственных мероприятий Управления госпромхозов Главохоты РСФСР и управлений охотничье-промыслового хозяйства при советах министров автономных республик, краевых и областных исполкомах. По поручению Совета Министров РСФСР от 21 февраля 1974 г. N 2402-16. Утв. Главохотой РСФСР 4 июля 1974 г. <48> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1992 г. N 442 "О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации" // Документ официально опубликован не был.

Переход от плановой к рыночной экономике в нашей стране привел к тому, что подавляющее большинство рассмотренных мер, которые в конечном счете формировали и обеспечивали государственную политику в сфере охоты и охотничьего хозяйства, перестали работать. Ранее выработка государственной политики в сфере охоты, охраны и использования охотничьих животных специально ни на какой орган не возлагалась, но эта политика четко прослеживалась: максимальное освоение имеющихся ресурсов охотничьих животных, их воспроизводство, увеличение выхода продукции и ее заготовок. Более десяти лет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, на который были возложены выработка (до 2004 г. - проведение) государственной политики и нормативно-правовое обеспечение охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты <49>. Однако внятной государственной политики в последние десятилетия, к сожалению, не просматривается. Государственная политика - это тот стержень, который способен заложить основу для упорядочения разрозненных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере деятельности. -------------------------------- <49> См.: Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 // СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983; Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 164 // СЗ РФ. 2006. N 14. Ст. 1543; Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315; Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1090 // СЗ РФ. 1998. N 38. Ст. 4808.

Название документа