Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

(Багаутдинов К. Ф., Сагирова А. Г.)

("Законность", 2010, N 8)

Текст документа

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ

ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОТХОДОВ

К. Ф. БАГАУТДИНОВ, А. Г. САГИРОВА

Багаутдинов Камиль Флерович, следователь по особо важным делам Альметьевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Татарстан.

Сагирова Алсу Гафинуровна, аспирант Академии социального образования.

На примере конкретного уголовного дела о нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов рассматриваются вопросы тактики и методики расследования таких преступлений, формулируются предложения о совершенствовании уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: экологические преступления, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, экологическая милиция, подследственность преступлений.

Infringement of environmentally hazardous substances and waste handling rules

K. F. Bagautdinov, A. G. Sagirova

On the basis of a particular criminal case on the infringement of environmentally hazardous substances and waste handling rules, the authors examine issues of tactics and technique of investigation of such crimes, lay down proposals to improve criminal and criminal procedural legislation.

Key words: environmental crimes, infringement of environmentally hazardous substances and waste handling rules, environmental police, jurisdiction of crimes.

В феврале 2009 г. сотрудникам экологической милиции г. Альметьевска поступила информация о том, что в с. Ирекле Альметьевского района в складском помещении зернотока крестьянско-фермерского хозяйства "Фаттахова" хранятся ядохимикаты и пестициды общим весом более 60 т с истекшим сроком хранения. Руководитель фермерского хозяйства Ф. пояснила, что склад арендовало ООО "СтройКомАльянс Плюс", якобы для временного хранения удобрений.

При осмотре места происшествия было установлено, что на складе находятся мешки и бочки с ядохимикатами. Причем склад не имел никакой вентиляции. Он располагается в 10 м от зерносортировочного комплекса. На расстоянии 50 м от склада находятся жилые дома. В этом же складе, наряду с химикатами и пестицидами, хранились зерновые культуры - овес и гречиха.

Нарушения элементарных правил обращения с экологически опасными веществами и отходами были видны невооруженным глазом, однако этого было мало, чтобы возбудить уголовное дело. К проверке подключили соответствующие контролирующие органы: службу Главного государственного санитарного врача по Альметьевскому району и г. Альметьевску, специализированную инспекцию аналитического контроля Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" в Альметьевском районе и г. Альметьевске, отдел надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами управления Россельхознадзора по Республике Татарстан, управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГУ "Татарстанская межрегиональная ветеринарная лаборатория". Проверка проводилась под общим руководством прокурора г. Альметьевска.

После получения заключений контролирующих органов, в которых подтверждались многочисленные нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, было принято решение о возбуждении уголовного дела.

В ходе расследования было установлено, что в складском помещении зернотока ядохимикаты и пестициды с истекшим сроком хранения находились в период с 12 января до 12 марта 2009 г. При транспортировке и хранении ядохимикатов ООО "СтройКомАльянс Плюс" были допущены многочисленные нарушения требований действующего законодательства - различных санитарных норм и правил. Генеральный директор указанного ООО, в нарушение санитарных правил и норм, не поставил в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т. е. территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, о завозе на территорию Апьметьевского муниципального района опасных отходов - ядохимикатов и пестицидов, не оформил санитарно-эпидемиологическое заключение установленного образца на помещение для хранения пестицидов и агрохимикатов. Ядохимикаты и пестициды хранились вместе с зерном; в складском помещении, где отсутствовала обязательная приточно-вытяжная вентиляция, складирование опасных веществ производилось непосредственно на полу зернохранилища, поддоны отсутствовали; тара, в которую были упакованы химикаты и пестициды (бочки, бумажные и полиэтиленовые мешки), не обеспечивала их сохранность; допускались пролив и россыпь препаратов; препараты хранились в порванных мешках; бочки были загрязнены снаружи подтеками препаратов; средства механизации, очистки, обезвреживания на территории зерносклада отсутствовали. Прилегающая к складу территория была загрязнена пролитыми и рассыпанными препаратами; там же хранились отходы из-под препаратов (рваные мешки, поддоны).

При исследовании проб почвы, отобранных 10 марта и 9 апреля 2009 г. возле складского помещения зернотока, было установлено, что предельно допустимая концентрация (ПДК) отдельных видов пестицидов в почве превышена в 5 и более раз. При исследовании проб воздуха, отобранных на территории складского помещения зернотока, а также на расстоянии 50 м от него, было установлено превышение ПДК различных видов пестицидов в воздухе в 1,5 - 4 раза.

Указанные выше преступные действия Я., состоящие в перевозке в большом количестве в нецелостных упаковках, на неспециализированном транспорте опасных веществ - ядохимикатов и пестицидов, размещении их в не предназначенном для хранения ядохимикатов складе, расположенном в непосредственной близости от населенного пункта, в рассыпанном, разлитом виде, загрязнении прилегающей к складу территории пролитыми, рассыпанными химическими веществами, создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и возникновения чрезвычайных ситуаций, массового заболевания людей, повлекли загрязнение и отравление окружающей среды. При этом Я. действовал умышленно, зная, что допускает многочисленные нарушения закона, из корыстных побуждений, с целью неосновательного обогащения.

Это уголовное дело - яркий пример того, что всякого рода конкурсы, тендеры, аукционы, проведение которых регламентировано законом, не всегда выполняют свое предназначение. Подразумевается, что любой конкурс или аукцион должен выявить того исполнителя, который справится с этой работой лучше всех. Что же получилось в этом случае? Я. создает ООО "СтройКомАльянс Плюс" 2 февраля 2008 г., регистрирует его в реестре юридических лиц 11 июля 2008 г. Юридический адрес фирмы был указан по адресу квартиры, где был зарегистрирован и сам Я. В ООО числилось всего три работника: генеральный директор Якимов и два помощника руководителя. Поддельная лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерства экологии и природных ресурсов РФ, которую Я., по его словам, приобрел у неустановленных лиц в Москве, датирована 16 августа 2008 г. Информация об аукционе появилась на сайте Агентства по государственному заказу Республики Татарстан в августе 2008 г.

Хотя на участие в аукционе подали документы и другие организации, в том числе и специализированные, имевшие продолжительный опыт деятельности по утилизации ядохимикатов, комиссия по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе "Утилизация ядохимикатов и пестицидов с истекшим сроком хранения" признала победителем предприятие Я.

На основании решения комиссии 5 ноября 2008 г. между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и ООО "СтройКомАльянс Плюс" был заключен государственный контракт на выполнение работ по утилизации ядохимикатов и пестицидов с истекшим сроком хранения. Согласно контракту ООО обязалось осуществить работы по сбору, перезатариванию, взвешиванию ядохимикатов и пестицидов общим весом более 131 т с истекшим сроком хранения с территорий 12 районов Республики Татарстан. Ядохимикаты и пестициды должны были быть доставлены на специализированный полигон под Санкт-Петербургом для последующей утилизации и захоронения. Сумма контракта составила 10 млн. руб., из которых Я. в качестве аванса успел получить и использовать 3 млн. руб.

Возможно, решающую роль в победе на аукционе сыграла местная "прописка" ООО, руководимого Я. Остальные предприятия - участники аукциона были из других регионов, и комиссия могла учесть это обстоятельство, желая обеспечить работой предприятие, расположенное в Республике Татарстан. Но в данном случае стремление поддержать свое предприятие (отечественного, регионального производителя, как любят говорить) привело к совершенно иным последствиям.

Конечно же, трудно поверить, что ООО выиграло аукцион без содействия ответственных лиц Минэкологии РТ, комиссии по проведению аукциона. Было непонятно, почему же Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан либо Агентство по государственному заказу Республики Татарстан не проверили подлинность лицензии, представленной Я. Ведь в случае направления запроса в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ обман бы раскрылся. Сам Я. от сотрудничества со следствием отказался. Несмотря на предпринятые меры, в ходе следствия не удалось установить какие-либо его связи с членами комиссии, руководством, сотрудниками Министерства экологии.

Я. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, - транспортировка, хранение, иное обращение химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека, окружающей среде, повлекли загрязнение, отравление окружающей среды. Кроме этого, ему были предъявлены обвинения в незаконном предпринимательстве, использовании заведомо поддельного документа.

Материалы уголовного дела составили 9 томов. Только свидетелей обвинения было 60 человек. Расследование проводилось 5 месяцев. Приговором Альметьевского городского суда Я. осужден по п. "б" ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 247 УК РФ на 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ уголовные дела по большинству экологических преступлений, в том числе и по ст. 247, расследуются следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. С учетом общественной опасности этих преступлений, сложности их расследования, имеющихся трудностей в доказывании вины такой подход законодателя, безусловно, является обоснованным. В то же время полагаем, что здесь возможен и принцип альтернативной подследственности, т. е. целесообразно поручать расследование этой категории дел не только следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ, но и следователям МВД. Это обусловлено и тем обстоятельством, что в настоящее время во многих регионах (в том числе и в Республике Татарстан) создана и действует так называемая экологическая милиция. Она входит в структуру МВД, активно выявляет экологические правонарушения и преступления, помогает в проведении проверочных мероприятий и первоначальных следственных действий. Чтобы максимально использовать возможности экологической милиции в сопровождении расследования уголовных дел, считаем необходимым законодательно разрешить расследование экологических преступлений в том числе и следователями МВД. Возможно здесь использовать принцип - дело расследует следователь того органа, который выявил преступление. Полагаем, что это активизирует усилия органов внутренних дел по выявлению экологических преступлений.

Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (так называемая экологическая милиция) было создано 16 марта 2002 г. по инициативе Министерства внутренних дел и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан. Главное его предназначение заключается в обеспечении прав граждан в области охраны окружающей среды, в выявлении, предупреждении и пресечении экологических преступлений. Оперативное сопровождение расследования уголовного дела по обвинению Я. обеспечивали именно сотрудники межрайонного отдела УБПО ООС МВД по РТ (с дислокацией в г. Альметьевске).

В заключение обратим внимание на законодательную конструкцию ст. 247 УК. Это единственная статья из числа статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение экологических преступлений, которая сформулирована по признакам формально-материальных составов. Часть 1 ст. 247 предусматривает уголовную ответственность за действия, которые создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, т. е. наступления общественно опасных последствий не требуется. Части 2 и 3 ст. 247 уже являются материальными составами - уголовная ответственность наступает при наличии указанных в законе последствий.

Отметим, что с 1998 по 2009 г. в Республике Татарстан было зарегистрировано 33 уголовных дела по ст. 247 УК РФ, из них по ч. ч. 1 - 13, по ч. 2 - 19, по ч. 3 - 1.

Для сравнения: по ст. 246 УК РФ (нарушение правил окружающей среды при производстве работ) за этот же период в Республике Татарстан зарегистрировано только 9 уголовных дел. И это при значительной распространенности нарушений правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Таким образом, статистика убедительно свидетельствует о том, что при формулировании состава экологического преступления по признакам формально-материальных составов у следственных органов больше возможностей для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. В этом несомненный плюс законодательной конструкции ст. 247 УК. Поэтому полагаем, что и другие статьи об экологических преступлениях должны быть сформулированы таким же образом.

В то же время ст. 247 не лишена и определенных изъянов. Например, следовало бы предусмотреть применительно к данному преступлению такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления группой лиц, а также повторно. Кроме этого, следует расширить и перечень общественно опасных последствий, указанных в ч. ч. 2 и 3, включив в их число: существенное изменение радиационного фона, уничтожение растительного мира, причинение существенного экологического вреда, иные тяжкие последствия.

Реализация этих предложений будет способствовать дифференциации уголовной ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Название документа